Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функции антонимов в поэзии М. Ю. Лермонтова

Работа №160240

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Антонимия как явление языка
1.1. Понятие об антонимах как основном средстве выражения
контраста. Типы антонимов по значению 6
1.2. Связь антонимии с полисемией и синонимией 10
1.3. Стилистические фигуры контраста на основе антонимов 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Функции антонимов в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова
2.1. Тема противоборства в творчестве М. Ю. Лермонтова 26
2.2. Способы выражения антонимов в поэзии М. Ю. Лермонтова на
разных языковых уровнях 31
2.2.1. Лексический 31
2.2.2. Словообразовательный 34
2.2.3. Морфологический 37
2.2.4. Синтаксический 42
2.3. Стилистические функции антонимов в поэтических произведениях
М. Ю. Лермонтова 43
2.3.1. Контраст 44
2.3.2. Антитеза 46
2.3.3. Оксюморон 49
2.3.4. Ирония 51
2.4. Система школьных упражнений по изучению темы «Антонимы» на
уроках русского языка 52
Выводы по 2 главе 57
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложение «Тексты стихотворений М. Ю. Лермонтова, содержащие антонимические пары» 70

Поэтический мир Михаила Юрьевича Лермонтова сложен и многообразен. Одним из важнейших принципов в творчестве поэта является принцип контраста, который определяет его индивидуальный стиль. Если ближе познакомиться с личностью М. Ю. Лермонтова, то можно сказать, что эта черта стиля неслучайна: она является отражением особенностей творческого мышления, его менталитета и характера. Б. Т. Удодов писал: «Безверие и вера, скептицизм и мечтательность, тоска по идеалу и вызывающий цинизм, любовь и ненависть, трагизм отчаяния и мужество борьбы, суровость бойца и детская незащищенность, стремление к покою и жажда бурь, - вот лишь некоторые из характерных «душевных антиномий» личности Лермонтова, придающих ей особую исключительность и неповторимость» [Удодов 1973: 33].
Одним из ярчайших проявлений системных отношений в лексике произведений М. Ю. Лермонтова является коррелятивное
противопоставление двух и более слов, противоположных по самому общему и более значительному для них семантическому признаку. В лингвистике такие слова называются антонимами (гр. anti - против + onyma - имя).
Лингвистов давно интересует вопрос об антонимах и их стилистических особенностях. Исследованием антонимов занимались виднейшие ученые в области языкознания: Н. М. Шанский, Л. А. Новиков, Е. Н. Миллер и др.
В данной работе была совершена попытка исследовать природу антонимов и их разновидности, выделить стилистические фигуры на базе антонимов и выявить их функции на материале поэтический произведений М. Ю. Лермонтова.
Актуальность проблемы исследования связана с недостаточной изученностью данного языкового материала в плане всестороннего изучения функциональности антонимов и с точки зрения антонимии на разных уровнях языка (лексическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом), также со значимостью анализируемой проблемы для школьного и вузовского опыта обучения российской словесности.
Цель работы - исследовать антонимы, их разновидности и стилистические особенности на основе поэтических текстов М. Ю. Лермонтова.
Исследование требует решить следующие задачи:
— изучить научную литературу, рассматривающую данную тему;
— рассмотреть типы антонимов в русской лингвистике;
— выделить стилистические фигуры на основе антонимов;
— выявить функции антонимов в текстах художественных произведений;
— собрать практический материал, который иллюстрирует наличие антонимов в текстах поэтических произведений М. Ю. Лермонтова и всесторонне изучить его;
— определить этапы и содержание работы с антонимами в средних классах.
Объект исследования - антонимы в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.
Предметом данного исследования стали языковые особенности и стилистические функции антонимов в текстах стихотворений М. Ю. Лермонтова.
Материалом для анализа послужили 152 антонимических пары, найденных в поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова.
Методы научного исследования, используемые в процессе работы: описательный, сопоставительный, структурный.
Апробация - по теме исследования опубликована статья:
Карапетян Л. Л. Способы выражения контраста в поэзии М. Ю. Лермонтова на разных языковых уровнях // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования: материалы IV Международной научнопрактической конференции (г. Пенза, 26-28 марта 2020 г.) / под ред.
Г. И. Канакиной, И. Г. Родионовой. - Пенза: Издательство ПГУ, 2020. - С. 294-298.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении функциональных особенностей антонимов в поэтических текстах других авторов.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал научного исследования может быть использован на уроках русского языка в школе.
Структура работы представляет собой введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, библиографический список и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Антонимы занимают особое место в лексической системе русского языка имеют слова. Именно они и являются основным средством выражения контраста в языке. Мы обратились к структурной классификации антонимов и выяснили, что они делятся на три основных типа: однокоренные, разнокоренные и на слова, которые по своей сути не являются антонимами, но используются в качестве таковых в конкретном контексте, где заостряется внимание на их противоположностях. По степени зависимости от контекста мы выделили антонимы языка, которые закреплены в словаре и характеризуются постоянностью воспроизведения, и антонимы речи, которые образуются только в определенном контексте, либо в определенной речевой ситуации. По значению антонимы были разделены на контрарные, комплементарные и векторные.
2. В ходе работы было доказано, что полисемия имеет тесную связь с антонимией, так как в зависимости от того, в каком именно значении употреблено слово, будет подобран соответствующий именно ему антоним. В то же время обнаруживается внутренняя взаимосвязь между явлениями синонимии и антонимии. Слова, относящиеся к одному синонимическому ряду, могут вступать в разные антонимические пары.
3. Основной лексикой, благодаря которой создается эффект контраста, являются антонимические пары. Антонимы - яркое стилистическое средство языка; они являются основой таких стилистических приемов, как антитеза, ирония, оксюморон и сама контрастность как прием. Таким образом, сановная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения различных явлений. На противопоставлении как стилистическом приеме строятся практически все стилистические фигуры контраста.
4. В творчестве М. Ю. Лермонтова базируется целая ветвь его произведений, которые относятся к теме противоборства, основанной на принципе контрастности. Данная тема строится в основном на антитезе, при построении которой используются языковые антонимы или создаются речевые антонимические отношения.
5. В лирике поэта контрастность выражается на разных уровнях
языка: словообразовательном, морфологическом, лексическом,
синтаксическом.
6. Наиболее продуктивными в творчестве поэта можно назвать разнокоренные антонимы, которые по смысловому типу довольно сложно разграничить, так как они являются, как правило, речевыми. Мнее продуктивны однокоренные антонимы.
7. Внутри одного поэтического произведения автора с большой редкостью можно наблюдать однокоренные словообразовательные антонимы. Подобные антонимы образуются при помощи такого словообразовательного средства, как префикс, реже при помощи суффиксов. Гораздо чаще встречаются разнокоренные антонимы, соединяющие разные словообразовательные гнезда.
8. В поэтических текстах М. Ю. Лермонтова имя существительное больше остальных частей речи подвержено явлению антонимии. Меньше всего антонимы встречаются среди служебных частей речи.
9. Закономерным является то, что антонимы могут выполнять любую синтаксическую функцию, так как это зависит в первую очередь от частеречной принадлежности слов.
10. Антитеза как стилистический прием сильно распространена в поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтова. В результате резкого противопоставления в антитезе наиболее ярко проявляется содержательная сущность антонимов. Поэт широко использует как простые, так и сложные антитезы.
11. М. Ю. Лермонтова использует оксюморон, чтобы ясно и лаконично выражать исключительный характер душевного состояния героя и его мировоззрение.
12. Поэт часто прибегает к иронии, так как иронический текст дает широкий простор для изображения разнокалиберных картин, пусть даже нецензурного характера.
13. Анализ стилистического функционирования структурно выраженных пар антонимов в стихотворениях М. Ю. Лермонтова позволяет выделить и описать систему антонимических фигур, которая включает в себя стилистические фигуры контраста, соединения, нейтрализации, чередования, противоречия, стилистическую фигуру со значением альтернативы, стилистические фигуры отождествления, сравнения и сопоставления.
14. Типы упражнений в употреблении антонимов определяются этапом обучения и подготовленностью группы.
15. На базе проведенного исследования можно составить интересные задания метапредметного характера, с помощью которых учащиеся могут освоить данную тему, параллельно углубляясь в мир поэзии М. Ю. Лермонтова.



