ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ В ДОО
1.1. Патриотическое воспитание как педагогическое понятие 8
1.2. Современные подходы к организации патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста в ДОО 14
1.3. Участие детей старшего дошкольного возраста в организации и
проведении праздников как средство патриотического воспитания 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ В ДОО
2.1. Изучение исходного уровня патриотической воспитанности у детей
старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения праздников в ДОО 39
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения праздников в ДОО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Воспитанию патриотизма у граждан РФ всех возрастов в нашей стране придается особое значение. Не обходятся без этого и дошкольные образовательные организации (ДОО). Однако стоит отметить, что патриотическое воспитание понимается зачастую несколько однобоко - как воспитание на примерах мужества и героизма, которые неотъемлемо связаны с разного рода военными конфликтами.
Как указывают авторы парциальной программы «Дошколятам о нашем Отечестве» В.Л. Малашенкова, М.В. Мякишева, Е.В. Намсинк, Ж.Н. Тельнова, патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. По мнению авторов программы, патриотическое воспитание осуществляется по двум основным направлениям - гражданско-патриотическое и военно-патриотическое, выступающим взаимодополняющими составляющими целостной системы [2].
Безусловно, страницы истории Великой Отечественной войны, и ряда других - это важные страницы нашей истории, с которыми необходимо знакомить подрастающее поколение с ранних лет. Однако любовь к Родине - это не только преклонение перед ее великими и тяжкими годами, а также подвигами людей, но и внимание к ее культуре, в том числе, народной и культуре повседневности, к мирному труду, ко всему тому, что составляет социокультурную идентичность народа, проживающего в суверенной стране.
Народная культура - это быт и труд, будни и праздники, традиции, обряды, игры, сакральные смыслы, закладываемые в декор одежды, белья (рушников, скатертей, занавесок и т. д.), игрушки, обустройство дома и двора. Со всем этим - с учетом многонациональное™ нашего народа - необходимо последовательно знакомить дошкольников. Это можно осуществлять в разных видах деятельности, в различных режимных моментах.
Неслучайно одним из популярных направлений педагогики, в том числе и дошкольной, является народная педагогика или этнопедагогика, как совокупность педагогических практик народа, сохраненных в фольклоре, художественных образцах, обрядах и обычаях. Использование приемов этнопедагогики, то есть народного воспитания, способствует единению и преемственности поколений, целостности этноса.
Традиции народного воспитания «базируются не только на художественных ценностях, созданных народом, но и на осмыслении тех переживаний человека, нации, которые отражают опыт противоборства добра и зла, кодекс чести и достоинства, его идеалы и привязанности» [1].
Российский народ - многонациональный, объединенный под сенью русского языка и русской культуры. Невозможно почувствовать себя полноценным сыном или дочерью нашего Отечества, не восприняв его исконные историю и культуру как свои собственные. Это возможно только при использовании педагогического потенциала традиционной культуры [4].
В своей работе мы решили обратить внимание на потенциал праздников, как источников для формирования патриотических качеств у дошкольников.
Во-первых, сама форма праздника всегда привлекательна для детей, создает положительный настрой. Подготовка и проведение праздника - комплексный феномен, сочетающий в себе отдых, развлечение, собственно праздник, образование, самообразование и творчество. Подготовка к празднику позволяет создать ожидание радости, и в то же время - включить в процесс массу развивающих, воспитательных и обучающих элементов. В праздники, как правило, заложены идеи торжества добра, блага, награды для тех, кто положительно отличился в течение какого-то периода.
Во-вторых, многие праздники сопровождались играми и забавами, что позволяет знакомить дошкольников с традициями и обычаями в игровой форме. Также, редко какой праздник обходился без песен и хороводов, которые, по сути, являются не просто круговыми танцевальными движениями, но и обрядовым действом, связанным с годовым циклом и с сезонными работами.
В-третьих, праздники позволяют не только познакомиться с традициями, но и с праздничной одеждой разных народов. Как отмечают некоторые авторы, «национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа» [3].
