ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК
КОМПОНЕНТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Познавательные интересы у детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Развитие географических представлений у детей старшего
дошкольного возраста в ДОО 12
1.3. Методические разработки формирования географических
представлений у старших дошкольников 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
2.1. Диагностика сформированности элементарных географических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по формированию элементарных
географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации образовательной деятельности ДОО 43
2.3. Проведение итоговой диагностики уровня сформированности элементарных географических представлений в процессе образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
В настоящее время одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов детей. Этот принцип подкрепляется действующим ФГОС. Согласно ему, программа должна обеспечивать разностороннее формирование личности детей дошкольного возраста: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Ознакомление детей с широким кругом вещей, представление целостной картины мира - серьезная задача для достижения цели общего развития детей. Возможностями для решения этой задачи обладает такая наука как география. Это естественнонаучная дисциплина, в сферу рассмотрения которой входят и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социум) объекты и явления. Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей. Объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с дошкольного возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире.
Теоретические и эмпирические исследования Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Г. Морозовой говорят о том, что наличие устойчивых познавательных интересов является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Формирование географических представлений у детей способствует развитию у них познавательных процессов, играет важную роль в нравственном воспитании, расширяет кругозор. В этом мы видим актуальность нашей работы.
Объект исследования - географические представления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - динамика географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО.
Цель - расширение и углубление географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО.
Задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) провести диагностику исходного уровня географических представлений у старших дошкольников;
3) разработать и апробировать комплекс занятий по развитию географических представлений старших дошкольников;
4) провести итоговую диагностику географических представлений старших дошкольников;
5) представить результаты исследования в форме ВКР.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (сентябрь 2023 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2023 года) заключался в проведении диагностики исходного уровня развития географических представлений детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь-декабрь 2023 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию серии занятий по развитию географических представлений детей старшего дошкольного возраста;
IV этап (декабрь 2023 года) содержал повторную диагностику и выявление динамики развития географических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза о том, что регулярные занятия с детьми географией существенно расширяют и углубляют географические представления детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа).
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, А.В. Запорожца.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного нами исследования могут быть использованы педагогами- практиками в образовательном процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с «Калейдоскоп» г. Пензы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, включающего 40 наименований.
Формирование элементарных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста регламентировано комплексными образовательными программами на основе ФГОС. В первой главе нами были проанализированы несколько программ, выделены критерии и направления формирования элементарных географических представлений. Нами была рассмотрена парциальная программа «Юный эколог», на которую мы опирались при разработке формирующей части эксперимента. Также в первой главе нашей работы мы рассмотрели методические разработки формирования географических представлений у старших дошкольников.
Во второй главе нами была разработана диагностическая беседа, охватывающая все аспекты формирования элементарных географических представлений согласно ФГОС. В формирующей части эксперимента, основываясь на программе «Юный эколог» и описанных в первой главе методических разработках, мы разработали план работы с детьми по формированию элементарных географических представлений на сентябрь- декабрь. План был реализован.
На контрольном этапе мы усложнили беседу с учетом пройденного детьми материала и повторили диагностику. Нами было выявлено, что элементарные географические навыки детей углубились, появилась заинтересованность в предмете. Таким образом, цель нашей работы - расширение и углубление географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО мы можем считать достигнутой. Сделанные нами разработки можно использовать для написания собственной парциальной программы.
1. Атлас мира с наклейками. Страны и флаги. Для детей 6-ти лет и старше. - М.: ГеоДом, 2023. - 16 с.
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), исп. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - с. 336
3. Алябьева Е.А. Сказки-подсказки. Географические сказки. Беседы с детьми о природе и народах России. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 144 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
5. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. - М.:
Агропромиздат, 1997. - 230 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Под ред.
В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
7. Выготский Л.С. Воображение творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - СПб.: Питер, 2019. - 432 с.
9. Ганери Анита, Ватерхауз Стивен Мой объемный атлас мира. - М.: Мозаика kids, 2019. - 16 с.
10. География для самых маленьких. Учим названия материков и их
обитателей. Мультфильм для малышей. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=7ZRJ8LCi0kU.
11. География-малышка. Уроки тетушки Совы / Сборник 1/ Развивающий мультфильм для детей. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=9k0z5riQdys.
12. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие. / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Форум, 2012. - 256 с.
13. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Сфера, 2009. - 288 с.
14. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.
15. Жданова Л.И. Из опыта работы «География в детском саду». - Режим доступа:https://www.maam.ru/ detskijsad/ geografija-v-detskom-sadu-opyt-raboty-larisy-ivanovny-zhdanovoi-vospitatelia-pervoi-kv-kategori.html
16. Каллис Меган Планета Земля. Энциклопедия для детей. / Детская познавательная книга. - М.: Clever, 2022. - 64 с.
17. Коллектив авторов. Мой первый атлас мира с наклейками. - М.: Робинс, 2020. - 34 с.
18. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий. - М.: Сфера, 2008. - 277 с.
19. Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной
деятельности с дошкольниками в режиме дня. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 496 с.
20. Кочергина В. Наш дом - Земля. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №6. - С. 50-53.
21. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.
22. Крылова Н.М. Детский сад - Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 352 с.
23. Кузнецова Н.А. Изучаем географию в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 4 (41). - С. 34-36.
24. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - М.: Учитель, 2012. - 333 с.
25. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 120 с.
26. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.
27. Обучающие мультики для малышей - Великие географические открытия . - Бодо Бородо. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch? v=jinZp97.
28. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника: монография. - М.:
Педагогика, 1977. - 272 с.
29. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных
процессов. / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М.:
Просвещение, 1964. - 352 с.
30. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2000. - 258 с.
31. Рыжова Н.А. Я и природа: учеб.-метод. комплект по эколог. образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. - 56 с.
32. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
33. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного
воспитания: учеб. пособие для студ. пед. училищ
и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошкольное образование». - М.: ВЛАДОС, 2005. - 119 с.
34. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» . - М.: ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
35. Степанова Т.В. «Страны и континенты». Энциклопедическое издание для детей. - М.: Росмэн, 2020. - 96 с.
36. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. - 256 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Режим доступа:http://base.garant.ru/70512244/.
38. Филина В.В. География в детском саду с детьми старшего
дошкольного возраста - путь познания окружающего мира. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-geografija-v-detskom-sadu-s-detmi-
starshego-doshkolnogo-vozrasta-put-poznanija-okruzhayuschego-mira.html.
39. Цыферов Г.М. Занимательная география. - М.: АСТ, 2023. - 96 с.
40. Шехтман В.М. Страны и флаги. Моя первая энциклопедия с наклейками. - М.: Вакоша, 2023. - 14 с.