Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лексических навыков у учащихся среднего школьного возраста с применением стихов и песен 7
1.1. Содержательная характеристика лексического навыка 7
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся средних классов 11
1.3. Особенности обучения лексике на среднем этапе обучения 14
1.4. Критерии отбора стихов и песен 19
Глава 2. Практические основы обучения лексике при помощи стихов и песен 25
2.1. Этапы и приемы работы со стихотворениями 25
2.2. Этапы и приемы работы с песенным материалом 28
2.3. Практическое использование стихов и песен на уроке английского языка 30
2.4. Анализ итогов проведения урока и практические рекомендации 35
Заключение 41
Библиографический список 44
В настоящее время знание иностранного языка открывает перед человеком двери в мир, полный полезной информации. Именно поэтому современному человеку необходимо владеть английским языком. Приступать к изучению иностранного языка в школе начинают уже со 2 класса. Данный процесс обучения довольно сложный и направлен на формирование коммуникативно-речевой компетенции, то есть на развитие устных и письменных форм общения. Необходимо отметить, что речевая деятельность не может осуществляться без использования лексики языка, поэтому формирование лексического запаса обучающихся на уроках иностранного языка имеет большое значение. Но появляется вопрос, как же сделать этот процесс интересным, эффективным и повысить активность школьников.
Современный мир не стоит на месте, развитие новых технологий и бесконечный поток информации, находящийся буквально под рукой, позволяет учителю модернизировать подходы к обучению иностранного языка. Задача учителя состоит в том, чтобы из множества предоставленных материалов, выбор был сделан в пользу тех, которые смогут дать качественный результат.
Поиск эффективных методов и приемов обучения иностранному языку играет большую роль. Такие методисты и ученые, как Э.Г.Азимов, П.К. Бабинская, Е.И. Пассов, А.В. Нехорошева, Н.П. Дьяченко, В.В. Давыдов и Л. В. Щерба уделяли этому вопросу особое внимание. Теоретической базой работы являются научные труды и исследования этих ученых. Перечисленные выше методисты и ученые выделяют эффективные способы обучения лексической стороне речи на основе стихотворений и песен.
Актуальность выбранной темы определяется следующими положениями:
1. Традиционные способы запоминания и отработки новых лексических единиц для нынешних школьников порой скучны и неинтересны. В замену им приходит способ обучения лексике при помощи стихов и песен. Поэтический и песенный материал вызывает у учащихся на всех этапах обучения положительные эмоции и приводит к лучшему усвоению материала.
2. Стихи и песни делают учебный процесс разнообразным. Заранее продумывая конспект следующего урока, учитель может поинтересоваться у учащихся, какие песни или стихи они хотели бы услышать на следующем уроке. Такой подход увлекает школьников и у них повышается мотивация к изучение новой лексики.
3. Песенный и стихотворный материал развивает различные компетенции, а также играет большую роль при отработке интонации и произношения, характерной для англоязычной речи.
Объект исследования: процесс обучения лексике на среднем этапе обучения.
Предмет исследования: эффективность использования песенного и стихотворного материала с целью формирования лексических навыков на среднем этапе обучения.
Целью исследования является поиск и рассмотрение способов применения песен и стихотворений при обучении лексике на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Изучить содержательную характеристику лексического навыка;
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся средних классов;
3. Изучить особенности обучения лексике на среднем этапе обучения;
4. Определить критерии отбора стихов и песен;
5. Рассмотреть этапы и приемы работы над стихотворениями;
6. Рассмотреть этапы и приемы работы с песенным материалом;
7. Организовать пробное обучение с применением песен и стихов для развития лексических навыков у учащихся среднего звена;
8. Сопоставить результаты, полученные в ходе пробного обучения и сделать выводы;
9. Дать некоторые методические рекомендации.
В соответствии с целями и задачами в ходе исследования использовались следующие методы:
1. Анализ методической, психолого-педагогической и дидактической литературы по теме исследования;
2. Апробация исследования;
3. Количественный и качественный анализ данных, полученных во время апробации;
4. Анализ результатов.
