Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования грамматических навыков на уроках английского языка 6
1.1. Понятие грамматического навыка и его роль в обучении иностранному языку 6
1.2. Методика формирования грамматических навыков 13
Выводы по I главе 21
Глава II. Способы формирования грамматических навыков на уроках английского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы 22
2.1 Специфика обучения грамматической стороне речи в 5 классе средней
общеобразовательной школы 22
2.2 Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков на уроках английского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы
и их использование в процессе обучения 28
Выводы по II главе 41
Заключение 42
Список литературы 45
Приложение
В современном обществе возрастает роль межкультурной и межъязыковой коммуникации. В данном контексте предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла. Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Актуальность нашего исследования обусловлена усилением практической направленности в преподавании грамматики в методике обучения иностранным языкам. Это находит выражение в четком отборе грамматического минимума, в максимально рациональном использовании учебного времени; в выборе экономных и эффективных способов объяснения грамматики, включая работу по моделям, в обильной тренировке с помощью целенаправленных упражнений.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в среднем звене СОШ.
Предмет исследования - формирование грамматических навыков учащихся среднего звена СОШ на уроках английского языка.
Цель исследования - выявить, описать, систематизировать основные способы формирования грамматических навыков на уроках английского языка в 5 классе СОШ
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия «грамматический навык» и показать его роль в освоении иностранному языку.
2. Описать существующие в современной методике подходы к формированию грамматических навыков в среднем звене СОШ.
3. Выявить специфику формирования грамматических навыков
англоязычной речи учащихся 5 класса СОШ.
4. Подобрать и разработать упражнения. позволяющие успешно формировать и совершенствовать грамматические навыки англоязычной речи в 5 классе СОШ.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: сравнение, обобщение, изучение передового педагогического
опыта, анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, изучение практического опыта учителей СОШ.
Теоретической основой исследования являются научные труды таких ученых, как И.А. Зимняя. Т.П. Леонтьева, Л.Р. Сакаева, А.А. Люблинская, В.М. Филатов и др.
Практическая значимость
Полученные результаты расширяют методические возможности учителя английского языка СОШ, способствуют повышению качеству обучения и могут быть использованы при обучении грамматической стороне англоязычной речи учащихся 5 классов СОШ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении аргументируется выбор темы исследования, методы анализа, определяется объект, предмет, цель и конкретные задачи, обосновывается актуальность и практическая значимость исследования.
В I главе речь идет о грамматике как аспекте языка. Разграничено понятие грамматического знания и грамматического навыка.
Охарактеризована роль грамматического компонента в обучении иностранному языку. Рассмотрена методика развития грамматических навыков, а также способов оценки их сформированностн.
Глава II является практической и посвящена специфике обучения грамматической стороне речи на среднем этапе. Здесь также представлен конспекты фрагментов урока английского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы, направленный на формирование грамматических навыков по УМК «Английский в фокусе».
В Заключении содержатся выводы по проведенному исследованию, намечаются пути и перспективы дальнейшей работы
Для формирования грамотной устной и письменной речи, понимания разговора других людей при чтении и аудировании необходимо овладеть грамматикой изучаемого языка. Владение большим словарным запасом не поможет передать конкретную мысль, потому как лексические единицы только называют предмет или явление, а именно грамматика отражает отношения между ними. Она выполняют функцию строительного материала речи.
В последние годы наблюдается усиление практической направленности в преподавании грамматики. Грамматика характеризуется скелет, на котором держатся весь строй языка. Наравне с этим методисты отмечают, что грамматика - это не самоцель, а одно из средств овладения языком, неотделимый компонент всех видов речевой деятельности. Обучать грамматике - это значит формировать у учащихся в рамках языковой компетенции грамматический ее компонент, содержание которого составляют грамматические знания и навыки.
Для того, чтобы выявить способы формирования грамматических навыков на уроках английского языка в 5 классе, нами были сформулированы цель и ряд задач исследования.
В соответствии с первой задачей мы рассмотрели понятие грамматического навыка и проанализировали его роль в обучении иностранному языку. Мы пришли к выводу, что место, роль и значение грамматики при обучении иностранным языкам находятся в центре научных споров. Из истории методики преподавания иностранных языков можно отметить, что не существует однозначного отношения к грамматике: ее роль временами недооценивалась или совсем исключалась и это, несомненно, негативно сказывалось на результатах обучения. Отказ от изучения грамматики, так же, как и преувеличение ее роли в учебном процессе, негативно влияют на результаты обучения и уровни владения иностранным языком.
На современном этапе обучать грамматике - это значит формировать у учащихся в рамках языковой компетенции грамматический ее компонент, содержание которого составляют грамматические знания и навыки. Грамматические знания являются важной предпосылкой формирования грамматических навыков и сопутствующим компонентом процесса речевого общения. Грамматический навык обеспечивает правильное употребление грамматических явлений в речи.
Согласно второй задаче исследования, мы охарактеризовали методику формирования грамматических навыков. Формирование грамматических навыков происходит в соответствии со следующими этапами: ознакомление, первичное закрепление, развитие навыков н умений использования грамматики в устном и письменном общении.
