Различия в показателях психологического благополучия подростков с разными гендерными характеристиками
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы психологического благополучия и становления гендерной идентичности в подростковом возрасте 7
1.1. Психологическое благополучие: подходы к содержанию понятия и
структуре 7
1.2. Исследование психологического благополучия подростков в
работах отечественных авторов 12
1.3. Становление гендерной идентичности подростков и концепция
С. Бэм 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в показателях психологического благополучия подростков с разными гендерными характеристиками 27
2.1. Описание процедуры и методов исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 35
Выводы 52
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение 63
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы психологического благополучия и становления гендерной идентичности в подростковом возрасте 7
1.1. Психологическое благополучие: подходы к содержанию понятия и
структуре 7
1.2. Исследование психологического благополучия подростков в
работах отечественных авторов 12
1.3. Становление гендерной идентичности подростков и концепция
С. Бэм 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в показателях психологического благополучия подростков с разными гендерными характеристиками 27
2.1. Описание процедуры и методов исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 35
Выводы 52
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение 63
Полоролевые стереотипы не просто существуют в социальной действительности как факт, они реально влияют и формируют личностей определенного склада, определенных намерений, мировоззрения. Понятия «женского» и «мужского» очень условны, но, тем не менее, успешно существуют в умах миллионов людей уже долгое время, начиная с древних времен и до сегодняшнего дня, при этом не претерпевая серьезных изменений, несмотря на, безусловно, качественно иную жизнь современного человека, его достижения в развитии науки, промышленности, медицины, социальной сферы и многого другого.
Долгое время понятия пола и гендера не разделялись, а точнее, просто не существовало такого деления, в нем не было необходимости. Женщине - «женское», мужчине - «мужское». Но история не стоит на месте, и теперь понятия «пол» и «гендер» не просто разделены по содержанию, но также и по «сферам влияния». На современном этапе этически верно использовать такую характеристику, как «пол», для изучения, сравнения и выявления закономерностей исключительно биологического характера (естественные науки), а «гендер» применять для гуманитарных исследований (например, психологических), как социальную характеристику.
Развитие гендера происходит параллельно с общим, биологическим, развитием человека, совместно с постепенным приобщением его личности к социальной действительности. Подростковый возраст - пик становления гендерной идентичности. Какие социальные паттерны осознанно или неосознанно будут перениматься созревающей личностью, предсказать трудно. Сам по себе подростковый период и так по существу является критическим, а потому все процессы происходят сложно и неоднозначно. Влияет ли «выбор» того или иного пути полоролевого развития на становление личности? Определенно, да. Ведь сами гендерные особенности также являются характеристиками личности, причем социальными характеристиками, то есть чертами, которые проявляются индивидом преимущественно в процессе межличностного взаимодействия. Если учесть, что перекос личности в ту или иную сторону вектора маскулинность - фемининность воспринимается многими авторами, в том числе создательницей теории андрогинии и теории гендерных схем, Сандрой Бэм, как необходимая специализация личности, то интересно будет изучить, как эта специализация влияет на остальные характеристики личности, например, на психологическое благополучие. Содействие психологическому здоровью подростка есть неотъемлемая часть работы школьного психолога.
Актуальность исследования. В условиях, когда социальнополитическая и экономическая ситуация развития общества является достаточно подвижной и изменчивой, а информационный поток постоянно предоставляет сведения обо всех ее позитивных, а чаще - негативных тенденциях, психологическая наука все больше обращает свое внимание на такое понятие как психологическое благополучие личности. Многочисленны исследования, в которых ученые ставят своей целью определить, что есть психологическое благополучие, как оно проявляется, от чего зависит, каким образом влияет на различные характеристики личности, в каком соотношении находится с другими категориями, однако, все эти исследования в большинстве своем касаются лиц зрелого возраста. Итак, признавая подростковый возраст одним из самых сложных периодов в жизни человека, эмоционально перегруженным и требующим особого внимания, вопрос психологического благополучия на данном возрастном этапе, как отечественными, так и зарубежными авторами практически не рассматривается. Недостаток научного знания на тему психологического благополучия в подростковом возрасте послужил толчком к организации данного исследования. Психологическое благополучие изучается в комплексе с гендерными характеристиками подростков, что также добавляет актуальности работе, а самое главное, может быть потенциально полезно в профессиональной деятельности педагога-психолога.
психологического благополучия подростков с разными гендерными характеристиками для составления практических психолого -педагогических рекомендаций всем участникам образовательного процесса.
