Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников

Работа №160033

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2024
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников 11
1.1 Адаптация первоклассников как педагогическая проблема 11
1.2 Роль семьи в системе педагогического сопровождения адаптации
первоклассников 22
1.3 Модель организации взаимодействия семьи и школы в системе
педагогического сопровождения адаптации первоклассников 27
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения первоклассников 42
2.1 Методика организации констатирующего эксперимента 42
2.2 Ход и содержание формирующего эксперимента 51
2.3 Результаты и педагогические условия эффективности организации взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников 77
Заключение 82
Список использованных источников 86
Приложения 92

Актуальность исследования. Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных на начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются) с режимом работы и учебной программой.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы заявлены: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. В этой связи возникает необходимость в педагогическом сопровождении и поддержке первоклассников в процессе адаптации к образовательному процессу школя.
Дети в возрасте 6-7 лет еще не способны осознанно регулировать процесс своей адаптации, поэтому школа и семья играют значительную роль в этом процессе. Возникающие проблемы, связанные с адаптацией - это комплексные проблемы, которые должны решаться путем взаимодействия школы и семьи ребенка. Семейному аспекту школьной адаптации следует уделить особое внимание, поскольку степень, в которой ребенок преуспевает в роли ученика, во многом детерминирована готовностью родителей справляться с ролью родителей ученика. В период начала обучения в школе актуализация и изменение адаптивных возможностей детей младшего школьного возраста и их мотивация к учебной деятельности происходит с учетом роли семьи в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Концептуальные основы процесса адаптации разработаны в трудах таких российских ученых, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн и др.
Непосредственно проблема адаптации обучающихся к образовательной среде школы рассматривается в многочисленных трудах ученых, педагогов, школьных гигиенистов, психологов, физиологов, медиков. Так, особенности и составляющие адаптации первоклассников, испытываемые ими проблемы и факторы адаптации, рассматриваются в работах М.В. Абориной, Л.Б. Абдуллиной, Ж.А. Васильевой, А.М. Горбатовой, М.А. Донецкой, Н.Б. Жураевой, К.В. Котовой, С.А. Кругловой, О.В. Лебедевой, М.В. Лебедкиной, Е.В. Сидориной, М.Т. Темирхановой, И.И. Толстолуцкой, С.В. Шаповаловой и др.).
Исследования таких авторов, как М.М. Безруких, Е.В. Былина, Л.А. Венгер, В.О. Журинская, М.В. Землянская, Е.А. Мазова, О.М. Мишагина, М.Е. Селихова, О.А. Сычева, Д.Б. Эльконин и др. посвящены раскрытию сущности и содержанию готовности к школе (физической, интеллектуальной, социально-психологической), а также характеристике уровня адаптированности первоклассников и их личностных качеств, влияющих на эффективность адаптации.
Содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников, используемые формы, методы и средства, а также создаваемые условия для обеспечения эффективности данного процесса, рассматриваются в работах Ф.Б. Балкизовой, С.А. Болоховцевой, Г.А. Виленской, Л.К. Гайфуллиной, Н.В. Карпушкиной, В.Г. Клоновой, А.В. Никитиной, Е.П. Павловой, Л.Н. Пузняк, Л.С. Сильченковой, Ж.Х. Тхагапсовой, М.Т. Унежевой, Т.С. Хазыковой, Р.В. Храмова, Н.А. Шинкарёвой, А.А. Шипковой и др.
Роль продуктивного взаимодействия семьи и школы, его формы, принципы организации и условия эффективности нашли своё отражение в исследованиях таких авторов, как Н.А. Антипова, Р.М. Асадуллин, Н.А. Гребенникова, О.А. Золотарева, И.Ю. Ладохина, Н.В. Мушастая, И.Ф. Плетенёва, Е.А. Смирнова, О.И. Сонягина, И.В. Степанова, В.В. Филиппова, Г.Г. Чанкова, О.В. Эрлих и др. В свою очередь роль взаимодействия семьи и школы в успешности адаптации первоклассников раскрывается в работах К.В. Бардина, Е.В. Бобрешевой, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Ю.А. Говенко, Т.А. Гусевой, Е.А. Егоровой, М.А. Куделенко, В.К. Лосевой, А.И. Луньковой, В.С. Мухиной, Н.В. Оконешниковой, Ю.В. Рыбниковой, Э.С. Таболовой, Г.А. Цукермана и др.
