Введение 3
Глава 1. Общая характеристика правового режима Арктики 6
1.1. Становление и развитие международно-правового сотрудничества в области освоения Арктики 6
1.2. Основные этапы формирования правового режима в Арктическом регионе 10
Глава 2. Современные проблемы и перспективы развития правового режима Арктики 14
2.1. Актуальные проблемные вопросы реализации правового режима Арктики 14
2.2. Особенности реализации полномочий России в Арктики 19
2.3. Перспективные направления развития сотрудничества в Арктическом регионе 25
Заключение 29
Библиографический список 31
Актуальность темы обусловлена тем, что Арктический регион — это территория, которая привлекает внимание всего мира. В последние годы этот регион стал причиной конфликтов между различными странами. В настоящее время для этой территории установлен особый правовой статус.
Освоение Арктики началось давно, и Российская Федерация уделяет этому процессу особое внимание. Арктика богата природными ресурсами, включая нефть и газ. Кроме того, стратегическое положение региона обусловлено его расположением и тем, что он не принадлежит полностью ни одному государству.
Несмотря на то, что освоение Арктики связано с многочисленными проблемами, включая правовые, экономические, социальные и экологические, регион не пригоден для жизни.
Государственная политика Российской Федерации в области освоения Арктики является одним из направлений современной государственной политики. Для реализации этой политики в России принимаются соответствующие государственные программы и специальные нормативно-правовые акты по регулированию деятельности в Арктике. Однако, несмотря на проводимую работу, многие вопросы, связанные с установлением как национального, так и международного правового статуса Арктики, остаются спорными. Это подчёркивает актуальность и научно-практический интерес к исследованию международного правового статуса Арктики и роли Российской Федерации в формировании правового режима использования этих территорий.
Исследование мировых политических процессов, связанных с формированием единого правового режима в Арктике, приобрело особую актуальность в начале XX века. Вклад в изучение этой темы внесли такие зарубежные учёные, как Дж. Чайлд и М. Дж. Петерсон. Среди российских исследователей, занимавшихся данной проблематикой, можно выделить В. В. Голицина, В. Н. Конышева, А. А. Сергунина и Д. А. Ширина.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что в ней проводится анализ влияния международной политики на процесс изучения и формирования единой правовой системы в Арктическом регионе.
Кроме того, в ряде исследований отмечается необходимость комплексного подхода к освоению Арктики. Однако на данный момент этот принцип не реализован, поскольку между многими государствами сохраняются противоречия как в экономической, так и в научной областях.
Несмотря на то, что исследуемая тема характеризуется высокой степенью научной разработанности, следует говорить о том, что с учетом динамики развития общественных отношения, использования новых форм сотрудничества и взаимодействия, остаются «открытыми» многие вопросы, связанные с исследованием и освоением Арктического региона. Данные обстоятельства в своей совокупности подчеркивают актуальность проводимого исследования.
Объект исследования – контроль за реализацией полномочий в арктическом регионе.
Предмет исследования – нормы международного и национального права, которые определяют порядок реализации прав и полномочий в арктическом регионе.
Целью исследования является анализ особенностей правового регулирования реализации полномочий в Арктике. Поставленная цель предполагает необходимым решить в ходе проведения исследования такие задачи как:
- рассмотреть характерные черты становления и развития международно-правового сотрудничества в области освоения Арктики;
- исследовать основные этапы формирования правового режима в Арктическом регионе;
- выделить актуальные проблемные вопросы реализации правового режима Арктики;
- определить особенности реализации полномочий Российской Федерации в Арктике;
- проанализировать перспективные направления развития сотрудничества в Арктическом регионе.
Методологическую основу настоящего исследования составила совокупность методов исследования, которые были применены в комплексе для получения наиболее полного и объективного представления об объекте исследования. Так, технико-юридический метод был использован для анализа и оценки положения международных и национальных нормативно-правовых актов, имеющих отношение к теме исследования; исторический метод позволил исследовать развитие и изменение законодательства в динамике, а сравнительный метод позволил сопоставить различные подходы и точки зрения на рассматриваемую проблему, предложив при этом наиболее эффективные и оптимальные решения.
Теоретическую базу исследования составляют работы современных авторов, занимающихся исследованием особенностей прав и обязанностей в процессе освоения Арктического региона.
Нормативную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регламентирующие правовое регулирование и основные направления деятельности в сфере освоения Арктики.
Работа имеет четкую и логичную структуру, которая отражает поставленные цели и задачи. В состав структуры работы входит введение, основная часть, которая включает в себя две главы, заключение и библиографический список.
Международно-правовой статус арктических пространств во многом определяется их особым географическим положением, которое существенно отличается от положения всех остальных морских пространств. Столкновения интересов в Арктике связаны с потенциальными стратегическими преимуществами, которые определяются географическим расположением северных вод и прилегающих к ним территорий суши.
Исследовав международно-правовой режим, действующий в настоящее время в Арктике, следует сделать вывод о том, что интерес к освоению данных территорий в настоящее время имеют не только те государства, которые в традиционном понимании считаются «арктическими» (например, Россия, Норвегия, Дания, Канада и США), но и другие государства, которые заинтересованы в использовании научного, ресурсного и экологического потенциала Арктики. К числу таких государств следует отнести, например, Китай, Японию, Германию и т.п. Именно поэтому проблема единообразного понимания и применения норм международного права становится достаточно актуальной, поскольку все государства, которые принимают участие в освоении данного региона должны в своей деятельности пользоваться едиными правилами, которые должны быть закреплены соответственно в едином соглашении.
