Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие произносительных навыков слабослышащих дошкольников средствами коррекционной ритмики

Работа №160332

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы69
Год сдачи2024
Стоимость4400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Изучение развития произносительных навыков слабослышащих дошкольников
1.1. Онтогенез произносительной стороны речи у детей с нормальным
психофизическим развитием 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
младшего дошкольного возраста 9
1.3. Коррекционная ритмика как средство развития произносительных
навыков у слабослышащих детей 16
Глава II. Изучение нарушений произносительной стороны речи у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста
2.1. Содержание и структура обследования произносительных навыков
у слабослышащих детей младшего дошкольного возраста 23
2.2. Анализ результатов обследования произносительных навыков
слабослышащих дошкольников 31
Глава III. Логопедическая работа по развитию произносительных навыков у слабослышащих дошкольников
3.1. Организация и содержание логопедической работы 39
3.2. Анализ результатов развития произносительных навыков у
слабослышащих дошкольников 53
Заключение 57
Список литературы 61


Неслышащему человеку, как и слышащему, чтобы жить полноценной жизнью, необходимо общаться. Устная речь - наиболее естественное и удобное средство для повседневного контакта с окружающими людьми. Она формируется на более раннем этапе развития человека, нежели другие формы речи.
Наличие нарушения слуха значительно осложняет социальное развитие детей, как считал Л.С. Выготский, Г.Л. Выгодская, Е.И. Исенина, Б.Д. Корсунская и др. От того, насколько успешно ребенок с нарушениями слуха владеет навыками устного общения с окружающими, в значительной мере зависит его адаптация в мире слышащих. Развитие произносительной стороны речи (звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика) неслышащего ребенка способствует развитию коммуникативных навыков, и социальной адаптации, вследствие чего избранную тему выпускной квалификационной работы следует считать актуальной.
Формирование устной речи детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте, что связано с особой сензитивностью этого периода к формированию механизмов восприятия речи и складывания произносительных навыков, и чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь моторики и речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.Н. Бернштейн.
Объектом выпускной квалификационной работы является произносительная сторона речи слабослышащих детей младшего дошкольного возраста.
Предмет выпускной квалификационной работы - качественное своеобразие звукопроизношения и просодических компонентов речи детей с нарушениями слуха и их развитие средствами коррекционной ритмики.
В соответствии с актуальностью объекта и предмета мы
сформулировали цель работы:
Цель - изучить особенности произносительной стороны речи слабослышащих дошкольников и провести логопедическую работу по преодолению выявленных нарушений средствами коррекционной ритмики.
Задачи работы:
1. Провести анализ литературных данных по проблеме состояния произносительной стороны речи слабослышащих дошкольников;
2. Изучить состояние двигательных функций и произносительной стороны речи слабослышащих детей дошкольного возраста в процессе констатирующего эксперимента;
3. Разработать на основе обследования двигательных функций и произносительной стороны речи содержание логопедической работы по развитию произносительных навыков слабослышащих детей посредством коррекционной ритмики.
4. Провести контрольное изучение произносительных навыков и оценить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что произносительные навыки у слабослышащих дошкольников имеют качественные особенности и средствами коррекционной ритмики данные нарушения можно скорректировать.
Для решения задач мы использовали следующие методы:
■ теоретический метод включает в себя анализ литературы по теме исследования;
■ экспериментальные методы:
■ метод наблюдения;
■ метод изучения документации;
■ метод беседы с воспитателем и родителями;
■ интерпретационные методы:
■ количественный и качественный анализ результатов данных.
Практическая значимость представлена во второй главе. Описаны результаты исследования. В третьей главе представлены направления коррекционной работы, которые могут быть использованы сурдопедагогами, учителями-логопедами, формирующими произношение слабослышащих дошкольников.
Структура: работа состоит из 3-х глав, введения, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Произносительная сторона речи у детей с нормальным психофизическим развитием к седьмому году жизни максимально приближается к речи взрослых. Детям доступно произнесение всех звуков родного языка, их речь выразительна и интонационно окрашена.
Их представление об окружающем мире наполнено звуками, оно многогранно и «объемно».
Неслышащий ребенок ограничен в получении знаний об окружающем мире через слуховые анализаторы. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий, а также развитие памяти, внимания, мышления и речи.
Кроме этого, у детей наблюдается невозможность восприятия на слух звуков или восприятие не всех фонем, поэтому их речи присущи характерные особенности речевой деятельности: «смазанность» артикуляции,
нестабильные артикуляционные позиции, искажение, замены. Речь у таких детей часто затухающая к концу фразы, характерна назализованность, монотонность.
Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Сравнительный анализ методик обследования произносительной речи дошкольников показал, что методика Шматко Н.Д., Пелымская Т.Д. максимально подходит нам для обследования речи слабослышащих детей.
По данной методике была подготовлена программа констатирующего эксперимента. Было проведено обследование произносительной стороны речи слабослышащих дошкольников. На первом этапе мы обследовали качественное своеобразие звукопроизношения и просодических компонентов речи детей с нарушениями слуха. На втором этапе было проведено обследование двигательной функции слабослышащих детей.
По итогам проведенного обследования произносительной стороны речи слабослышащих детей с учетом анамнестических данных, можно отметить, что уровень развития произносительной стороны речи у слабослышащих детей часто имеет специфические нарушения. Голос тихий, имеет не ярко выраженный назальный оттенок. Выдох укороченный. Имеют место искажения звуков, и замены. Произнесение слов со стечением согласных, доступно только с паузой. Воспроизведение слов у обследуемых детей слитное. Звуковой состав многие дети соблюдают, но не всегда. Речь их в основном монотонна, скудно интонирована. При выполнении заданий, дети могут повторить за педагогом и логическое ударение и интонировать свою речь.
Проанализировав данные сводной таблицы (степени тугоухости; раннего речевого развития; особенностей произносительной стороны речи; моторных функций обследуемых слабослышащих дошкольников) можно отметить взаимосвязь между уровнем произносительной речи и мелкой моторикой, слабо развитая моторика всегда сопровождает большое количество особенностей речи слабослышащих детей. В основном, это искажения звукопроизношения, замены и призвуки.
Интересно обратить внимание на то, что уровень развития произносительных навыков зависит в большей степени от того, когда было отмечено начало лепета. Чем ближе лепет к нормативному возрасту, тем меньше искажений и замен в звукопроизношении обследуемого дошкольника и лучше владение произносительными навыками в целом.
Для того, чтобы речь неслышащего ребенка была более понятной, немонотонной, нескандированной, не звучала «плоско», отрывисто, верно ставились ударения, использовался бы звук во всех видах речи, важно добиться полной дифференциации артикуляторных движений.
Чем чётче и дифференцированнее артикуляторные движения речевого аппарата, движения конечностей, тела, тем яснее и сильнее их следы в мозге, тем прочнее кинестетические ощущения, на которые он упирается. Ощущения от движений для детей с недостатками слуха являются той основой, на которой формируется речь.
Коррекционная ритмика даёт возможность для дифференциации, углубления и уточнения ощущений и восприятия. Способствует развитию произносительных навыков и, как следствие, социальной адаптации слабослышащих детей.
В третьей главе мы описали содержание логопедической работы, привели примеры игр, планирование и конспект занятия по развитию произносительных навыков у слабослышащих дошкольников.
Обучение мы начали с основных звуков. Недостаточность времени, отводимого на формирующий эксперимент ограничила нас работой над звуками [А], [О], [У], [М], [П]. Мы разработали план занятий и подобрали игры, которые разделили на 9 групп:
1) упражнения на развитие дыхания;
2) упражнения, регулирующие мышечный тонус;
3) двигательные упражнения, сопровождающиеся произнесением
звуков речи и их сочетаний;
4) упражнения на развитие у детей голоса и артикуляции;
5) упражнения, направленные на работу над голосом;
6) упражнения для работы над интонацией;
7) упражнения, совершенствующие ритмическую сторону речи;
8) речевые упражнения на дифференциацию звуков;
9) упражнения, направленные на автоматизацию звуков.
По итогам проведенного контрольного обследования
произносительной стороны речи слабослышащих детей, мы выявили, что речевое дыхание стало более длительным, голос с тихого у 20% дошкольников стал приближен к нормативному.
Звуковоспроизведение заметно стало лучше: Звук [О] у 30% детей стал нормативным, а звук [У] улучшился у 40% младших дошкольников. Звук [П] нормализовался у 60%, что говорит об эффективности наших занятий. Что касается остальных звуков - то работа над ними будет проводиться и дальше.
Словесное ударение в самостоятельном назывании стало хорошим.
Воспроизведение фразы, у большинства обследуемых раздельное по словам, а вот темп стал нормативным у 20% дошкольников.
Речь у 30% дошкольников стала интонированной, они могут повторить за педагогом и логическое ударение и интонировать свою речь по образцу.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, а задачи решены.


