Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования элементарных математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста 8
1.2. Методика формирования элементарных математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста в ДОО 11
1.3. Возможности использования лэпбука в работе по формированию
элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА
2.1. Диагностика сформированности элементарных математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста 20
2.2. Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием лэпбука 29
2.3. Определение эффективности использования лэпбука в работе по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы мяч дальше катился, нужно его сильнее ударить и многое другое.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим [12].
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место в дошкольном образовании. Это вызвано целым рядом причин: началом последующего школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Содержание программных требований по математике в ДОО направлено на развитие и формирование элементарных математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждения, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
В математической подготовке, предусмотренной программами, наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части, большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера дошкольников, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений [2].
В НОД по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие: достаточное количество предметов, используемых в организованной образовательной деятельности; разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие); обыгрывание с детьми всех видов наглядности в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать детям его назначение); динамичность (дошкольники действуют с предложенным им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки); художественное оформление: наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у дошкольников желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению ООД и хорошему усвоению материала [1].
Все перечисленные требования органично объединяются и соблюдаются в лэпбуке - это новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний, интересный вид совместной деятельности воспитателя и ребенка.
Лэпбук в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников способствует овладению детьми математическими способами познания, на основе использования обучающих игр, с целью обеспечения активности мыслительной и практической деятельности в процессе самостоятельной и совместной деятельности дошкольников и взрослых.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.
Объект исследования - работа по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - лэпбук, как средство формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: определение эффективности использования лэпбука в работе по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования была конкретизирована следующими задачами:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) охарактеризовать особенности формирования элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте и возможности использования в этом процессе лэпбука;
3) подобрать методику для исследования сформированности элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста и провести соответствующую диагностику;
4) разработать лэпбуки и включить их в серию ООД по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, провести их апробацию;
5) проверить эффективность проведенной работы и сделать соответствующие выводы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2019 г.) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 г.) предполагал определение сформированности элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2019 г. - март 2020 г.) включал организацию работы по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности с использованием лэпбуков;
IV этап (март 2020 г.) предусматривал обработку полученных
результатов, формулировку выводов и определение эффективности формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в процессе работы с лэпбуками.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что работа по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста будет наиболее эффективной при условии использования в ней лэпбуков.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы; эксперимент; анализ продуктов деятельности детей.
Теоретические основы исследования составили различные подходы к проектированию педагогических систем: Л.С. Выготского, И.Д. Зверева, А.Н. Леонтьева, В.А. Сухомлинского, Н.Ф. Федорова, Е.А. Флериной и др. [12, 20].
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы воспитателями в работе по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с «Сурский квартал» с. Засечное Пензенской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются особенности формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, анализируется методика работы по данному направлению и возможности использования в этом процессе лэпбука .
Во второй главе описываются констатирующий эксперимент по исследованию сформированности элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, а также формирующий эксперимент, направленный на развитие данного аспекта в процессе осуществления работы с лэпбуками. Также в данной главе проводится анализ полученных результатов и определение эффективности проведенной работы.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
В приложении представлен наглядный материал, использованный для диагностики детей среднего дошкольного возраста.
Лэпбук - это новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний, интересный вид совместной деятельности воспитателя и ребенка.
Использование лэпбука в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно¬тематического планирования, а также организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми по математике.
В соответствии с одной из задач нашего исследования нами было проведено экспериментальное изучение сформированности элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. В ходе обследования мы выявляли сформированность у дошкольников количественных и пространственных представлений, о величине, геометрических фигурах.
В результате проведенного обследования мы выявили, что сформированность исследуемых компонентов у детей среднего дошкольного возраста находится в основном на среднем и низком уровнях развития. Наибольшие затруднения у детей вызвали задания, связанные с представлениями о величине и пространственном расположении.
В соответствии с целью нашего исследования на формирующем этапе экспериментального исследования нами была разработана и проведена серия ООД по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, в основе которых лежала работа со специально созданными лэпбуками. Работа велась с детьми экспериментальной группы.
Лэпбуки «Занимательная математика» и «Таинственный мир математики» были разработаны с целью овладения детьми математическими способами познания, на основе использования обучающих игр, с целью обеспечения активности мыслительной и практической деятельности в процессе самостоятельной и совместной деятельности дошкольников и взрослых.
После проведения формирующего этапа эксперимента нами была произведена контрольная диагностика состояния элементарных математических представлений у дошкольников.
По итогам проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что работа по формированию элементарных математических представлений посредством проведения ООД, основанных на использовании лэпбука, эффективна, так как она способствует улучшению различных видов математических знаний и умений.
Таким образом, в ходе экспериментальной работы подтвердилась выдвинутая перед началом исследования гипотеза о том, что работа по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста будет наиболее эффективной при условии использования в ней лэпбуков.
Использование лэпбука в работе по формированию элементарных математических представлений способствует успешному усвоению детьми среднего дошкольного возраста программного материала. Также работа с лэпбуком способствует всестороннему развитию детей, повышает интерес к занятиям математикой, делает процесс обучения и воспитания увлекательным.
Таким образом, выдвинутая перед началом исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
1. Анцупова Е.Г., Буркова А.А. Развитие математических представлений дошкольников на прогулке. // Психология, социология и педагогика. - 2016 - №6. - С. 24-27. http://psychology.snauka.ru/2016/06/6766
2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 200 с.
3. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2013. - 210 с.
4. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей. // Дошкольное воспитание. - 2002 - №2. - С. 14-19.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 400 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.:
Просвещение, 2013. - 160 с.
7. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. - Ярославль, 2014. - 122 с.
8. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3. - С. 23-29.
9. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 162¬164.
10. Государственный образовательный стандарт дошкольного
образования на 2015-2017 гг. URL: http://mondnr.ru/wp-
content/uploads/2015/Prikazy/326P.pdf
11. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду. / В.В.
Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - М.: Академия, 2014. - 180 с.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
13. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. / Т.И. Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2015. - 210 с.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2002. - 494 с.
15. Корнеева Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. - М., 2014. - 144 с.
16. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 2000. - 368 с.
17. Лэпбуки. Это интересно. URL:http://www.tavika.ru/p/blog-page 5.html
18. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике . - СПб: Детство-Пресс, 2013. - 148 с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 379 с.
20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000. - 245 с.
http://www.km.ru/referats/333101-razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-oznakomle
21. Петрова Ю.В. Формирование пространственных отношений детей дошкольного возраста: инфоурок. - М., 2018. - 10 с. https://infourok.ru/ metodicheskaya-razrabotka-formirovanie-prostranstvennih-otnosheniy-u-detey-dos hkonogo-vozrasta-3467066.html
22. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 65 с.
23. Программа «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 304 с.
24. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. - М., 1990. - 96 с.
25. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: МГППУ, 2003. - 128 с.
26. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием - М.: Просвещение, 2007. - 97 с.
27. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - 330 с.
28. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.
29. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - М.: ВАКО, 2009. - 208 с.
30. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М., 2005. - 392 с.