Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Миграционные процессы в России и их последствия

Работа №159967

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

обществознание

Объем работы91
Год сдачи2021
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы миграционного вопроса и механизмы миграционной политики в России
1.1. Понятия «миграция», «миграционные процессы» и их сущность 11
1.2. Исторический опыт государственного регулирования
миграционных процессов 26
1.3. Механизмы миграционной политики в современной России 33
1.4. Изменения в миграционном законодательстве России в связи с
распространением нового вируса COVID-19 в мире 44
Глава II. Последствия миграционных процессов в России 48
2.1. Трудовая миграция и её последствия 48
2.2. Нелегальная миграция в России: опыт зарубежных государств и
России 56
2.3. Демографические, экономические и политические последствия
миграционных процессов в России 71
Глава III. Методическая разработка урока обществознания в 10 классе на тему «Миграционные процессы в современной 79 России
Заключение 87



Актуальность темы определяется неугасающим интересом к сфере миграционных процессов в государстве, миграционной политике, миграционного законодательства. Интерес к миграционной теме обусловлен все более глубоким процессом глобализации в современных условиях, который приводит к расширению взаимосвязи различных стран, народов и их культур. Миграционные процессы в настоящее время приобрели глобальный характер, а мигранты широкие возможности для принятия решения о переезде и выборе страны или региона для пространственного перемещения.
В современной России складываются предпосылки для проведения эффективной миграционной политики, которая будет определять устойчивую тенденцию развития общества. Контроль над распространением миграционных процессов должен осуществляться и на федеральном уровне, и в субъектах России. Прежде всего, это связано с усилением мобилизации населения. Таким образом, формируются причины актуализации поиска нового оптимального подхода к управлению миграционными процессами. Среди них можно обозначить: резкий рост притока мигрантов разных категорий из иностранных государств в Россию; компенсация естественной убыли населения за счёт приёма иммигрантов из иностранных государств; Россия является притягательной для мигрантов, так как здесь сохраняется высокий уровень жизни, в сравнении с другими странами СНГ. Стоит отметить, что ситуация с внешней миграцией в ряде регионов обусловлена тенденций внутренней миграции, которые выражаются тремя перманентными показателями: оттоком населения за рубеж, в городскую местность из сельской, в Центральную Россию с территории Дальнего Востока, Сибири.
Однако, стоит отметить, что поиск нового направления в миграционной политике обусловлен и негативными тенденциями в обществе, которые также возникают вследствие миграционных процессов. Речь идёт о массовой миграции из стран Закавказья, Центральной и Восточной Азии. Представители таких государств чаще всего незаконно пребывают на территории России, тем самым способствуя ухудшению социальной обстановки. Подобные миграционные процессы представляют угрозу для национальной безопасности государства, поскольку мигранты могут формировать базу для террористических организаций.
Объектом исследования являются миграционные процессы в России и их последствия для современного российского общества.
Предметом исследования являются особенности миграционных процессов в России и их влияние на развитие общества.
Степень изученности проблемы. Понятие и сущность миграции, различные ее виды, а также миграционные процессы широко представлены в трудах многих российских ученых. Так, среди ученых и исследователей, раскрывающих миграцию преимущественно как социально-экономическую категорию можно отметить: Л.Ф. Абзалову, А.Б. Береналиева, В.А. Волоха, B. Д. Иванову.
Также можно отметить А.И. Маскаеву, В.И. Минееву, П.Ю. Овсянникова, C. Г. Скляревскую, В.Ю. Уварова, И.Г. Ходжаеву, и др. Фундаментальные исследования миграции в целом и по миграционной проблематике, в частности, представлены в трудах Л.Л. Рыбаковского1. Наиболее известными известными отечественными исследователями, рассматривающими миграцию как правовую категорию, раскрывающих правовой статус мигрантов, его виды, права мигрантов, в том числе, закрепленные в Конституции РФ, являются: Т.Н. Балашов Тюркин, Тюркин8, Г.А. Хуринов, И.С. Шойко и др. Особенности миграционной политики, предмет и область регулирования освещены в трудах Я.Л. Ванюшина11, П.Е. Морозов .