Отсутствие единого специализированного договора, который устанавливал бы единый правовой режим для использования арктического пространства кроме того, не позволяет обеспечить сотрудничество государств на данных территориях, что усложняется в связи с возникновением большого количества экологических и военно-политических проблем, которые непосредственным образом затрагивают и Арктику.
В настоящее время Арктика стала уникальным экологическим регионом, требующим специального правового подхода к его использованию., что соответственно предполагает, что для развития данного региона необходимы специальные меры по защите окружающей среды и контролю за хозяйственной деятельностью человека, чтобы предотвратить возможный вред природе.
По нашему мнению, существующая система государственного управления Арктикой недостаточно эффективна, поскольку различные органы власти отвечают за разные аспекты развития региона, что приводит к несогласованности действий и дополнительным административным барьерам. Так, например, федеральные агентства, такие как Роснедра и Росрыболовство, играют важную роль в управлении ресурсами Арктики, но их деятельность также нуждается в координации и интеграции. В целом, отсутствие единого подхода к управлению Арктикой создает проблемы в обеспечении ее устойчивого развития.
Для совершенствования государственной политики в сфере освоения Арктики, по нашему мнению, возможным следует считать создание центрального органа государственной власти, который будет отвечать за все аспекты арктической деятельности и контролировать соблюдение законов об Арктической зоне РФ. Так, например, можно создать государственную организацию, подобную Главному управлению Северного морского пути, которое было создано в СССР в 1932 году для освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути.
В заключении следует отметить, что все перечисленные проблемы, которые возникают в процессе освоения Арктики являются межотраслевыми, что соответственно требует межотраслевого подхода при решении данных проблем. Данным решением можно считать создание единого комплексного межотраслевого закона, положения которого будут ориентированы на Арктику как на особый объект правовых отношений. Предполагается необходимым также закрепить в положениях данного закона правовой статус арктической территории РФ как уникальной и сложной природной территории.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. №31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 19.10.2023)
"О континентальном шельфе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. №237.
3. Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. №6273.
4. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 08.08.2023)
"О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 2020. №4. Ст.346.
5. Указ Президента РФ от 26.02.2019 N 78 (ред. от 21.01.2020)
"О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2019. №3. Ст.336.
6. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" // Собрание законодательства РФ. 2020. №4. Ст.3436.
Международные нормативно-правовые акты
7. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) // Бюллетень международных договоров. 1998. №1.
8. Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества (Фэрбанкс (Аляска, Соединенные Штаты Америки), 11 мая 2017 г.) // Бюллетень международных договоров. 2018. №8.
Учебная и научная литература
9. Будникова, Ю.Е. Проблемы государственно-правового регулирования освоения арктической зоны РФ / Ю.Е. Будникова // Вестник - УМЦ. - 2020. №1 (26). – С.102-106.
10. Вылегжанин, А.Н. Консультативные совещания неарктических государств по статусу Арктики / А.Н. Вылегжанин, Е.В. Киенко // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. - 2021. - №2. – С.296-318.
11. Журавель, В.П. АРКТИКА-2035. Государственная политика России, международное сотрудничество с европейскими государствами в Арктике / В.П. Журавлев // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2020. - №3-2. – С.309-314.
12. Игнатьева, И.А. Минвостокразвития России как орган экологического управления в Арктике / И.А. Игнатьева // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. - 2020. - № 4. - С. 55-67.
13. Карапетянц, И.И Международное сотрудничество и национальные стратегии развития транспорта в Арктике / И.И. Карапетянц // Обозреватель -Observer. - М., 2019. - № 3. - С. 78-95.
14. Ковалев, А.А. Проблема глобального управления в современной научной литературе запада: основные подходы и концепции / А.А. Ковалев, Е.Ю. Князева // Мировая политика. - 2020. - №4. – С.65-77.
15. Лирваль, Б. О перспективах сотрудничества в Арктике и в Баренцевом регионе / Б. Лирваль // Арктические ведомости. 2019. - № 1. -С. 32-37.
16. Новолодская, А.А. Современное научно-техническое сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Индии в Арктике / А.А. Новолодская // Скиф. - 2019. - №11 (39).- С.516-522.
17. Радивоевич, Н. Международный правовой вопрос Арктики
/ Н. Радивоевич // Евразийский научный журнал. - 2019. - №12. – С.56-59.
18. Смирнова, А.А. Основные направления правовой политики российской федерации в Арктической зоне / А.А. Смирнова, К.В. Шевченко // Аграрное и земельное право. - 2023. - №7 (223). – С.34-37.
19. Стрельникова, И.А. К вопросу о правовом режиме Баренцева моря. Международно-правовой статус архипелага Шпицберген / И.А. Стрельникова // Государственная служба и кадры. - М., 2019. - № 1. - С. 71-75.
20. Яковлев, Д.И. Арктика как пространство для развития сотрудничества России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона / Д.И. Яковлев // Инновации и инвестиции. - 2019. - №9. – С.105-112.
21. Rosenau, J.N. Governance, order, and change in world politics // Governance Without Government: Order and Change in World Politics / Rosenau J., Czempiel, E.O. (eds). New York: Cambridge University Press, 1992, р. 1-29.
22. Rosenau, J.N. Governance in the Twenty-first Century // Global Governance. 1995, vol. 1, № 1, р. 13-43.