Типология государств на примере стран Европы в Новейшее время
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ 7
§ 1. ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ 7
§2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ 10
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ СТРАН
ЕВРОПЫ 24
§1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН ЕВРОПЫ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ 24
§2. ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ГОСУДАРСТВ ЕВРОПЫ 42
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 57
§1. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕМЫ «ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ
СТРАН ЕВРОПЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ» НА УРОКЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ 57
§2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕМЫ «ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ
СТРАН ЕВРОПЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ» НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ 7
§ 1. ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ 7
§2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ 10
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ СТРАН
ЕВРОПЫ 24
§1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН ЕВРОПЫ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ 24
§2. ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ГОСУДАРСТВ ЕВРОПЫ 42
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 57
§1. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕМЫ «ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ
СТРАН ЕВРОПЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ» НА УРОКЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ 57
§2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕМЫ «ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ
СТРАН ЕВРОПЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ» НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
Типология государств является важным аспектом познания в сфере общетеоретических наук. Выявление сути и природы государства обусловливает необходимость его типологии, позволяющей раскрыть глубинные свойства государства и его социально-качественную характеристику.
Тип государства отражает исторически изменяющуюся сущность государства, позволяет охарактеризовать государства каждой исторической эпохи и выявить диалектику общего и особенного в различных и даже противоположных государствах. Тип государства варьируется в зависимости от того, в каких конкретно-исторических условиях и в рамках какой исторической эпохи он проявляется.
В основу типологии государств могут быть положены различные основания: справедливость государственного устройства, цикличность его развития, особенности политического режима, основные классы и их отношение к средствам производства и ряд других оснований .
Актуальность темы исследования заключается в том, что типология государств относится к числу наиболее значительных объектов исследования, является одним из популярных и глубоких логических способов научного познания.
Сегодня большинство подходов, так или иначе, не отвечают основным признакам и требованиям типологий. Как правило, они отражают лишь определенные особенности, а не охватывают всю совокупность свойств государства. Что, в свою очередь, порождает противоречия, требующие разбора.
Объект исследования - государство.
Предмет исследования - типология, как способ обобщения знаний о государстве на примере стран Европы в Новейшее время.
Степень изученности темы. Изучению данной темы посвящено много работ. При написании выпускной квалификационной работы была использована научная литература следующих авторов:
Алексеев С.С. рассматривает основополагающие вопросы государства и права с позиций их единства, особенностей и взаимодействия. В работе автор в качестве одной из центральных идей выделяет положение о необходимости выявления и освоения нравственно-духовных начал в праве .
Марченко М.Н. особое внимание уделял проблемам классификации правовых систем, критериями классификации .
Мелехин А.В. анализирует устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государства и права, базируясь на принципах историзма, объективности и конкретности, а также общепризнанных закономерностях формальной и диалектической логики .
Проблема типологии государства раскрывается вместе с другими его проблемами (понятие, сущность, происхождение, функционирование и др.) в работах Чиркина В.Е. , Розова С.С. , Г.В. Шагиева и др.
Источниковую базу исследования составили законодательные акты: Общероссийский классификатор стран мира, принятый Государственным Комитетом РФ по стандартизации и метрологии постановлением от 14 декабря 2001 г. № 529-ст, с изменениями, вступившими в силу 20.02.2019 . Этот документ обуславливает интерпретацию данных о странах. Он
позволяет РФ обмениваться информацией с другими государствами при решении задач международных экономических, научных, культурных,
спортивных связей и т.д. Международным источником сведений о классификации стран Европы является распределение стран или районов по конкретным группам определяемыми данными ООН в «Стандартных кодах стран или районов для статистического использования» . Это деление осуществляется для удобства статистики и не предполагает каких-либо предположений относительно политической или иной принадлежности стран или территорий к Организации Объединенных Наций.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать основные подходы к типологии государств.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать общую характеристику типологии государств.
2. Показать особенности типологии государств Европы в Новейшее время.
3. Разработать варианты применения результатов исследования в преподавании обществознания в общеобразовательных организациях.