В качестве основных способов ознакомления с грамматическим материалом используются индукция и дедукция. Сущность индуктивного способа заключается в том, что грамматические явления наблюдаются в тексте или звучащей речи, изучаются в специально подобранных примерах и обобщаются в правилах. Дедуктивный способ предполагает ознакомление с грамматическим явлением от обобщенного правила к наблюдению за явлением в речевом контексте и закреплению в упражнениях.
Кроме индуктивного и дедуктивного существует также дифференцированный подход к формированию грамматического навыка речи, который подразумевает использование всевозможных методов и приемов обучения, разного рода упражнений с учетом целей обучения, языкового материала, видов речевой деятельности и возрастных особенностей школьников.
В соответствии с третьей задачей исследования мы выделили специфику обучения грамматической стороне речи на среднем этапе. Обучение грамматике в пятом классе средней общеобразовательной школы имеет следующие преимущества, обусловленные возрастными особенностями:
высокая мотивация школьников раннего подросткового возраста получать как можно большее количество знаний, вырастая в собственных глазах и в глазах своих ровесников, так называемое «стремление к интеллектуализации»:
одновременное обучение лексике, грамматике, чтению и письму способствует формированию индивидуального стиля работы и своего отношения логического, эмоционального, слуховой, зрительной памяти и т. д.;
возрастные и индивидуальные особенности личности на данном этапе развития ребенка при правильной подаче материала позволяют осваивать большой объем материала.
Наконец, в практической части мы разработали систему упражнений для формирования грамматических навыков на уроках английского языка по учебнику “Spotlight” в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Таким образом, цель и задачи исследования были достигнуты. Мы видим дальнейшие пути исследования данного вопроса в привлечении современных информационно-коммуникационных технологий. Интерес для исследователей может представить переосмысление традиционных подходов к формированию грамматических навыков в контексте цифровой трансформации в школе.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
2. Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. - М.: Русский язык. 1991. - С. 92-99.
3. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка. - 5-е изд. стер. - М.: КДУ, 2020. - 862 с.
4. Дмитриева Д.Д. Особенности формирования грамматических навыков речи на начальном этапе обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - № 2. - С. 106-108.
5. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по
разработке и применению: учеб, метод, пособие. - СПб.: СПбГИЭУ. 2010. - 59 с.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Логос, 2006. - 284 с.
8. Казнина ТВ. Специфика обучения грамматике английского языка в пятом классе средней общеобразовательной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 4.-С. 95-100.
9. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева ТМ. Практическая методика
обучения иностранному языку: учеб, пособие для студентов филол.
специальностей высш. пед. учеб, заведений. - М.: Academia, 2004. - 258 с.
10. Ларкина А.С. Особенности формирования грамматических навыков речи учащихся в начальной школе в процессе обучения английскому языку // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 3. - С. 105¬107.
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность н индивидуальные различия: избранные психологические труты. - М.: МПСИ, 2003. - 464 с.
12. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение», 1969. - 214 с.
13. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М.: МГУ, 1979. - 272 с.
14. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. - М.: Просвещение. 1977. - 224 с.
15. Методика преподавания иностранного языка: учеб, пособие / под ред. Т. П. Леонтьевой [и др.]. - Минск: Вышэйшая школа, 2017. - 239 с.
16. Методика обучения иностранным языкам: традиции и
современность / Под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
17. Муратова М.Н. Особенности обучения грамматике английского языка на среднем этапе // Academy. - 2019. - № 4. - С. 58-59.
18. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия. 1999. - 456 с.
19. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 1997. - 651 с.
20. Плешивцева Е.Ю. Роль инновационных технологий в формировании лексико-грамматических навыков при обучении иностранному языку // Актуальные вопросы образования. - 2021. -№ 1. - С. 199-202.
21. Пышкнна Е.В. Специфика формирования грамматического навыка
речи в средней школе с помощью инновационно-коммуникационных технологий // Лингвистика и лингводидактика: Сборник научных тезисов и статей по материалам Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно¬
технологический университет, 2019. - С. 143-148.
22. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова ТЕ. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
23. Соболева Е.А., Папоян Г.Н. Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку // Наука и образования сегодня. - 2019. -№ 1.-С. 76-78.
24. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 123 с.
25. Тастыгнна A.A. Using Internet Technologies to Develop Foreign- language Grammar Skills in Elementary School // Инновационные научные исследования.-2021.-№ 12.-С. 167-175.
26. Требования к предметным результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования // Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-
prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/russkij-yazyk/fgos/fgos-ooo.html (дата
обращения: 19.02.2022).
27. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебник. - М.:
Академия. 2003. - 288 с.
28. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб, пособие для студентов педагогических колледжей. - Ростов-на-Дону: АНИОН, 2003. - 416 с.
29. Филатов В.М., Белогрудова В.П., Исаева Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб. Пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2004. - 417 с.
30. 30 Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. - М.: Издательство Юрайт. 2009. - 158 с.
31. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной иностранной речи // Иностранные языки в школе. 1971. - № 6. -С. 16.
32. 32.Шатнтов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи И Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. - М.: Русский язык, 1991.-С. 295-305.
33. 33. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб, пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - 4-е изд. стер. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 384 с.
34. 34. Эванс В., Дули Дж., Подоляко О., Ваулина Ю.Е. Английский
язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон, носителе. - М: Express Publishing: Просвещение, 2014. - 216 с.
35. 35. Юшина Ю.И. Рабочая программа по английскому языку 5-9 класс. - Самара, 2018. - 35 с.