Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование умения обозначать орфограмму у учащихся начальных классов

Работа №159860

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
§1. Общее понятие об орфографической зоркости. Способы графического обозначения выбора орфограмм 4
§2. Лингво-методические и психолого-педагогические основы формирования орфографической зоркости 6
§3. Исследование уровня орфографической зоркости у младших школьников 11
§4. Анализ дидактических материалов учебников по русскому языку по
проблеме исследования 26
4.1. Анализ УМК «Гармония», авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 28
4.2. Анализ УМК «Школа2100», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева, О.В.
Пронина 31
4.3. Анализ УМК «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова» 32
§5.Система работы над формированием орфографической зоркости 35
5.1. Знакомство с понятием орфограмма и опознавательными признаками
орфограммы 35
5.2. Формирование умения обозначать орфограмму в начальной
школе 39
§6. Результаты диагностики уровня сформированности навыка графически обозначать орфограмму. Интерпретация данных исследования 50
Заключение 56
Список литературы


Сложно не согласиться со словами Н.С. Рождественского, ведь грамотное письмо - это составная часть культуры речи человека. Культура речи - это любовь и уважение к языку. В настоящее время умение правильно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме важно в различных сферах жизни человека.
Сегодня, согласно требованиям нового Федерального Государственного Стандарта, при изучении русского языка основная задача заключается в воспитании познавательного интереса к изучению русского языка. И эта задача не из легких. Основы правописания закладываются в начальной школе. Здесь своя специфика, обусловленная возрастом детей и ограниченностью у них теоретических знаний. И как показывает практика многих опытных учителей начальной школы орфографические умения и навыки разняться, как только дело касается письменной речи учащихся. Орфографические умения формируются и хорошо работают на этапе систематических упражнений и диктантов. А сформированные орфографические навыки проявляют себя в изложении и сочинении. Возникает естественный вопрос: «Как выстроить методику преподавания русского языка?»
Для этого каждому учителю необходимо хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать и вдумчиво отбирать для работы дидактический материал по разным разделам (орфографии, орфоэпии), способный привлечь к себе внимание каждого ученика.
В научной литературе существует множество работ, отражающих лингвистические, методические и психологические аспекты проблемы формирования орфографической грамотности (например, работы Л.В. Щербы, М.В.Панова, В.Ф.Ивановой, М.Р.Львова, Д.Н.Богоявленского, М.М. Разумовской, С.Ф. Жуйкова, П.С. Жедек, В. В. Репкина). (1,65)
Таким образом, цель нашего исследования: изучение уровня развития орфографической зоркости младших школьников и уточнение методики ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Провести анализ лингвистической, психологической и методической литературы по теме исследования;
2) Охарактеризовать основные понятия исследования;
3) Провести диагностику уровня развития орфографической зоркости у младших школьников;
4) Внедрить систему упражнений на развитие орфографической зоркости в учебный процесс начальной школы и проверить ее эффективность.
Объект исследования - процесс формирования у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка.
Предмет исследования - система упражнений, направленная на формирования умения обозначать орфограммы.
Методы исследования:
• Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
• Педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе;
• Тестирование;
• Опрос учителей;
• Сравнительный анализ учебно - методических комплектов;
• Анализ детских работ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Основная задача начальной школы при формировании орфографической грамотности учащихся заключается в формировании орфографической зоркости. Многие ученые методисты по-своему объясняют данное понятие. Единство мнений сходится на той точки зрения, что орфографическая зоркость - это умение видеть «опасное» место в слове. В процессе развития этого умения задействован не только хорошо развитый фонематический слух, операции мышления, но все виды орфографической памяти: зрительная, слуховая, кинестезическая (речедвигательная), моторная. В связи с этим огромная роль отводиться умению графически выделять орфограмму. Это умение позволяет ребенку систему продумывать написание слов до и после письма. Решая орфографическую задачу, ребенок, находясь в ситуации выбора, может действовать интуитивно и оперируя правилами письма, более осознанно. Это позволяет учителю действовать вариативно (в зависимости от уровня подготовки учащегося).
2. Анализ теоретического исследования показал важную роль не только в подходе к развитию орфографической зоркости, но и умение учителя создать психолого-педагогические условия для решения орфографической задачи. Выстроить работу системно, отбирая правильный материал, и научить ребенка интересоваться грамотным письмом.
3. Анализ различных УМК по русскому языку показал наличие четкой системы работы по формированию умения графически обозначать орфограмму в УМК М.С. Соловейчик «Гармония». Но это не означает, что каждому учителю необходимо перейти на эту программу. Во многом учитель «заложник» ситуации. Но! Понимание самим учителем необходимости такого вида работы на начальном этапе формирования орфографической грамотности, позволит ему гибко выстроить свою работу. При этом важно соблюдать принципы природосообразности и преемственности.
4. Анализ результатов эмпирического исследования подтвердил теоретические выводы и показал наглядно положительные и отрицательные моменты работы учителя. С уверенностью можно сказать, что положительными результатами является работа учащихся графически обозначать орфограммы, стремление каждого ребенка (в зависимости от уровня развития и подготовки) анализировать свои действия до и после письма. При этом умение ребенка графически обозначать орфограмму, позволяет учителю увидеть то, что не отработанно осознанно ребенком, «пробелы» в знаниях. И еще раз вернуться к этому материалу.
5. На наш взгляд, согласно новым стандартам образования, такие умения как графически обозначать орфограмму составляют не только познавательные УУД, но и в свою очередь затрагивают регулятивные УУД, а именно:
• Умение извлекать информацию из графических моделей (познавательные УУД);
• Умение на основе анализа объекта (слова) делать выводы (познавательные УУД);
• Прогнозирование (регулятивные УУД);
• Коррекция (регулятивные УУД)
6. Теоретическое и эмпирическое исследование позволило нам достигнуть поставленной цели и выявить уровень развития орфографической зоркости младших школьников. Мы уточнили методики совершенствования орфографической зоркости. Систематизировали упражнения на развитие орфографической зоркости, используемые в учебном процессе начальной школы, и проверили их эффективность.
Обработка результатов эксперимента позволила нам утверждать, что представленная нами система упражнений на развитие орфографической зоркости достаточно эффективна и может быть использована в начальной школе в рамках разных УМК.



1. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся. - М., 1965,36
2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.,
«Просвещение», 1987, 96с.
3. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач. Начальная школа,1988,№4
4. Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка. Начальная школа,1991,№6
5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии // РЯШ. - 1976,88
6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4-С.39
7. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. / Д.Н. Богоявленский - М., 1966,66
8. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1-С.90,12
9. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,- 1983 -№5-С.64
10. Граник А.. Психологические механизмы формирования грамотного письма. - М,- Просвещение,1989
11. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992-306с.
12. Жедек П.С. Орфографическая зоркость будущего учителя. Начальная школа,1980, №10
13. Иванова М.В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников. Начальная школа плюс до и после, 2004, № 3.,65
14. Иванова М.В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников. Начальная школа плюс до и после, 2004, № 3.,65
15. Илишенко В.А. Развитие орфографической зоркости упервоклассника. Начальная школа 2000, №6
16. Копытова Л.Н. Развитие умения видеть орфограммы. // Начальная школа плюс до и после, 2004, № 3.
17. Копытова Л.Н. Развитие умения видеть орфограммы. // Начальная школа плюс до и после, 2004, № 3.
18. Кузьменко Н.М. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе. Начальная школа,1992, №9-10
19. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. - Тула, ООО Родничок,- М.: ООО Астрель, ООО АСТ, 2001- 165
20. Львов М.Р. и др.. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева ,. Светловская -М.: Просвещение, 1987- 267с.
21. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // НШ. - 1986. - N10. - С.35-41.,15
22. Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. -М.: Просвещение, 1990-361с.
23. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Учебное пособие для студентов-бакалавров по методике обучения русскому языку и литературе в начальных классах, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование»
24. Назарова Л.О. Проговаривание и комментирование в обучении
правописанию. Начальная школа ,1987, №1
25. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и
литературного развития младших школьников. - С-П., «Специальная
литература», 1998, 167с.
26. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя - 3-е изд., дораб. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.,65
Т1. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.1 . — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002, — 158с.,40
28. Трушина С.В. Как эффективно тренировать орфографическую зоркость. Начальная школа 2005,№3
29. Фролова В.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа,2005, №3
30. Шклярова Т.В.Как научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Издательство «Грамотей», 2003, с.4
31. Яценко Н.А. Обучение грамоте- важный этап формирования орфографической зоркости. Начальная школа + до и после,2003,№11


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