Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития универсальных учебных действий при обучении решений уравнений с модулем в основной школе . 6
1.1. Универсальные учебные действия при обучении математике 6
1.2. Краткие теоретические сведения о модуле 17
1.3. Роль и место задач с модулем в развитии универсальных учебных
действий обучающихся 24
Глава 2. Развитие универсальных учебных действий обучающихся основной школы при решении уравнений, содержащих модуль 28
2.1. Анализ учебников основной общеобразовательной школы 28
2.2. Развитие УУД при обучении обучающихся решению уравнений с
модулем 41
2.3. Система упражнений для развития УУД при решении уравнений с
модулем 46
Заключение 60
Список литературы 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляются новые требования к школьному образованию. Меняются приоритеты и акценты обучения, они предназначены для личностного развития, формирования у обучающихся таких качеств и особенностей, которые должны позволить им самостоятельно осваивать новые виды деятельности, а значит и в жизни - быть успешным. Развитие личности в современной образовательной системе обеспечивается через учебно - воспитательный процесс, формирующий универсальные учебные действия.
В современной школе математика один из важнейших предметов, способствующих развитию интеллекта обучающихся. Математическое образование способствует: овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для подготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования, а также формирует навыки логического и алгоритмического мышления. Благодаря своей универсальности математика снабжает обучающихся методами изучения других наук. Поэтому в сфере образования ведется поиск нового содержания и новых форм обучения, появляются новые образовательные технологии в связи с изменениями, происходящими в обществе. В то же время в данной ситуации, необходимо учителю владеть высоким уровнем подготовки, обладать большим объемом математических знаний, уметь преподносить эти знания и организовывать обучение обучающихся таким образом, чтобы они сами задавали вопросы, искали решения и использовали разные источники информации.
Не последнее место изучения в школьном курсе алгебры занимают уравнения. Их изучению уделяется больше времени, чем любой другой теме. Действительно, уравнения имеют теоретическое и практическое значение в изучении математики. Подавляющее большинство проблем в обучении решению уравнений сводятся к поиску корней различного рода уравнений, которые составляют ядро алгебраического материала и школьного курса математики.
Решение уравнений с модулем один из самых трудных вопросов, встречающихся в заданиях ЕГЭ (блок С - задания повышенной сложности).
Если рассматривать по структуре другие вопросы, изучаемые в школьном курсе математики, у которых есть время для систематизации и обобщения, что нельзя сказать про изучение тем «Модуль числа». Это влечет за собой неуверенность в своих знаниях учащихся.
Отсюда возникает проблема: «Как за столь короткое время развить универсальные учебные действия обучающихся при решении уравнений с модулем?»
В последние годы уровень математических знаний и навыков неуклонно снижается. В связи с этим в методике преподавания математики идет активный отбор новых технологий улучшения учебного процесса. Один из таких путей - формирование универсальной учебной деятельности.
Цель исследования: состоит в разработке методического аппарата,
позволяющего повысить эффективность обучения школьников решению уравнений с модулем, ориентированных на формирование универсальных учебных действий.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели исследовательской работы стало необходимым решить поставленные задачи:
— изучить методическую и учебную литературу по данной проблеме;
— раскрыть возможности обучения решению уравнений на основе формирования универсальных учебных действий;
— выполнить анализ учебников математики для основной школы: определение типов задач, направленных на формирование универсальной учебной деятельности;
— разработать систему упражнений по формированию УУД при решении уравнений с модулем;
— разработать конспект урока (систематизации и обобщения) «Решение уравнений с модулем».
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная методика формирования универсальных учебных действий при обучении решений уравнений с модулем в основной школе может быть непосредственно использована учителями математики в школьной практике.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Простота определения «модуля числа» и его свойств совсем не говорит нам о быстроте и качестве усвоения обучающимися данными знаниями. Особого акцента в обучении детей решению уравнений с модулем в школьной программе - нет. У обучающихся возникают трудности в овладении знаниями и умениями. Это можно связать с тем, что обучающимся необходимо иметь элементарные навыки исследования, логического мышления, позволяющие подобрать метод решения с последующим освобождением от знака модуля. Для обучения решению уравнений с модулем отводится не достаточное количество времени.
