Введение 3
1. Правовое положение прокуратуры Российской Федерации 6
1.1. История создания органов прокуратуры 6
1.2. Система, структура и основные задачи органов прокуратуры 14
1.3. Правовое регулирование деятельности органов прокуратуры 21
2. Основные направления деятельности прокуратуры Российской
Федерации 29
2.1. Надзор за соблюдением законности 29
2.2. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью 36
2.3. Поддержание государственного обвинения в суде 40
2.4 Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе 43
Заключение 50
Список литературы
О том, как важны право, законность для нормальной жизни общества, благополучия всех и каждого уже написаны многие тома. Еще древнегреческим философом Гераклитом было сказано, что «народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную свою стену». С той поры прошли многие годы, а роль законов в регулировании социальных отношений, естественно усложняющихся, обогащающихся, наполняющихся новым содержанием в ходе общественного прогресса, неуклонно возрастает.
Мы обязаны, в значительной степени, закону в достижении таких благ, как разумной упорядоченностью социальной жизни, оптимальным балансом самых разных, порою не совпадающих или даже противоречащих друг другу человеческих интересов и побуждений.
На то, в каком положении находится законность в Российской Федерации, прежде всего, влияют объективные сложности текущего момента, неустойчивость и подвижность нормативно-правового «поля». Существование брешей в законодательстве отрицательно влияет на регулирование экономических, социальных, иных процессов.
Нормализация сложившейся ситуации в сфере законности - задача органов прокуратуры, основную цель деятельности которых можно видеть в обеспечении правопорядка и законности. Именно органы прокуратуры, которые государство наделило соответствующими полномочиями, осуществляют надзор над тем, как исполняются законы и насколько законны правовые акты. Следовательно, именно от того, насколько правильно и грамотно организована их работа, в значительной степени зависит само состояние законности в Российской Федерации.
Таким образом, исследование организационно-правовых основ функционирования прокуратуры Российской Федерации, определение ее места в системе государственной власти является весьма актуальным, поскольку сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования конституционно-правового статуса прокуратуры, обеспечивающего усиление ее влияния на состояние законности, правопорядка, защиты прав человека и гражданина, интересов общества и государства.
Объектом выступают общественные отношения, связанные с организационно-правовыми основами организации и деятельности прокуратуры РФ.
Предметом являются теоретические, правовые, методические основы и практика деятельности прокуратуры РФ.
Цель работы состоит в целостном, комплексном и системном исследовании становления и современного состояния института прокуратуры.
Согласно с целью поставлены следующие задачи:
- Проанализировать деятельность органов и прокуратуры в механизме государства, начиная с этапа формирования данного института;
- Раскрыть ключевые направления деятельности прокуратуры на всем пути ее становления;
- Рассмотреть структуру, систему и организацию деятельности органов прокуратуры;
- Определить функции, цели, задачи прокуратуры на современном этапе применительно к ее правозащитной деятельности;
- Проанализировать работу прокуратуры на примере Пензенской области;
- Выявить проблемные вопросы в деятельности прокуратуры и предложить пути их решения.
Методологическая база исследования включает группы общенаучных (диалектический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение) и частнонаучных методов научного познания (сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический).
Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке новых решений ряда научно-практических задач, связанных с совершенствованием законодательства и организации деятельности прокуратуры в Российской Федерации.
Нормативной основой стали: Конституция РФ, международные правовые акты, федеральные законы, решения Конституционного суда Российской Федерации, приказы Генерального прокурора Российской Федерации, акты прокурорского реагирования, касающиеся организации, деятельности и задач прокуратуры.
Существенное влияние на состояние научной разработанности проблем организации и осуществления прокурорской деятельности в целом оказали фундаментальные исследования, проведенные в разное время А.Ю. Гулягиным, О.А. Галустьяном, А.В. Ендольцевой, А.Ю. Винокуровым, Ю.Е. Винокуровым, С.М. Казанцевым, Ф.М. Кобзаревым, О.Л. Кожевниковой, В.П. Рябцевым, Н.В. Субановой, В.Б. Ястребовым и другими учеными.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка литературы.
Существующая структура и система органов прокуратуры Российской Федерации в целом сформировалась в конце 1970-х годов, сохранив, до настоящего времени, достаточную стабильность. В её основе лежат принципы централизации и единства, подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Система органов прокуратуры Российской Федерации, во главе которой стоит Генеральный прокурор Российской Федерации, включает в себя три звена (уровня).