Осуществлённый анализ показал, что проблема адаптации первоклассников, а также взаимодействия семьи и школы, нашла достаточно широкое освещение в научной психолого-педагогической литературе. Однако вопросы, связанные с моделированием и реализацией взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников, а также определением педагогических условий его эффективности, не нашли должного отражения в научной литературе.
В связи с этим возникает противоречие между ролью семьи в успешной адаптации ребёнка к обучению в первом классе и отсутствием теоретически обоснованной модели взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников и условий её эффективной реализации.
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования: каковы модель взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников и условия её эффективной реализации?
Вышеперечисленное определило выбор темы диссертационного исследования: «Взаимодействие семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность модели взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников, а также выявлены условия её эффективной реализации.
Объект исследования: педагогическое сопровождение адаптации первоклассников.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Гипотеза исследования: взаимодействие семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников будет эффективным если:
- уточнена сущность понятия «адаптация первоклассников к образовательной среде школы»;
- определена роль семьи в системе педагогического сопровождения успешной адаптации первоклассников;
- теоретически обоснована и экспериментально проверена модель взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников;
- выявлены педагогические условия эффективной реализации модели взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Задачи исследования:
1) уточнить сущность понятия «адаптация первоклассников к образовательной среде школы»;
2) определить роль семьи в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников;
3) теоретически обосновать и экспериментально проверить модель взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников;
4) выявить педагогические условия эффективной реализации модели взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- единство педагогического, психологического и психофизиологического подходов, раскрывающих сущность и структуру механизмов адаптации (П.К. Анохин, P.M. Баевский и др.);
- концепции личностно-ориентированного образования (В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.);
- подходы к взаимодействию семьи и школы в исследованиях А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.А. Зимней, Р.В. Овчаровой, Е.Н. Щурковой и др.;
- вопросы адаптации первоклассников (Л.Б. Абдуллина, М.В. Аборина, Л.И. Божович, Ж.А. Васильева, Е.Д. Гранкина, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский, К.В. Котова, А.В. Петровский, И.П. Подласыйи др.).
В ходе исследования применялись следующие методы:
1) теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; теоретическое осмысление и систематизация полученных эмпирических данных; обобщение опыта отечественных исследований по проблемам адаптации первоклассников; проектирование и моделирование опытно-экспериментальной части исследования;
2) эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент.
Основные этапы исследования.
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (2021-2022 гг.) - формулирование темы исследования; изучение научной литературы по данной теме; определение цели и задач исследования; выдвижение гипотезы и уточнение научного аппарата исследования; разработка и проектирование модели взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Второй этап (2021-2023 гг.) - опытно-экспериментальная работа по реализации модели взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Третий этап (2023-2024 гг.) - определение эффективности разработанной модели посредством обобщения экспериментальных данных и формулирования выводов; обработка данных педагогического эксперимента, их количественный и качественный анализ; оформление текста диссертации.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «САН» г. Пензы(МБОУ гимназия «САН» г.Пензы). В исследовании участвовали 60 первоклассников (35 девочек и 25 мальчиков), родители обучающихся и педагогический состав гимназии.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в:
- уточнении понятия «адаптация первоклассников к образовательной среде школы»;
- определении роли семьи в системе педагогического сопровождения успешной адаптации первоклассников;
- разработке и теоретическом обосновании модели взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников;
- выявлении условий, определяющих эффективность реализации модели взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников может быть использована в практической работе школы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы; комплексом эмпирических и теоретических методов; целенаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы.