1. Адамчик Н. В. Самый полный курс русского языка. - Минск: Харвест, 2008.
2. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка.
- М., 1974.
3. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для учебных действий: учебное пособие. - М.: Флинта: наука, 2011.
4. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.
5. Голуб И. Б. Источники выразительности художественной речи. Русская речь. - 1986. - № 2. - С. 54-59.
6. Горбашевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - Л., 1979.
7. Горбулин О. Ю. О лингвистическом анализе стихотворного текста на уроке («Парус» М. Ю. Лермонтова) Русский язык в школе. - 1991. - № 3.
- С. 3-7.
8. Горшков А. И. Вопросы лингвостилистического анализа текста. Русская речь. - 1976. - № 2. - С. 90-97.
9. Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Язык поэзии XIX - ХХ вв. - М., 1985.
10. Дмитриев А. Л. Антонимы в поэзии Ахматовой. Русский язык в школе. - 1981. - № 3. - С. 73-78.
11. Егоров Б. Ф. Славянофилы и Лермонтов. - В кн.: Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 508-510.
12. Жижина А. Д. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Русская речь. - 1978. - № 5. - С. 41-45.
13. Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. - М., 1986.
14. Колесникова В. П. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина». Русский язык в школе. - 1991. - № 3. - С.50-54.
15. Кошнев В. П. Экспрессивное использование полисемии, омонимии и паронимии в художественной прозе. Русский язык в школе. - 1980. - № 6. - С. 67-73....49



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