Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемные аспекты гражданско-правовой защиты прав потребителей (Российский Государственный Педагогический Университет)

Работа №159862

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы63
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ 8
1.1. Понятие и характерные черты института защиты прав потребителей 8
1.2. Закономерности развития института защиты прав потребителей 10
1.3. Источники правового регулирования защиты прав потребителя в Российской Федерации 16
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Факторы, влияющие на институт защиты прав потребителей в современных условиях22
2.2. Современные способы защиты прав потребителей в России 25
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТОВ ПРИ ЗАЩИТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАВ 36
3.1. Влияние цифровизации и онлайн-услуг на защиту прав потребителей в Российской Федерации 36
3.2. Защита прав потребителя на электронных торговых площадках (маркетплейсах) 40
3.3. Способы совершенствования правового регулирования защиты прав потребителей 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Актуальность темы исследования. Правоотношения между потребителями и предпринимателями, складываются в процессе продажи товаров, при выполнении работ или оказании услуг. Данный вид правоотношений является наиболее распространённым в современном гражданско-правовом обороте, поскольку возникают практически ежедневно, учитывая тот факт, что каждый человек ежедневно приобретает товары либо получает какие-либо услуги, при этом предполагается, что именно потребитель будет являться наиболее «слабой» стороной в данных правоотношениях, что соответственно предопределяет необходимость использования достаточно широкого перечня средств и механизмов, которые могут быть применены в случае защиты нарушенных прав. Однако, и сам продавец в лице предпринимателя достаточно часто сталкивается с ситуациями, в которых его права нарушаются, что также предполагает использование системы средств защиты прав и законных интересов.
На сегодняшний день рынок услуг в Российской Федерации за последнее время претерпел значительные изменения. Так, появилось множество услуг, которых до недавнего времени не существовало. Причиной этого следует считать научно-технический прогресс, а также развитие рыночных отношений в государстве, что стало следствием общемирового тренда увеличения продвижения различных видов услуг в структуре экономических отношений. Кром того, развитию рынка услуг способствовал переход к рыночной модели построения взаимоотношений между потребителем и лицом, которое предоставляет услуги.
Соответственно, развитие системы правоотношений, которые в настоящее время могут быть «перенесены» в дистанционный формат, то есть с использованием информационно-телекоммуникационных технологий кроме того создает дополнительные проблемы в области защиты потребительских правоотношений. Данные обстоятельства в своей совокупности подчеркивают необходимость и дальнейший научно-практический интерес к исследованию современных средств правовой защиты прав предпринимателей и потребителей.
Современным законодательством предусмотрено достаточно большое количество способов осуществления защиты нарушенного права. При этом сам институт защиты прав потребителей имеет достаточно длительную историю своего развития. Вместе с тем, следует отметить, что в современном законодательстве отсутствует единый подход относительно осуществления защиты нарушенных прав потребителей, на что влияет в том числе увеличение количества способов предоставления услуг и товаров, а также их разнообразием, что приводит к тому, что достаточно большое количество оказываемых услуг приобретают свою специфические черты предопределяющие особенности нормативно-правового регулирования защиты нарушенного права в процессе оказания услуг.
Кроме того, на институт защиты прав потребителей оказало влияние и развитие санкционной политики в отношении Российской Федерации. Так, некоторые зарубежные компании объявили о своём уходе с российского рынка, что вызвало активное обсуждение возможных нарушений прав потребителей со стороны этих компаний, включая продавцов, производителей, исполнителей, импортёров и уполномоченных организаций, что вызывает некоторые трудности в процессе осуществления защиты прав потребителей с участием иностранных продавцов. Вышеуказанные причины объясняют актуальность исследования гражданско-правовых способов защиты прав потребителей.
Степень научной разработанности темы исследования. Изучением проблем оказания услуг занимались такие авторы как Д.И. Мейер,
М.И. Брагинский, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, Е.А. Суханов, М.Ю. Челышев, А.А. Кириллов, А.Е. Шерстобитова, Ю.С. Жукова, а также и другие современные авторы (например, Д.И. Степанов, В.И. Смирнов,
С.С. Кузнецова, Е.С. Крюкова, Е.Э. Пушилина, В.П. Пантюшина,
А.В. Окульского и другие авторы).
Важно отметить, что вопросы осуществления защиты прав потребителей продолжают оставаться актуальными, в том числе в связи с расширением перечня услуг, которые могут предоставляться потребителю, а также в связи с появлением новых форм их предоставления, что подчеркивает необходимость дальнейшего научного исследования вопросов защиты прав потребителей услуг в Российской Федерации.