Личное участие диссертанта состоит: в изучении состояния проблемы путем анализа теоретических положений и эмпирического опыта; разработке модели взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников и непосредственном участии в её опытно-экспериментальной проверке; обработке полученных результатов и определении перспектив продолжения настоящего исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Адаптация первоклассников представляет собой педагогически организованный и управляемый процесс взаимодействия обучающихся и образовательной среды школы, направленный на освоение ими роли ученика и учебно-познавательной деятельности, вхождение в коллектив и интериоризацию системы норм и правил поведения в общеобразовательной организации.
2. Педагогическое сопровождение адаптации первоклассников представляет собой вид педагогической деятельности, характеризующийся этапностью, диагностичностью и полисубъектностью, включающий в себя помощь и поддержку обучающихся в преодолении трудностей адаптационного периода, и направленный на достижение ими уровня адаптированности, достаточного для успешного осуществления учебно-познавательной и коммуникативной деятельности. Семья в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников выполняет функции: мотивационную; ориентационную; поддерживающую; ресурсную.
3. Модель взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: целевой (цель и задачи); диагностический (методики диагностики уровня адаптированности); коррекционный (принципы, формы, методы, средства); аналитический (оценка эффективности); результативный (планируемый результат).
4. Эффективность реализации модели взаимодействия семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников определяется комплексом следующих условий: равномерное распределение воспитательных функций между семьёй и школой; взаимное признание автономии школы и семьи; сохранение оптимального количество встреч для совместной работы; сохранение высокого этического уровня взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах; взаимная поддержка авторитета в глазах ребёнка.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через организацию опытно-экспериментальной работы на МБОУ гимназии «САН» г. Пензы. Результаты исследования докладывались на конференциях различного уровня: XVII Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции развития науки и техники: теория, методология, практика» (г. Ростов-на-Дону, 2023г.), XIV Международная научно-практическая конференция «Мировые научные исследования и разработки: современные достижения, риски, перспективы» (г. Ставрополь, 2023 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, выводов по главам, заключения, списка использованных источников (64 наименований) и четырех приложений. Работа содержит двенадцать таблиц и восемь рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие «школьная адаптация» используется для описания различных проблем и трудностей, возникающих у первоклассников в связи с обучением в школе. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы заявлены овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Формирование адаптации ребенка к школе - сложный процесс, обусловленный многими факторами. Среди них особая роль принадлежит взаимодействию родителей и ребенка, характеру отношений, которые складываются между ними в семье. Семейному аспекту школьной адаптации следует уделить особое внимание, поскольку степень, в которой ребенок преуспевает в роли ученика, во многом детерминирована готовностью родителей справляться с ролью родителей ученика. Успешность протекания адаптации в школе в значительной степени зависит от качества условий, которые родители создают для своих детей в семье. Успешность адаптации ребенка в школе во многом зависит от того насколько грамотно и своевременно будет организовано взаимодействие между школой и родителями первоклассника.
Модель педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения представляет собой систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков: целевой, диагностический, коррекционный, аналитический и результативный блоки, отражающие основные направления педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Цель констатирующего эксперимента: изучение уровня адаптации первоклассников к школе.
Содержание методики исследования уровня адаптации у младших школьников может быть представлена в следующих направлениях.
1. Методика «Оценка уровня школьной мотивации», автор Н. Лусканова.
2. Опрос классного руководителя и родителей учащихся первого класса, помогающий определить эмоциональный настрой ребенка, его взаимоотношение со сверстниками, какова его познавательная активность, насколько он дисциплинирован, проявляет ли он признаки агрессии, наблюдается ли страх перед чем-либо, двигательную активность, успеваемость.
3. Методика П.И. Третьякова «Диагностика адаптации младших школьников».
Констатирующий эксперимент показал следующие результаты: в ЭГ обучаются 30% учеников с низким уровнем адаптации, 60% - со средним уровнем и 10% с высоким уровнем; в КГ обучаются 25% учеников с низким уровнем адаптации, 60% - со средним уровнем и 15% с высоким уровнем. Полученные результаты говорят о необходимости разработать и реализовать мероприятия по взаимодействию родителей и педагога в процессе педагогического сопровождения, обеспечивающих повышение уровня адаптации младших школьников.