Цель работы: выявить особенности миграционных процессов в России и проанализировать их последствия в современных условиях. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание понятий «миграция», «миграционные процессы» и выявить их структурные элементы;
- проанализировать исторический опыт государственного
регулирования миграционных процессов в России;
- рассмотреть механизмы миграционной политики в России;
- изучить последствия миграционных процессов в России;
- выявить последствия трудовой миграции в России;
- охарактеризовать явление нелегальной миграции и проанализировать его последствия в России;
- выявить демографические, экономические и политические последствия миграционных процессов в России.
- разработать план урока обществознания в 10 классе на тему «Миграционные процессы в современной России».
Источниковая база исследования. При изучении миграционных процессов в России обращение к материалам официального делопроизводства является обязательным. Источники данной группы представляют особый интерес. Среди них, документы, как международного значения, так и национального. Стоит отметить Декларацию ООН о правах человека 1985 г., в которой установлено равенство всех перед законом и право всех людей на равную защиту, Конвенцию Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая является фундаментом уникального механизма защиты прав человека в Европе. Следует отметить и Декларацию ООН о территориальном убежище 1967 г., в которой отражено, что по отношению к лицу, имеющему основание искать убежище, не должны применять отказ от разрешения перехода границы того государства, где это лицо может быть в безопасности. А также: Конституция Российской Федерации, особенно главу 2, в которой определены основополагающие права и свободы человека и гражданина.
Учитывая нестабильную обстановку в мире в 2020-2021 годах в связи с распространением COVID 19, количество источников в группе официального делопроизводства существенно прибавится. Актуальными будут следующие принятые документы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. №635-р, ограничивающее въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Белоруссия, а также граждан Республики Белоруссия; постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. №525 «О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннуляции визы». Также интерес представляет Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. №580, где были внесены изменения в Указ от 18 апреля 2020 г. №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Измененным Указом продлено по 15 декабря 2020 г. действие применяемых с 15 марта 2020 г. временных мер по урегулированию правого положения указанных в Указе лиц. Стоит отметить, что новые Федеральные законы, Указы, Распоряжения также касаются и вопросов гражданства. Наибольший интерес представляют: Федеральный закон от 13 июля 2020 г. №209 ««О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».
Анализируя исторический опыт государственного регулирования миграционных процессов, рассматривались правовые документы дореволюционного и советского периода. Особый интерес вызвали Соборное уложение 1649 года, где впервые нормативно закреплена необходимость в удостоверении личности подданного; указы Петра I, где вводилась обязательность наличия «проезжих писем», а также «пашпартов» применительно ко всем отъезжающим в иные губернии либо за пределы страны; манифест 1762 года Екатерины II, разрешающий въезд всем, кроме евреев.
Стоит рассмотреть ещё одну группу источников, связанную с анализом статистических данных, представленных на сайте Федеральной службы государственной статистики, Министерства внутренних дел Российской Федерации федерального уровня, касающиеся проблем миграции.
Применение различных источников и их комплексного анализа помогло всесторонне рассмотреть механизмы регулирования миграционной политики России и отразить сущность миграционных процессов в России.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составили принципы объективности, научности. В рамках работы были задействованы методы: методы индуктивного и логического анализа информации, метод сравнения, метод сопоставления, историографический анализ разработанности темы исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Данное исследование содержит теоретические положения, способствующие углублению знаний по заданной теме. В работе представлен комплексный анализ миграционного вопроса, рассмотрен исторический опыт государства в области миграции. Материалы исследования можно использовать на уроках обществознания в рамках тем: «Миграционные процессы в России», «Миграционная политика в России», «Последствия миграционных процессов». Также данное исследование можно использовать на факультативных занятиях и обществоведческих кружках, на курсах для подготовки учеников к олимпиаде по обществознанию.
Апробация результатов исследования осуществлена в ходе научно-практических конференций «Лебедевские чтения»1 (г. Пенза, Россия, апрель 2019 и 2020 гг. ). Приоритетные направления миграционной политики освещены в статье, опубликованной в электронном журнале «Столица науки» в 2021 году .
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении отражена актуальность данного исследования, степень изученности проблемы, теоретическая и практическая значимость. Кроме того, представлены объект, предмет, цели исследования и задачи, поставленные для достижения данной цели, методы, а также представленная работа об апробации результатов исследования.