Целью данного исследования является анализ теоретических и практических особенностей гражданско-правовой защиты прав потребителей в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- проанализировать общее понятие и выделить характерные черты института защиты прав потребителей;
- выделить закономерности развития института защиты прав потребителей;
- исследовать источники правового регулирования защиты прав потребителя в Российской Федерации;
- оценить факторы, влияющие на институт защиты прав потребителей в современных условиях;
- проанализировать современные способы защиты прав потребителей в России;
- оценить влияние цифровизации и онлайн-услуг на защиту прав потребителей в Российской Федерации;
- проанализировать особенности защиты прав потребителя на электронных торговых площадках (маркетплейсах);
- предложить способы совершенствования правового регулирования защиты прав потребителей.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в рамках правоотношений между потребителем и продавцом при осуществлении защиты их гражданских прав.
Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, регулирующие общественные отношения, которые складываются в рамках правоотношений между потребителем и продавцом при осуществлении защиты их гражданских прав, а также современные научные разработки, доктрина, судебная и иная правоприменительная практика, касающаяся объекта настоящего исследования.
Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Закона РФ «О защите прав потребителей», а также другие федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие особенности защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Эмпирическая основа работы включает: определения и постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также материалы судов общей юрисдикции, относящиеся к объекту исследования.
Методологическую основу исследования составляет совокупность частно-научных и общенаучных методов познания. В процессе написания работы использовались следующие общенаучные методы: логический метод; обобщение; анализ; диалектический метод познания; специальные методы юридического исследования (системно-структурный, формально-юридический и сравнительно-правовой метод), которые были использованы в процессе проведения настоящего исследования.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Д.И. Мейер, М.И. Брагинский, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, Е.А. Суханов, М.Ю. Челышев, А.А. Кириллов, А.Е. Шерстобитова, Ю.С. Жукова. Кроме того, в процессе проведения исследования были использованы работы современных авторов, занимавшихся исследованием особенностей предоставления отдельных видов услуг (например, работы Д.И. Степанова, В.И. Смирнова, Е.Э. Пушилиной, В.П. Пантюшиной, А.В. Окульского).
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его научные положения и сформулированные выводы и предложения могут быть использованы как в целях дальнейшей доктринальной разработки вопросов в области осуществления защиты прав потребителей, а также подготовки соответствующих методических рекомендаций по гражданскому праву.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней содержатся научно обоснованные выводы и предложения, направленные на совершенствование норм отечественного гражданского законодательства. Представлен авторский подход к совершенствованию института защиты прав потребителей услуг в Российской Федерации.
Структура исследования обусловлена ее объектом, предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Институт защиты прав потребителей возник в глубокой древности и совершенствовался по мере развития экономических отношений. Особенное влияние на его развитие оказало римское право, многие принципы которого сохраняют актуальность и сегодня. Каждое государство мира имеет самостоятельную систему нормативно-правового регулирования защиты прав потребителей, при этом многие принципы национального законодательства были сформированы исходя из общих идей и принципов международного права.
На протяжении всей истории человечества существовали различные виды нарушений прав и свобод человека, в том числе права и свободы потребителя. На сегодняшний день предполагается, что выбор способа защиты нарушенного права остается на усмотрение субъекта, который хочет защитить свои права, при этом вопросы защиты прав потребителя продолжают сохранять свою актуальность и на сегодняшний день, поскольку от того, насколько развито законодательство в сфере защиты прав потребителей можно судить об устойчивости гражданско-правовых отношений в государстве.
Специфика защиты прав потребителей обуславливает необходимость правового регулирования данного вида общественных отношений. Правовые средства охраны прав потребителей носят межотраслевой характер, поскольку регулируются различными отраслями современного права: как общими, так и специальными нормами. Разнообразие применяемые мер имеет в том числе и предупредительный характер, поскольку позволяет предотвратить нарушения со стороны исполнителя, то есть лица, принимающего непосредственное участие в процессе предоставления услуги.
На сегодняшний день проблема защиты прав потребителей не теряет своей актуальности. Многие проблемы остаются «открытыми» в связи с недостаточным нормативно-правовым регулированием возникающих общественных отношений. Данные проблемы усложняются в том числе путем повсеместного распространения информационных технологий, которые стали частью процесса взаимоотношений между продавцом и потребителем.