Высшее звено - это Генеральная прокуратура Российской Федерации, возглавляемая Генеральным прокурором Российской Федерации.
Прокуратуры второго звена представлены прокуратурами республик в составе РФ, прокуратурами краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга, автономных округов и Еврейской автономной области, а также специализированными прокуратурами.
Прокуратуры третьего звена представлены прокуратурами районов и городов (в городах, в которых районное деление отсутствует), а также военными прокуратурами гарнизонов и приравненных к ним прокуратурами.
Также система органов прокуратуры включает образовательные и научные учреждения, которые являются юридическими лицами.
Структура Генеральной прокуратуры Российской Федерации , равно как и прочих прокуратур, меняется при изменении задач, которые стоят перед прокуратурой, её приоритетов и функций.
Систему органов прокуратуры определяет Закон «О прокуратуре РФ». Эта система является разветвленной сетью территориальных, военных и прочих прокуратур, образовательных и научных учреждений, прочих организаций (юридических лиц), которые организационно связаны между собой и взаимообусловлены единством решаемых задач, связанных с обеспечением правопорядка и законности.
Закон запрещает создавать на территории РФ органы прокуратуры, не входящие в единую систему прокуратуры Российской Федерации. Это одно из условий, позволяющих реализовать основополагающий принцип функционирования и построения прокуратуры - единство и строгую централизацию системы прокурорских органов. Образует, реорганизует и упраздняет органы и учреждения прокуратуры, определяет их статус и компетенцию Генеральный прокурор Российской Федерации.
Говоря о компетенциях и функциях органов прокуратуры, необходимо сказать, что приоритетами в её деятельности являются, в первую очередь, защита прав и свобод гражданина. Прокурорскому надзору принадлежит важная роль в защите прав граждан.
Прокуратура осуществляет надзор над исполнением законов, образующих правовую систему России. Кроме надзора законодатель возлагает на прокуратуру ряд прочих функций.
В том числе, прокуроры должны:
- участвовать в рассмотрении дел судами;
- координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- участвовать в правотворческой деятельности;
- выпускать специальные издания.
Учитывая высокую роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина, целесообразно наделить дополнительными правами в сфере противодействия коррупции, так как данный вид преступлений является одним из факторов дестабилизации деятельности органов государственной власти. Например, наделить Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров полномочиями проводить проверки и принимать решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, а в отдельных случаях создавать оперативно-следственные группы и возглавлять их деятельность.
В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О прокуратуре РФ», органы прокуратуры активно участвуют в правотворческой деятельности. Важное направление в этом - участие работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации в рабочих группах, которые создаются в Государственной Думе и иных органах при разработке проектов законов и прочих нормативных актов.
Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах её компетенции реализует прямые связи с компетентными органами прочих стран и международными организациями, осуществляет сотрудничество с ними, заключает договоры по вопросам борьбы с преступностью и правовой помощи, принимает участие в разработке международных договоров Российской Федерации.
Для эффективной работы прокуратуры, необходимо оптимальным образом организовать её работу. Как все другие государственные органы, прокуратура Российской Федерации, в первую очередь, является определенной организацией, то есть устойчивой системой совместно работающих индивидов, основанной на иерархии рангов и разделении труда. Однако существуют пробелы законодательства, устранение которых необходимо для наиболее эффективной деятельности органов прокуратуры. Одним из таких недостатков является вопрос о правомочности помощника прокурора поддерживать государственное обвинение, поскольку не обладает всей полнотой прокурорской власти, включая право утверждать обвинительное заключение или акт. С учетом этого, следует рассмотреть вопрос о нормативном разграничении полномочий прокуроров и иных должностных лиц прокуратуры, в том числе касающихся рассматриваемого права.
Рассматривая статус прокуратуры Российской Федерации, необходимо заметить, что основополагающий нормативный правовой акт, закрепляющий конституционно-правовой статус прокуратуры, это Конституция Российской Федерации. Согласно со ст.129 Конституции Российской Федерации прокуратура представляет собой один из самых важных органов власти. Тем не менее при этом она не входит ни в какую из перечисленных в ст.10 Конституции Российской Федерации ветвей власти.
Как было упомянуто в работе, прокуратура Российской Федерации не представляет собой ни орган законодательной власти, ни судебной, ни исполнительной. Главная задача прокуратуры заключается в наблюдении и пресечении всех нарушений закона, как наказывал ещё основатель российской прокуратуры Петр I. Текущее положение прокуратуры в системе государственных органов обусловили исторические, национальные и культурные особенности развития России.
