Введение 3
Глава I. Смысл и содержание поправок к Конституции 2020 года в отношении системы государственной власти и местного самоуправления 7
1.1. Поправки, направленные на формирование «единой системы публичной власти 7
1.2. Изменения в полномочиях, порядке образования органов государственной власти 11
1.3. Поправки, затрагивающие вопросы местного самоуправления 17
Глава II. Практическая реализация поправок к Конституции Российской Федерации 2020 года в функционировании органов государственной власти и местного самоуправления 21
2.1. Практика трансформации системы органов государственной власти в свете конституционных поправок 21
2.2. Законодательное обеспечение реализации поправок 2020 года с точки зрения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления 28
2.3. Проблемы реализации конституционных поправок 2020 года в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления 33
Заключение 38
Библиографический список 41
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации как главный закон страны, имеет огромное значение. Оно выражается в том, что Конституция Российской Федерации выступает в роли регулятора абсолютно всех существующих в государстве правоотношений, наделяет полномочиями государственные органы на осуществления управления страной, закрепляет права и обязанности граждан, обеспечивает территориальную целостность и единство. В 1993 году всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, которая закрепила новое государственное устройство, определила права и свободы человека как высшую ценность, установила новые принципы взаимоотношения государства и общества.
Современному миру свойственно быстро меняться и сферы, в котором он меняется, очень разнообразны. Такие перемены влияют не только на экономику или политику, но и непосредственно на главный закон страны, который регулирует данные сферы деятельности государства. Тем самым, прогресс всегда приводит к изменениям, которые в большинстве случаев неизбежен, так и Конституция Российской Федерации 1993 года на всем протяжении постепенно менялась ввиду разнообразного спектра причин.
Последние изменения 2020 года в Конституции Российской Федерации стали поводом для досконального изучения со стороны научного сообщества. Данные изменения вызвали большое количество дискуссий и вопросов по поводу их содержания и значимости для государства, в том числе среди граждан. В настоящее время еще вопросы касаемо надобности и своевременности данных изменений в главном законе страны, в частности в сфере модернизации организации публичной власти в Российской Федерации, остаются дискуссионными. Данное мнение отражено в работах, ученных в области конституционного прав, а также находит свое отражение у граждан, как единственного источника власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В рамках данных мнений тема исследования считается актуальной и значимой в 3 настоящее время. Считается, что конституционные правоотношения между государством и гражданами одни из сложных и важных правоотношений, которые нужда в постоянной модернизации.
Целью исследования является рассмотрение влияние поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации на функционирование системы государственной власти и местного самоуправления.
Поставленная цель может быть решена с помощью следующих задач:
рассмотреть конституционные основы структуры и полномочий органов государственной власти;
изучить становление и развитие конституционных основ местного самоуправления в Российской Федерации;
исследовать общее значение Конституции Российской Федерации в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
рассмотреть поправки, направленные на формирование «единой системы публичной власти»;
изучить изменения в полномочиях, порядке образования органов государственной власти;
рассмотреть поправки, затрагивающие вопросы местного самоуправления;
рассмотреть практику трансформации системы органов государственной власти в свете конституционных поправок;
изучить законодательное обеспечение реализации поправок 2020 года с точки зрения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления;
рассмотреть проблемы реализации конституционных поправок 2020 года в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Объект работы общественные отношения, возникающие в связи с принятием изменений 2020 года в Конституцию Российской Федерации в сфере организации публичной власти.
Предмет работы – правовые нормы Конституции Российской Федерации, правовые нормы федерального законодательства, определяющие основные положения и характерные особенности внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, материалы актов толкования Конституционного суда Российской Федерации, научные труды по исследуемой проблематике.
Степень научной разработанности темы. Значительный вклад в изучение изменений Конституции Российской Федерации в 2020 году в сфере организации публичной власти внесли такие ученые как: С.А. Авакьян, П.А. Астафичев, А.М. Величко, Т.Е. Грязнова, Ю.Ч. Калмыков, А.В. Мачинский, Г.И. Царегородцева, С.М. Шахрай, Н.К. Шильдер и другими. Этими и другими учеными в рамках проводимых исследований целенаправленно поднимались отдельные вопросы касаемо внесения изменений в Конституцию Российской Федерации и изменений в сфере организации публичной власти.
