Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы принятия решений детьми дошкольного возраста
1.1. Категория «принятие решений» в психологической
литературе 7
1.2. Мозговые механизмы принятия решений 17
1.3. Групповое влияние как фактор принятия решений 23
1.4. Возрастно-психологические особенности принятия решений в
дошкольном возрасте 30
Глава 2. Экспериментальное исследование принятия решений у детей дошкольного возраста
2.1. Организация экспериментального исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального
исследования принятия решений у детей дошкольного возраста 47
2.3. Рекомендации по оптимизации процесса принятия решений
дошкольниками 66
Выводы 75
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение 85
Начиная с детства человеку приходится делать выбор. С кем дружить, какую игрушку выбрать, что съесть. Возможность выбирать — это проявление свободной воли и способности строить нашу жизнь так, как мы хотим. Вместе с тем, выбор всегда сопряжен с трудностями. Хотя бы потому, что придется отказываться от одного в пользу другого.
Ученые психологи, социологи, маркетологи на протяжении десятилетий пытались понять психологию принятия решений.
Американская компания Merriam-Webster, издатель справочников и словарей, определяет принятие решения так - это возможность выбирать между двумя и более позициями. В психологических исследованиях под принятием решений понимается «волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности» [18].
На сегодняшний день в отечественной психологии процесс принятия решения рассматривается в рамках двух основных направлений: когнитивного и регулятивного. Сторонники первого подхода - Л.Г.Евланов, Т.В.Корнилова, О.И.Ларичев, О.К.Тихомиров и др., рассматривают принятие решения как процесс, начинающийся с возникновения проблемной ситуации и заканчивающийся выбором наилучшего решения из множества альтернативных вариантов. Принятие решения как процесс регуляции обосновывают представители второго направления - А.В.Карпов, Н.Н.Азаров, Д.Н.Узнадзе и др. Б.Ф Ломов отмечал, что принятие решений рассматривается в качестве одной из психологических составляющих любой деятельности.
Согласно «теории выбора» Уильяма Глассера (William Glasser) в основе выбора лежит удовлетворение пяти своих основных потребностей: безопасности, любови, самореализации, свободы и развлечений. В исследованиях Шины Айенгар (Sheena Iyengar) выбор ассоциируется с предпочтением человека. Предпочтения закладываются в раннем детстве и формируются на протяжении всей жизни. Предпочтения бывают осознанными и неосознанными, последние в большей степени оказывают влияние на выбор человека. К ним относятся такие бессознательные поведенческие тенденции как: «первое впечатление», контекст ситуации выбора, «стадное чувство», «страх потери».
В детском возрасте роль бессознательных тенденций в принятии решений является определяющей в силу того, что осознанность находится в стадии формировании. Возрастные психологи отмечают высокую склонность детей следовать чужому мнению или стилю поведения, поскольку они еще не успели сформировать собственные взгляды и позиции на различные жизненные явления. Ребенок познает мир и адаптируется в обществе за счет приспособления к нему. Лишь со временем, накапливая силы и знания, человек старается приспособить мир к себе.
Актуальность предложенного исследования определяется тем, что большая часть информации о причинах и факторах, влияющих на принятие решений, в основном получена благодаря социально-психологическим экспериментам, проводимым с участием взрослых людей. При этом, сколько- нибудь развернутые данные о экспериментах и исследованиях, проведенных на детской выборке на эту тему отсутствуют.
В связи с этим актуальным представляется экспериментально изучить факторы, влияющие на принятие решений в дошкольном возрасте.
Цель исследования: выявить факторы, влияющие на принятие решений дошкольниками разных возрастных групп для разработки рекомендаций по оптимизации процесса принятия решений .
Объект исследования: принятие решений детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние психологических факторов на
принятие решений дошкольниками.
Гипотеза: у детей дошкольного возраста в ходе взросления
усиливается тенденция к социальному давлению на процесс принятия решения ребенком, а также нарастает тенденция при выборе от предпочтения немедленного вознаграждения «для себя» к предпочтению отложенного вознаграждения «для коллектива».
Для проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование социально-психологической, возрастно-психологической литературы по проблеме исследования.
2. Организовать экспериментальное исследование.
3. Провести анализ и интерпретацию результатов экспериментального исследования принятия решений детьми дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по оптимизации процесса принятия решений дошкольниками.
