КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
|
Введение 3
Глава I. Особенности речевого развития детей с ДЦП
1.1. Понятие о детском церебральном параличе 6
1.2. Речевые нарушения у детей с ДЦП 11
Глава II. Изучение речи дошкольников с ДЦП
2.1. Диагностика речевого развития дошкольников с ДЦП 15
2.2. Содержание экспериментально изучения и анализ 16
результатов
Глава III. Развитие речи дошкольников СДЦП
3.1. Цель и организация обучающего эксперимента 25
3.2. Содержание обучения
3.2.1. Коррекция звукопроизношения 26
3.2.2. Развитие грамматического структурирования 33
3.2.3. Обогащение словаря 40
3.2.4. Развитие связной речи 46
3.3. Контрольный эксперимент 51
Заключение 53
Список литературы 55
Глава I. Особенности речевого развития детей с ДЦП
1.1. Понятие о детском церебральном параличе 6
1.2. Речевые нарушения у детей с ДЦП 11
Глава II. Изучение речи дошкольников с ДЦП
2.1. Диагностика речевого развития дошкольников с ДЦП 15
2.2. Содержание экспериментально изучения и анализ 16
результатов
Глава III. Развитие речи дошкольников СДЦП
3.1. Цель и организация обучающего эксперимента 25
3.2. Содержание обучения
3.2.1. Коррекция звукопроизношения 26
3.2.2. Развитие грамматического структурирования 33
3.2.3. Обогащение словаря 40
3.2.4. Развитие связной речи 46
3.3. Контрольный эксперимент 51
Заключение 53
Список литературы 55
Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов.
В системе образования создана сеть специальных дошкольных и школьных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации этих детей с учетом специфики их заболевания.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что выполненная работа способствует решению практической задачи, а именно применение разработанной методики на занятиях в учреждениях для детей с ДЦП.
В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидно, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Изучение контингента этих детей показало, что во многих случаях наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями в развитии центральной нервной системы.
Изучению речевых нарушений у детей с церебральными параличами посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции: Е. М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова, И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько и др.
Значимость данной проблемы также связана с практикой обучения и воспитания, требующей раскрытия особенностей интеллектуального развития, возможности адаптации к разным видам деятельности, видам знаний ребенка, имеющего заболевания.
Успешность социальной интеграции лиц с нарушением опорно- двигательного аппарата зависит от особенности их личности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что дети и подростки с двигательными недостатками имеют ряд неразрешенных психологических проблем, связанных с негативным воздействием их микросоциального окружения и психогенной травматизацией в связи с наличием физического дефекта. Для них характерны дезадаптационные срывы и кризы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной сферы и поведенческих нарушениях. Решающее значение в социальной адаптации и интеграции имеют индивидуальные особенности развития ребенка, которые представляют собой компенсаторный потенциал личности и позволяют выработать адекватные условиям среды формы поведения и жизнедеятельности. при этом важную роль играет своевременная и эффективная диагностика, профилактика и коррекция нервно-психических, поведенческих, патохарактерологических расстройств.
Знание особенностей речевых нарушений у детей с церебральным параличом позволяет сформулировать основные положения, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП. Важно постоянно учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка.
Объект исследования - речевая деятельность детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования - процесс формирования речи детей с церебральным параличом.
Цель данной работы: разработка системы коррекционных приемов по формированию речедвигательной активности у детей с ДЦП.
Задачи предстоящей работы можно сформулировать следующим образом:
1. Изучить соответствующую научно-методическую литературу по данной теме;
2. Описать особенности речевой деятельности детей с ДЦП;
3. Провести обследование детей с ДЦП;
4. Раскрыть основные задачи и содержание работы по формированию речи детей с ДЦП.
Гипотеза нашей работы заключается в том, что учет структуры нарушений речи дошкольников с детским церебральным параличом позволит получить положительную динамику в логопедической коррекции.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Исследование организовано на базе группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МБДОУ ДС № 37 города Кузнецка.
В системе образования создана сеть специальных дошкольных и школьных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации этих детей с учетом специфики их заболевания.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что выполненная работа способствует решению практической задачи, а именно применение разработанной методики на занятиях в учреждениях для детей с ДЦП.
В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидно, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Изучение контингента этих детей показало, что во многих случаях наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями в развитии центральной нервной системы.
Изучению речевых нарушений у детей с церебральными параличами посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции: Е. М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова, И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько и др.