Как видится, прокурорскому надзору организационно нужна концептуальная корректировка. Его цели и направления, для которых свойственна широта и неопределенность, должны быть уточнены. Давно назрел и требует своего разрешения вопрос о том, чтобы конституционным образом закрепить место и роль прокуратуры в государственном механизме, чётко определить выполняемые ею функции.
Конституция Российской Федерации должна не включать переходные положения, а определять систему функций и статус прокуратуры, которые свойственны ей в демократических правовых государствах.
Прокуратура Российской Федерации должна сохранять её правовую самостоятельность и конституционную независимость, как в функциональном, так и в структурном отношениях. Таким образом, очевидно, что сложившаяся ситуация должна быть разрешена законодательным путем, через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.
1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237
2. О чрезвычайном положении: федер. конст. закон от 30.05.2001 № 3- ФКЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2277
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (ч.1). - Ст. 4921
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.05.2017) // СЗ РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.06.2017) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 1.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 3.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.05.2017) // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
9. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 07.03.2017) // СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472
10. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273- ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6228.
11. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // Российская газета. - 2002. - № 138-139.
12. О противодействии терроризму: федер. закон от 06.03.2006 № 35- ФЗ ( ред. от 06.07.2016) // Российская газета. - 10.03.2006. - № 48.
13. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // СЗ РФ. - 2006. - № 19. - Ст. 2060
14. О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года: федер. закон от 30.10.2007 №237-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 45.Ст. 5414
15. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 (ред. от 07.12.2016) // СЗ РФ. - 1996. - № 17. Ст. 1958
16. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (ред. от 11.04.2011) // Законность. - 2013. - № 4.
17. О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора: приказ Генпрокуратуры России от 01.11.2011 № 373 // Законность. - 2012. - № 1.
18. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 № 826 // Законность. - 2017. - № 3.
19. Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: приказ Генпрокуратуры России от 12.07.2010 №276 (ред. от 22.04.2011) // Законность. - 2010. - № 10.
20. О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации: приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2009 № 341(ред. от 28.02.2014) // Законность. - 2010. - № 1.
21. О разграничении компетенции прокуроров территориальных,
военных и других специализированных прокуратур: приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 12.04.2017) // URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 79085/ (дата обращения
14.05.2017)
Учебная литература
22. Анисимов, Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века: учеб. пособие / Е. В. Анисимов. - СПб. : Юристъ, 2008. - 331 с.
23. Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / Ю. Е. Винокуров. - М. : Юрайт, 2014. - 279 с.
24. Воскресенский, Н. А. Законодательные акты Петра I. Редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитья и иностранные источники. Т. 1. Акты о высших государственных установлениях / Н. А. Воскресенский. - М. : Изд-во АН СССР, 1945. - 602 с.
25. Галустьян, О. А., Ендольцева, А. В., Сыдорука, И. И. Прокурорский надзор: учебник ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 268 с.
26. Ендольцева, А. В., Химичева, О. В., Сумина, О. О. Прокурорский надзор: Курс лекций: учебное пособие. Юнити-Дана, 2014. - 174 с.
27. Казанцев, С. М. История царской прокуратуры: изд. СПбГУ,1993. - 187 с.
28. Кобзарев, Ф. М. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Москва, 2016. - 256 с.
29. Ковалев, А. А. Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами в Российской Федерации. Екатеринбург, 2014. - 167 с.
30. Кожевников, О. Л., Кравчук, В. В. Краткие разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» : учеб. пособие / под ред. О. Л. Кожевникова. Екатеринбург, 2013. - 386 с.
31. Колоколов, Н. А. Теория уголовного процесса: состязательность. М: Юрлитинфом, 2013. - 488 с.
32. Софроненко, К. А. Законодательные акты Петра I. Первая четверть XVIII в. М. : Государственное издательство юридической литературы, 1961. - 591 с.
33. Щемеров, С. А. Участие прокурора в стадии судебного разбирательства уголовного процесса. Н. Новгород, 2012. - 193 с.
34. Ястребов, В. Б. Прокурорский надзор : учебник для юридических вузов и факультетов. Москва: Зерцало, 2013. - 219 с.
Научная литература
35. Байкин, И. М. Правовой анализ полномочий органов исполнительной ветви власти и прокуратуры // Российский юридический журнал. - 2013. - №5. - С. 17-28
36. Бессчастный, С. А. Реализация прокурором полномочий в арбитражном судопроизводстве // Законность. - 2016. - № 4. - С. 32 -51.