Значительное количество проблем на практике возникает при осуществлении заключения договоров дистанционной купли-продажи и договоров возмездного оказания услуг посредством использования электронных торговых площадок – «маркетплейсов». Совершенствование деятельности маркетплейсов, по нашему мнению, должно включать не только в виде обобщений существующих проблем и дачи разъяснений высшими судебными инстанциями, но и в виде внесения изменений в положения действующего законодательства. Так, например, актуальным является закрепление в положениях законодательства нормативно-правового определения «маркетплейс» с осуществлением систематизацией всех особенностей, осуществляемой ими деятельности.
Рассмотрев основные особенности дистанционного договора купли-продажи, можно сделать вывод, что одной из главных проблем является отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регулирующей заключение и исполнение таких договоров. Так, в процессе проведения исследования были выделены следующие проблемы и предложены следующие направления их совершенствования:
1. В условиях стремительного роста онлайн-торговли, необходимо дополнить закон нормами, касающимися защиты прав потребителей в цифровой среде. К числу таких проблем следует отнести в том числе отсутствие единой унифицированной формы заключения дистанционного договора, проблемы возникающие в процессе осуществления возврата товара, а также проблемы, которые возникают при оспаривании договоров, заключенных с использованием смарт-контрактов, поскольку на сегодняшний день законодательство в том числе не распределяет предмет ответственности при заключении договоров с использованием технологии блокчейн.
2. Дискуссионным вопросов продолжают оставаться вопросы распределения ответственности между маркетплейсом и продавцов в случае предоставления товаров ненадлежащего качества, нарушений сроков доставки товаров, оказания услуги и т.п., что особенно осложнено в том случае, если в сфере защиты прав потребителей вовлечен иностранный элемент - продавец или покупатель.
В данном случае, по нашему мнению, коллизионная привязка, которая используется при защите нарушенного права участников смарт-контракта должна привязываться к праву нахождения сервера, к праву страны, которая осуществляет техническое обслуживание использованного оборудования, а также к личному закону физического или юридического лица, который является собственником сервера или предоставляющему услугу по техническому сопровождению смарт-контракта. Данное дополнение должно быть предусмотрено в положениях Закона РФ «О защите прав потребителей».
3. Проблемы в сфере защиты прав потребителей в своей совокупности указывают на необходимость комплексного регулирования данных проблем, что может быть решено, например, путем создания единого федерального закона или внесения в положения Закона РФ «О защите прав потребителей» отдельной главы, закрепившей бы все правовые аспекты предоставления услуг и товаров потребителя в дистанционной форме.
Создание единого законодательства, регулирующего права потребителей в условиях дистанционной торговли, представляется необходимым шагом в условиях быстро развивающегося технологического прогресса и роста числа онлайн-услуг. Включение в федеральное законодательство четких норм, касающихся дистанционной формы предоставления товаров и услуг, обеспечит защиту прав потребителей. Данное предложение может быть реализовано путем введения в Закон РФ «О защите прав потребителей» дополнительной главы, предусматривающей защиту прав потребителей при предоставлении услуг или продаже товаров с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Данные предложения направлены на обеспечение адекватной защиты прав потребителей в России и адаптацию законодательства к современным вызовам, связанным с развитием информационных технологий, используемых в сфере потребительских правоотношения. Практическая реализация данных предложений позволит усилить доверие граждан к институтам защиты прав и создать более справедливые условия на рынке.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 330
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - С. 410
4. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - №15. – Ст.766.
5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // Собрание законодательства РФ. – 2010. - №31. – Ст.4162.
6. Федеральный закон от 29.07.2018 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. №31. Ст.4839.
7. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №2. Ст.150.
8. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №12. Ст.1232.
9. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №14. Ст.650.
10. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. №3. Ст. 593.
11. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. N 46 ст. 6539
12. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31 марта 2020 г. N 148 “О проведении эксперимента об оказании гражданам на безвозмездной основе услуг связи по передаче данных и по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации для использования социально значимых информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" // Доступен из справочно-поисковой системы «Консультант-Плюс»
13. Информационное письмо Банка России от 3 февраля 2022 г. № ИН-02-59/6 "О порядке согласования с заемщиками индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)" // [Электронный ресурс: https://sudact.ru/]

