Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Связь стратегий поведения в конфликте с социально-психологическими характеристиками педагогов»

Работа №159972

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Психология педагогической деятельности. Педагогическое
общение 7
1.2. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликте.. ..16
1.3. Особенности педагогических конфликтов 26
1.4. Социально-психологические и коммуникативные установки
личности 31
Глава 2. Изучение связи стратегий поведения в конфликте с социально­психологическими характеристиками педагогов
2.1. Описание процедуры и методов исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
Выводы 56
Заключение 58
Список используемых источников 59
Приложение 64

Многие исследователи, среди которых Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, Н.С. Жеребова, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Б.Д. Парыгин, А.Л. Свенцицкий, занимались проблемой общения, выделяя её как важнейшую сторону жизни человека.
Общение является не только основным источником информации для человека, но и составляет внутренний механизм совместной деятельности людей.
В процессе общения люди обмениваются своими чувствами, мыслями, влияя, при этом, на психическое состояние и поступки друг друга. В межличностном взаимодействии каждый человек реализует свои личностные потребности, важнейшими из которых являются потребность в уважении, одобрении, признании, принадлежности к группе, психологическом комфорте и т.д. Однако не всякое общение будет удовлетворять эти потребности, не каждое общение является конструктивным для его участников. У партнеров по общению часто разные (даже противоположные) желания, стремления, установки, манеры общения и т.п. Именно такие ситуации являются основой разного рода конфликтов.
Несмотря на огромное число исследований, посвященных межличностной коммуникации, до настоящего времени весьма незначительное их количество было посвящено сравнительному изучению таких ее параметров, как социально-психологические установки человека и характер его поведения в конфликте.
Профессия педагога - одна из самых важных, и, пожалуй, самых ответственных. Она требует от человека не только многих знаний, но и умения общаться, как с учениками, воспитанниками, так и с коллегами и административными работниками образовательных учреждений. Такие умения и способности особенно необходимы в современных условиях реформирования образования, повышения меры ответственности педагогов за результат и качество своей профессиональной деятельности.
Коммуникативная сторона педагогической деятельности активно изучается в отечественной психологии такими исследователями, как Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.
Педагогическая деятельность имеет немалый конфликтогенный потенциал, который проявляется на всех уровнях.
В определенной степени конфликт является естественной составляющей любого процесса обучения и воспитания. Само явление конфликта не должно иметь однозначного негативного смысла. Конфликт проявляется при столкновении разных точек зрения, а без этого обучение и воспитание не имеет своей цели. При отсутствии противоречий нет движения вперед, поэтому нельзя загонять конфликты вглубь.
Конфликты нередки в учебно-воспитательном процессе и носят зачастую эмоциональную окраску. Конфликт требует разрешения, при котором важно учитывать объективные и субъективные факторы.
Конфликты часто имеют субъективный характер. Источником разногласий и противоборства могут оказаться особенности личности участников конфликта, их индивидуально-психологические и социально­психологические характеристики.
К сожалению, в обществе в целом и в сфере образования до сих пор не развита культура разрешения конфликтов. Педагоги, на которых ложится основная ответственность за разрешение педагогических конфликтов, часто действуют интуитивно или в соответствии с многолетними традициями, основанными обычно на неконструктивных методах решения конфликтных ситуаций. Предпринимаемые силовые меры, равно как и уход от конфликта, не устраняют причин, не разрешают его. Более того, они могут усилить проблемную ситуацию, углубить конфликт, довести его до уровня стойкого противостояния.
Учитывая важность роли педагога для становления личности детей, крайне важно овладеть общими представлениями о специфических причинах педагогического конфликта, определить типичные деструктивные позиции, занимаемые сторонами и выяснить условия успешного разрешения конфликтных ситуаций.
....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Педагогическая деятельность имеет немалый конфликтогенный потенциал, который проявляется на всех уровнях.
В определенной степени конфликт является естественной составляющей любого процесса обучения и воспитания. Само это явление не имеет однозначного негативного смысла. Конфликт требует разрешения, при котором важно учитывать объективные и субъективные факторы.
К сожалению, в сфере образования до сих пор не развита культура разрешения конфликтов. Учитывая важность роли педагога для становления личности детей, крайне важно овладеть общими представлениями о специфических причинах педагогического конфликта, определить типичные деструктивные позиции, занимаемые сторонами и выяснить условия успешного разрешения конфликтных ситуаций.
Целью проведенного исследования стало изучение связи стратегий поведения в конфликте с социально-психологическими характеристиками педагогов.
В результате исследования была установлена связь стратегий поведения педагогов в конфликте с наличием и выраженностью альтруистической установки и такими социально-психологическими характеристиками, как установка на власть и на результат. Обнаружена также связь способов решения конфликтных ситуаций с показателями негативных коммуникативных установок. Не установлена связь стратегий поведения в конфликте со стажем педагогической деятельности.
Полученные результаты могут быть использованы в работе педагога- психолога с учителями, воспитателями для решения задач оптимизации взаимодействия образовательном процессе.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтвердилась в большей ее части.


1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 365 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.
3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / Э. Аронсон. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 517 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.
5. Белинская Е.П. Социальная психология личности. / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект пресс, 2007. - 301 с.
6. Битянова М. Личность педагога как инструмент воспитания / М. Битянова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2011. - № 14. - С. 28-32.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., Международная
педагогическая академия, 1995. - 328 с.
8. Бойко В.В. Охрана психического здоровья. - М.: Академия, 2004.
• 348 с.
9. Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
10. Григорьева М.В Психология труда: конспект лекций. - М.:
Высшее образование, 2006. - 192 с.
11. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы. / Под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылевой.
• СПб.: Питер, 1997. - 218 с.
12. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: Эксмос, 2000. - 151 с.
13. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.
14. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. - М.: 2006. - 656 с.
15. Ефремов Е.Г., Новиков Ю.Т. Психология труда. 2008. - 128 с.
... всего 57 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