Значимость данной проблемы также связана с практикой обучения и воспитания, требующей раскрытия особенностей интеллектуального развития, возможности адаптации к разным видам деятельности, видам знаний ребенка, имеющего заболевания.
Успешность социальной интеграции лиц с нарушением опорно- двигательного аппарата зависит от особенности их личности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что дети и подростки с двигательными недостатками имеют ряд неразрешенных психологических проблем, связанных с негативным воздействием их микросоциального окружения и психогенной травматизацией в связи с наличием физического дефекта. Для них характерны дезадаптационные срывы и кризы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной сферы и поведенческих нарушениях. Решающее значение в социальной адаптации и интеграции имеют индивидуальные особенности развития ребенка, которые представляют собой компенсаторный потенциал личности и позволяют выработать адекватные условиям среды формы поведения и жизнедеятельности. при этом важную роль играет своевременная и эффективная диагностика, профилактика и коррекция нервно-психических, поведенческих, патохарактерологических расстройств.
Знание особенностей речевых нарушений у детей с церебральным параличом позволяет сформулировать основные положения, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП. Важно постоянно учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка.
Объект исследования - речевая деятельность детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования - процесс формирования речи детей с церебральным параличом.
Цель данной работы: разработка системы коррекционных приемов по формированию речедвигательной активности у детей с ДЦП.
Задачи предстоящей работы можно сформулировать следующим образом:
1. Изучить соответствующую научно-методическую литературу по данной теме;
2. Описать особенности речевой деятельности детей с ДЦП;
3. Провести обследование детей с ДЦП;
4. Раскрыть основные задачи и содержание работы по формированию речи детей с ДЦП.
Гипотеза нашей работы заключается в том, что учет структуры нарушений речи дошкольников с детским церебральным параличом позволит получить положительную динамику в логопедической коррекции.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Исследование организовано на базе группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МБДОУ ДС № 37 города Кузнецка.
Детские церебральные параличи представляют собой резидуальные состояния с непрогрессирующим течением. Однако по мере развития ребенка, особенно в раннем возрасте, клиническая симптоматика может видоизменяться.
Это связано с возрастной динамикой морфофункциональных взаимоотношений патологически развивающегося мозга, нарастанием декомпенсации, обусловленным все большим несоответствием между возможностями нервной системы и требованиями, предъявленными окружающей средой к растущему организму.
Кроме того, в случае присоединения таких патологических синдромов, как гидроцефалия, судороги, вегетативные расстройства, а также инфекционных заболеваний, интоксикаций, повторных травм мозга может возникнуть впечатление, что процесс прогрессирует.
Подобная «псевдопроцессуальность» при детских церебральных параличах наблюдается нередко. Прогрессирующие наследственные заболевания нервной системы, поражение спинного мозга или периферических нервов к детским церебральным параличам не относятся.
У детей с церебральным параличом препятствует нормальному развитию познавательных способностей психоорганический синдром в виде астенических состояний, вегетативных, эмоциональных нарушений, инертности нервных процессов.
У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.
Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича; все формы дисграфии и дислексии.
Цель нашей работы заключалась в коррекции речевого недоразвития детей с детским церебральным параличом.
Эффективность проводимой нами работы по совершенствованию всех сторон речи дошкольников с ДПЦ подтвердилась контрольным экспериментом.
Это связано с возрастной динамикой морфофункциональных взаимоотношений патологически развивающегося мозга, нарастанием декомпенсации, обусловленным все большим несоответствием между возможностями нервной системы и требованиями, предъявленными окружающей средой к растущему организму.
Кроме того, в случае присоединения таких патологических синдромов, как гидроцефалия, судороги, вегетативные расстройства, а также инфекционных заболеваний, интоксикаций, повторных травм мозга может возникнуть впечатление, что процесс прогрессирует.
Подобная «псевдопроцессуальность» при детских церебральных параличах наблюдается нередко. Прогрессирующие наследственные заболевания нервной системы, поражение спинного мозга или периферических нервов к детским церебральным параличам не относятся.
У детей с церебральным параличом препятствует нормальному развитию познавательных способностей психоорганический синдром в виде астенических состояний, вегетативных, эмоциональных нарушений, инертности нервных процессов.
У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.
Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича; все формы дисграфии и дислексии.
Цель нашей работы заключалась в коррекции речевого недоразвития детей с детским церебральным параличом.
Эффективность проводимой нами работы по совершенствованию всех сторон речи дошкольников с ДПЦ подтвердилась контрольным экспериментом.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Формирование фразовой речи с использованием лего-технологии у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня и детским церебральным параличом
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ КОНДУКТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



