Введение 3
Глава I Теоретические основы формирования эвристик в процессе 6 обучения младших школьников решению текстовых задач
1.1 Различные подходы к определению понятия эвристики 6
1.2 Эвристические приемы в психолого - педагогической и 8
методической литературе
1.3 Текстовая задача: структура задачи, виды, модели. 15
Глава II Методические аспекты формирования эвристик в процессе 20 обучения младших школьников решению текстовых задач
2.1 Методика обучения решению текстовых задач в 20 начальном курсе математики
2.2 Методические рекомендации по формированию 24 эвристик у младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач
2.3 Описание опытно-экспериментальной работы 34
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 1
Приложение 2
Анализируя различные статьи педагогов и методистов средней и начальной школ, можно сказать о том, что выпускники больше всего испытывают затруднения при решении текстовых задач, которые предлагаются им в КИМах ЕГЭ и ОГЭ. А эти задачи имеют больше практический характер, и для решения их зачастую нужны знания и умения, заложенные еще в начальной школе. Отмечается также плохое умение учащихся проводить анализ условия задачи, его перевода с естественного языка на математический язык, что необходимо для составления математической модели задачной ситуации, а также умений проводить цепочку логических рассуждений при поиске пути решения текстовой задачи.
Поэтому на современном этапе развития, последние государственные документы о начальном образовании говорят об усилении роли задачного материала курса начальной математики. Необходимо систематически и целенаправленно обучать младших школьников решению задач и обязательно показывать их прикладную и практическую направленность. Практическая направленность тесно связана с решением задач из жизненной практики, а прикладная направленность нацелена на показ взаимосвязи математики с решением задач смежных дисциплин.
Изучению вопросов обучения решению задач в целом и формированию эвристик в процессе решения задач в частности посвящали свои труды многие педагоги как начальной, так и средней школы, например, Дж. Пойя, Н.Б. Истомина, М.И. Моро, Г.И. Саранцев и др.
Поисковая деятельность младших школьников в процессе решения текстовых задач активизирует их мыслительную деятельность, закладывает основы эвристического мышления школьников, а также способствует развитию их творческих способностей. В результате решения текстовых задач обогащаются и закрепляются теоретические знания ребёнка, развивается логическое мышление.
Отметим, что вопросам формирования и развития эвристических приемов мышления больше уделено внимание в курсе обучения математики, алгебры и геометрии в среднем звене (Саранцев Г.И. , Гусев В.А. и др.). Подобных работ для начальной школы практически нет или они носят поверхностный характер.
Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности темы -
«Формирование эвристик в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач».
Цель работы - разработать методические рекомендации по формированию эвристик в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач.
Предмет исследования - формирование эвристических приемов мышления у младших школьников.
Объектом исследования является процесс обучения решению текстовых арифметических задач учащихся начальной школы.
Поставленная цель и определённые предмет и объект исследования повлекли за собой решение нами следующих задач:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, соответствующую выбранной теме;
2) выявить особенности обучения решению текстовых задач в начальных классах;
3) подобрать и разработать виды заданий, которые способствуют формированию эвристик у младших школьников;
4) экспериментально проверить эффективность разработанных методических рекомендаций.
Для решения поставленных задач нами использовались
методы, взаимодополняющие друг друга: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и учебно-методической литературы, сравнение различных подходов к решению проблемы, наблюдение, тестирование, экспериментирование.
Во введении обосновывается актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе раскрываются теоретические основы 5
формирования эвристик у младших школьников, определяется содержание данного понятия, анализируется современное состояние и реализация поставленной проблемы в практике школы. Во второй главе рассматриваются методические особенности формирования у младших школьников эвристик в процессе обучения решению текстовых задач.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам выделить целый ряд эвристических приемов, используемых на различных этапах работы с текстовой задачей. Но не все эвристические приемы могут быть применены в практике начальной школы. Поэтому в своей работе мы остановились на следующих эвристических приемах, которые, на наш взгляд, могут быть использованы в практике обучения решению текстовых задач в начальном курсе математики:
• деление задачи на подзадачи (выделение вспомогательных задач);
• перекодирование текста задачи в наиболее эффективную модель (прием моделирования);
• формулирование обратной задачи;
• переформулировка задачи (переформулировка условия или вопроса, замена терминов их определениями и наоборот);
• использование задач с нестандартными формулировками.
В практической части нашей работы мы подробно рассмотрели методические рекомендации по формированию эвристик при работе с текстовыми арифметическими задачами, а также описали ход и результаты проведенного эксперимента, где были реализованы основные идеи нашего исследования и проверена эффективность выделенных нами эвристических приемов обучения младших школьников решению текстовых задач.
Отметим, что систематическое использование выделенных нами эвристических приемов в процессе обучения младших школьников решению задач может выступать в качестве средства формирования обобщенного умения решать арифметические задачи, а также способствовать развитию логического мышления и творческих способностей школьников.
Таким образом, цель наша была достигнута, поставленные задачи выполнены. Но в то же время, наша работа не исчерпывает содержание проблемы, так как обозначились новые вопросы, нуждающиеся в дальнейшем их исследовании. В частности, таких: какова роль эвристик в процессе обучения младших школьников решению логических задач или в проведении доказательств и доказательных рассуждений.
1. Аксенов А.А. Теория обучения поиску решения школьных математических задач: Монография. - Орел: ОГУ, 2007.- 27 с.
2. Аргинская И.И. Математика. 1-4 класс. В 2-х частях./ Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. - М.: Издательский дом «Федоров», 2012.
3. Балк М.Б., Балк Г.Д. Поиск решения: Научно-популярная литература. - М.: Детская литература, 1983. - 143 с.
4. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах - М.: Просвещение, 1984.- 335 с.
5. Белошистая А. В. Методика преподавания математики в начальной школе / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2005. - 455 с.
6. Большой энциклопедический словарь./Прохоров А.М.- Санкт- Петербург: Норинт, 2004, - 1456 с.
7. Википедиа: [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
8. Декарт Р. Рассуждение о методе. — М., 1953.
9. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. В кн.: Психология мышления. — М.: Просвещение, 1965.
10. Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. — М.: РГУ, 1992. — 140 с.
11. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 512с.
12. Истомина Н.Б. Математика. 1-4 классы. - М.: Ассоциация XXI век,
2012.
13. Казанцева В.Ю. Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся: Дис. ...канд пед. наук: 13.00.01 . Улан -Удэ, 2004.
14. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1 - 3 классах Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1978. — 336 с.
15. Математика. Учебники для 1-4 начальной школы. В 2ч./ М.И. Моро и др. - М.: Просвещение, 2012.
...
31 источник