Объект исследования - МБОУ Яркульская СОШ (Новосибирская область Купинского района с.Яркуль).
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические основы деятельности образовательной организации 7
1.1 Структура системы образования в Российской Федерации 7
1.2 Особенности деятельности образовательной организации 10
1.3 Принципы и методы оценки эффективности деятельности образовательных учреждений 14
2 Анализ деятельности МБОУ Яркульской СОШ 23
2.1 Общая характеристика МБОУ Яркульской СОШ 23
2.2 Анализ деятельности образовательной организации МБОУ Яркульской СОШ 30
2.3 SWOT-анализ МБОУ Яркульской СОШ 40
3 Выявление проблем и определение направлений совершенствования деятельности МБОУ Яркульской СОШ 47
3.1 Проблемы в деятельности МБОУ Яркульской СОШ и их причины 47
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности 57
Заключение 73
Список используемой литературы и источников 77
Приложение 1 84
Приложение 2 88
Актуальность исследования. Повышение качества образования, рост человеческого капитала как основного фактора экономического развития - стратегические цели образовательной политики Российской Федерации. В докладе Правительства Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования приведены обобщенные ключевые результаты, которые были достигнуты с учетом реализации основополагающих документов стратегического планирования, а именно: «обновление содержательной части системы образования России; создание необходимой материально-технической базы; внедрение практико-ориентированных подходов в реализации образовательных программ на разных уровнях образования». Вышеперечисленное невозможно реализовать без грамотного проектирования образовательной среды, происходит обновление основных элементов образовательного процесса: правовой базы, содержания, используемых технологий, системы взаимосвязи между структурными элементами образовательной системы» .
Составной частью проектирования образовательной среды становится развитие ее инновационной направленности. Государственные органы в сфере образования находятся в поиске решения данной задачи второе десятилетие.
В настоящее время в фазе исполнения национальный проект «Образование», реализация которого рассчитана на 2019-2024 гг . Мероприятия национального проекта включают в себя работу по направлениям, обеспечивающим совершенствование образовательной инфраструктуры, повышения профессионального мастерства не только педагогических работников, но и управленческих кадров. К некоторым результатам проекта в разрезе основных направлений к концу 2024 г. можно отнести: создание сети центров детских технопарков «Кванториум», Центров «Точка роста», центров выявления и поддержки одаренных детей, более тридцати тысяч образовательных организаций внедрят цифровую образовательную среду.
На этапе анализа литературных источников (Н.А. Заруба , Л.Д. Бычков , Д.А. Новиков , О.А. Шклярова, Е В. Савенкова ) нами выявлены вопросы системы управления образовательными проектами, которые в большей степени рассматриваются исследователями на сегодняшний день. В частности: общие подходы к вопросу управления образовательными проектами: модели управления образовательными инновационными проектами; инновационная среда в образовательной организации; управление инновационной деятельностью педагогического коллектива; управление рисками образовательных проектов; ресурсное обеспечение инновационных образовательных проектов в системе зарубежного и российского образования. На основе анализа обнаружили следующие моменты: вопросу моделям управления инновационными образовательными проектами уделяется недостаточно внимания; управление рисками образовательных проектов в общей системе хоть и рассматривается, но в системе общего образования практически не выделяется.
Проблема исследования заключается в организации условий управления, ориентированных на совершенствование деятельности образовательной организации.
Объект исследования: управление образовательной организацией муниципального уровня.
Предмет исследования: совершенствование процесса управления муниципальной образовательной организации.
Цель - проанализировать процесс управления в образовательной организации (на примере МБОУ Яркульской СОШ) и предложить рекомендации по его совершенствованию.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
рассмотреть структуру системы образования в Российской Федерации;
выделить особенности деятельности образовательной организации;
указать принципы и методы оценки эффективности деятельности образовательных учреждений;
представить характеристику МБОУ Яркульской СОШ;
провести анализ деятельности образовательной организации МБОУ Яркульской СОШ;
выполнить SWOT-анализ МБОУ Яркульской СОШ;
выделить проблемы в деятельности МБОУ Яркульской СОШ и их причины;
разработать мероприятия по совершенствованию деятельности.
Теоретико-методологическая база исследования:
- исследования по проблеме управления образовательными проектами в трудах А.М. Новикова, Д.А. Новикова, О.А. Шкляровой, Е.В. Савенковой, Е.К. Сандровской;
- современные технологии управления на проектной основе в трудах Н.Д. Наумова, А.С. Родикова, Т. Буша;
- исследования по проблеме ресурсного обеспечения инновационных образовательных проектов в системе образования в трудах В.М. Аиьшина, О.Н. Ильиной, Н.А. Борониной.