Теоретической основой работы являются научные труды ученых в области юриспруденции, посвященные изучению вопросов процедур внесения изменений в Конституцию Российской Федерации и субъектного состава конституционной инициативы, акты толкования Конституционного суда Российской Федерации по конкретным положениям Конституции Российской Федерации.
Методологической основой работы являются как общенаучные методы научного познания (диалектико-материалистический, формально-логический, сравнительный анализ, прогнозирование), так и частно-научные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ и обобщение судебной практики, метод юридической статистки). Применение указанных методов позволило автору провести исследование всесторонне и комплексно.
Правовую основу работы составляют такие нормативно правовые акты как: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», Постановления Конституционного суда Российской Федерации. Эмпирическую основу работы представляют собой акты толкования Конституционного суда Российской Федерации, материалы проектов нормативно-правовых актов.
Таким образом, конституционная реформа стала важнейшим политико-правовым событием в России с момента принятия Конституции в 1993 году. В процессе подготовки и внесения поправок в Конституцию России нам удалось не только сохранить все основные достижения в развитии правовой системы, но и создать прочную основу для дальнейшего совершенствования правопорядка в строгом соответствии с ожиданиями людей, с представлениями граждан России о собственном будущем и будущем своей страны.
За относительно короткие сроки была проделана работа, масштабы и значимость которой трудно переоценить. В процесс принятия поправок в Конституцию были вовлечены не только ученые и практики, но и деятели культуры и спорта, представители гражданского общества и лидеры мнений, а также значительное число людей, которые направили множество предложений по внесению изменений в Конституцию.
Нам удалось не только адаптировать нашу Конституцию под общественный запрос, но и задать тенденции политико-правового развития на годы вперед. В связи с этим во второй половине 2020 года основной законотворческий ресурс был сосредоточен на реализации новых конституционных положений. Органы публичной власти в приоритетном порядке сосредоточились на приведении законодательства в соответствие с Конституцией.
В связи с тем, что базовые конституционные нормы претерпели определенные изменения, текущее законодательство нуждается в определенной корректировке. Было принципиально важно принять основной блок изменений в 2020 году, поскольку в сложных условиях промедление недопустимо – граждане уже сейчас могут почувствовать социальную ориентированность в деятельности органов публичной власти, повышенный конституционными поправками стандарт собственной социальной защищенности.
Однако не только лишь социальные конституционные поправки являются наиболее примечательными в контексте проведенной конституционной реформы. Необходимо отметить и законы, направленные на обеспечение охраны государственного суверенитета. В частности, предусматривается установить административную ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, а также уголовную ответственность за нарушение территориальной целостности государства.
Законами вводится дифференциация административной и уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства. Так, уголовная ответственность за совершение указанного деяния будет наступать только в случае, если оно совершено лицом, ранее привлеченным к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
Подвоя итог, отметим, что проведенная в России конституционная реформа – мера ожидаемая, обоснованная и необходимая. Законодательство государства должно отражать современные реалии, а нормы права должны быть реальными и «рабочими», а не декларативными или трудно применимыми. В этой связи полагаем, что поправки в Конституцию Российской Федерации 2020 года – событие не только знаковое, но и положительное для всей правовой системы Российской Федерации. В ближайшем будущем научным сообществом не раз будут подниматься те или иные вопросы, связанные с конституционными поправками.
В данной работе нами поднята лишь малая часть вопросов, связанных с пониманием системы публичной власти в Российской Федерации, очевидно, что необходимо более глубокое научное осмысление конституционных новелл. Тем не менее, считаем, что обозначенные дискуссионные положения части 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации» образуют новые векторы познания в теории и практике конституционализма, которые будут способствовать совершенствованию российского законодательства.
Как показали итоги законодательной работы этих нескольких месяцев, конституционная реформа потребовала напряженной законотворческой работы по совершенствованию действующего законодательства и стала важной проверкой на прочность для всего государственного механизма. Ряд значимых в этой связи законодательных инициатив уже разработаны и находятся на завершающей стадии принятия или уже стали федеральными законами, однако завершение конституционной реформы потребует самых серьезных усилий со стороны парламента. Существенный объем законодательного регулирования во исполнение тех поправок, за которые проголосовали граждане, должен быть принят до конца 2020 года.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 20-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 110-ФКЗ, от 04.07.2020 г. № 144-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.05.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
3. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 23.03.2024) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 27.10.2020 г. № 347-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. – № 10. – Ст. 1152.
4. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 15.05.2024) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. – N 52 (часть I). – Ст. 8973.