В первой главе магистерской диссертации представлены различные подходы, раскрывающие сущность миграции в социально-экономическом аспекте, а также как правовую и юридическую категорию. Представлены систематизированные по различным критериям виды миграции: по характеру перемещения пересекаемых границ, по критерию временного ценза, в зависимости от того, связаны ли перемещения людей с их собственными желаниями или нет, по критерию соблюдения миграционного законодательства и др. Отражены мотивы, причины и факторы (выталкивающие и притягивающие) мигрантов. Раскрывается сущность правового статуса мигрантов и правового положения иностранцев, а также причины, от которых они зависят. Приводится и раскрывается цели и задачи миграционной политики в контексте новых условий, вызванных распространением коронавирусной инфекции, а также рассмотрено новое миграционное законодательство в сфере миграции. Представлена систематизация основных проблем миграции.
Во второй главе работы приводится анализ последствий миграционных процессов, протекающих в Российской Федерации. Раскрываются основные проблемы, возникающие у трудовых мигрантов и угрозы, возникающие вследствие нелегальной миграции. Вместе с тем, представлены результаты анализа Новой Концепции 2019-2025 гг., принятой Указом Президента в 2018 году. Раскрыты и обоснованы проблемы миграции, вытекающие из пандемии COVID-19, и масштаб возможных последствий, в первую очередь, для принимающего общества от глобальных миграционных потоков, с которыми столкнулись европейские страны. Приведен анализ правовых актов, регулирующих миграционные процессы и осуществляющих контроль за соблюдением прав мигрантов и других категорий иностранных граждан, пересекающих национальные границы по различным причинам.
В третьей главе данной работы представлена методическая разработка урока обществознания в 10 классе на тему «Миграционные процессы в современной России», подготовленная на основании результатов, полученных в ходе проведенного научного исследования.
В заключении отражены основные выводы, сделанные на основе результатов проведенного исследования. Список использованной литературы содержит актуальные источники, на каждый из которых имеется ссылка в работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Миграция в последние десятилетия стала все чаще освещаться в негативном ключе в информационном пространстве. Так, в широком смысле миграция представляет собой перемещение людей через национальные границы того или иного государства, той или иной территории внутри данного государства с переменой места жительства безвозвратно или на определенное время». В правовом аспекте многие ученые раскрывают миграцию как совокупность правовых отношений, складывающихся у мигрантов в процессе территориальных перемещений с последующим приобретением нового правового статуса. В настоящее время мы можем наблюдать, что среди факторов, обусловливающих миграционные перемещения, наряду с экономическими, широкое распространение получили военно-политические, которые и являются основной причиной глобальных миграционных перемещений, наблюдаемых сегодня в мире.
Проанализировав фактический, материл, можно наблюдать, что правовой статус мигрантов изменяется преимущественно исходя из сроков и целей прибытия, иностранного гражданина на территории иностранного государства, а также причин побудивших покинуть привычную для него среду.
Причины миграции могут быть, как личными, так и независящими от самих людей, обусловленные стремлением обезопасить себя и найти более благоприятные для жизни условия.
Масштабность миграционных процессов выявляет и ряд проблем, с которыми сталкивается принимающее общество. Открывая границы для трудовых мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев, общество само часто сталкивается с проблемой или даже угрозой обеспечения национальной безопасности. Среди основных проблем миграции, возникающих в обществе, под воздействием СМИ и Интернет среды, следует отметить: обострение межнациональных конфликтов, распространение экстремистских идей, формирование мировоззрения у молодого поколения, этническая обособленность, подрыв доверия к этнической группе, моральная паника и угроза национальной безопасности.
Также, можно отметить, среди причин, обуславливающих привлекательность России для мигрантов, следует назвать: более устойчивое социально-экономическое положение России, с большими и перспективными возможностями в сравнении с другими странами постсоветского пространства; демографические проблемы, с которыми столкнулись многие страны Европы, не обошли стороной и Россию, в связи с чем, страна испытывает необходимость в привлечении иностранной рабочей силы для некоторых отраслей и секторов экономики; открытость границ, в том числе для рабочей силы некоторых стран постсоветского пространства; многонациональный состав, что создает дополнительные благоприятные условиях и мотивы для прибытия мигрантов. Следует заметить, что немалая часть приезжих из других стран мигрантов, нацелена на постоянное проживание в России. Правовой статус мигрантов, в данном случае не является идентичным статусу россиянина, являющегося гражданином Российской Федерации. Рассматривая правовой статус мигранта, становится очевидным, что в преобладающем большинстве случаев он носит временный характер.