Методы исследования:
- методы теоретического уровня: анализ, обобщение, моделирование:
- методы эмпирического уровня: оценка актуального состояния деятельности в образовательной организации, оценка готовности педагогов к новшествам (анкетирование, наблюдение);
- методы обработки результатов исследования (количественные и качественные).
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Яркульская средняя общеобразовательная школа Купинского района (МБОУ Яркульская СОШ Купинского района).
Теоретическая и практическая значимость заключается в обобщении теоретических аспектов совершенствования эффективности деятельности образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы администрацией образовательных организаций, иными сотрудниками, задействованными в разработке моделей, программ при реализации образовательных проектов, ориентированных на совершенствование деятельности образовательной организации.
Управление образованием играет ключевую роль в формировании направления и эффективности образовательных учреждений. Оно включает в себя управление и координацию различных аспектов системы образования, начиная от разработки политики и заканчивая распределением ресурсов, управлением персоналом и внедрением учебных программ.
Поскольку сфера образования продолжает развиваться и адаптироваться к социальным изменениям, важно изучить ключевые тенденции и проблемы в управлении образованием, которые в настоящее время формируют ландшафт образования.
Управление образованием относится к процессу управления образовательными учреждениями и надзору за их деятельностью с целью обеспечения эффективной среды преподавания и обучения. Он включает в себя стратегическое планирование, организацию, координацию и оценку образовательных программ, политики и ресурсов для достижения оптимальных результатов обучения учащихся.
По сути, управление образованием включает в себя роли и обязанности директоров школ, суперинтендантов, администраторов и других руководителей образования, которым поручена задача предоставления качественного образования учащимся. Эти специалисты несут ответственность за создание и поддержание благоприятной среды обучения, содействие сотрудничеству между сотрудниками, реализацию эффективных стратегий обучения и обеспечение общего успеха образовательных учреждений.
Подводя итог, можно сказать, что управление образовательной организацией представляет собой общий, комплексный и систематический проект, поэтому Яркульская средняя общеобразовательная школа Купинского района должна твердо установить философию управления путем совершенствования механизма управления для создания гармоничной, стабильной, демократической управленческой среды и содействия развитию и прогрессу педагогической карьеры.
Вместе с тем анализ позволяет выявить и недостатки в работе учреждения и их причины:
- недостаточно дополнительных образовательных услуг в самом учреждении в связи с его перегруженностью.
- недостаточная мотивация учащихся к исследовательской деятельности.
- есть сложность в сохранении материально – технической базы ОУ и выстраивании современной инфраструктуры.
Внутреннее управление школой подразумевает собой взаимодействие многих подсистем. Наибольший эффект внутришкольного управления оказывает подбор лучших научных подходов. Управление внутришкольной системой может сыть достигнуто с помощью научного подхода, который будет включать в себя: цели и задачи, направленные на развитие образовательной среды в школе.
В настоящее время в научных исследованиях, по улучшению внутришкольного управления, существуют разнообразные подходы, направленные на выбор более эффективных методов по управления образовательной средой.
В качестве одного из таких подходов, предложим системный подход.
Общая структура и качество команды управления обучением во многом влияют на уровень управления.
Проблема состоит в том, что в настоящее время качество педагогического управленческого коллектива игнорируется, что приводит к несовершенству кадрового построения педагогического управленческого коллектива.
Результаты исследования в практической части показали, что методическое сопровождение профессионального развития педагогов организовано на среднем уровне и нуждается в усовершенствовании с целью полной реализации его потенциала. Проведенная диагностика и оценка уровня профессионального развития педагогов. выявление их актуальных профессиональных потребностей обозначила необходимость организации методического сопровождения на основе индивидуального подхода. В связи с чем была предложена вариативная модель организации индивидуализированного методического сопровождения профессионального развития педагогов.
Организация методического сопровождения профессионального развития педагогов характеризуется средним уровнем и ее актуальное состояние можно оценить как удовлетворительное.
В связи с чем нами разработаны мероприятия на административном уровне и модель поддержки профессионального развития педагогов.
Совокупность предложенных в модели методов, форм и средств позволила расширить возможности организации методического сопровождения: коворкинг-центр создал единою образовательную площадку, объединившую педагогов в одну творческую группу, в которой каждый из них может развиваться самостоятельно, в индивидуальном темпе, с отчетом специфических для его уровня профессионального развития потребностей через разработку и реализацию индивидуальной траектории развития, методическую поддержку в виде индивидуального консультирования, оформление педагогического портфеля, позволяющего систематизировать тлеющиеся наработки и результаты педагогической деятельности, а также оценить его содержание.