Теоретическая значимость заключается в необходимости применения стихотворного и песенного материала при введении лексике на среднем этапе обучения.
Практическая значимость. Пробное обучение состоит из песенного и стихотворного материала, а также упражнений к ним. Материалы могут быть применены для работы с детьми в среднем звене.
Базой исследования является школа МОБУ СОШ с.Засечное.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновываются выбор темы, подчеркивается ее актуальность, формулируются цель и задачи работы, указываются методы исследования и область применения полученных результатов.
В первой главе «Теоретические основы формирования лексических навыков у учащихся среднего школьного возраста с применением стихов и песен» представлена теоретическая база исследования. Приведены определения лексического навыка, выделены цели и содержание обучения лексике, изучены психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена, рассмотрены особенности обучения лексике на среднем этапе обучения, указаны критерии отбора песенных и стихотворных текстов для урока иностранного языка.
Во второй главе «Практические основы обучения лексике при помощи стихов и песен» рассматриваются приемы и этапы работы над стихотворениями и песнями на уроке английского языка. Приведено практическое использование стихотворного и песенного материала на уроке английского языка, проанализированы итоги занятия и даны практические рекомендации.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования
После написания выпускной квалификационной работы, мы пришли к выводу, что одним из важных элементов при изучении английского языка является лексика, поскольку она содержит в себе смысловые связи.
На основании этого, стоит подчеркнуть, что лексика - главный строительный материал языка, поэтому работа над ней требует тщательной и поэтапной подготовки. Благодаря правильному подходу к изучению лексического материала знания учащихся станут прочными и устойчивыми.
Изучению данной темы были посвящены работы таких методистов и ученых как Э.Г. Азимов, П.К. Бабинская, Е.И. Пассов, А.В. Нехорошева, Н.П. Дьяченко, В.В. Давыдов, Л. В. Щерба и других известных ученых по проблеме исследования.
Изучив методическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что применение стихов и песен для развития лексических навыков на среднем этапе обучения происходит продуктивней при правильном применении на уроках стихов и песен. Используя песенный и стихотворный материал, следует учитывать психолого-педагогические особенности конкретного возраста и следовать критериям отбора материала.
Наше исследование проводилось на базе школы МОБУ СОШ с.Засечное. Участниками исследования являлись учащиеся 6А и 6Б класса.
Благодаря проведенному исследованию, было отмечено, что применение стихов и песен при обучении лексике английского языка помогает создать благоприятную атмосферу на уроке, в которой ученики лучше усваивают новый материал. К тому же, песенный и стихотворный материал повышает мотивацию школьников, делает урок интересным и запоминающимся.
Мелодичность песни и иллюстрации, которые можно использовать в дополнение как к стихотворениям, так и к песням улучшают усвоение нового материала, к тому же это происходит намного быстрее нежели с применением традиционных методов изучения новой лексики.
Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что мы подробно изучили проблему использования стихов и песен при обучении лексике детей среднего школьного возраста, определили ее положительное влияние на усвоение, отработку, а также повторение и закрепление учебного материала.
В данной работе мы достигли следующих поставленных задач:
1. Организовали пробные уроки с применением песенного и стихотворного материала, направленного на формирование лексических навыков у учащихся на среднем этапе обучения;
2. Рассмотрели этапы работы со стихотворениями и песнями на уроках английского языка при обучении лексике и критерии их отбора;
3. Изучили психолого-педагогические особенности учащихся на среднем этапе обучения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Стихи и песни знакомят учащихся с культурой стран изучаемого языка, с национальным своеобразием быта и традиций.
2. Благодаря иностранным стихотворениям и песням учащиеся понимают, что культура разных стран имеет свои особенные отличительные черты, что представители различных культур могут видеть одинаковые вещи абсолютно по-разному. С помощью этого у учащихся вырабатывается межкультурная компетенция.
3. Для получения отличных результатов необходимо соблюдать критерии отбора стихов и песен, учитывать возраст и психолого¬педагогические особенности учащихся, а также правильно работать с данными материалами, следуя определенным этапам работы с ними.
