Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у студентов 1-2 курсов (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)

Работа №160233

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы29
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 студентов 1-2 курсов в возрасте от 17 до 19 лет.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ 6
1.1. Теоретические подходы к проблеме тревожности в психологии 6
1.2. Феномен самооценки в юношеском возрасте 10
1.3. Взаимосвязь тревожности с особенностями самооценки 14
Выводы по Главе 1 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСА 18
2.1. Организация исследования: процедура и методы 18
2.2. Результаты исследования: особенности выборки 19
2.3 Результаты исследования: корреляционный анализ 23
Выводы по Главе 2 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Актуальность исследования. В современном мире, где стрессы и тревожность становятся все более привычными явлениями, особенно в образовательной сфере, изучение взаимосвязи между самооценкой и уровнем тревожности у студентов первого-второго курсов имеет особое значение. Эта возрастная категория переживает переходный период, в который входят значительные изменения, как в физическом, так и в психологическом плане, что может оказать влияние на их самооценку и уровень тревожности.
Люди в определенных ситуациях, таких как выступления перед аудиторией или экзамены, неизбежно испытывают тревогу. Это естественная реакция, которая иногда может быть полезной, так как помогает сосредоточиться и мобилизовать силы. Однако, когда тревожность наростает без видимых причин, она становится непомерной и негативно сказывается на всех аспектах учебной деятельности и достижениях. [19].
Независимо от возраста, каждый человек подвержен влиянию как внутренних, так и внешних факторов, способствующих возникновению ситуативной (внешней) или личностной (внутренней) тревожности. Особенно высокие показатели тревожности и низкая самооценка наблюдаются у студентов, только что поступивших в вуз и привыкших к новым условиям (учебным, бытовым, эмоциональным и другим). [8].
В условиях быстрого развития информационных технологий и глобализации студенты сталкиваются с множеством стрессов и вызовов, способных существенно повлиять на их самооценку и уровень тревожности. Эти факторы играют важную роль в учебных успехах, социальных взаимодействиях и общей удовлетворенности жизнью.
Данное исследование необходимо не только для глубокого понимания психологических процессов, происходящих у студентов, но и для создания эффективных методов и стратегий управления тревожностью и повышения самооценки. Полученные результаты могут предоставить полезные рекомендации для педагогов и психологов, помогающих студентам справляться с тревожными состояниями и развивать здоровую самооценку.
Таким образом, исследование взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у студентов первых двух курсов является важным и актуальным для понимания этих психологических факторов. Результаты работы могут способствовать разработке более эффективных методик для работы с тревожностью и улучшению самооценки, что в конечном итоге положительно скажется на их благополучии и успехах.
Гипотеза исследования: существует значимая обратная взаимосвязь между уровнем тревожности и самооценки.
Соответственно, главной целью нашего исследования является определение взаимосвязи уровня тревожности студентов с уровнем самооценки и её особенностями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить сущность тревожности как психологического феномена;
2) Изучить особенности феномена самооценки в юношеском возрасте и её взаимосвязи с уровнем тревожности;
3) Определить методы изучения взаимосвязей тревожности и самооценки у студентов;
4) Провести исследование: выявить взаимосвязи уровня тревожности студентов с уровнем самооценки и её особенностями;
5) Проанализировать результаты и сформировать выводы.
Объект исследования: уровень тревожности и самооценки студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности студентов с особенности их самооценки.
Выборка исследования: в качестве испытуемых выступили 30 студентов 1-2 курсов в возрасте от 17 до 19 лет.
Методики исследования: Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (автор Ч. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина), опросник «Изучение общей самооценки» (автор Г.Н. Казанцева), математический и статистический анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования была установлена взаимосвязь между уровнем самооценки и уровнем тревожности у студентов 1-2 курса. Анализ данных показал, что существует обратная зависимость между этими двумя переменными.
Студенты с более высоким уровнем самооценки имеют более низкий уровень тревожности. Это объясняется тем, что студенты, которые верят в свои способности и положительно оценивают себя, обладают большей уверенностью и стабильностью в ситуациях стресса, что позволяет им справляться с ними более эффективно. Снижение тревожности у таких студентов может быть связано с их умением обращаться с собственными эмоциями, использовать стратегии саморегуляции и устанавливать рациональные и реалистичные цели.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что студенты с более низким уровнем самооценки имеют более высокий уровень тревожности. Они склонны переоценивать свои способности и ощущать неуверенность в своих силах, что провоцирует тревожные состояния. Возможно, низкая самооценка у студентов обусловлена влиянием различных факторов, таких как негативные оценки окружающих, недостаточная поддержка, низкий уровень мотивации и ощущение неуспеха.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии взаимосвязи между уровнем самооценки и уровнем тревожности у студентов 1-2 курса. Осознание этой взаимосвязи позволяет определить причины и факторы, влияющие на тревожность студентов, и разработать эффективные программы поддержки и помощи в развитии и поддержании здоровой самооценки у студентов. Данное исследование может служить отправной точкой для дальнейших исследований в области психологии самооценки и тревожности, а также для разработки методов и инструментов, направленных на повышение эффективности работы со студентами и их психологического благополучия.