Оценка результативности организации индивидуализированного методического сопровождения профессионального развития педагогов на основе разработанной модели позволяет констатировать положительною динамику развития системы организации методического сопровождения. Следовательно, данною модель можно внедрять в методическою деятельность образовательной организации для повышения ее эффективности.
Разработанная модель организации методической поддержки педагогов школы, работающих с детьми, включает в себя: целевой блок, организационный, результативный. На каждом этапе реализации модели поддержки педагогов начальной школы прописаны основные виды деятельности, формы и способы реализации модели поддержки педагогов.
Управленческая структура методической поддержки педагогов школы состоит из четырех уровней и трех составляющих: административная, профессиональная и общественная составляющая. На каждом уровне есть ответственные лица, которые исполняют определенные обязанности по организации методической поддержки педагогов.
После реализации данной программы уровень методических знаний педагогов будет значительно выше, что будет способствовать совершенствованию деятельности МБОУ Яркульской СОШ.
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет– портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.07.2020). – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/ View/ 0001202007040001 (дата обращения: 29.07.2024).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.06.2024)
3. Приказ Министерства образования Новосибирской области 1384 от 26 июня 2020 "О реализации мероприятий по созданию Центров образования"
4. Приказ Министерства образования Новосибирской области 741 от 24 марта 2021 "Об определении перечня оборудования (инфраструктурного листа) мероприятий для создания и функционирования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Новосибирской области, центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Новосибирской области в 2021 году"
5. Приказ Министерства образования Новосибирской области 747 от 24 марта 2021 "Об утверждении проектов зонирования для создания и функционирования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Новосибирской области, центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Новосибирской области в 2021 году"
6. Приказ от 26.01.2021 г. № 32 «О создании центра «Точка роста»
7. Приказ от 31.08.2022 г. № 1/99 «О назначении руководителя (куратора, ответственного за функционирование и развитие) Центра «Точка роста»
8. Приказ от 26.01.2021 г. № 32/2 «Об утверждении Положения о Центре образования естественно – научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МБОУ Яркульской СОШ Купинского района»
9. Приказ от 31.08.2022 г. № 1/100 «О работе центра «Точка роста»
10. Положение о Центре образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на базе МБОУ Яркульской СОШ Купинского района
11. Распоряжение Администрации Купинского района № 641-р от 19.11.2020 О реализации мероприятий по созданию "Точек роста"
12. Распоряжение Минпросвещения России Р-6 от 12.01.2021 Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционирования "Точки Роста"
13. План учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий в Центре образования естественно — научного и технологического профилей «Точка роста» МБОУ Яркульской СОШ Купинского района на 2023/2024 учебный год
Литература
14. Богословский, В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 152 -С. 180-185.
15. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 169 с.
16. Булаева, С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2018. - 128 с.
17. Бурганова, Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 160 с.
18. Василенко, Н. В. Управление образованием: институциональный подход: монография. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2017. - 220 с.
19. Внутренняя система оценки качества образования в образовательных организациях: поиск подходов к построению оптимальной модели : методические рекомендации / Н. Н. Арбузова, С. Н. Кожухова, А. С. Майорова, Е. П. Тронза. – Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2022. – 66 с.
20. Внутренняя система оценки качества образования общеобразовательной организации как управленческий ресурс обеспечения объективности оценивания образовательных результатов обучающихся (сборник материалов из практики проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и деятельности общеобразовательных организаций) / Администрация Ленинградской области Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. –Ленинградская область, 2019. – URL: https://edu.lenobl.ru/media/uploads/userfiles/2019/10/02/сборник_по_ВСОКО_.pdf (дата обращения: 29.07.2024).
21. Внутришкольная система оценки качества образования на основе прозрачных критериев текущего и итогового оценивания, обеспечивающих объективную оценку образовательных результатов: методические рекомендации для руководителей и заместителей директора общеобразовательных организаций - г. Новокуйбышевск, 2020 год
22. Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России//Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -2020. -№ 174. -С. 17-25.
23. Волков, В.Н. Кадровая политика общеобразовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования/Кадровая политика школы: сборник/сост. В.Н. Волков; под ред. И.В. Гришиной. -СПб.: СПб АППО, 2019. -С. 10-37.
24. Волков, В.Н. Определение концептуальности изменений в общем образовании как научная проблема //Социология и право. 2018. № 4 (26). -С. 29-30.
25. Воронкова, И.Е. Наука управления: основные школы и подходы / Экономическая среда. 2019. - № 4 (14). - С. 93-97.
26. Гарькина, И.А., Данилов, А.М. Системный подход к повышению качества образования / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2017. – № 4. – Т. 19. – С. 4-7.