4. Использование стихов и песен создает благоприятную среду для работы на уроке, что повышает мотивацию к изучению языка, положительно влияет на эмоциональную сторону учащихся, а также развивает у школьников духовно-эстетическое воспитание.
Мы пришли к выводу, что применение песенного и стихотворного материала на уроках английского языка положительно влияет на формирование лексических навыков учащихся и способствует осознанному освоению иностранного языка.
По результатам проведенных уроков и их анализа, в том классе, где для изучения новой лексики использовались стихи и песни, значительно повысился уровень развития лексических навыков, что привело к увеличению числа учащихся с высоким и средним уровнем.
Следовательно, цели и задачи, поставленные перед нами, были достигнуты.
1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов. СПб., 1999. 556 с.
2. Беляев Б.В. Основы усвоения лексики иностранного языка: пособие
3. для преподавателей и студентов. М.: Издательство «Просвещение», 2000. 136 с.
4. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С.12¬18.
5. Виноградова В.В. Работа над стихотворениями в 5-6 классах// Иностранные языки в школе. 2003. №3. С.10-12
6. Гальперин А.И. Очерки по стилистике английского языка.
Издательство М.: Высшая Школа 1978. 251с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения
иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
8. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. М.:
Academa, 2004. 333 с.
9. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.М.: Высшая школа, 1982. 374 с.
10. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. 2012. №25. 160 с.
11. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка. [Текст] //Н.П.Дьяченко// Педагогический вестник. - 2004. - №3. 145 с.
12. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая
методика обучения иностранному языку. М., 2000. 388 с.
13. Кривобокова И.Я., Лотарева Т.В. Некоторые приемы работы над лексикой // Иностранные языки в школе. 2005. №2. С.53-55.
14. Комарова, Е. В. Социокультурная компетенция как часть языкового
поликультурного образования средствами иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - 15 января № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9423
(дата обращения: 27.05.2017).
15. Лосева С.В. Английский в рифмах. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ТОО «Новина», 1995. 136 с.
16. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста; структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 271 с.
17. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ
поэтического текста» Л.: Просвещение, 1979. 186 с.
18. Марчан Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики // Иностранные языки в школе. 2004. №5. С. 17-20
19. Нехорошева А.В. Rhyme your English: Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие.М: АРКТИ, 2006. 68 с.
20. Носонович Е.В. Критерии аутентичного учебного текста //
Иностранные языки в школе. 1999. №2. С. 15-18
21. Носонович Е. В, Мильруд Р. П. Параметры аутентичного текста// Иностранные языки в школе.1999. №1. С. 24-30
22. Павлова Е.А. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка - эффективное средство усвоения языкового материала // Иностранные языки в школе. 2009. №2. С.25-30.
23. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранному языку М.,
1977. 397 с.
24. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 2000.286 с.
25. Пассов Е.И., Соловцова Э.И. Вызов слова: механизм и следствия
//Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной
речевой деятельности. Воронежск., 1981. 290 с.
26. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе и в средней школе. М.: Просвещение, 2000. 224с.
27. Саитбекова Г.М. Поэзия на уроках иностранного
языка // Иностранные языки в школе. 1997. №3 С. 10-13
28. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2005. 239с.
29. Стапер М.Е. Некоторые приемы закрепления лексики.//
Иностранные языки в школе. 2000. №4. С.52-55.
30. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. М.,
1978. 156 с.
31. Стародубцева, М.А. Использование аутентичного поэтического материала на уроках иностранного языка М.: Высшая школа, 2004.189 с.
32. Томашевский Б.Н. Стих и язык. Филологические очерки. М.;Л., 1959. 96с.
33. Ткаченко Р.Г., Роговская Ф.И., Карлайл М.С. Урок английского языка на английском. М., 2004. 189 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 2010
[Электронный ресурс]. URL:http://legalacts.ru/doc/prikaz-
minobrnauki-rf-ot-17122010-n- 1897/(дата обращения 24.03.2018).