Объект исследования. Психологическое благополучие подростков.
Предмет исследования. Различия в показателях психологического благополучия подростков с разными гендерными характеристиками.
Гипотеза исследования. Существуют различия в показателях психологического благополучия у подростков с различными гендерными характеристиками, а именно: уровень психологического благополучия у подростков с андрогинностью выше, чем у подростков с фемининностью (феминностью) и маскулинностью.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть существующие подходы к определению психологического благополучия и его структуры, проанализировать отечественные и зарубежные исследования психологического благополучия и его связи с различными личностными характеристиками, уделяя особое внимание исследованиям подростков
2) подобрать методический материал для исследования психологического благополучия и гендерных особенностей у подростков;
3) провести диагностику психологического благополучия и гендерных характеристик учащихся подросткового возраста;
4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методологическая база.
Исследование проводилось с опорой на теорию андрогинии и гендерных схем Сандры Бэм; на концепции психологического благополучия Н. Брэдберна и К. Рифф; на представления о структуре психологического благополучия К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, О.С. Ширяевой и т.д.
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы;
2) опрос;
3) метод математической обработки данных.
Методики исследования:
1) методика «Маскулинность-фемининность» Сандры Бэм;
2) опросник «Шкала психологического благополучия» Кэрол Рифф в адаптации и модификации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко;
3) опросник социально-психологической адаптированности (СПА) Карла Роджерса и Розалинд Даймонд в адаптации Т.В. Снегиревой.
Организационная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей №55» и МБОУ СОШ №49 г. Пензы среди учеников 9-х классов. Объем выборки составил 52 человека, среди которых 16 мальчиков и 36 девочек. Средний возраст испытуемых - 14,6 лет.
Долгое время понятия пола и гендера не разделялись, а точнее, просто не существовало такого деления, в нем не было необходимости. Женщине - «женское», мужчине - «мужское». Но история не стоит на месте, и теперь понятия «пол» и «гендер» не просто разделены по содержанию, но также и по «сферам влияния». На современном этапе этически верно использовать такую характеристику, как «пол», для изучения, сравнения и выявления закономерностей исключительно биологического характера (естественные науки), а «гендер» применять для гуманитарных исследований (например, психологических), как социальную характеристику.
Развитие гендера происходит параллельно с общим, биологическим, развитием человека, совместно с постепенным приобщением его личности к социальной действительности. Подростковый возраст - пик становления гендерной идентичности. Какие социальные паттерны осознанно или неосознанно будут перениматься созревающей личностью, предсказать трудно. Сам по себе подростковый период и так по существу является критическим, а потому все процессы происходят сложно и неоднозначно. Влияет ли «выбор» того или иного пути полоролевого развития на становление личности? Определенно, да. Ведь сами гендерные особенности также являются характеристиками личности, причем социальными характеристиками, то есть чертами, которые проявляются индивидом преимущественно в процессе межличностного взаимодействия. Если учесть, что перекос личности в ту или иную сторону вектора маскулинность - фемининность воспринимается многими авторами, в том числе создательницей теории андрогинии и теории гендерных схем, Сандрой Бэм, как необходимая специализация личности, то интересно будет изучить, как эта специализация влияет на остальные характеристики личности, например, на психологическое благополучие. Содействие психологическому здоровью подростка есть неотъемлемая часть работы школьного психолога.
Актуальность исследования. В условиях, когда социальнополитическая и экономическая ситуация развития общества является достаточно подвижной и изменчивой, а информационный поток постоянно предоставляет сведения обо всех ее позитивных, а чаще - негативных тенденциях, психологическая наука все больше обращает свое внимание на такое понятие как психологическое благополучие личности. Многочисленны исследования, в которых ученые ставят своей целью определить, что есть психологическое благополучие, как оно проявляется, от чего зависит, каким образом влияет на различные характеристики личности, в каком соотношении находится с другими категориями, однако, все эти исследования в большинстве своем касаются лиц зрелого возраста. Итак, признавая подростковый возраст одним из самых сложных периодов в жизни человека, эмоционально перегруженным и требующим особого внимания, вопрос психологического благополучия на данном возрастном этапе, как отечественными, так и зарубежными авторами практически не рассматривается. Недостаток научного знания на тему психологического благополучия в подростковом возрасте послужил толчком к организации данного исследования. Психологическое благополучие изучается в комплексе с гендерными характеристиками подростков, что также добавляет актуальности работе, а самое главное, может быть потенциально полезно в профессиональной деятельности педагога-психолога.