На основе данных результатов мы провели комплекс мероприятия по взаимодействию родителей и педагога в процессе повышения уровня адаптации младших школьников. По результатам теоретического и эмпирического исследования нами была составлена программа педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к процессу обучения в школе.
Программа включает три направления.
Работа с детьми. Цель работы с детьми, поступившими в 1-ый класс, заключается в том, чтобы помочь им преодолеть психологические и социальные трудности, связанные с новым периодом в их жизни.
В ходе адаптационных мероприятий используются беседы; словесно-подвижные упражнения, упражнения на релаксацию и рефлексию, тренинги.
Работа с родителями.
Цель - это создание условий, которые будут наиболее благоприятным для того, чтобы дети как можно быстрее адаптировались к условиям обучения в школе.
Работа с педагогами.
В ходе контрольного этапа исследования об уровне адаптации детей младшего школьного возраста, были использованы те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Цель контрольного эксперимента: выявить эффективности мероприятий по взаимодействию родителей и педагога в процессе повышения уровня адаптации младших школьников.
Анализ изучения уровня адаптации младших школьников показал, что большинство детей ЭГ находятся на высоком уровне, большинство детей КГ находятся на среднем уровне адаптации, что говорит об эффективности реализованных мероприятий по взаимодействию родителей и педагога в процессе повышения уровня адаптации младших школьников.
В ходе исследования нами были выявлены педагогические условия - педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе: содержание педагогического сопровождения учащихся начальных классов должно определяться в соответствии с уровнем адаптации, с преодолением трудностей в адаптации первоклассников; педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что педагогическое сопровождение адаптации первоклассников будет эффективным, если будет осуществляться на основе своевременно проведенной диагностики уровня адаптации и будет включать комплекс мероприятий, направленный на адаптацию первоклассников к школьному обучению; будет обеспечено взаимодействие семьи и школы в процессе повышения уровня адаптации первоклассников.



1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Издательство Ось 89, 1997. 442 с.
2. Байбородова Л.В. Взаимодействия школы и семьи учебно¬
методическое пособие. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. 224 с.
3. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации. М.: Академия, 2013. 232 с.
4. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
5. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. М.: Педагогический поиск, 2014. 256с.
6. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 2012. 289 с.
7. Воднева Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. 46 с.
8. Воскрекасенко О.А. Основные направления и содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации первоклассников // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 142-146.
9. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. 1008 с.
10. Гончаров В.С. Комплексная методика диагностики дезадаптации
детей к организованной образовательной деятельности: методические
рекомендации для педагогов. Курган, 2012. 68 с.
11. Горелова И.В. Адаптация младших школьников к обучению в школе // Симбирский научный вестник. 2014. № 3. С. 98-99.
12. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. 320 с.
13. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие. Воронеж, 2003. 225 с.
14. Дапкене С.Б. Сотрудничество классного руководителя с семьей: Конспект лекций. Вильнюс: М-во высш. и сред. спец. образования, 1987. 39 с.
15. Дениско Л.С. Формирование понятия «социально-психологическая адаптация» на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы в современной психологии // Молодой ученый. 2021. № 9. С. 171— 173.
16. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. М.: Социальной здоровье России, 2015. 204 с.
17. Дрягалова Е.А. Комплексный подход к проблеме адаптации первоклассников // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Социально-гуманитарные науки. Нижегор. гос. архитектур. -строит., ун-т. Н. Новгород, 2009. С. 121-123.
18. Завражнов В.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе // Молодой ученый. 2017. № 49. С. 422-424.
19. Заика Д.А. Адаптация первоклассников к школе // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 333-335.
20. Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. 1988. №10. С. 57-60.
21. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. 442 с.
22. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. СПб.: Питер,1998. 364 с.
23. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Москва: Гардарики, 2006. 320 с.
24. Кодермятов Р.Э. К вопросу о влиянии родителей на адаптационный процесс школьников среднего звена // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1197-1199.
25. Корнеева Е.Н. Ваш ребенок идет в школу. М.: Мир образования, 2013. 192 с.
26. Короткова Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 745-748.
27. Кочеткова Т.Н. Аспекты проблемы адаптации первоклассников к школе // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4. С. 32-37.
