Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ»

Работа №159895

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физика

Объем работы41
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ВИДЕОМАТЕРИЛАМ 6
1.1. Особенности реализации принципа наглядности на уроках физики 6
1.2. Методические требования, предъявляемые к использованию
учебных видеоматериалов на современном уроке физики 8
1.3. Специфические возможности учебных видеоматериалов 12
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ УЧЕБНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИКЕ 16
2.1. Использование учебных видеоматериалов для демонстрации
медленных и быстротечных явлений и процессов 16
2.2. Использование макросъёмки для демонстрации малозаметных
деталей физического опыта 26
2.3. Использование учебных видеоматериалов для демонстрации
явлений окружающего мира 31
2.4. Использование учебных видеоматериалов для дистанционного
обучения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Возвращаясь к истокам возникновения и развития дидактики, которая упрощённо трактуется как универсальное искусство учить всех всему, мы найдём там ровно те же проблемы процесса обучения, что характерны и для современного уровня развития образования. Так, например, чешский педагог и основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский, период актив­ной деятельности которого пришёлся на XVII век, из всех сформулирован­ных им в знаменитом произведении «Великая дидактика» принципов обуче­ния особо выделял наглядность как способ не только заинтересовать обуча­ющихся в постижении той или иной науки, но и позволить обучению затро­нуть как можно больше органов чувств человеческого организма. С тех далёких времён прошло уже не одно столетие, а идеи, предложенные когда- то великими педагогами, актуальны до сих пор.
Современному учителю тяжело, а подчас и вовсе невозможно, добиться максимальной результативности от учебно-воспитательного процесса, если его работа построена исключительно на консервативных методах обучения, в которых деятельность обучающихся сводится к тому, чтобы слушать и запо­минать. Без реализации на практике принципа наглядности, что при совре­менном уровне научно-технических достижений человечества легко выпол­нимо, процесс обучения становится малорезультативным, неполным, ограни­ченным.
Особенно остро эта проблема проявляет себя в изучении наук о приро­де, окружающем мире, где методы, основанные исключительно на словесной (устно-письменной) передаче информации, не могут в полной мере отразить сущность того или иного процесса или явления, т. к. речь лишена наглядно­сти. Одной из таких наук, сложных для понимания, но необходимых для изу­чения, является физика, описывающая процессы и явления, происходящие в нашей Вселенной.
При изучении физики имеются широкие возможности для реализации принципа наглядности в обучении. В разное время великими педагогами в учебный процесс были внедрены, например, физическая демонстрация и фи­зический эксперимент, позволяющие обучающимся убедиться в существова­нии того или иного явления, а также описать его, исходя из наблюдений. Од­нако возможности этих методов имеют границы, т. к. не каждое явление можно продемонстрировать на уроке ввиду разного рода причин (отсутствие необходимого оборудования, сложность, большая продолжительность, малая продолжительность, повышенная опасность и т. п.).
Для решения проблемы ограниченности демонстрационных возможно­стей натурного эксперимента во второй половине XX века учебно­воспитательный процесс был дополнен новым методом обучения, практиче­ски неограниченным, удобным, информативным. Речь идёт об использовании в процессе обучения физике учебных видеоматериалов.
Огромную роль в создании и использовании учебных видеоматериалов на уроках физики в нашей стране сыграли Центральная студия научно­популярных и учебных фильмов («Центрнаучфильм») и Ленинградская сту­дия научно-популярных и учебных фильмов («Леннаучифильм») (см. рис.1).
Они за время своего существования по заказу Министерства просвеще­ния СССР выпустили в совокупности около десяти тысяч учебных фильмов разного характера.
В плане информативности и доступности учебные фильмы XX века представляют большую методическую ценность даже сейчас, однако техно­логии видеосъёмки и монтажа за это время сделали большой шаг вперёд, значительно расширив демонстрационные возможности учебных видеомате­риалов.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был прове­дён поиск и анализ научной и учебно-методической литературы по выбран­ной тематике, которые показали, что проблеме использования видеоматериа­лов в процессе обучения физике в школе уделяется мало внимания.
Поэтому большинство выводов, рекомендаций, указаний было сделано самостоятельно, а именно выявлены методические особенности использова­ния учебных видеоматериалов в процессе обучения физике, разработан ряд авторских видеоматериалов, предназначенных для обучения физике в школе и показывающих преимущество использования видеосредств в конкретных ситуациях с подробным методическим описанием, такие как видеодемон­страция зависимости скорости протекания диффузии от температуры, ви­деодемонстрация капиллярного эффекта, видеодемонстрация действия атмо­сферного давления, видеодемонстрация поверхностного натяжения жидко­сти, видеодемонстрация смачивания и несмачивания поверхности жидко­стью, фрагмент дистанционного видеоурока и др.
В заключение отметим, что о промежуточных результатах работы до­кладывалось на XVI национальной заочной научно-практической конферен­ции (с международным участием) «Артёмовские чтения» (2020 г.). Опубли­кована статья «Использование видеоматериалов на современном уроке физи­ки» в соответствующем сборнике.


1. Коменский, Я. А. Великая дидактика. / Я. А. Коменский. - М.: Педагогическое наследие, 1989.
2. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Ред- кол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. - М.: Сов.энциклопедия, 1987.
3. Данилов, М. А. Дидактика К. Д. Ушинского. / М. А. Данилов; под ред. Е. Н. Медынского. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948.
4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский; ред. А. И. Пискунов. - М.: Педагогика, 1974.
5. https://07cc5315-007d-4998-aa38- Cd9952339a01.filesusr.com/ugd/3966db_295709611a6f46da861b62f51d20aa98.pd f
6. Перельман, Я. И. Большая книга занимательных наук / Я. И. Перельман. - М.: Издательство АСТ, 2009.
7. Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах сред­ней школы / Л. А. Горев. - М.: Просвещение, 1985.
8. Большая российская энциклопедия / гл. ред. Ю. С. Осипов. - М.: Большая российская энциклопедия, 2011.
9. Физическая энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Совет­ская энциклопедия, 1988.
10. Тарасов, Л. В. Физика в природе: Кн. для учащихся / Л. В. Тара­сов. - М.: Просвещение, 1988.
11. Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспече­нию санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Собрание законодательства РФ, 06.04.2020. - №14 (часть I), ст. 2082.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