1. Аванесов, Р.И. Фонетика современного русского языка /
Р.И. Аванесов. [Электронный ресурс]: - М., 1956. - Режим доступа:
http://dazor.narod.ru/books/avanesov-fonetika/avanesov-fonetika.htm
2. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л. Бабушкина,
O. М. Кислякова. // Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005. - 176 с.
3. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. - СПб.: Питер, 2004. -78 с.
4. Вильсон, Д. К. Нарушение голоса у детей / Д.К. Вильсон. - М.: Просвещение, 1990. - С. 34-95.
5. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 240 с.
6. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для вузов / Л.С. Волкова,
P. И. Лалаева, А.М. Мастюкова. - М., 1989. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://pedlib.rU/Books/2/0049/2 0049-2.shtml
7. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Владос, 2003. - 251 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/1/0162/index.shtml
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.
[Электронный ресурс]: - М., 1961. - Режим доступа:
https://vk.com/wall204499715 55
10. Глухов, В.П. Психолингвистика: учеб. для пед. и гуманит. вузов / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2013. - 343 с.
11. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2001. - 204 с.
12. Дмитриев, Л.Б. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев, Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова, И.И.Ермакова - М.: Медицина, 1990. - 285 с.
13. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребёнка / М.М. Кольцова. [Электронный ресурс]: - М.: 1973. - Режим доступа:https://pedlib.rU/Books/5/0362/5 0362-105.shtml
14. Корсунская, Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи / Б.Д. Корсунская. - М.: Педагогика, 1969. - 78 с.
15. Кузьмичёва, Е.П. Формирование речевого слуха и произносительных навыков у глухих дошкольников / Е.П. Кузьмичева, Н.Д. Шматко // Под редакцией Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1984. - 89 с.
...
50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