Для решения вышеуказанных задач выбраны следующие методы: анализ, синтез, хронологический метод, сравнительно-правовой методы исследования. Анализ источников и литературы, использованной при написании выпускной квалификационной работы, позволил выявить основные характеристики и особенности исследуемой категории «типология государств». Синтетический метод помог установить основные проблемы в типологизации. Метод хронологии позволил проследить историю становления и развития подходов к типологии государств. Используя в исследовании сравнительно-правовой метод, удалось выявить специфику типологии государств Европы в Новейшее время.
Вопросам исследования исследуемой проблемы посвящено множество работ. Однако в основном материал, изложенный в литературе носит общий характер, затрагиваются лишь определенные аспекты проблемы. Поэтому рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Полученные результаты исследования, могут быть использованы на уроках обществознания и правоведения, факультативных занятий в общеобразовательных заведениях.
Апробация выпускной квалификационной работы. Некоторые положения изложены в выступлении на XX Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения» на тему «Особенности типологии государств».
Структура работы позволяет наиболее полно раскрыть тему выпускной квалификационной работы, достичь ее цель и решить поставленные задачи. Работа включает введение, три главы с разбивкой на шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Тип государства отражает исторически изменяющуюся сущность государства, позволяет охарактеризовать государства каждой исторической эпохи и выявить диалектику общего и особенного в различных и даже противоположных государствах. Тип государства варьируется в зависимости от того, в каких конкретно-исторических условиях и в рамках какой исторической эпохи он проявляется.
В основу типологии государств могут быть положены различные основания: справедливость государственного устройства, цикличность его развития, особенности политического режима, основные классы и их отношение к средствам производства и ряд других оснований .
Актуальность темы исследования заключается в том, что типология государств относится к числу наиболее значительных объектов исследования, является одним из популярных и глубоких логических способов научного познания.
Сегодня большинство подходов, так или иначе, не отвечают основным признакам и требованиям типологий. Как правило, они отражают лишь определенные особенности, а не охватывают всю совокупность свойств государства. Что, в свою очередь, порождает противоречия, требующие разбора.
Объект исследования - государство.
Предмет исследования - типология, как способ обобщения знаний о государстве на примере стран Европы в Новейшее время.
Степень изученности темы. Изучению данной темы посвящено много работ. При написании выпускной квалификационной работы была использована научная литература следующих авторов:
Алексеев С.С. рассматривает основополагающие вопросы государства и права с позиций их единства, особенностей и взаимодействия. В работе автор в качестве одной из центральных идей выделяет положение о необходимости выявления и освоения нравственно-духовных начал в праве .
Марченко М.Н. особое внимание уделял проблемам классификации правовых систем, критериями классификации .
Мелехин А.В. анализирует устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государства и права, базируясь на принципах историзма, объективности и конкретности, а также общепризнанных закономерностях формальной и диалектической логики .
Проблема типологии государства раскрывается вместе с другими его проблемами (понятие, сущность, происхождение, функционирование и др.) в работах Чиркина В.Е. , Розова С.С. , Г.В. Шагиева и др.
Источниковую базу исследования составили законодательные акты: Общероссийский классификатор стран мира, принятый Государственным Комитетом РФ по стандартизации и метрологии постановлением от 14 декабря 2001 г. № 529-ст, с изменениями, вступившими в силу 20.02.2019 . Этот документ обуславливает интерпретацию данных о странах. Он
позволяет РФ обмениваться информацией с другими государствами при решении задач международных экономических, научных, культурных,
спортивных связей и т.д. Международным источником сведений о классификации стран Европы является распределение стран или районов по конкретным группам определяемыми данными ООН в «Стандартных кодах стран или районов для статистического использования» . Это деление осуществляется для удобства статистики и не предполагает каких-либо предположений относительно политической или иной принадлежности стран или территорий к Организации Объединенных Наций.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать основные подходы к типологии государств.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать общую характеристику типологии государств.
