Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика изучения сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в школе

Работа №159857

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения «щедринских сказок» 6
1.1. Сказки «для детей изрядного возраста» как новый жанр
в русской литературе 6
1.2. Идейно-художественное своеобразие цикла сказок М. Е. Салтыкова-
Щедрина 14
Выводы по I главе 28
Глава 2. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении....30
2.1. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьных программах и учебниках
по литературе 30
2.2. Методика изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный
заяц» в 10 классе 45
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Библиографический список

Литературная сказка пришла в русскую литературу в 60-х годах XVIII века. Становление литературной сказки происходило, развиваясь вслед за западноевропейской литературой, и потому начиналось с подражаний и перелицовок. Становление литературной сказки как жанра в России связано с именем А. С. Пушкина, который «ввёл сказку в литературу на правах полноправной хозяйки».
В послепушкинский период развитие литературной сказки, по мнению Т. Г. Леоновой [27, с. 24], состоит из двух тенденций: создание сказок в народном и в пародийно-фольклорном стиле. Первая, с точки зрения исследователя, отражена в творчестве В. А. Жуковского и П. П. Ершова. «Сказки-пародии» представлены в творчестве Н. М. Языкова, П. А. Катенина и Н. А. Некрасова. 1870-80-е годы намечается новый период высокого подъёма сказки: появляются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого. Жанр познавательно-дидактической сказки для детей, традиции которой определены В. Ф. Одоевским («Городок в табакерке»), используют Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина - постоянная, наполненная сарказмом и проникновенным лиризмом беседа с читателем, честная и доверительная, остроумная и мудрая, создавались в расчёте на массового читателя. Весь могучий арсенал сатирических приёмов М. Е. Салтыкова-Щедрина остается актуален в современном литературоведении.
Особое внимание работе со сказками уделял В. А. Сухомлинский. Он подчёркивал, что «сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании...» [21, с. 24]. В этой связи сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина располагают особым потенциалом, и в поиске наиболее эффективных приемов постижения учащимися их особенностей мы видим актуальность выпускной квалификационной работы.
В примерной основной программе по литературе в рамках ФГОС основного общего образования одной из компетенций указано умение «воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощённый в нём авторский замысел» [18]. Таким образом, изучение сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в школе поможет развить образное отражение мира, которое даст возможность обучающемуся приобрести особый набор качеств восприятия: творческое воображение, чувство образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимание внутренних психологических мотивов поведения литературных героев.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является процесс изучения сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в школе. Предметом - способы раскрытия идейного своеобразия щедринской сказки в 10 классе.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основании теоретического анализа и практического исследования выявить специфику изучения сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач в ходе исследования:
1) определить природу комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина;
2) рассмотреть идейно-художественное своеобразие цикла сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, основные подходы к классификации сказок;
3) выявить место сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном литературном образовании;
4) предложить методику изучения сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в 10 классе.
Методы исследования, используемые в процессе выполнения выпускной квалификационной работы: анализ литературоведческих, методических и психолого-педагогических трудов по проблеме исследования, педагогического опыта, периодических изданий; герменевтический метод направлен на выявление аксиологических аспектов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина; синтез был использован при определении целостности, а также выявлении периферии, сквозных тем и образов для объединения сказок в единый цикл; структурный метод использован при работе с классификацией, определением места сказок в цикле.
Теоретической базой послужили труды таких ученых-литературоведов, как А. П. Ауэра, В. И. Базановой, А. С. Бушмина, М. С. Горячкиной, С. А. Макашина, М. И. Назаренко и др.; ученых-методистов: В. Я. Коровиной, В. Г. Маранцмана, В. Ф. Чертова, Г. И. Беленького, Г. С. Меркина, анализ программ и учебников для общеобразовательных учреждений по курсу литературы которых был проведён в ходе исследования, а также Д. В. Панченко, Г. В. Пранцовой, Л. Н. Савиной и др..
Теоретическая значимость работы определяется тем, что систематизированы основные подходы к классификации сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина и разработан урок литературы в 10 классе.
Практическая значимость ВКР заключается в том, что предложена методика изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина в 10 классе.
Апробация исследования. Промежуточные результаты выпускной квалификационной работы были апробированы на VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Буслаевские чтения»- 2020 (ФГБОУ ВО «ПГУ») в виде доклада «Аксиологическая проблематика в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина».
По теме научного исследования опубликована статья: Нилова В. А. Аксиологическая проблематика в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина // Буслаевские чтения: сб. науч. ст. по материалам VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Пенза, 20 апреля 2020 г.) / под общ. ред. Л.П. Перепелкиной. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. - С. 41-45.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 59 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате работы по изучению специфики сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина мы пришли к следующим выводам:
1) природа комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина состоит в несоответствии идеала и реальности, желаемого и действительного. В «Сказках для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин показывает, насколько духовно скудной и порочной оказывается человеческая жизнь, утратившая высшее предназначение. Используя такие приемы создания комического эффекта, как аллегорию, гиперболу и гротеск, писатель поднимает не только конкретно-исторические проблемы последних двух десятилетий девятнадцатого века, но и общечеловеческие, вневременные - проблемы нравственного выбора, смысла жизни, предназначения человека;
2) идейно-художественное своеобразие жанра «сказок для взрослых» заключается в том, что они насыщены аксиологической проблематикой. В основе щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, совести и т.п. в их общечеловеческом смысле. У сатирика толчком к освобождению - или хотя бы осознанию происходящего - становится не смех, а стыд;
3) общепринятой является классификация сказок М. Е. Салтыкова- Щедрина, предпринятая А. С. Бушминым, мы дополнили ее с опорой на исследования таких ученых-литературоведов, как С. А. Макашин и А. П. Ауэр, добавив в нее сказки автобиографические и аксиологические;
4) изучение литературной сказки в современной российской школе представлено в основном обращением к творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. В среднем на работу с произведениями этого автора в различных программах выделяется от трёх до пяти уроков, в ходе которых рассматриваются такие сказки как «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь»; также выяснилось, что ни в одном УМК не предлагаются к изучению сказки аксиологического и автобиографического тематических блоков, что свидетельствует о том, что у обучающихся не складывается полного представления о щедринских сказках, как о цикле (в учебнике по литературе 10 класса под редакцией В. Я. Коровиной упоминается «Рождественская сказка» и говорится, что она содержит христианские мотивы, но эта сказка не предлагается для изучения). Исходя из методических рекомендаций, среди ряда сложных литературоведческих понятий во всех примерных программах рекомендуется обратить особое внимание на гротеск, без знания которого невозможно полностью осмыслить антиномию «комическое-трагическое». Учёные-методисты предлагают ряд методов и приёмов по изучения сказок: слово учителя, беседы с элементами дискуссии, викторина, инсценирование в рамках одного урока нескольких сказок, составление хронологической таблицы или пирамиды признаков сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.. Выбор методов и приёмов деятельности учителя по освоению понятия должен варьироваться в соответствии с этапами работы и включать создание положительной мотивации и эмоционального фона изучения литературных сказок, сочетание письменных и устных видов работы при чтении и анализе текстов;
5) основываясь программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной, опираясь на перечисленные особенности сказок, выделенные методы и приёмы, была разработана методика изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц» в 10 классе.