В России ситуация осложняется действием геополитического фактора: подавляющее большинство трудоустраивающихся на российском рынке труда мигрантов - это граждане стран СНГ, которые являются естественными геополитическими партнерами России, и чрезмерное ужесточение правил трудоустройства для этих мигрантов сопряжено с риском ухудшения там социально-экономической ситуации, что противоречит интересам России. Противоречие, в основе которого конфликт экономического и геополитического прагматизма, с одной стороны, и интересов национальной безопасности, угрозой которой выступает масштабная незаконная миграция, с другой, выступает основой формирования российской миграционной политики в течение последнего десятилетия. Результатом этого является непоследовательность постоянно меняющегося миграционного законодательства. Миграционная политика сводится к постоянному поиску «золотой середины» между восполнением дефицита рынка труда и сдерживанием излишнего наплыва мигрантов.
Проанализировав миграционные процессы в Российской Федерации выявлено, что несмотря на некоторое снижение миграционных процессов, в целом в период с 2010 по 2019 г. наблюдается прирост миграции. Так, только в пределах страны темпы прироста миграции в 2018 г. относительно 2010 года составили 127,4%. Из стран дальнего зарубежья прирост темпов миграции составил в 2018 г. относительно 2010 года 195,1%, что лишь подтверждает интенсивность всех миграционных процессов, как внешних, так и внутренних.
Одним из факторов, оказывающих влияние на негативное восприятие мигрантов принимающим обществом, следует отнести широкое освещение всех аспектов миграционных процессов в СМИ. Из информационных источников МВД России, следует, что свыше 800 тысяч нелегальных мигрантов было депортировано из России, только в 2019 г, в большей степени речь идет о нарушении правил въезда-выезда и правил пребывания в России. Только по состоянию на первое полугодие 2019 г. мигрантами совершено 18 тысяч преступлений на территории РФ, в 2018 г. около 39 тысяч, в 2017 г. более 40 тысяч.
Очевидно, необходимость управления миграционными процессами в настоящее время требует комплексного подхода. Однако, чтобы авизировать современную ситуацию, необходимо рассмотреть исторический опыт России регулирования миграционных процессов. Миграционные процессы, в большинстве случаев, улучшают экономику регионов: позволяют извлекать максимальную эффективность распределения ресурсов на рынках труда; способствует перераспределению знаний и навыков между различными территориями, что улучшает технологические возможности местности; выравнивает пропорцию между рабочими местами и вовлеченными в экономику региона; устраняется демографическая проблема; увеличивается доходная часть бюджета из-за увеличения поступлений от налогов и сборов. Проанализировав миграционную ситуацию в России, можно выделить несколько существенных недостатков в миграционной деятельности, к ним относятся: отсутствие единого нормативно-правового акта, закрепляющего основные положения в миграционной сфере, а также регулирование и контроль миграционных процессов; нелегальная международная иммиграция; преобладание низкоквалифицированных специалистов среди мигрантов; миграционная переполненность крупных городов в европейской части России. Для решения вышеуказанных проблем, можно выделить несколько предложений, таких как:
1. Адаптация миграционного законодательства, полностью специализирующегося на актуальных миграционных вопросах, связанных, в первую очередь, с распространением COVID-19.
2. Совершенствование центров помощи мигрантам. Данный орган позволит не только упростить систему постановки на учет, но и поможет иностранным гражданам приобщиться к русской культуре и менталитету.
3. Повысить ответственность организаций, принимающих на работу нелегальных мигрантов.
4. Активизация внутренних миграционных потоков, позволяемая наиболее эффективно использовать внутренние человеческие ресурсы.
5. Создание системы селективной миграции. Политика селективной миграции основана на привлечении определенных групп населения, высококвалифицированного персонала, бизнес-иммигрантов, и предоставление им привилегий при въезде, трудоустройстве и проживании.
Такая политика является современной мерой, которая полностью соблюдает интересы принимающей территории, поддерживает национальную экономику и безопасность страны.
Однако, нельзя не оценить положительное влияние новой Концепции на последствия миграционных процессов, которая упорядочила направления миграционной политики Российской Федерации, путём чёткого регламента въезда и выезда из страны, условия пребывания иностранных граждан в стране, созданы новые условия для адаптации иностранных граждан и трудовых мигрантов, также освещен вопрос коррупции миграционного законодательства и определены меры наказания за нарушение.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