Объект исследования - ООО «АСФАЛЬТОБЕТОННЫЙ ЗАВОД №1» (г. Пермь).
Вид деятельности - строительство автомобильных дорог и автомагистралей .
Проведен анализ данных за 2021-2022 годы.
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретические аспекты определения и оптимизации издержек на управление запасами в цепях поставок 5
1.1 Определение издержек на управление запасами в цепях поставок 5
1.2 Оптимизация издержек на управление запасами в цепях поставок 7
2. Разработка системы оптимизации издержек на управление запасами ООО «АБЗ №1» 15
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «АБЗ №1» 15
2.2 Анализ и оценка текущего состояния управления запасами в ООО «АБЗ №1» 17
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения
Актуальность темы «Определение и оптимизация издержек на управление запасами в цепях поставок» обусловлена растущей конкуренцией на рынке, необходимостью снижения издержек и повышения эффективности управления запасами в цепях поставок. В условиях быстро меняющейся экономической среды и нестабильности рынка компании сталкиваются с вызовами, связанными с оптимизацией процессов управления запасами.
Издержки на управление запасами могут значительно влиять на финансовые результаты предприятия, поэтому их оптимизация становится ключевым фактором для обеспечения конкурентоспособности организации. Правильное определение и управление издержками на запасы позволяет сократить затраты, повысить эффективность производственных процессов, сократить время поставки товаров и улучшить обслуживание клиентов.
Таким образом, исследование издержек на управление запасами в цепях поставок и разработка системы их оптимизации имеют большое практическое значение для бизнеса и могут способствовать улучшению операционной деятельности предприятий. Цель курсовой работы: исследовать и определить издержки на управление запасами в цепях поставок и разработать систему оптимизации этих издержек на примере ООО «АБЗ №1».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать методы определения издержек на управление запасами в цепях поставок;
исследовать методы оптимизации издержек на управление запасами в цепях поставок;
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «АБЗ №1»;
провести анализ и оценку текущего состояния управления запасами в ООО «АБЗ №1».
Объект исследования деятельность организации ООО «АБЗ №1». Предмет исследования – управление запасами.
В данной курсовой работе рассматривается теоретические аспекты определения и оптимизации издержек на управление запасами в цепях поставок. Особое внимание уделено определению издержек на управление запасами и методам их оптимизации.
Далее проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «АБЗ №1» с целью выявления основных проблем и узких мест в управлении запасами. На основе полученных данных разрабатывается система оптимизации издержек на управление запасами, которая будет способствовать повышению эффективности процессов управления запасами в данной организации.
Методологическую базу исследования данной курсовой работы составили следующие источники: статьи, учебная и научная литература исследователей сферы логистики, а также текущие отчетности ООО «АБЗ №1».
Список использованных источников, отражающий актуальные материалы, необходимые для написания данной работы.
При анализе ООО «АБЗ №1» было выявлено, что трансформационные издержки являются большей частью в логистической системе предприятия. Их удельный вес составляет за 2020 – 79,14%, 2021 – 74,32%, 2022 – 65,03%. При этом ежегодно увеличивается доля трансакционных издержек, при этом снижая долю трансформационных издержек. Потому большее внимание необходимо уделять при снижении логистических затрат на трансакционные издержки.
Также за анализируемый период увеличиваются запасы в незавершённом производстве. Это приводит к дополнительным издержкам на их содержание и последующую утилизацию. Так за 2021 год затраты на незавершённое производство выросли на 13,8%, но в 2022 году они уже снизились на 33,93%, а за весь рассматриваемый период снижение составило 24,81%. В затратах на сырьё и материалы тоже можно наблюдать нестабильную динамику. Так в 2020 и 2022 годах рост составил 15,89% и снижение составило 32,94% соответственно, а за весь период можно наблюдать спад на 22,29%. Наиболее сильную динамику можно наблюдать в готовой продукции, за 2021 год спад составил 86,77% относительно 2020 года, но в 2022 рост составил 213% при сравнении с прошлым периодом, а за весь рассматриваемый период снижение составило 58,5%. Скорость оборачиваемости запасов за период с 2020 по 2022 гг. постоянно увеличивалась. С 2020 по 2021 она выросла на 0,9%, а с 2021 по 2022 на 39,4%. Из расчётов стало видно, что у предприятия ежегодно становится больше скорость обращения запасов. За анализируемый период показатель оборачиваемости материальных оборотных активов снизился на 31 день, что явилось причиной увеличения количества оборотов текущих активов на 1,29%. Также отмечается уменьшение рентабельности продукции на 0,82 % и рентабельности МОА на 0,91%. Исходя из значения коэффициента интенсивности (-0,66) можно сделать вывод, что в рассматриваемый период запасы на предприятии простаивают и слабо используются, что отрицательно валяет на эффективность деятельности ООО «АБЗ №1».
