Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой грамотности на уроках математики 5
1.1 Понятие финансовой грамотности обучающихся 5
1.2 Различные подходы в организации процесса формирования финансовой
грамотности 9
1.3 Анализ контрольно-измерительных материалов по математике на предмет
экономических задач 12
1.4 Анализ учебников математики в аспекте формирования финансовой
грамотности 15
Глава 2. Методика формирования финансовой грамотности на уроках математики для обучающихся старших классов 19
2.1 Разработка элективного курса по финансовой грамотности 19
2.2 Экономическая игра «Юный финансист» 27
2.3 Технологическая карта занятия по теме «Задачи на расчёт доходности
вкладов» 33
Заключение 39
Список литературы 40
Приложение 42
Финансы являются едва ли не самой важной частью человеческой жизни.
Ежедневно каждый человек встречается с разными финансовыми операциями.
В настоящее время в нашей стране разработана и реализована
национальная стратегия по повышению финансовой грамотности граждан.
Данная стратегия – это база для того, чтобы разрабатывать госпрограммы РФ и
ее субъектов. В реализации участвуют: Центральный Банк РФ, Министерство
Финансов РФ, педагогическое сообщество и прочее.
Закладывать основы финансовой грамотности нужно с самого детства.
Для того, чтобы человек стал финансово грамотным, нужно в полной мере
осознать важность этого и освоить курс математики. Это формирует
предпосылки для использования знаний в дальнейшей жизни.
Чтобы учащиеся, по окончанию школы, уже освоили математический
аппарат, который необходим для того, чтобы решать экономические задачи,
нужно соблюдать множество условий, например, постоянно вести задачи
такого вида на всей протяженности обучения, изучить курс математики и иметь
в арсенале множество примеров из практической деятельности.
В задачу педагога входит выстраивание модели обучения, которая будет в
полной мере соответствовать всем требованиям ФГОС, чтобы повысить
интерес учащихся. Перечень изложенных обстоятельств определило
актуальность тематики данного исследования.
Все аспекты данной проблемы педагогического характера были темой
исследования множества специалистов. Базовые показатели значений для
наших исследований были взяты из работ исследователей в сфере экономики и
финансов, особенно есть в работах Л.Б. Азимовой, Т.А. Аймалетдинова, Л.С.
Бахмутовой, и других.
Объект исследования: процесс обучения математики в общеобразовательной школе.
4
Предмет исследования: формирование финансовой грамотности у
учащихся на уроках математики общеобразовательной школы.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по
формированию основ финансовой грамотности на уроках математики в
старших классах.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие
задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) Выяснить сущность понятия финансовой грамотности;
3) Выделить математические основы финансовой грамотности в старших
классах;
4) Проанализировать контрольно-измерительные материалы по
математике на предмет экономических задач;
5) Выполнить анализ учебников математики в аспекте формирования
финансовой грамотности;
6) Разработать программу элективного курса, технологическую карту и
финансовую игру по формированию основ финансовой грамотности на уроках
математики в старших классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической,
учебной литературы, нормативных документов, материалов научнопрактических конференций; изучение опыта работы педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный
материал может быть использован учителем математики для проведения
элективного курса.
Финансово грамотный человек—это тот, кто планирует свой бюджет, рационально использует финансовые услуги, ориентируется в мире финансов. Это делает его независим и самодостаточным гражданином.
В ходе выполненной работы были получены следующие выводы:
1. Изучена научно-методическая литература по теме исследования.
2. Выяснена сущность понятия финансовой грамотности.
3. Выделены математические основы финансовой грамотности в старших классах
4. Проанализированы контрольно-измерительные материалы по математике на предмет экономических задач. Сделан вывод, что задачи прикладного характера, в частности, имеющие экономическое содержание, вызывают различные трудности у учащихся.
5. Выполнен анализ учебников математики в аспекте формирования финансовой грамотности. Разработана программа элективного курса, в которой подробно описали план работы в 10 и 11 классах который позволяет освоить базовые знания в области финансов. Была подготовлена игра «Юный финансист» с использованием карточек Plickers. Игра позволяет повысить интерес учащихся и применить полученные умения и знания на практике. Разработана технологическая карта занятия «Задачи на расчёт доходности вкладов», которая поможет сформировать умение управлять личными финансами.
Полученные результаты свидетельствуют о решении всех поставленных задач исследования. Цель исследования, заключающаяся в разработке методики формирования основ финансовой грамотности на уроках математики в старших классах в рамках факультативных занятий , была достигнута.
1. Акимов Д. В. Решения задач по экономике: от простых до олимпиадных. М. : Вита-Пресс, 2010.336 с.
2. Аменд А. Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся IX-X (V-XI) классов : учеб. пособие. Челябинск : 2018. 162 с.
3. Вахрушева Н. В. Финансовые вычисления. Учебное пособие для старших классов, профильное обучение. Москва: Директ-Медиа, 2014. 180 с.
4. Виленкин Н. Я. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (углубленный уровень). М. : Мнемозина, 2014. 312 с.
5. Голубев А. А., Спасская, Т. А. Пособие по математике для подготовки к ЕГЭ 2017 : учеб. пособие. Тверь : ТвГУ, 2017. 124 с.
6. Егупова М. В. Практико-ориентированное обучение математике в школе. Учебное пособие для студентов педвузов. М. : М111У, 2014. 208 с.
7. Иоффе А. Экономическая грамотность современного российского
школьника // «Мой профсоюз». 2017. №37. URL:
http://www.ug.ru/archive/71564 (дата обращения 15.04.2022).
8. Малкова А. Г. Авторский курс подготовки к ЕГЭ. Ростов-на- дону: Феникс, 2019. 141 с.
9. Мордкович А. Г., Смирнова И. М. Математика 5 — 11 классы : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М. : Мнемозина, 2013. 416 с.
10. Милославский В. Г. Финансовая грамотность населения : проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2016. №4. С. 452-456.
11. Михеева С. А. Школьное экономическое образование. Методика обучения и воспитания. Учебник для студентов педвузов. М. : Издательство «Вита-Пресс», 2013 г. 176 с.
12. Муравина Г. К. Математика: алгебра и начала математического
анализа. 10 класс. Базовый уровень : учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. М. : Дрофа, 2013. 288 с.
13. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен // Человек и образование. 2006. № 8,9. С. 44-50.
14. Паатова М. Э., Даурова М. Ш. Финансовая грамотность детей и
молодежи как актуальная задача современного образования // Вектор науки тольяттинского государственного университета. 2014. № 2(28). URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21987807 (дата обращения: 12.04.2022).
15. Пиксаева О. А. Педагогичсекий эксперимент по введению элективного курса «Задачи с экономическим содержанием», как средство улучшения подготовки старшеклассников к ЕГЭ // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвуз. сб. науч. тр. 2017. с. 180184....19