психологического благополучия подростков с разными гендерными характеристиками для составления практических психолого -педагогических рекомендаций всем участникам образовательного процесса.
Объект исследования. Психологическое благополучие подростков.
Предмет исследования. Различия в показателях психологического благополучия подростков с разными гендерными характеристиками.
Гипотеза исследования. Существуют различия в показателях психологического благополучия у подростков с различными гендерными характеристиками, а именно: уровень психологического благополучия у подростков с андрогинностью выше, чем у подростков с фемининностью (феминностью) и маскулинностью.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть существующие подходы к определению психологического благополучия и его структуры, проанализировать отечественные и зарубежные исследования психологического благополучия и его связи с различными личностными характеристиками, уделяя особое внимание исследованиям подростков
2) подобрать методический материал для исследования психологического благополучия и гендерных особенностей у подростков;
3) провести диагностику психологического благополучия и гендерных характеристик учащихся подросткового возраста;
4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методологическая база.
Исследование проводилось с опорой на теорию андрогинии и гендерных схем Сандры Бэм; на концепции психологического благополучия Н. Брэдберна и К. Рифф; на представления о структуре психологического благополучия К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, О.С. Ширяевой и т.д.
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературы;
2) опрос;
3) метод математической обработки данных.
Методики исследования:
1) методика «Маскулинность-фемининность» Сандры Бэм;
2) опросник «Шкала психологического благополучия» Кэрол Рифф в адаптации и модификации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко;
3) опросник социально-психологической адаптированности (СПА) Карла Роджерса и Розалинд Даймонд в адаптации Т.В. Снегиревой.
Организационная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей №55» и МБОУ СОШ №49 г. Пензы среди учеников 9-х классов. Объем выборки составил 52 человека, среди которых 16 мальчиков и 36 девочек. Средний возраст испытуемых - 14,6 лет.
Феномен психологического благополучия в подростковом возрасте является актуальной темой для психодиагностического исследования педагога-психолога. Изучение разброса в показателях психологического благополучия у подростков в зависимости от принадлежности к тому или иному психологическому полу (маскулинный, феминный, андрогинный) - проблема, обладающая как практической значимостью, так и научной новизной.
На основании теоретического анализа имеющихся на сегодняшний день подходов к пониманию психологического благополучия и его структуры, представлений различных авторов о возрастных особенностях и этапах формирования психологического благополучия, его связи с другими личностными характеристиками, была сформулирована следующая гипотеза: существуют различия в показателях психологического благополучия у подростков с различными гендерными характеристиками. Впоследствии гипотеза получила свое уточнение: уровень психологического благополучия у подростков с андрогинностью выше, чем у подростков с фемининностью и маскулинностью.
Исследование проводилось в феврале 2019 года на базе школ города Пенза среди учеников 9 классов. Объем выборки составил 52 человека, среди которых 36 девочек и 16 мальчиков, средний возраст которых 14,6 лет.
В соответствии с целью исследования и с учетом возрастных особенностей испытуемых были отобраны следующие три методики:
1) Методика «Маскулинность-фемининность» Сандры Бэм.
2) Опросник «Шкала психологического благополучия» Кэрол Рифф в адаптации и модификации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко.
3) Опросник социально-психологической адаптированности (СПА) Карла Роджерса и Розалинд Даймонд в адаптации Т.В. Снегиревой.
Следующим этапом после описания и интерпретации результатов проведенных методик, с целью подтверждения или опровержения научной гипотезы, было использование следующего метода математической обработки данных - F-критерия Фишера.
В результате статистической обработки данных с помощью указанного критерия было получено следующее:
- фемининные подростки наименее склонны к целеполаганию, достижению своих намерений, конструированию жизненных смыслов и следованию им, чем маскулинные (ф*=4,971; р>0,01) и андрогинные (ф*=5,713; р>0,01) подростки;
- маскулинные подростки демонстрируют наименьшее эмоциональное благополучие по сравнению с фемининными (ф*=5,141; р>0,01) и андрогинными (ф*=4,094; р>0,01) подростками;
- в целом, между маскулинными и фемининными подростками по уровню психологического благополучия значимых различий выявлено не было (ф*=0);
- андрогинные подростки в целом имеют более высокий уровень психологического благополучия, чем маскулинные (ф*=9,037; р>0,01) и фемининные (ф*=9,037; р>0,01).