После проведения совмещения ABC – XYZ анализа была составлена матрица, согласно которой можно заметить, какие запасы нуждаются в постоянном контроле, а какие запасы следует сократить в объеме. Таким образом, предприятию ООО «АБЗ №1» рекомендовано уменьшить объем запасов под категорией CZ, а именно:
10 – Гравийная смесь;
30 – Щебеночная смесь;
34 – Плотные эмульсионно-минеральные смеси;
41 – Гидроизоляционный асфальтобетон;
47 – ПБВ.
В виду того, что данный перечень запасов не приносит предприятию высокой прибыли и прогнозирование спроса по данному перечню запасов не представляется возможным. Компании ООО «АБЗ №1» рекомендовано уменьшить вышеперечисленный список запасов на превосходящую позицию под номерами в группе АХ:
2 – Горячая плотная песчаная тип Г марка I, II;
12 – Битумная эмульсия для ямочного ремонта;
16 – Асфальтобетон;
50 – Прочие материалы.
Был рассчитан оптимальный размер заказа на предприятии группы AХ. Исходя из всех выше представленных расчётов данных, можно сделать вывод, что рассчитанный оптимальный размер заказа больше фактического на 707 тонн, а оптимальное время между смежными заказами будет больше на 2 дня, что даст хорошую интенсивность ООО «АБЗ №1».
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993), //Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября
1994 г. М 51-Ф3З, часть вторая от 26 января 1996 г. М 14-ФЗ, часть третья от 26
ноября 2001 г. М 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. М 230-ФЗ.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. М 197-
ФЗ (ТК РФ).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля
1998г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. М 117-ФЗ
II. Специальная литература:
5. Левкин, Г. Г. Логистика: теория и практика: учебник и практикум для
СПО / Г. Г. Левкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020.
— 187 с.
6. Неруш, Ю. М. Логистика: учебник и практикум / Ю. М. Неруш, А. Ю.
Неруш. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 559 с.
7. Туревский, И.С. Автомобильные перевозки: учеб. пособие / И.С.
Туревский. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2021. — 223 с.
Ⅲ. Текущий архив:
8. Устав организации.
9. Положение о структурном подразделении.
10. Положения (о заработной плате, о мотивации, о повышении
квалификации и т.д.).
11. Программы, планы организации.
12. Отчеты о выполнении планов, программ организации.
Ⅳ. Источники удаленного доступа:
13. Ахметгареева А. А. Моделирование системы управления запасами с фиксированным размером заказа //Актуальные проблемы и перспективы развития системы отраслевого транспортного образования. – 2019. – С. 9-21.
14. Белугин В. В. Анализ логистических систем при выборе эффективной модели управления запасами //ЭМПИ: экономика, менеджмент, прикладная информатика. – 2019. – С. 82-85.
15. Бондарев И. А., Файзрахманова Е. В. Целесообразность управления запасами на предприятии. – 2021.
16. Васильев, Д.А. Товародвижение. Разложи все по полочкам / Д.А.
17. Васильев - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.znaytovar.ru/,
18. свободный - дата обращения 20.10.2023 г.
19. Васильева А. С., Махмутов Ф. Ф. Анализ управления запасами на предприятии //интеграционные процессы в науке в современных. – 2018. – С. 36.
20. Горина А. П., Егорова А. А. Эффективное использование запасов предприятия как важнейшего материального ресурса //Управленческий учет. – 2021. – №. 2-1. – С. 108-113.
21. Ерлыгина Е. Г., Абрамова Ю. В. Система управления запасами как фактор повышения конкурентоспособности организации //Бюллетень науки и практики. – 2019. – Т. 5. – №. 4. – С. 307-311.
22. Заруднев Д. И. Учет транспортных затрат при определении размера заказа //Образование. Транспорт. Инновации. Строительство. – 2018. – С. 526-529.
23. Заруднев Д. И., Мацюк Д. А. Особенности использования модели оптимального размера заказа //Техника и технологии строительства. – 2019. – №. 1. – С. 39-42.
24. Контрагент ООО «АБЗ №1». [Электронный ресурс] // URL: https://www.audit-it.ru/contragent/1145958036311_ooo-abz-1 (дата обращения: 09.03.2024).
25. Малышко С. И. Управление запасами. Модель Уилсона //Наука и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. – 2021. – С. 703-706.
26. Мирошниченко С. А. Модели управления запасами //актуальные тенденции и инновации в развитии современной науки. – 2020. – С. 177-183.
27. Мухаметдинова А. Ф. Совершенствование системы управления запасами на предприятии //Актуальные проблемы науки и техники. инноватика. – 2021. – С. 59-65.
28. Официальный сайт ООО «АБЗ №1». [Электронный ресурс] // URL: https://abz1-perm.ru/ (дата обращения: 09.03.2023).
29. Сазонова А. К., Матвийчук Л. Н. Управление запасами предприятия и их оптимизация //Современные тенденции развития науки и технологий. – 2019. – Т. 8. – №. 5. – С. 124.
30. Товстоношенко В. Н., Черных В. Д. ABC-XYZ-анализ в практике управления запасами предприятия //Логистические системы в глобальной экономике. – 2019. – №. 9. – С. 244-246.