В-четвертых, подготовка к проведению праздника невозможна без включения в этот процесс родителей. Выполнение поделок, подготовка костюмов, разучивание стихов и песен - совместная деятельность педагогов, родителей и детей служит консолидации воспитательных усилий, повышению компетенций педагога и педагогической культуры родителей. Сам праздник - это обогащение эмоционального опыта не только воспитанников, но и родителей, многие из которых, не исключено, и сами впервые будут знакомиться с какими-то традициями, обычаями и играми.
Праздники любят все - и взрослые, и дети. И эту любовь к праздничному веселому досугу можно и нужно использовать в педагогических целях. Не только для знакомства с культурой и историей народа, но и для воспитания тех нравственных качеств, которые испокон веков ценились народом и формирование которых вкладывалось в те обряды, традиции, обычаи, игры, которые использовались в праздновании тех или иных праздников. Праздник как создание особой социокультурной среды - это возможность непосредственного и эмоционально окрашенного соприкосновения с народной культурой и традициями, формирования чувства сопричастности к наследию прошлого.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.
Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования: участие детей в организации и проведении праздников как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОО.
Цель исследования: определение эффективности использования праздников в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
В основу исследования положена гипотеза о том, что патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным в процессе организации и проведения праздников соответствующей направленности в ДОО.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) изучить содержание понятия «патриотическое воспитание» в педагогической литературе;
2) определить цели и задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО;
3) охарактеризовать участие детей старшего дошкольного возраста в организации и проведении праздников как средство патриотического воспитания;
4) подобрать диагностический материал и изучить сформированность патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста;
5) определить и апробировать содержание патриотического воспитания старших дошкольников в условиях организации и проведения праздников в ДОО;
6) осуществить повторную диагностику сформированности патриотической воспитанности у старших дошкольников после проведения целенаправленной работы, проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
- I этап (май-август 2023 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
- II этап (сентябрь 2023 года) предполагал выявление исходных уровней патриотической воспитанности у дошкольников;
- III этап (октябрь 2023 - апрель 2024 года) включал формирующий эксперимент, направленный на определение и апробацию содержания работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения праздников в ДОО;
- IV этап (май 2024 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования организации и проведения праздников в ДОО в работе по патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования; беседа, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретические основы исследования составили труды Л.И. Беляевой, Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, М.В Воробьевой, Е.Ю. Демуровой, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского и др.
Практическая значимость: опыт работы по использованию праздников в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста может быть предложен для образовательной практики детских садов.
Экспериментальная база исследования: МБДО д/с №17 г. Пензы.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.
В ходе проведенного нами теоретического и практического исследования были решены все поставленные задачи, на основании чего мы пришли к следующим выводам.
На основе изученной литературы нами была раскрыта сущность понятия «патриотизм», который представляет собой нравственный и политический принцип, а также социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Отечества.
Патриотическое воспитание дошкольников требует соблюдения определенных педагогических условий: отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей; выстраивание цикла мероприятий по патриотическому воспитанию, методика которых должна основываться на доступных, ярких, образных примерах из жизни и художественных произведений.
В своем исследовании в качестве основного средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, которое может соответствовать перечисленным условиям, мы выбрали работу по подготовке и проведению праздников в ДОО.
В связи с этим в практической части нашего исследования нами был разработан и проведен цикл праздников, направленных на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В данный цикл вошли календарные и народные праздники, подготовка и проведение которых осуществлялась в виде занятий-развлечений и утренников.
Результаты контрольной диагностики детей старшего дошкольного возраста ЭГ показали, что значительно увеличилось количество дошкольников с высоким уровнем патриотической воспитанности, а с низким и среднем уровнями - уменьшилось. В КГ детей старшего дошкольного возраста изменения в патриотической воспитанности дошкольников к концу работы также произошли, но не были столь значительными.
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в приобщении детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре своей страны.
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, которая была проведена нами в ЭГ и включала участие дошкольников в подготовке и проведении праздников, привела к позитивным изменениям в области формирования представлений и интереса к родной истории и культуре у детей, а также умений использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности.
Следовательно, выдвинутая перед началом исследования гипотеза в ходе проведенной работы была полностью подтверждена.