Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития социокультурной компетенции у обучающихся старших классов в обучении иностранному языку 6
1.1 Социокультурная компетенция в контексте компетентностного
подхода 6
1.2 Психолого-педагогические условия реализации социокультурного
подхода к обучению английскому языку обучающихся старших классов 18
1.3 Основные принципы отбора материала, способствующие эффективной
реализации социокультурного подхода в общеобразовательной
школе 32
Глава 2. Реализация социокультурного подхода в обучении английскому языку в старших классах на примере элективного курса «Страноведение
англоязычных стран» с использованием аутентичных
материалов 46
2.1 Основные положения по составлению программы элективного
курса 46
2.2 Элективный курс по страноведению в старших классах как один из
основных способов реализации социокультурного подхода в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе 52
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение 1 84
Приложение 2 170
Приложение 3 171
В настоящее время перед школой стоят задачи, связанные с интеллектуальным и духовно-нравственным развитием детей, которые мыслят общечеловеческими категориями и наследуют опыт предшествующих поколений. Школы призваны развивать способности у обучающихся реализовывать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, становиться мобильной и коммуникабельной личностью, готовой к коммуникации на иностранном языке в рамках диалога культур, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.
Процессы, происходящие в современном мировом экономическом и культурном пространстве, несмотря на политические, религиозные, этнические разнообразия мирового сообщества, выдвигают на первый план межкультурную коммуникацию как важнейший фактор интеграции человеческого общества. В этих условиях актуальным становится задача подготовки подрастающего поколения к межкультурной коммуникации как важнейшему механизму межэтнического, межгосударственного сотрудничества [2, с. 44].
Интеграция в мировое сообщество ставит перед российской системой образования новую цель - воспитание поколения, обладающего планетарным мышлением, которое характеризуется способностью человека рассматривать себя не только как представителя национальной культуры, проживающего в определенной стране, но и в качестве гражданина мира, воспринимающего себя субъектом диалога культур. Иностранный язык как учебная дисциплина является одним из основных инструментов воспитания личности, обладающей межкультурной компетенцией. Изучая иностранный язык обучающиеся получают основы межкультурного образования, усваивают и культуру, и видение других народов, что, расширяет их гуманитарные горизонты и способствует развитию способностей. В процессе обучения иностранным языкам возникает необходимость формирования социокультурной компетенции у обучающихся старшего школьного возраста [5, с. 13].
Феномен компетенции получил широкую трактовку как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Сущность компетентностного подхода и отдельных видов компетенции анализируется в трудах А.А Леонтьева, В.В. Сафоновой, Л.В. Щерба и др.
Вопрос о применении страноведческого аспекта в обучении иностранному языку широко раскрывается в работах Е.В. Кавнатской, Г.В. Колшанского, Е.И. Пассова. Приемы формирования социокультурной компетенции у школьников рассматриваются в трудах Г. В. Роговой, В. В. Сафоновой, и др.
Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, педагогического опыта школ показал, что несмотря на многочисленные публикации на тему использования социокультурного подхода в образовании, проблема формирования социокультурной компетенции при обучении иностранным языкам остается малоизученной.
Проблема исследования связана с противоречием, которое обнаруживается, с одной стороны, в осознании современным обществом необходимости реализации социокультурного подхода к обучению английскому языку в старших классах средних общеобразовательных школ, с другой стороны, в недостаточном количестве приемлемых методических разработок, способных создать доступные условия для эффективного формирования социокультурной компетенции у обучающихся.
Цель исследования - создание условий эффективной реализации социокультурного подхода к обучению английскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы посредством элективного курса «Страноведение англоязычных стран».
Объект исследования - реализация социокультурного подхода в процессе обучения в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - процесс формирования социокультурной компетенции у обучающихся английскому языку в старших классах.....
В современном мире отношение к языку как средству повседневного общения претерпевает кардинальные изменения. Из предмета второстепенной значимости иностранный язык перешел в разряд предметов, наиболее важных для полноценной самореализации личности в современных социокультурных условиях. Современный мир определяет острейшую необходимость в формировании языковой личности, стремящейся реализовать собственные интеллектуальные возможности, творческий потенциал, компетентность и конкурентоспособность на международном уровне. Отсюда возникает объективная необходимость в реализации социокультурного подхода в обучении английскому языку, а значит и в совершенствовании дидактических основ процесса обучения и в формировании приемлемых методических разработок, способных создать доступные условия для эффективного формирования социокультурной компетенции у обучающихся в средней общеобразовательной школе.
