Использование средств наглядности на уроках истории в условиях ФГОС
|
Введение 3
Глава I. Актуальность использования наглядности на уроках истории в условиях реализации ФГОС 9
§1. Дидактические основы наглядности 9
§2. Визуальные источники как средство актуализации и контроля знаний на уроках истории 17
§3. Классификация средств наглядности в современной системе обучения...26
Глава II. Методические приемы работы с наглядностью на уроках
истории в условиях реализации ФГОС 29
§1. Работа с изобразительной наглядностью 29
§2. Использование условно-графической наглядности 37
§3. Работа с мелом и доской 45
§4. Технические средства на уроках истории 53
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании
истории в средних общеобразовательных учреждениях 59
Заключение 78
Список использованной литературы 82
Глава I. Актуальность использования наглядности на уроках истории в условиях реализации ФГОС 9
§1. Дидактические основы наглядности 9
§2. Визуальные источники как средство актуализации и контроля знаний на уроках истории 17
§3. Классификация средств наглядности в современной системе обучения...26
Глава II. Методические приемы работы с наглядностью на уроках
истории в условиях реализации ФГОС 29
§1. Работа с изобразительной наглядностью 29
§2. Использование условно-графической наглядности 37
§3. Работа с мелом и доской 45
§4. Технические средства на уроках истории 53
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании
истории в средних общеобразовательных учреждениях 59
Заключение 78
Список использованной литературы 82
Актуальность исследования. Современный мир меняется настолько стремительно, что объём необходимой информации увеличивается практически ежеминутно. В связи с этим остро встает вопрос - как сделать так, чтобы ребенок не потерялся в огромном потоке информации и сохранил интерес к получению знаний? Задачей школы в таких условиях становится - использование огромного многообразия имеющихся и вновь появляющихся методов и средств обучения для того, чтобы заинтересованность ребят изучением тех или иных предметов.
Проблема использования средств наглядности на уроках истории относится к «вечным» проблемам. Дети при изучении исторического прошлого постоянно сталкиваются с объектами, которые сложно представить в их первозданном виде. Учитель истории вынужден руководствоваться «подручными» средствами (историческими картинами, иллюстрациями в учебниках, меловыми схемами на доске, картами в атласах и др.), зачастую и самостоятельно создавать различные наглядные средства ввиду их отсутствия в школе. Сложности возникают у начинающих молодых учителей, которые ранее не сталкивались со старыми пособиями и иногда не имеют возможности использовать на уроке современные технические средства обучения.
Использование на уроках истории различных визуальных источников (рисунка, картины, фотографии, плаката, карикатуры) направлено на создание зрительного образа. Изображение является мощнейшим фактором мотивации к обучению и важнейшим обучающим средством. В процессе обучения любой визуальный источник выступает в качестве носителя новых исторических знаний, также выполняет функции актуализации знаний, иллюстрирования теоретического материала, закрепления и проверки знаний, формирует эмоциональный компонент образовательного процесса.
На ряду с прежними наглядными средствами обучения возникла
необходимость использования презентаций, мультимедийных программ, образовательных Интернет-платформ. Благодаря современным
компьютерным технологиям учителя активно включают изобразительные материалы в образовательный процесс. С помощью компьютера появилась возможность создания оригинальных авторских моделей уроков с учетом специфики учебных групп и способностей, уровня обученности, склонностей отдельных учащихся.
Привлекая обучающихся к организации компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и мультимедийных презентаций, к подбору графических изображений при прохождении конкретной исторической темы, учитель одновременно способствует формированию предметной компетентности, развивает способности обучающихся, создавая ситуацию успеха и формирует социально значимые умения и навыки.
Таким образом, в свете развития современной системы образования использование наглядных средств обучения приобрело еще большую актуальность. Использование наглядных средств обучения - мощнейшим активизатор учебной деятельности - занимает важное место в системе методических приёмов обучения, его изучение поможет учителю достичь высоких результатов. Без использования визуальных источников невозможно провести урок истории на должном уровне. Благодаря им исторический материал становится боле понятным для обучающихся. Наглядность активизирует их память, внимание и мышление (в результате исследований психологи доказали, что люди запоминают 50% увиденного, услышанное же воспроизводится всего на 20%), заставляя переключать внимание школьника с одного элемента урока на другой, не утомляя его.
