Введение 5
1 Обзор методов мониторинга и анализа данных в вузе 9
1.1 Методы мониторинга образовательного процесса в вузе 9
1.2 Алгоритмы анализа данных мониторинга образовательного
процесса в вузе 14
1.3 Виды корреляционной зависимости 18
Выводы 20
2 Разработка концепции анализа образовательного процесса в высшем
учебном заведении 22
2.1 Функциональная модель деятельности преподавателя 22
2.2 Методика и алгоритм оценки деятельности преподавателя с
использованием репрезентативной теории измерений 25
2.3 Алгоритм нахождения теоретико-множественного разбиения
преподавателей на группы с использованием методов нечеткой кластеризации 28
2.4 Функциональная модель процесса обучения студентов 34
2.5 Методика расчёта адекватности механизма оценивания
результатов педагогического теста 36
2.6 Математическая модель анализа уровня подготовки студентов по
результатам их учебных достижений 40
2.7 Определение взаимосвязи между качеством учебной и
учебно-методической работы преподавателя и качеством подготовки студента 53
Выводы 59
3 Практическая реализация концепции анализа образовательного
процесса в высшем учебном заведении 62
3.1 Реализация модели нахождения теоретико-множественного
разбиения преподавателей на группы с использованием методов нечеткой кластеризации 62
3.2 Реализация модели анализа уровня подготовки студентов по
результатам их учебных достижений 65
3.3 Реализация модели определения корреляции между качеством
учебной работы преподавателя и качеством подготовки студентов 68
Выводы 71
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложение А ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК
АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В СИСТЕМЕ MATHCAD 77
Актуальность темы. Высшее учебное заведение (вуз) - это учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность. Однако кроме этого вуз представляет собой сложный вид социальной организации. В последнее время изучение организаций стало главной задачей многих научных исследований. В связи с этим существуют следующие определения организации:
1) внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Во взаимоотношениях людей внутри организации существует иерархия - принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему. В иерархически построенной системе каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций, причем на более высоких уровнях иерархии преимущественно осуществляются функции согласования, интеграции. Иерархия в организации систем необходима в связи с тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижних уровнях используется конкретная, охватывающая лишь отдельные стороны функционирования системы, информация, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия существования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом.
Для принятия решений, определяющих стратегию развития высшего учебного заведения, необходимо обладать актуальной и проверенной информацией. Извлечение такой информации из большого объёма разнородных данных можно выполнить с помощью анализа. Анализ образовательной деятельности высшего учебного заведения позволит выявить наличие скрытых закономерностей в данных и использовать их в дальнейшем для прогнозирования развития вуза.
Цель диссертации состоит в исследовании и анализе образовательной деятельности высшего учебного заведения, а также выявлении наличия значимой корреляционной связи между показателями учебной и учебно-методической деятельности преподавателя и средним баллом студентов по его дисциплине...
В ходе магистерской диссертации были решены следующие задачи:
- проведение анализа предметной области по тематике магистерской диссертации;
- разработка функциональных моделей деятельности преподавателя и обучения студентов;
- разработка методики и алгоритма оценки деятельности преподавателей с использованием репрезентативной теории измерений;
- разработка алгоритма нахождения теоретико-множественного разбиения преподавателей на группы с использованием методов нечеткой кластеризации;
- разработка методики анализа адекватности механизма оценивания результатов педагогического теста;
- разработка математической модели анализа уровня подготовки студентов по результатам их учебных достижений;
- выявление наличия корреляционной связи между качеством учебной и учебно-методической работы преподавателя и качеством подготовки студентов.
Одним из важных направлений развития высшего учебного заведения является прогнозирование показателей эффективности его
функционирования. Успеваемость студентов и рейтинг преподавателей являются одними из таких показателей.
Высокий средний балл студента в дипломе становится в последнее время залогом его успеха в жизни, а соответственно и одним из показателей престижности вуза. Рейтинг преподавателя определяет качество его работы, а соответственно и качество подготовки обучаемых. Определение наличия корреляционной связи между этими двумя показателями позволит в дальнейшем регулировать образовательную деятельность вуза.
Развитие учебно-методической составляющей работы преподавателя позволит создать высококачественную методическую базу высшего учебного заведения, использование которой в учебном процессе, поможет подготовить компетентных в своей отрасли специалистов и повысить рейтинг учебного заведения.
1. Макарычев, П.П. Система мониторинга качества обучения / П. П. Макарычев, Е. Н. Прошкина // X Международная научно-методическая конференция «Университетское образование» Пенза - 2006: Сб. статей X Международ. научно-метод. конф. - Пенза, 2006 С. 279 - 282.
2. Субетто, А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. В 4-х кн. / А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991. - 88 с; 122 с; 171 с; 163 с.
3. Скок, Г.Б. Основное и вспомогательное: [Как оценить труд преподавателя] / Г. Б. Скок, Б. Б. Горелов // Вестник высшей школы. 1988. №6. С. 38 - 43.
4. Пантилеенко, В. Критерии оценки труда преподавателя / Ухтинский индустриальный институт / В. Пантилеенко, В. Пантилеев // Вестник высшей школы. 1991. № 2. С. 13 - 14.
5. Новаков, И.А. Рейтинг в вузе: научно-методические основы и практика: Учеб. Пособие / И. А. Новаков, Ю. В. Попов, В. Н. Подлеснов, Е. Р. Андросюк, В. Г. Кучеров, В.И. Садовников. - ВолгГТУ: Волгоград, 1999. - 102 с.
6. Нейман, Ю.М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников. - М.: Прометей, 2000. - 169 с.
7. Челышкова, М.Б. Применение математических моделей для разработки педагогических тестов. Учебное пособие / М. Б. Челышкова. - М.: Исследовательский центр, 1995. - 48 с.
8. Мещеряков, В.А. Анализ методов оценки качества образования /
B. А. Мещеряков, Е.Н. Прошкина // В сб. материалов X Международной научно-методической конференции «Университетское образование» Пенза - 2006: Сб. статей X Международ. научно-метод. конф. Пенза, 2006.
C. 122 - 124.
9. Прошкина, Е.Н. Мониторинг качества образования / Е. Н. Прошкина // Вычислительные системы и технологии обработки информации: Межвуз. сб. науч. тр. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - Вып. 5 (30). С.100 - 104.
10. Соловьев, В. В поисках критериев эффективности преподавательского труда / В. Соловьев, Г. Курдюмов, А. Кулагин // Высшее образование в России. 1997. № 1. С. 72 - 76.
11. Федюкин, В.К. О качестве образования / В. К. Федюкин // Система управления качеством университетского образования: проблемы создания и эффективность функционирования. Учеб.-метод. конф.: Тез. докл. СПб.: СПбГИЭУ, 2001. С. 64 - 67.
12. Штовба, С.Д. Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику. / С. Д. Штовба. - М.: Высшая школа, 1997. - 450 с.
13. Кофман, А. Введение в теорию нечетких множеств. / А. Кофман. - М.: Высшая школа, 1997. - 450 с.
14. Леоненков, А.В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH. / А. В. Леоненков - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 540 с.
15. Прошкина, Е.Н. Информационная система рейтинговой оценки знаний студентов / Е. Н. Прошкина // Математические методы в технике и технологиях - ММТТ-19: Сб. трудов XIX Международ. науч. конф. В 10-и т. Т. 4. Секции 4, 9 / Под общ. ред. В.С. Балакирева. - Воронеж, Воронеж. гос. технол. акад., 2006. С.125 - 127...27