Проведённый анализ учебников общеобразовательной школы показал, что количество упражнений для отработки и систематизации знаний и умений по решению уравнений с модулем скудноват. Не во всех учебных пособиях имеются задания для нахождения корней аналитическим и графическим методами. Отсутствуют во всех учебниках задания, направленные на развитие творческого потенциала обучающихся.
Таким образом, на уроках алгебры при решении уравнений с модулем нельзя применить разно уровневую систему изучения, приходится использовать дополнительную литературу и другие источники информации.
В результате выполнения работы были получены следующие результаты:
— систематизированы методы решения уравнений с модулем на основе анализа учебников;
— разработана система упражнений для развития УУД при решении уравнений с модулем. Задания в ней различны по уровню сложности, а также нацелены на умения решать разными методами. Представленные интерактивные упражнения способствуют смене вида деятельности на уроке и не заменимы для закрепления и обобщения знаний;
— разработан конспект урока систематизации и обобщения по теме «Решение уравнений». В ходе урока обучающиеся сталкиваются с проблемной ситуацией, самостоятельно формулируют цели и задачи, планируют их пути достижения, ведут «бортовой журнал» для самооценки и взаимоконтроля результатов и рефлексии. На протяжении основных этапов урока актуализируют ранее изученный материал. Сравнивают алгоритмы решений уравнений разного вида. Выполняют задания по образцу и с сопутствующей инструкцией. Домашнее задание дифференцированное: творческое задание и упражнение с сопутствующей инструкцией.
Систематическое использование различных видов задач и методов решения уравнений, содержащих модуль, приводит к повышению интереса, уверенности в собственных силах, творческой активности обучающихся. У детей появляется возможность выбора наиболее эффективного решения.
Учителю необходимо предусмотреть на уроках реализацию внутри предметных связей, расширять использование графиков, повышать графическую культуру у школьников.
Современному учителю необходимо создавать на уроке условия, которые способствовали повышению качества решения уравнения, содержащего абсолютную величину. Обучающийся должен овладеть различными методами решения уравнений с модулем, оставляя право выбора решения за собой. А применение различного рода онлайн-платформ на уроках и при выполнении домашнего задания способствуют смене вида деятельности обучающихся. Подросток погружается в творческий поиск, от которого он получает удовлетворение, самоутверждение и саморазвитие. Задания на онлайн- платформах, представлены в виде системы, которая способствует формированию личностных качеств, обеспечивает успешность применения знаний и умений обучающихся в новой ситуации.
Задачи решены. Цель работы достигнута. Практическая значимость работы состоит в том, что данная выпускная квалификационная работа может быть использована учителями математики и студентами педагогических вузов во время прохождения производственной практики как методическое пособие по развитию универсальных учебных действий учащихся при решении уравнений с модулем.
1. неравенств с модулем. М. : УниверПресс, 2009. 126 с.
2. Зубарева И. И. Математика. 5-6 классы : метод. пособие для учителя. М. : Мнемозина, 2014. 226 с.
3. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы,
понятия, инструментарий : учебно-методическое пособие. Омск : Изд-во
ОмГПУ, 2003. 101 с.
4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации: [концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc. Заглавие с экрана (дата обращения: 18.02.2021).
5. Лященко Е. И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики : учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1988. 223 с.
6. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 7 класс : учебник для
общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2009. 180 с.
7. Макарычев Ю. Н. Алгебра.Алгебра. 7-9 классы : рабочие программы по учебникам А. Г. Мордковича, П. В. Семёнова / авт.-сост. Н. А. Ким, Н. И. Мазарова. Волгоград : Учитель, 2012. 133 с.
8. Баранова Е. Т. Решение уравнений с модулем // Математика в школе. 2001г. № 31. с.32-33.
9. Виноградова Л. В. Методика преподавания математики в средней школе / Л. В. Виноградова. Ростов н/Д. : «Феникс», 2005. 252с.
10. Жохов В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах : методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. [и др.]. М. : Мнемозина, 2008. 348 с.
11. Зеленский А. С., Панфилов И. И. Решение уравнений и н 8 класс : учебник для
общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2008. 193 с.
12. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2011. 192 с.
13. Математика. 6 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин [и др.]; 30-е изд., стер. М. : Мнемозина, 2013. 288 с.
14. Математика. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин [и др.] М. : Мнемозина, 2015. 328 с.
15. Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс. Ч. 2 : учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Мнемозина, 2011. 85 с....24