28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие/
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Академический проект, 2018. 420 с.
29. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы
предупреждения // Народное образование. 2002. №1. С.111-122.
30. Куркова Д.Н. Организация работы с родителями первоклассников как условие успешной адаптации в образовательной среде // Преемственность в образовании. 2020. № 25. С. 196-204.
31. Левина И. Л. Школьная адаптация и ее нарушения. Москва: Юрайт, 2018. 145 с.
32. Лысенко, А. Психологическая адаптация первоклассников к школе // Учитель. 2016. № 4. С. 22-24.
33. Магомедова К.А. Диагностика уровня адаптации первоклассников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 2. С. 235¬240.
34. Мухина С.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников // Научный поиск. 2012. № 4. С. 50-51.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов. М.: Наука, 2022. 671 с.
36. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2020. 608 с.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 460 с.
38. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1996. 240с.
39. Орехова О.А. Методика «Домики»: диагностика дифференциаций эмоциональной сферы ребенка: методическое руководство. Санкт-Петербург: Иматон, 2007. 104 с.
40. Педагогическая психология: учебное пособие для среднего
профессионального образования / под редакцией В. А. Гуружапова. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 493 с.
41. Педагогический словарь: словарь/авт.-сост. И.П.Андриади, С.Ю. Темина.М.: Инфра-М, 2022. 224 с.
42. Петровский А.В. Общая психология: учебник для студентов педагогических институтов. М., 1976. 479 с.
43. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. М.: Перспектива, 2014. 134 с.
44. Пожидаева О.И., Селюкова Е.А. Адаптация детей к учебному процессу в первом классе // Наука и образование: новое время. 2019. № 1. С. 375-381.
45. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010. 115 с.
46. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации первоклассников (методические рекомендации для учителей начальных классов) / автор-сост. Н.П. Бадьина. Курган, 2015. 159 с.
47. Рогач М.С. Внутрисемейные отношения как фактор социальной адаптации первоклассников в частной школе // Материалы XI Межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Молодые ученые - нашей новой школе». М. Просвещение, 2017. С.159-161.
48. Сапоровская М.В. Детско родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат.межд.когр. / Отв. ред.
49. Синегина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений. М.: Владос, 2005. 95 с
50. Сухомлинский, А.В. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. 2011. № 7. С. 3-10.
51. Уварова Л.Н., Тимофеева В.Н. Роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе // Аллея науки. 2018. № 11. С. 832-834.
52. Унежева М.Т. Адаптация первоклассников к школьной жизни как педагогическая проблема // Достижения вузовской науки. 2016. № 21. С. 82-84
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009.№ 373. 134 с.
54. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева. М.: Эксмо, 2014. 787 с.
55. Феоктистова С.В., Васильева Н.Н. Диагностика адаптации младших школьников к обучению в школе. М.: Адамант, 2014. 100 с.
56. Хоменко И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. 2007. №4. С. 83-89.
57. Хрипкова А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и
физической нагрузкам: монография / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. 240 с.
58. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школе. М.: Генезис, 2014. 128 с.
59. Ш. Амонашвили Основы гуманной педагогики. Книга 10. Воспитание и развитие личности. М.: Свет, 2019. 288 с.
60. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие / Л.М. Семенюк. 2-е изд., испр. М.: Воронеж, 2003. С. 219-222.
61. Brizuela B.M. School Adaptation: A Triangular Process / B.M.Brizuela, M.J. Garcia-Sellers // American Educational Research Journal Summer. 1999. V. 36, № 2. P. 345-370.
62. Epstein J.L. Improving family and community involvement in secondary schools / J.L. Epstein // Principal Leadership. 2007. V.8(2). Р.16-22.
63. Nusinovici S. Impact of parental separation or divorce on school performance in preterm children: A population-based study / S. Nusinovici, B.
64. Olliac, C. Flamant, J.-B. Muller, M. Olivier, V. Rouger, G. Gascoin //
PLoS ONE. - 2018. V. 13(9). URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone
(Дата обращения: 11.06.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