2. Показать особенности типологии государств Европы в Новейшее время.
3. Разработать варианты применения результатов исследования в преподавании обществознания в общеобразовательных организациях.
Для решения вышеуказанных задач выбраны следующие методы: анализ, синтез, хронологический метод, сравнительно-правовой методы исследования. Анализ источников и литературы, использованной при написании выпускной квалификационной работы, позволил выявить основные характеристики и особенности исследуемой категории «типология государств». Синтетический метод помог установить основные проблемы в типологизации. Метод хронологии позволил проследить историю становления и развития подходов к типологии государств. Используя в исследовании сравнительно-правовой метод, удалось выявить специфику типологии государств Европы в Новейшее время.
Вопросам исследования исследуемой проблемы посвящено множество работ. Однако в основном материал, изложенный в литературе носит общий характер, затрагиваются лишь определенные аспекты проблемы. Поэтому рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Полученные результаты исследования, могут быть использованы на уроках обществознания и правоведения, факультативных занятий в общеобразовательных заведениях.
Апробация выпускной квалификационной работы. Некоторые положения изложены в выступлении на XX Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения» на тему «Особенности типологии государств».
Структура работы позволяет наиболее полно раскрыть тему выпускной квалификационной работы, достичь ее цель и решить поставленные задачи. Работа включает введение, три главы с разбивкой на шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
История государств имеет давнюю природу, в течение тысячелетий возникало, развивалось, переставало существовать множество государственных образований. По этой причине возникла необходимость систематизировать знания о них, было предложено их классифицировать, т.е. разделить по определенному признаку на группы, в которых государства обладают общими свойствами.
Многомерность политической жизни, возможность ее анализа с позиций самых разных критериев послужили основой классификации государств. Типология чаще всего классифицирует по определенным общностям или различиям. Использование типологии помогает исследователям и другим людям лучше понять определенные условия или факторы. Например, эволюция и нюансы развития государства могут быть лучше поняты, если подойти к ним, рассматривая различные похожие государства с общими чертами, не пытаясь сравнивать и противопоставлять все государства одновременно.В научной сфере, термин «типология» рассматривается по-разному: как метод и как стабильная взаимосвязь между объектами.
Важно, чтобы «классификация» какого-либо явления не
рассматривалась как «типология». Типология основана на индукции. Классификация на дедукции. Классификация предназначена для разработки на основе аналитики, в то время как типология имеет синтетическое движение, основанное на индукции. Следовательно, типология для решения задач выделения подмножеств, имеет функции формирования, обработки и определения объемов.
Типологизация исследуемых явлений всегда играла важную роль в науке как средство систематизации и обобщения накопленной базы знаний. Эта существенная проблема привлекала внимание многих деятелей науки еще со времен античности. Много работ Платона, Аристотеля, Гегеля и др., были направленны на раскрытие особенностей типологии государств. Особняком всегда стоял материалистический подход. Действительно научная разработка проблем классификации и систематизации стала возможна с формированием диалектики материализма. Учение К. Маркса об общественно-экономической формации, а также классификация наук, разработанная его сподвижником Ф. Энгельсом, внесли существенный вклад в развитие данного вопроса. Цивилизационный подход также имеет главенствующее положение среди других типологии. Материалистический и цивилизационный подходы называют еще традиционными учениями о типологии государств. В современной литературе отмечается, что основное различие между этими воззрениями в том, что один подход учитывает только экономические особенности, не беря во внимание остальные, а другой наоборот. Поэтому зачастую используют в совокупности эти подходы.
Суть проблемы типологии государств состоит в трудностях, с которыми приходится сталкиваться государству и правоведам в выработке критериев, придерживаясь которым выделяются те или иные типологии государства.
К основным проблемам типологии государств следует отнести также несовершенноство подходов в характеристике этого вопроса.