Таким образом, гипотеза подтвердилась на высоком (однопроцентном) уровне значимости. Андрогинные подростки продемонстрировали более высокий уровень психологического благополучия, что может быть объяснено характерологическими особенностями данного типа психологического пола, а именно: андрогиния есть гармоничное сочетание маскулинных и феминных черт личности.
Для андрогинных подростков характерны как достаточная мягкость, гибкость, устойчивость в социальных контактах, отсутствие резко выраженных стремлений к доминированию и агрессии, так и сочетающиеся с ними высокий уровень самоуважения, уверенность в себе, позитивное самоотношение и самопринятие.
В исследовании было получено также, что гармоничное сочетание маскулинных и феминных личностных характеристик (то есть андрогиния) повышает адаптивные способности таких лиц в социальной среде (уровень социально-психологической адаптированности), по сравнению с другими типами, а, следовательно, предоставляет максимальные возможности для эффективной самореализации личности и получения позитивных (желаемых) результатов в процессе межличностного взаимодействия, что, безусловно, важно и необходимо для достижения полного и качественного психологического благополучия.
На основании теоретического анализа имеющихся на сегодняшний день подходов к пониманию психологического благополучия и его структуры, представлений различных авторов о возрастных особенностях и этапах формирования психологического благополучия, его связи с другими личностными характеристиками, была сформулирована следующая гипотеза: существуют различия в показателях психологического благополучия у подростков с различными гендерными характеристиками. Впоследствии гипотеза получила свое уточнение: уровень психологического благополучия у подростков с андрогинностью выше, чем у подростков с фемининностью и маскулинностью.
Исследование проводилось в феврале 2019 года на базе школ города Пенза среди учеников 9 классов. Объем выборки составил 52 человека, среди которых 36 девочек и 16 мальчиков, средний возраст которых 14,6 лет.
В соответствии с целью исследования и с учетом возрастных особенностей испытуемых были отобраны следующие три методики:
1) Методика «Маскулинность-фемининность» Сандры Бэм.
2) Опросник «Шкала психологического благополучия» Кэрол Рифф в адаптации и модификации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко.
3) Опросник социально-психологической адаптированности (СПА) Карла Роджерса и Розалинд Даймонд в адаптации Т.В. Снегиревой.
Следующим этапом после описания и интерпретации результатов проведенных методик, с целью подтверждения или опровержения научной гипотезы, было использование следующего метода математической обработки данных - F-критерия Фишера.
В результате статистической обработки данных с помощью указанного критерия было получено следующее:
- фемининные подростки наименее склонны к целеполаганию, достижению своих намерений, конструированию жизненных смыслов и следованию им, чем маскулинные (ф*=4,971; р>0,01) и андрогинные (ф*=5,713; р>0,01) подростки;
- маскулинные подростки демонстрируют наименьшее эмоциональное благополучие по сравнению с фемининными (ф*=5,141; р>0,01) и андрогинными (ф*=4,094; р>0,01) подростками;
- в целом, между маскулинными и фемининными подростками по уровню психологического благополучия значимых различий выявлено не было (ф*=0);
- андрогинные подростки в целом имеют более высокий уровень психологического благополучия, чем маскулинные (ф*=9,037; р>0,01) и фемининные (ф*=9,037; р>0,01).
Таким образом, гипотеза подтвердилась на высоком (однопроцентном) уровне значимости. Андрогинные подростки продемонстрировали более высокий уровень психологического благополучия, что может быть объяснено характерологическими особенностями данного типа психологического пола, а именно: андрогиния есть гармоничное сочетание маскулинных и феминных черт личности.
Для андрогинных подростков характерны как достаточная мягкость, гибкость, устойчивость в социальных контактах, отсутствие резко выраженных стремлений к доминированию и агрессии, так и сочетающиеся с ними высокий уровень самоуважения, уверенность в себе, позитивное самоотношение и самопринятие.
В исследовании было получено также, что гармоничное сочетание маскулинных и феминных личностных характеристик (то есть андрогиния) повышает адаптивные способности таких лиц в социальной среде (уровень социально-психологической адаптированности), по сравнению с другими типами, а, следовательно, предоставляет максимальные возможности для эффективной самореализации личности и получения позитивных (желаемых) результатов в процессе межличностного взаимодействия, что, безусловно, важно и необходимо для достижения полного и качественного психологического благополучия.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Гендерные аспекты представления об успешности как условие
субъективного благополучия личности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Различия в показателях самосознания подростков из семей с разным типом воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - Психоэмоциональное благополучие в связи с особенностями психологической сепарации от родителей в ранней взрослости
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2019 - САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