Определение педагогических условий и практических основ развития социокультурной компетенции в старших классах средней общеобразовательной остается актуальной и одновременно малоизученной проблемой, что и повлияло на выбор темы исследования.
Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы определил:
1. Понятия социокультурной компетенции, ее структура, а также критерии и уровни сформированности компетенции.
2. Психолого-педагогические условия формирования социокультурной компетенции у обучающихся старших классов.
3. Основные положения по составлению методического материала, а именно элективного курса в рамках реализации социокультурного подхода в обучении английскому языку в старших классах.
В ходе работы было также определено, что ключевым условием эффективной реализации социокультурного подхода к обучении английскому язык в старшей школе является отбор материала, способствующего не только расширению и систематизации знаний о языке, но и формированию устойчивого представления об англоговорящих странах и их характерных особенностях.
Анализ методической и психолого-педагогической литературы показал, что включение в учебный процесс элективного курса является одной из успешных возможностей реализации социокультурного подхода в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Опираясь на изученную базу и учитывая требования по составлению элективного курса был составлен элективный курс «Страноведение англоязычных стран» для старших классов, который включил в себя не только страноведческий материал по англоговорящим странам аутентичного характера, но и материал, интегрирующий знания по географии, истории, МХК, видео материалы. В элективном курсе представлены аутентичных тексты, презентующие не только характерные особенности стран, но и реалии жизни, национально-культурную и социально-психологическую информацию, поведенческие паттерны для дальнейшего использования в речевых ситуациях, а также средств аудио- и видео наглядности, воссоздающих эффект присутствия, что обеспечивает успешное усвоение учебного материала в целом. Элективный курс обеспечивает возможность применения различных индивидуальных, парных и групповых форм работы, таких, так подготовка сообщений, эссе, рефератов, ролевых игр, проектов, которые не только способствуют приобретению новых знаний о культуре изучаемого языка, но и побуждают обучающихся к активности и творческой деятельности. Также учитываются возрастные особенности обучающихся старших классов, их умения, интересы и потребности.
Данный элективный курс направлен на формирование:
• страноведческой мотивации путем углубление знаний по истории, культуре, традициях англоговорящих стран;
• знаний о явлениях действительности своей страны, своей культуры путем сравнения их с иной действительностью и культурой;
• умений вести себя в процессе официальной и неофициальной коммуникации;
• вежливого отношения к другой культуре.
В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что использование социокультурного подхода в обучении английскому языку может иметь эффективную реализацию при использовании приемлемых методических материалов. Таким образом, проведенное исследование позволило нам разработать представленный элективный курс, направленный на практическое применение с целью реализации социокультурного подхода в обучении английскому языку в старших классах общеобразовательных школ, то есть задачи выполнены и цель исследования достигнута.
1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения языка старшими школьниками // Иностранные языки в школе. - 2008. - №2. - C. 34-38.
2. Андриевская В.В. Обучение и развитие старшеклассников // Психология усвоения иностранных языков на разных возрастных ступенях. - 2005. - №3. - С. 44-51.
3. Баранова К.М. Startlight10. - М.: Титул. - 2008. - С. 24-31.
4. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе. - 2007. - №3. - С. 20.
5. Барменкова О.И. Эффективные приёмы обучения английскому языку. - М.: Просвещение, 2004. - 162 с.
6. Бим И.Л., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 6. - С. 13-17.
7. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам. Поиск новых путей // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 1. - С. 19 -26.
8. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. EnjoyEnglish 10. - М.: Титул. - 2007. - 24 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в подростковом возрасте. - М.: Просвещение. - 2006. - 365 с.
10. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5. - C. 51-53.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.:
Просвещение. - 2007. - 132 с.
12. Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в старшей школе. - М.: Просвещение. - 1999. - 83 с.
13. Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в старшей школе. - М.: Просвещение. - 2003. - 112 с.
14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: для учителя. - М.: Просвещение. - 2005. - 74 с.
15. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. -М.: Просвещение. - 2008. - 82 с....46