27. Гарькина, И.А., Данилов, А.М., Волкова, О.В. Формальные методы при моделировании и идентификации организационных систем // Современные проблемы науки и образования. –2018. – №6.
28. Гельмс, А.В. Реформы системы образования в Российской Федерации: концептуальный замысел, практическая реализация, общественное восприятие (1991-1999 гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук. М. 2019. 20 с.
29. Георгизова, Е.В., Кокоева Н.В. Основы деятельности по управлению современной школой / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 6-2 (86). - С. 24-28.
30. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения /О.М. Горева, Л.Б. Осипова//Современные проблемы науки и образования. -2019. -№ 1. – С. 4-7.
31. Горшков, М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М., 2018. - 352 с.
32. Грибоедова, Т. П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2019. — № 68. — С.50-60.
33. Егоршин, А.П. Управление российским образованием. Н. Новгород, 2019. - 384 с.
34. Еремина Е.В. Внутренняя система оценки качества образования как инструмент управления общеобразовательной организацией // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennyaya-sistema-otsenki-kachestva-obrazovaniya-kak-instrument-upravleniya-obscheobrazovatelnoy-organizatsiey (дата обращения: 23.08.2024).
35. Зборовский, Г.Е., Костина, Н.Б. Социология управления /Г.Е. Зборовский. -М., Гадарики, 2018. -272 с.
36. Клячко, Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т. Л. Клячко. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 48 с. — (Научны е доклады : образование).
37. Ковальчук, О.В. Модернизация и проблемы инновационного управления развитием образовательных систем//Человек и образование. -2018. -№ 3 (36). -С. 92-97.
38. Корчинская, Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций.//Проблемы и перспективы развития экономики и управления. -Новосибирск: Изд. «Априори», 2019. -228 с. -С. 206 -211.
39. Косарецкий, С.Г., Моисеев, А.М. и др. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки/под общ. ред. С.Г. Косарецкого, Е.Н. Шимутиной: монографический сборник. -М.: Вердана, 2018. - 128 с.
40. Костылёва, С. Ю. Экономические отношения субъектов образовательного пространства в РФ//Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. Тамбов, 2020. № 5 (97). С. 52-60.
41. Костылёва, С. Ю. Институт высшего образования в контексте экономического развития//Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2019. № 1 (45). С. 148-154.
42. Кнорринг, В. Теория, практика и искусство управления. -М.: Издательство НОРМА -ИНФРА, 2017. -283 с
43. Ларионов, Г.В. Теоретические и методологические аспекты инновационного менеджмента в сфере управления персоналом. -М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2019. – 199 с.
44. Медведева, Н.В. Инновационный подход к управлению системой образования. Материалы Ивановских чтений. 2018. Т.1. № 2. -С. 96 -100.
45. Моисеев, А.М. Школа как объект управления: новые черты в понимании / Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. № 3. С. 3-10.
46. Моисеева Н. А.SWOT-анализ как инструмент повышения качества школьного образования // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/swot-analiz-kak-instrument-povysheniya-kachestva-shkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 23.08.2024).
47. Моисеева, Н.А. SWOT-анализа в образовании / Н.А. Моисеева. // Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Учитель нового века: взгляд молодого исследователя». Саранск, 2021 г. С. 161-164.
48. Нарзуллаев К.С. Практический SWOT-анализ в учебном процессе // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 5. – С. 50-54;
49. Осипова, Л.Б. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС /Л.Б. Осипова//Научные исследования в сфере общественных наук: вызовы нового времени. -Екатеринбург, 2019. -С.55-59.
50. Пиддэ, А.Л. Реформы образования в России: Лекция. /А.Л. Пиддэ. -Изд-во РАГС, 2019. -267 с.
51. Попова, Н.А. Инновационная школа: управленческие аспекты деятельности в условиях изменения парадигмы образования.//Современная высшая школа: инновационный аспект. -2018. -№ 2. -С. 97-101.
52. Рысбекова, С.Т., Рысбеков, Т.З. Информационные технологии в управлении современной школы / Знание. 2018. № 12-2 (29). - С. 87-90.
53. Султанова, Т. А., Ткачева, Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией.//Молодой ученый. -2019. -№19. -С. 613 -616.
54. Тавокин, Е. П. Управление — социальное управление — социология управления. Учебное пособие., М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. -256 с
55. Харисова, Л.А. Инновационные процессы в общем образовании//Проблемы современного образования. -2018. -№ 1. -С. 82-87.
56. Ovinova, Lada & Shraiber, Elena. (2021). SWOT Analysis of Educational Process in Digital Educational Environment of University. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 6. 700-707. 10.30853/ped210098. (дата обращения: 29.07.2024).