Современные исследователи стремятся найти необходимый критерий типологии государства, который позволил бы выявить особенности взаимодействия явлений, как во времени, так и среди современных государственных образований и их правовых систем. И, безусловно, невозможно на данном этапе этот критерий определить.
Ввиду наличия огромного разнообразия подходов к толкованию типологии государств и наличия существенных недостатков в них, учеными был поднят вопрос о создании интегративного подхода, соединявшего в себе положительные особенности двух основополагающих подходов: цивилизационного и формационного. Значительный вклад в разработку этого вопроса внесли видные деятели науки: B.C. Афанасьев, А.В. Маликов, М.Н. Марченко, М.А. Асимов, и др.
...
Многомерность политической жизни, возможность ее анализа с позиций самых разных критериев послужили основой классификации государств. Типология чаще всего классифицирует по определенным общностям или различиям. Использование типологии помогает исследователям и другим людям лучше понять определенные условия или факторы. Например, эволюция и нюансы развития государства могут быть лучше поняты, если подойти к ним, рассматривая различные похожие государства с общими чертами, не пытаясь сравнивать и противопоставлять все государства одновременно.В научной сфере, термин «типология» рассматривается по-разному: как метод и как стабильная взаимосвязь между объектами.
Важно, чтобы «классификация» какого-либо явления не
рассматривалась как «типология». Типология основана на индукции. Классификация на дедукции. Классификация предназначена для разработки на основе аналитики, в то время как типология имеет синтетическое движение, основанное на индукции. Следовательно, типология для решения задач выделения подмножеств, имеет функции формирования, обработки и определения объемов.
Типологизация исследуемых явлений всегда играла важную роль в науке как средство систематизации и обобщения накопленной базы знаний. Эта существенная проблема привлекала внимание многих деятелей науки еще со времен античности. Много работ Платона, Аристотеля, Гегеля и др., были направленны на раскрытие особенностей типологии государств. Особняком всегда стоял материалистический подход. Действительно научная разработка проблем классификации и систематизации стала возможна с формированием диалектики материализма. Учение К. Маркса об общественно-экономической формации, а также классификация наук, разработанная его сподвижником Ф. Энгельсом, внесли существенный вклад в развитие данного вопроса. Цивилизационный подход также имеет главенствующее положение среди других типологии. Материалистический и цивилизационный подходы называют еще традиционными учениями о типологии государств. В современной литературе отмечается, что основное различие между этими воззрениями в том, что один подход учитывает только экономические особенности, не беря во внимание остальные, а другой наоборот. Поэтому зачастую используют в совокупности эти подходы.
Суть проблемы типологии государств состоит в трудностях, с которыми приходится сталкиваться государству и правоведам в выработке критериев, придерживаясь которым выделяются те или иные типологии государства.
К основным проблемам типологии государств следует отнести также несовершенноство подходов в характеристике этого вопроса.
Современные исследователи стремятся найти необходимый критерий типологии государства, который позволил бы выявить особенности взаимодействия явлений, как во времени, так и среди современных государственных образований и их правовых систем. И, безусловно, невозможно на данном этапе этот критерий определить.
Ввиду наличия огромного разнообразия подходов к толкованию типологии государств и наличия существенных недостатков в них, учеными был поднят вопрос о создании интегративного подхода, соединявшего в себе положительные особенности двух основополагающих подходов: цивилизационного и формационного. Значительный вклад в разработку этого вопроса внесли видные деятели науки: B.C. Афанасьев, А.В. Маликов, М.Н. Марченко, М.А. Асимов, и др.
...
Подобные работы
- ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Проблема сепаратизма в Испании в конце XX - начале XXI веков:
на примере Страны Басков и Каталонии
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА
ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Бакалаврская работа, философия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Диахронный социолингвистический анализ языковой политики постколониального мира: на примере бывших колоний Франции
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Участие стран АТР в международных договорах по вопросам трудовой миграции: современное состояние
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ЛОББИЗМ КАК ФОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ: НА ПРИМЕРЕ ДЕПУТАТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОББИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017