5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. –2020. – N 11. – Ст. 1416.
6. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. –2020. – N 45. – Ст. 7061.
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. 11 мая 2024) // Российской газете, 22 января. – 2020. – N 1.
Литература
8. С.А. Авакьян Библиография по конституционному и муниципальному праву России. – М.: Зерцало-М, 2022. – 446 с.
9. С.А. Авакьян Конституционная реформа 2020 и российский парламентаризм: реальность, решения, ожидания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2020. – № 3. – С. 7-33.
10. С.А. Авакьян Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 10. – С. 5-11.
11. Р.Ф. Аминев Конституционные основы правового регулирования экономической основы местного самоуправления // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях: сб. науч. ст. – М.: Перо, 2019. – С. 25-29.
12. А.Г. Барабашев, А.В. Климова Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 194 с.
13. А.В. Безруков, Конституционное право России: учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2019. – 213с.
14. А. Бенуа де. Идея империи // Против либерализма: (к Четвертой политической теории). – СПб.: Амфора, 2009. – С. 437-462.
15. М.П. Беспалова Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития: дис. … канд. юрид. наук / Моск. гуманитар. ун-т. – М., 2010. – 200 с.
16. Г.Д. Бражников , А.В Юшко , Н.В Павлов Проблемы Взаимодействия Муниципальных и Государственных Органов Власти // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 1 (164). – С. 143.
17. В.И. Васильев. Местное самоуправление и Конституция Российской Федерации // Журнал российского права. – 2019. – № 6 (270). – С. 28-35.
18. Р.В. Гаврилов. Понятие и конституционно-правовая сущность системы органов государственной власти // Современное общество и право. – 2014. – № 4 (17). – С. 59.
19. А.Ш. Гаджиев , С.М. Саабдулаев. К вопросу об органах государственной власти в механизме государства: теоретико-правовой аспект // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 15.
20. Ю.В. Гимазова Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / под общ. ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2021. – 453 с.
21. Н.И. Грачев. Методологические проблемы исследования суверенитета и его политико-правовая природа в условиях становления многополярного мира // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2022. – № 3. – С. 67-84.
22. Н.И. Грачев. Основные функции государства, верховной власти и государственного аппарата: критерии разграничения и политико-правовое содержание // Российский журнал правовых исследований. – 2019. – Т. 6. – № 2 (19). – С. 140-149.
23. Н.И. Грачев Правовая формула Президентской власти в России и особенности правотворческой и правоприменительной деятельности главы российского государства // Власть Закона. – 2021. – № 1 (45). – С. 49-71.
24. Н.И. Грачев. Территориальная организация публичной власти: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2022. – 483 с.
25. Д.И. Димитриев. Процесс преобразования институтов местного самоуправления для функционирования в единой системе публичной власти в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2022. – № 23 (418). – С. 253-255.
26. А.В. Дорофеев. Органы местного самоуправления как элемент системы публичной власти в России: тенденции взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления // В сб.: 30 лет современной России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Омск, 2022. – С. 59-63.
27. А.Р. Еремин. Конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – Саранск, 1996. – 143 с.
28. А.Р. Еремин. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / под ред. В.Т. Кабышева. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. – 280 с.
29. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу ст. 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 1-З г. Санкт-Петербург // URL: https://rg.ru/documents/2020/03/17/ks-rf-popravki-dok.html.
30. Т.А. Занко Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020. – № 3. – С. 7-22.
31. М.Н. Кобзарь-Фролова Правительство Российской Федерации в системе органов публичной власти: политико-правовые связи Правительства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – № 2. – С. 116-126.
32. А.А. Кондрашев Суперпрезидентская республика в России: миф или реальность? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2018. – № 8. – С. 34-42.
33. Л.Г. Коновалова Современный парламент как основа становления парламентаризма // Известия Алтайского государственного университета. – 2016. – № 3 (91). – С. 107-111.
34. М.А. Краснов , И.Г. Шаблинский Российская система власти: треугольник с одним углом. – М.: Институт права и публичной политики, 2018. – 232 с.
35. П.М. Курдюк , Н.В. Павлов , В.А. Очаковский Правовое регулирование взаимодействия органов государственного и муниципального управления: монография. – Краснодар: Эпомен, 2019. – 85 с.
36. А.С. Куреневский. К вопросу о возможном изменении статуса местного самоуправления в системе государственной власти Российской Федерации в связи с поправками в Конституцию // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 68. – С. 126-129.