Нормативно-правовые акты, утратившие силы
14. Русская правда // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1. –
145 с.
15. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 1.— М.,
1984. – 456 с.

Международные нормативные акты
16. Руководящие принципы организации объединенных наций для защиты интересов потребителей // Доступны из справочно-поисковой системы «Консультант-Плюс»
17. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2013/11/ЕС от 21 мая 2013 г. об альтернативном рассмотрении споров потребителей и об изменении Регламента (EC) 2006/2004 и Директивы 2009/22/EC (Директива об ADR потребителей) // [Электронный ресурс: https:// https://base.garant.ru/70500562//]

Материалы судебной (правоприменительной) практики
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" // Доступно из справочно-поисковой системы «Консультант-Плюс»
19. Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022) // [Электронный ресурс: https://sudact.ru/]
20. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 г. по делу № 8Г-4106/2019 // [Электронный ресурс: https://sudact.ru/]
21. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08 ноября 2021 года по делу №8Г-24289/2021 // [Электронный ресурс: https://sudact.ru/]
22. Постановление Четвертого Кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года по делу № 8Г-11930/2022 // [Электронный ресурс: https://sudact.ru/]
23. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 января 2023 г. N 5-КГ22-121-К2 // [Электронный ресурс: https://sudact.ru/]
24. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2022 г. № 5-КГ22-127-К2 // [Электронный ресурс: https://sudact.ru/]
25. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09 января 2018 №5-КГ17-220 // [Электронный ресурс: https://sudact.ru/]
26. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2022 г. № 10АП-18144/22 по делу № А41-6042/2022 // [Электронный ресурс: https://sudact.ru/]

Учебная и научная литература
27. Байназарова М.Д. Некоторые особенности судебной защиты прав потребителей в Российской Федерации // Актуальные вопросы публичного права. Материалы XIX Всероссийской научной конференции Студентов и молодых ученых. Екатеринбург. - 2020. - С. 352-357.
28. Галиахметова И.Р., Жемалетдинов Р.М. Внесудебный (претензионный) порядок защиты прав потребителей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - №11-3. – С.105-108.
29. Гасанова М.Г. Актуальные проблемы защиты прав потребителей в РФ / М.Г. Гасанова // Достижения науки и образования. - 2023. - №1 (88). – С.31-34.
30. Гражданское право : учебник : в 4 т. /отв. ред. Е. А. Суханов. -2-е изд. перераб. и доп. -Москва: Статут, 2019. – 554 с.
31. Зинорова Е.Н. Защита прав потребителей при покупке товаров через маркетплейс / Е.Н. Зинорова // Академическая публицистика. - 2023. - № 6-2. - С. 182-190.
32. Ишмухаметова А.Р. Прокурорский надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека / А.Р. Ишмухаметова, Э.А. Ибрагимова / / StudNet. – 2020. - №12. – С.471
33. Клименко А.И. Пробелы в правовом регулировании защиты прав потребителей на маркетплейсах / А.И. Клименко // Epomen. Global. - 2023. - № S34. - С. 579-585
34. Кузнецова Е.С., Куйдина Т.А. Злоупотребление правом потребителями: актуальные проблемы // Вопросы российской юстиции. - 2022. - №20. – С.158-166.
35. Липка Д.В. Становление и развитие института защиты прав потребителей / Д.В. Липка // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - №9. – С.116-120.
36. Мамедов И.Э. Проблемы развития банковского сектора в условиях цифровизации экономики / И.Э. Мамедов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №4-1. – С.249.
37. Малхасян Т.В. Формы и способы защиты прав потребителей / Т.В. Малхасян // Вестник науки. - 2019. - №12 (21). – С.109-117.
38. Маркс Ю.А. Правовая специфика оказания образовательных услуг как объекта гражданских правоотношений / Ю.А. Маркс // Журнал российского права. - 2019. - №3. – С70.
39. Мигачёва К.Е. Ответственность маркетплейсов / К.Е. Мигачев,
В.А. Хамуева // Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Петрозаводск. - 2023. - С. 46-53
40. Мочиев Х. И. Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав потребителей // Молодой ученый. - 2019. - № 48 (286). - С. 260-262.
41. Окульский А. В. Влияние смарт-контрактов на трансформацию банковской деятельности / А.В. Окульский // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 107.
42. Панова Е.А. Возможности маркетплейсов в развитии и повышении конкурентоспособности малых и средних предприятий / Е.А. Панова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2021. - №89. – С.52-61.
43. Пантюшина В.П. Проблемы и перспективы правового регулирования смарт-контрактов / В.П. Пантюшина // Вопросы российской юстиции. - 2021. - №15. – С.300.
44. Сазонова А.В. Защита прав потребителей, совершивших покупку на маркетплейсах / А.В. Сазонова, Л.В. Клепцова // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве. Симферополь. - 2023. - С. 1345-1352.
45. Сальникова А. В. Контрафакт в маркетплейс на примере «ВАЙЛДБЕРРИЗ»: постановка проблемы / А.В. Сальникова, Ю.А. Кудимова // Вестник ГУУ. 2021. №2. С.117-123.
46. Усольцева Н.А. Свобода договора: особенности отношений с кредитными организациями / Н.А. Усольцева, Ю.М. Усольцев // Colloquium-journal. - 2019. - №27 (51). – С.167.
47. Woebbeking M.K. The Impact of Smart Contracts on Traditional Concepts of Contract Law. Juritc. 2018. N 1. P. 110.

Электронные ресурсы
48. «Владелец прав на Ждуна подал иск к Wildberries на 5,2 млн рублей» // [Электронный ресурс:https://rns.online/it-and-media/Vladelets-prav-na-ZHduna-podal-isk-k-Wildberries-na-52-mln-rublei-2019-06-26 ]

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