..
Проблема использования средств наглядности на уроках истории относится к «вечным» проблемам. Дети при изучении исторического прошлого постоянно сталкиваются с объектами, которые сложно представить в их первозданном виде. Учитель истории вынужден руководствоваться «подручными» средствами (историческими картинами, иллюстрациями в учебниках, меловыми схемами на доске, картами в атласах и др.), зачастую и самостоятельно создавать различные наглядные средства ввиду их отсутствия в школе. Сложности возникают у начинающих молодых учителей, которые ранее не сталкивались со старыми пособиями и иногда не имеют возможности использовать на уроке современные технические средства обучения.
Использование на уроках истории различных визуальных источников (рисунка, картины, фотографии, плаката, карикатуры) направлено на создание зрительного образа. Изображение является мощнейшим фактором мотивации к обучению и важнейшим обучающим средством. В процессе обучения любой визуальный источник выступает в качестве носителя новых исторических знаний, также выполняет функции актуализации знаний, иллюстрирования теоретического материала, закрепления и проверки знаний, формирует эмоциональный компонент образовательного процесса.
На ряду с прежними наглядными средствами обучения возникла
необходимость использования презентаций, мультимедийных программ, образовательных Интернет-платформ. Благодаря современным
компьютерным технологиям учителя активно включают изобразительные материалы в образовательный процесс. С помощью компьютера появилась возможность создания оригинальных авторских моделей уроков с учетом специфики учебных групп и способностей, уровня обученности, склонностей отдельных учащихся.
Привлекая обучающихся к организации компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и мультимедийных презентаций, к подбору графических изображений при прохождении конкретной исторической темы, учитель одновременно способствует формированию предметной компетентности, развивает способности обучающихся, создавая ситуацию успеха и формирует социально значимые умения и навыки.
Таким образом, в свете развития современной системы образования использование наглядных средств обучения приобрело еще большую актуальность. Использование наглядных средств обучения - мощнейшим активизатор учебной деятельности - занимает важное место в системе методических приёмов обучения, его изучение поможет учителю достичь высоких результатов. Без использования визуальных источников невозможно провести урок истории на должном уровне. Благодаря им исторический материал становится боле понятным для обучающихся. Наглядность активизирует их память, внимание и мышление (в результате исследований психологи доказали, что люди запоминают 50% увиденного, услышанное же воспроизводится всего на 20%), заставляя переключать внимание школьника с одного элемента урока на другой, не утомляя его.
..
Каждый год объем информации в мире постоянно растет. В связи с чем полученные в школе знания через некоторое время устаревают и их нужно постоянно корректировать. Поэтому в современном мире на первый план выходят не знания как результат обучения, а умения учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит на первое место универсальные учебные действия в качестве главных результатов образования. Это такие действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Поэтому обеспечение развития УУД в соответствии с требованиями ФГОС становится актуальной задачей. На уроках истории мы можем формировать УУД всех 4-х видов (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные).
Значительные изменения происходят в настоящее время в современной школе. Центр тяжести смещается с простого усвоения знаний, умений, навыков на формирование опыта познавательной деятельности (исследовательской, проектной, эмоционально-оценочной, аналитикокритической и пр.). Это существенно меняет взаимные отношения учителя и учащихся, реально превращая их в субъект-субъектные.
Меняются и задачи обучения - теперь необходимо учить детей систематизировать информацию, получаемую из различных источников (в том числе и за пределами школы), критически ее осмысливать, превращая в собственные знания. Данный процесс невозможен без применения наглядности на уроках, поэтому данная тема актуальна на сегодняшний день.
Наглядный материал - это внешняя опора внутренних действий, которые совершает ребенок в процессе овладения знаниями под непосредственным руководством учителя.
При использовании наглядного материала в образовательном процессе необходимо учитывать следующие психологические моменты:
1) конкретную роль, которую должен выполнять наглядный материал в процессе усвоения исторических знаний;
2) соотношение предметного содержания наглядности к конкретной теме урока, которая подлежит усвоению и осознанию.