1. Артюхова Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса [Текст] / Т. Ю. Артюхова // Сиб. психолог, журн. 2005. - № 22. -С. 49-53.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека: монография [Текст] / Ф. Б. Березин // АН СССР, Дальневост. отд-ние, Ин-т биол. проблем Севера, М-во здравоохранения СССР, 1-й Моск. мед. ин-т им. И.М.Сеченова. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. [Текст] / Л.И. Божович – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 352 с.
4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? [Текст] / Л.В. Бороздина // Психологический журнал.- 1992.- Т.13.- №4.- С. 99 – 100.
5. Бороздина, Л.В. Самооценка в возрасте второй зрелости [Текст] / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова // Вестник МГУ. Сер. 14., Психология.- 1997.- №1.- С. 27 – 42.
6. Бороздина Л.В Самооценка в первой зрелости [Текст] / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова // Вестник МГУ. Сер.14, Психология.- 1990.- №2.- С.24 – 48.
7. Гавриш В.В. Исследование взаимосвязи уровня тревожности и самооценки студентов высших учебных заведений [Текст] / В.В. Гавриш // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 213-219.
8. Гончарова Е.П. Влияние уровня тревожности студента на эффективность его обучения [Текст] / Е.П. Гончарова, Ю.С. Кротикова // Актуальные вопросы профессионального образования: тезисы докладов I Междунар. науч.-практ. конф. (Республика Беларусь, г. Минск, 18 мая 2017 года) / Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники ; редкол.: С. Н. Анкуда [и др.]. – Минск, 2017. – С. 75–77.
9. Завадская А.О. Самооценка как предпосылка возникновения тревожности у взрослых [Текст] / А.О. Заводская // Содружество наук. Барановичи2018: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей, Барановичи, 17 мая 2018 года: в 3 ч. – Барановичи: БарГУ, 2018. – 2018. – С. 123-124.
10. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры [Текст] / Е.В. Зинько // Психологический журнал.- 2006.- Т. 27, № 3.- С. 18 – 30
11. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении [Текст]: автореферат дис. На соиск. Уч. Степ. канд. психол. наук: 00.00.00 / В.Р. Кисловская. – Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. – М., 1972. – 26 с.
12. Колмогорцева Н.Н. К теории вопроса о соотношении личностной тревожности и показателей самоотношения у студентов. [Текст] / Н.Н. Колмогорцева, К.А. Ярославцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2009. – №8. – с. 53-57.
13. Кондратьева О.А. Изучение взаимосвязи ситуативной тревожности и самооценки подростков [Текст] / О.А. Кондратьева, Е.С. Нижегородцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 57–64.
14. Копорулина В.Н. Психологический словарь [Текст] / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 640 с.
15. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964. – 344 с.
16. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. [Текст] / А.Н. Липкина, Л.А. Рыбак. – М.: Просвещение.- 1968.-141 с.
17. Молчанова О.Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость? [Текст] / О.Н. Молчанова //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006.- Т. 3, №2.- С. 23 - 51.
18. Мэй Р. Смысл тревоги (англ. The Meaning of Anxiety) [Текст] / пер. с англ. М. И. Заваловой и А. Ю. Сибуриной; терминологическая правка В. Данченко. — К.: PSYLIB, 2005.
19. Полшкова Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Т.А. Полшкова // Молодой ученый. Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.).– 2013. – № 1. – С. 107–110.
20. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и профилактика. - 1998.- №2.- С.11-17.
21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] /А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
22. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.-С.479
23. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Сост. Л.В. Куликов. – СПб и др; ПИТЕР, 2000. – 476 с.
24. Реан А.А. Психология изучения личности [Текст] / А.А. Реан // Учебное пособие. Изд. Михайлова В.А. С – П., 1999. – 324 с.
25. Сергеева Т.Б. Изучение самооценки и тревожности у студентов первого и второго курса института психологии РГППУ [Текст] / Т.Б. Сергеева, A.C. Иванищева // Резервы психодиагностики в психологизации профессионального образования : материалы Межвуз. студ. науч.-практ. конф., 14-15 мая 2007, г. Екатеринбург. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2007. - С. 60-63.
26. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии [Текст] / К.Р. Сидоров // Мир психологии.- 2006.- №2.- С. 224 – 234.
27. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги [Текст] // Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 12 - 24.
28. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд – М., 1993. – 144 с.
29. Хох А.С. Связь самооценки и уровня тревожности у студентов [Текст] / А.С. Хох, А.М. Ковалевич; науч. рук. Е.П. Гончарова // Инновационные технологии и образование: материалы международной научно-практической конференции (Минск, 28 апреля 2022 г.) : в 2 ч. / Белорусский национальный технический университет ; редкол.: А. М. Маляревич (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БНТУ, 2022. – Ч. 2. – С. 242-245.
30. Lazarus R. S., Averill J. R., & Opton R., Jr. (1970) Toward a cognitive theory of emotion. In M. B. Arnold (Ed.), Feelings and emotions: The Loyola Symposium (pp. 207-232). New York: Academic Press.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