37. И.Ю. Маньковский К вопросу о соотношении понятии «орган государства» и «орган государственной власти» // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. – Томск: Изд-во Томского университета, 2015. – С. 17.
38. И.Ю. Маньковский К вопросу о соотношении понятии «орган государства» и «орган государственной власти» // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. – Томск: Изд-во Томского университета, 2015. – С. 19.
39. А.Н. Медушевский Конституционная ретрадиционализация в Восточной Европе и России // Сравнительное конституционное обозрение. – 2018. – № 1 (122). – С. 13-32.
40. Т.Н. Михеева О конституционных основах местного самоуправления // Актуальные правовые проблемы функционирования органов муниципальной власти и основные направления их решения в республике Марий Эл: науч.-практ. пособие. – Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2016. – С. 123-144.
41. Т.Н. Михеева , Д.С Михеев. Трансформация местного самоуправления на новой конституционной основе: новеллы федерального законопроекта // Вестник Университета Прокуратуры Российской Федерации. – 2022. – № 4 (90). – С. 5-10.
42. М.М. Мухлынина. К вопросу о становлении категории «конституционализм» в науке конституционного права // 3акон и право. – 2019. – № 7. – С. 61-63.
43. М.М. Мухлынина. Система публичной власти и вопросы местного самоуправления в свете поправки 2020 года к Конституции Российской Федерации // Государственная служба и кадры. – 2020. – № 2. – С. 30-33.
44. Н.Г Полякова. Вопросу об организационной самостоятельности органов местного самоуправления // Вестник Донецкого национального университета. Сер. Е: Юридические науки. – 2020. – № 3. – С. 57-64.
45. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 янв. 2020 г. // Российская газета. – 2020. – 16 янв.
46. Е.А. Постников, Л.В. Андриченко, Е.А.Помазанский . Конституционные основы разграничения полномочий между органами публичной власти: монография / отв. ред.: Л.В. Андриченко, А.Е. Постников. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Инфра-М, 2020. – 237 с.
47. А.Е Постников , Н.С. Бондарь , А.Е. Помазанский . Реформа организации публичной власти: основные направления реализации: монография / отв. ред. А.Е. Постников, Л.В. Андриченко; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: Норма: Инфра-М, 2022. – 200 с.
48. Проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», внесенный сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом, депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8.
49. Разграничение предметов ведения и полномочий в системе публичной власти / под ред. А.М. Осавелюка. – М.: Норма: Инфра-М, 2021. – 184 с.
50. Русаков М.И., Цветков В.В. Понятие организационных основ местного самоуправления в России и его современное конституционное регулирование // Юридическая техника. – 2022. – № 16. – С. 351-355.
51. Савенков А.Н., Чиркин В.Е. Конституционные основы социального и территориального единства и дифференциации публичной власти. О новом прочтении и 25-летнем опыте осуществления некоторых положений Конституции РФ 1993 г. // Государство и право. – 2018. – № 12. – С. 18-29.
52. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. лит., 2024. – 176 с.
53. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. – СПб.: Наука, 2002.
54. Стенограмма заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации, состоявшегося в г. Красногорске 30 января 2020 г. // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62701
55. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в России: основы и пределы (конституционно-правовые аспекты): дис. … д-ра юрид. наук / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). – М., 2018. – 415 с.
56. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: в 2 т. Т. 1. – СПб.: Альфа, 2016. – 607 с.
57. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // Журнал рос. права. – 2005. – № 4. – С. 10-18.
58. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». – М., 2020. – 240 с.
59. Хренова А.В. Происхождение концептов «President» и «Президент» // Политическая лингвистика. – 2018. – № 3 (69). – С. 135-142.
60. Чуксина В.В., Шастина А.Р. О формировании исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в аспекте конституционных изменений // Аграрное и земельное право. – 2020. – № 4 (184). – С. 90-92.
61. Шкатулла В.И. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2019. – 219 с.
62. Шугрина Е.С. Контроль, ответственность власти и иные гарантии права на осуществление местного самоуправления: монография. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. – 427 с.
63. Щепачев В.А. Формирование конституционной концепции местного самоуправления и проблемы ее реализации в законодательстве Российской Федерации. Автореф. дисс. … на соиск. докт. юрид. наук. – М., 2022. – С. 22.
64. Юдин Г. Россия как плебисцитарная демократия // Социологическое обозрение. – 2021. – Т. 20. – № 2. – С. 9.