На уроках истории роль и место средств наглядности обуславливаются отношением деятельности обучающихся, в которой используемый материал может занять структурное место, к деятельности, ведущей к осознанию материала, необходимого для усвоения.
Наглядность - это не качество или свойство объектов, явлений или предметов. Это, прежде всего, особенность психических образов представленных объектов. Соответственно, когда речь идет о наглядности каких-либо предметов, в реальности имеется в виду наглядность образов используемых предметов.
В современном мире учитель имеет возможность в процессе обучения использовать огромную массу различных видов наглядных средств, особенно при изучении дисциплины новейшей истории. Это имеет важное значение для итоговых результатов обучения школьников и достижения ими поставленных задач обучения. Именно курс новейшей истории содействует формированию у обучающихся интегрированного и целостного представления о тенденциях развития мировой цивилизации. Без этого дети не смогут ориентироваться в текущих событиях общественной и политической жизни, определить свою гражданскую позицию.
Педагогическая практика и опыт работы учителей доказали значимость и необходимость применения принципа наглядности в процессе преподавания истории. Образное мышление обучающихся будет развиваться наиболее эффективно только в том случае, когда применение наглядности в образовательном процессе происходит систематично, целенаправленно и методически продуманно.
...
Значительные изменения происходят в настоящее время в современной школе. Центр тяжести смещается с простого усвоения знаний, умений, навыков на формирование опыта познавательной деятельности (исследовательской, проектной, эмоционально-оценочной, аналитикокритической и пр.). Это существенно меняет взаимные отношения учителя и учащихся, реально превращая их в субъект-субъектные.
Меняются и задачи обучения - теперь необходимо учить детей систематизировать информацию, получаемую из различных источников (в том числе и за пределами школы), критически ее осмысливать, превращая в собственные знания. Данный процесс невозможен без применения наглядности на уроках, поэтому данная тема актуальна на сегодняшний день.
Наглядный материал - это внешняя опора внутренних действий, которые совершает ребенок в процессе овладения знаниями под непосредственным руководством учителя.
При использовании наглядного материала в образовательном процессе необходимо учитывать следующие психологические моменты:
1) конкретную роль, которую должен выполнять наглядный материал в процессе усвоения исторических знаний;
2) соотношение предметного содержания наглядности к конкретной теме урока, которая подлежит усвоению и осознанию.
На уроках истории роль и место средств наглядности обуславливаются отношением деятельности обучающихся, в которой используемый материал может занять структурное место, к деятельности, ведущей к осознанию материала, необходимого для усвоения.
Наглядность - это не качество или свойство объектов, явлений или предметов. Это, прежде всего, особенность психических образов представленных объектов. Соответственно, когда речь идет о наглядности каких-либо предметов, в реальности имеется в виду наглядность образов используемых предметов.
В современном мире учитель имеет возможность в процессе обучения использовать огромную массу различных видов наглядных средств, особенно при изучении дисциплины новейшей истории. Это имеет важное значение для итоговых результатов обучения школьников и достижения ими поставленных задач обучения. Именно курс новейшей истории содействует формированию у обучающихся интегрированного и целостного представления о тенденциях развития мировой цивилизации. Без этого дети не смогут ориентироваться в текущих событиях общественной и политической жизни, определить свою гражданскую позицию.
Педагогическая практика и опыт работы учителей доказали значимость и необходимость применения принципа наглядности в процессе преподавания истории. Образное мышление обучающихся будет развиваться наиболее эффективно только в том случае, когда применение наглядности в образовательном процессе происходит систематично, целенаправленно и методически продуманно.
...
Подобные работы
- Проблемы формирования картографических умений на уроках истории 5-7 кл
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Фотоматериалы и их использование на уроках истории в школе. 10 класс
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование художественных произведений на уроках истории (Калужский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Использование Интернет ресурсов на уроках истории России по теме «Социально-экономические преобразования Петра I»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Визуальные средства обучения как дидактический ресурс на уроках
истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Работа с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития
читательской грамотности обучающихся
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Возможности применения краеведческого материала на уроках истории и в исследовательской работе школьников при изучении Великой Отечественной войны в общеобразовательной школе (на примере Бийского района Алтайского края)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
ЛЕКСИКЕ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ «ОБЛАКА СЛОВ»).
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022





