ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ВИДЕОМАТЕРИЛАМ 6
1.1. Особенности реализации принципа наглядности на уроках физики 6
1.2. Методические требования, предъявляемые к использованию
учебных видеоматериалов на современном уроке физики 8
1.3. Специфические возможности учебных видеоматериалов 12
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ УЧЕБНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИКЕ 16
2.1. Использование учебных видеоматериалов для демонстрации
медленных и быстротечных явлений и процессов 16
2.2. Использование макросъёмки для демонстрации малозаметных
деталей физического опыта 26
2.3. Использование учебных видеоматериалов для демонстрации
явлений окружающего мира 31
2.4. Использование учебных видеоматериалов для дистанционного
обучения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Возвращаясь к истокам возникновения и развития дидактики, которая упрощённо трактуется как универсальное искусство учить всех всему, мы найдём там ровно те же проблемы процесса обучения, что характерны и для современного уровня развития образования. Так, например, чешский педагог и основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский, период активной деятельности которого пришёлся на XVII век, из всех сформулированных им в знаменитом произведении «Великая дидактика» принципов обучения особо выделял наглядность как способ не только заинтересовать обучающихся в постижении той или иной науки, но и позволить обучению затронуть как можно больше органов чувств человеческого организма. С тех далёких времён прошло уже не одно столетие, а идеи, предложенные когда- то великими педагогами, актуальны до сих пор.
Современному учителю тяжело, а подчас и вовсе невозможно, добиться максимальной результативности от учебно-воспитательного процесса, если его работа построена исключительно на консервативных методах обучения, в которых деятельность обучающихся сводится к тому, чтобы слушать и запоминать. Без реализации на практике принципа наглядности, что при современном уровне научно-технических достижений человечества легко выполнимо, процесс обучения становится малорезультативным, неполным, ограниченным.
Особенно остро эта проблема проявляет себя в изучении наук о природе, окружающем мире, где методы, основанные исключительно на словесной (устно-письменной) передаче информации, не могут в полной мере отразить сущность того или иного процесса или явления, т. к. речь лишена наглядности. Одной из таких наук, сложных для понимания, но необходимых для изучения, является физика, описывающая процессы и явления, происходящие в нашей Вселенной.
При изучении физики имеются широкие возможности для реализации принципа наглядности в обучении. В разное время великими педагогами в учебный процесс были внедрены, например, физическая демонстрация и физический эксперимент, позволяющие обучающимся убедиться в существовании того или иного явления, а также описать его, исходя из наблюдений. Однако возможности этих методов имеют границы, т. к. не каждое явление можно продемонстрировать на уроке ввиду разного рода причин (отсутствие необходимого оборудования, сложность, большая продолжительность, малая продолжительность, повышенная опасность и т. п.).
Для решения проблемы ограниченности демонстрационных возможностей натурного эксперимента во второй половине XX века учебновоспитательный процесс был дополнен новым методом обучения, практически неограниченным, удобным, информативным. Речь идёт об использовании в процессе обучения физике учебных видеоматериалов.
Огромную роль в создании и использовании учебных видеоматериалов на уроках физики в нашей стране сыграли Центральная студия научнопопулярных и учебных фильмов («Центрнаучфильм») и Ленинградская студия научно-популярных и учебных фильмов («Леннаучифильм») (см. рис.1).
Они за время своего существования по заказу Министерства просвещения СССР выпустили в совокупности около десяти тысяч учебных фильмов разного характера.
В плане информативности и доступности учебные фильмы XX века представляют большую методическую ценность даже сейчас, однако технологии видеосъёмки и монтажа за это время сделали большой шаг вперёд, значительно расширив демонстрационные возможности учебных видеоматериалов.
...
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был проведён поиск и анализ научной и учебно-методической литературы по выбранной тематике, которые показали, что проблеме использования видеоматериалов в процессе обучения физике в школе уделяется мало внимания.
Поэтому большинство выводов, рекомендаций, указаний было сделано самостоятельно, а именно выявлены методические особенности использования учебных видеоматериалов в процессе обучения физике, разработан ряд авторских видеоматериалов, предназначенных для обучения физике в школе и показывающих преимущество использования видеосредств в конкретных ситуациях с подробным методическим описанием, такие как видеодемонстрация зависимости скорости протекания диффузии от температуры, видеодемонстрация капиллярного эффекта, видеодемонстрация действия атмосферного давления, видеодемонстрация поверхностного натяжения жидкости, видеодемонстрация смачивания и несмачивания поверхности жидкостью, фрагмент дистанционного видеоурока и др.
В заключение отметим, что о промежуточных результатах работы докладывалось на XVI национальной заочной научно-практической конференции (с международным участием) «Артёмовские чтения» (2020 г.). Опубликована статья «Использование видеоматериалов на современном уроке физики» в соответствующем сборнике.
1. Коменский, Я. А. Великая дидактика. / Я. А. Коменский. - М.: Педагогическое наследие, 1989.
2. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Ред- кол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. - М.: Сов.энциклопедия, 1987.
3. Данилов, М. А. Дидактика К. Д. Ушинского. / М. А. Данилов; под ред. Е. Н. Медынского. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948.
4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский; ред. А. И. Пискунов. - М.: Педагогика, 1974.
5. https://07cc5315-007d-4998-aa38- Cd9952339a01.filesusr.com/ugd/3966db_295709611a6f46da861b62f51d20aa98.pd f
6. Перельман, Я. И. Большая книга занимательных наук / Я. И. Перельман. - М.: Издательство АСТ, 2009.
7. Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы / Л. А. Горев. - М.: Просвещение, 1985.
8. Большая российская энциклопедия / гл. ред. Ю. С. Осипов. - М.: Большая российская энциклопедия, 2011.
9. Физическая энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1988.
10. Тарасов, Л. В. Физика в природе: Кн. для учащихся / Л. В. Тарасов. - М.: Просвещение, 1988.
11. Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Собрание законодательства РФ, 06.04.2020. - №14 (часть I), ст. 2082.