37. Вербин, Д. А. Мониторинг прокуратурой законодательства и правоприменительной практики в сфере уголовного судопроизводства // Законность. - № 7. - 2012. - С. 22-26.
38. Винокуров, Ю. Е., Глушков, А. И. К вопросу о структуре прокурорского надзора как вида государственной деятельности // Административное и муниципальное право. - 2012. - №1. - С. 19-31.
39. Гулягин, А. Ю. Цели, задачи и функции органов прокуратуры - основа качественного обеспечения законности // Юридический мир. - 2014. - №3. - С. 58-72.
40. Гулягин, А. Ю. Правовая природа функций прокуратуры // Российская юстиция. - 2011. - №11. - С. 34-58.
41. Гулягин, А. Ю. Прокуратура как государственно-правовой институт и ее положение в системе правоохраны//Журнал российского права. - 2012. - № 7. - С. 38-48.
42. Дупак, О. А. Базовая прокуратура как одна из эффективных форм повышения квалификации прокурорских работников // Законность. - 2012. - № 5. - С. 8-11.
43. Ефанова, В. А. Прокурор как субъект государственного обвинения // Воронежский государственный университет. - 2012. - №1 . С. 289-341.
44. Ефремов, Н. С. О некоторых проблемах правового регулирования участия прокурора в арбитражном процессе// Саратовская государственная юридическая академия. - 2012. - № 3. - С. 81-89.
45. Жидких, А. А. Роль прокуратуры в правовом развитии России // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - №6. - С. 114-126.
46. Жубрин, Р. В., Сазанова, В. О. Совершенствование организации работы прокуратуры Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - №5 (49) .- 2015. - С.51-56.
47. Инсаров, О. А., Андреев, В. Б. Правовое и организационное обеспечение опубликования статистической информации о деятельности органов прокуратуры в сети Интернет // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2015. - №5 (49). - С.57-59.
48. Казарина, А. Х. Эволюция взглядов на предмет прокурорского надзора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2013. - № 2. - С.36-42.
49. Карпов, Н. Н. Прокуратура: надзор или деятельность // Законность. - 2014. - №8. - С. 76-89.
50. Карпов, Н. Н. К вопросу о правовом статусе прокуратуры Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2015. - № 2(46). - С. 3-8.
51. Кузина, Н. В. Надзор за соблюдением законодательства о государственной службе и противодействии коррупции // Законность. 2016.№4. С. 25-28.
52. Кремнева, Е. В. Полномочия прокурора в арбитражном процессе в свете судебной реформы // НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2014. - № 4. - С. 68- 74.
53. Новиков, А. А. Создание прокуратуры в России// Вестник Тамбовского университета. - 2013. - № 1. - С. 299-315.
54. Паламарчук, А. К. Деятельность органов прокуратуры - по надзору за соблюдением социальных прав граждан // Законность. - 2012. - № 9. - С. 3-6.
55. Рябцев, В. П. Концептуальные аспекты развития координации правоохранительной деятельности//Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2014. - № 2. - С. 67-71.
56. Стрельников, В. В. Организационная структура управления в органах прокуратуры //Право и государство пресс. - 2012. - № 10. - С. 131-141.
57. Талипов, Д., Болдырев, Д. Надзор за исполнением законов: подмена функций контролирующих органов или координация их деятельности // Законность. - 2012. - № 4. - С. 48-67.
58. Трещева, Е. А. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации о правах и обязанностях лиц, участвующих в арбитражном процессе // Юридический аналитический журнал. - 2014. - № 2. - С. 15-21.
59. Трофимов, Н. И. История прокурорского надзора в России, надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих//Военно-юридический журнал. - 2009. - №8. - С. 14- 36.
Электронные ресурсы
60. Генеральная прокуратура Российской Федерации [официальный сайт] //URL: http://www.genproc.gov.ru/(дата обращения: 21.05.2017).
61. Прокуратура Пензенской области [официальный сайт] // URL: http://www.procpenza.ru/(дата обращения 21.05.2017).
Иные источники
62. Щербакова Н.Г. Организация работы с обращениями в органах прокуратуры Пензенской области. Пенза. 2014.
63. Статистические данные о состоянии преступности, следственной работы и прокурорского надзора в целом по Пензенской области по итогам работы за 12 месяцев 2016 г. Пенза. 2017.