Методологическая база исследования:
Теоретической базой исследования явились отечественные подходы к концепции принятия решений Л.Г.Евланова, Т.В.Корниловой, О.И.Ларичева, О.К.Тихомирова, А.В.Карпова, Н.Н.Азарова, Д.Н.Узнадзе, Б.Ф Ломова, зарубежная «теория выбора» Уильяма Глассера, теория
развития Л.С.Выготского, периодизация психического развития Д. Б. Эльконина, исследования Ш. Айенгар, исследования группового влияния М. Шерифа и С. Аша.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- Эксперимент.
- Анализ видеонаблюдения.
- Беседа.
- Методы математической статистики.
В качестве метода математической статистики был использован F критерий Фишера.
Методики исследования:
1. Экспериментальная методика, где зависимой переменной является принятие решений, независимыми переменными выступают характеристики предметов выбора: немедленное вознаграждения «для себя» и отложенное вознаграждение для всей группы;
2. влияние экспериментатора, провоцирующего состояние сомнения испытуемого;
3. влияние группового решения.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 143 филиал «Созвездие» г. Пензы, в нем приняло участие 96 детей, из них 34 воспитанника подготовительной группы от 6 до 7 лет, 36 старшей группы от 5 до 6 лет, 26 средней группы от 4 до 5 лет. Из них 47 мальчиков и 49 девочек.
Возможность выбирать, принимать решение — это проявление свободной воли и способности строить нашу жизнь так, как мы хотим. Начиная с детства, человеку приходится делать выбор. В основе выбора лежит удовлетворение своих основных потребностей. Было проведено достаточно актуальное исследование проблемы принятия решений детьми дошкольного возраста, а также проанализированы факторов, влияющие на этот процесс.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической, психофизиологической, возрастно-психологической литературы были рассмотрены вопросы относительно сути процесса принятия решений с позиций мозговых механизмов, возрастно - психологические особенности принятия решений дошкольниками, уровня конформности в детском возрасте.
С целью выявления факторов, влияющие на принятие решений дошкольниками разных возрастных групп, была разработана процедура эмпирического исследования.
Эксперимент включал в себя несколько этапов, предусматривающих создание трех ситуаций выбора. Ситуация первая позволила установить предпочтения детей дошкольного возраста, она предусматривала влияние на принятие решения двух факторов:
1. Сладость, которую можно получить безотлагательно и только для себя;
2. конструктор, выбор которого предусматривает приобретение ребенком этого конструктора для всей группы и спустя некоторое время.
Ситуация вторая предусматривала влияние на принятое ребенком решение провокаций экспериментатора.
окончательный выбор ребенком.
В ходе эксперимента, проведенного индивидуально с каждым ребенком для 3-х разновозрастных групп (подготовительной, старшей, средней), при наличии видеосъемки, мы выявляем влияние предпочтений либо сиюминутного получения удовольствия только для себя, либо отсроченного и для всей группы детей, на принятие решения.
В результате эмпирического исследования гипотеза подтвердилась. Действительно, у детей дошкольного возраста в ходе взросления усиливается тенденция к социальному давлению на процесс принятия решения, а также нарастает тенденция при выборе от предпочтения немедленного вознаграждения «для себя» к предпочтению отложенного вознаграждения «для коллектива». Вторую часть гипотезы также подтверждает достоверное возрастание от младших к старшим дошкольникам частоты встречаемости коллективных мотивов при выборе отсроченного удовольствии для всей группы.
На основании полученных результатов были разработаны рекомендации по оптимизации процесса принятия решений дошкольниками.
Результаты исследования могут представлять интерес для воспитателей детских учреждений, родителей с целью эффективного использования в воспитании противостоянию социальному давлению.
1. Авдулова Т.П., Кузнецова О.В. Особенности самооценки и склонность к конформизму у дошкольников. Журнал Психологические исследования 2008 № 1.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 286 с.
3. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Учеб. пос.- Ростов-на-Дону: Изд-во ООО “ЦВВР”, 2000. - 204с.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301с.
5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Уч. пос. СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
6. Бурлачук Л. Ф.. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.
7. Вербин С.В. Наука принятия решений — СПб.: Питер, 2002. - 160 с. - (Серия "Сам себе психолог"). - ISBN 5-94723-438-6.
8. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
9. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Норма, 2009. - 671 с.
11. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - с. 111-113; с. 118-120.
12. Горяшко А. П. Введение в теорию принятия решений/ конспект лекций; М-во образовании и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Москва, 2009.
13. Данилова Н. Н. Психофизиология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2008.
14. Дубровицкая Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.Н. Психофизиология ребенка. Учеб.пособие - М.: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 144с.
15. Загвязинский, В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2008. - 208 с....45