1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М., 1996. - 99 с.
2. Аверинцев С. С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России // Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М., 1996. - С. 16-25
3. Азбукин В. Н., Коновалов В. Н. Русская литература XIX века: Хрестоматия литературавед. материалов. Кн. для учителя / Под ред. П. А. Николаева. - М.: Просвещение, 1984. - 399 с.
4. Ауэр А. П. Поэтика символических образов М. Е. Салтыкова-Щедрина.
- Саратов, 1988. - 112 с.
5. Ауэр А. П. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы во второй
половине XIX века: Автореф. дис. . .докт. филол. наук. - М., 1995. - 34 с.
6. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.
7. Базанова В. Сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина. - М., 2016. - 347 с.
8. Балыбердин А. Г. Формирование литературоведческих понятий в школе (4-7 классы): учеб.пособие. - Куйбышев, 1981. - 166 с.
9. Беленький Г. И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе (IV-X классы): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
10. Богданова О. Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. - М.: Просвещение, 1980. - 96 с.
11. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О. Ю. Богдановой. - М.: академия, 1999. - 397 с.
12. Бучугина Т. Г. Формирование теоретико-литературных понятий в системе «трех кругов чтения»: народная и литературная сказка в пятом классе: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Самара: СГПУ, 2000. - 21 с.
13. Бушмин А. С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. - М.:
Современник, 1976. - 253 с.
14. Бушмин А. С. Салтыков-Щедрин // История всемирной литературы: в 8 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983-1994. - 848 с.
15. Бушмин А. С. Сказки Салтыкова-Щедрина. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - 232 с.
16. Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII - XIX веков. - М., 1982. - 529 с.
17. Газина М. Е. Салтыков-Щедрин и российские нравы второй половины XIX века: автореф. дис. . канд. филол. наук: 09.00.05. Мордов. гос. ун-т. Саранск, 1998. - 16 с.
18. ГАРАНТ. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования. [Электронный URL:
https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01 d34be16ce9bafc6e0/ (дата
обращения: 22.02.2020).
19. Герцо-Виноградский С. Т. Взгляд на деятельность г. Щедрина // Критика 70-х гг. XIX века / Составление и примеч. С. Ф. Дмитренко. - М.: АСТ, 2002. - 270 с.
20. Головина Т. Н. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.01. - Иванов: гос. ун-т. Иваново, 1998. - 15 с.
21. Горячкина М. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2006. - 240 с.
22. Дановский А. В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях: учеб. пособие. - М.: МПГИ, 1989. - 96 с.
23. Козлов А. С. Мифологическая критика / Краткий словарь литературоведческих терминов зарубежного литературоведения. - СПб., 2016. - С. 238
24. Коровина В. Я. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. - Ч. 2. - М.: Просвещение, 2011. - 384 с.
25. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина. - 20-е изд. - Ч. 1 - М.: Просвещение, 2012. - 320 с.
26. Лахманн Р. Демонтаж красноречия / Пер. с нем. СПб., 2001. - 368 с.
27. Леонова Т. Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке. - Томск: Изд-во Томского университета, 1982. - 195 с.
28. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина; ин-т науч. информ. по обществ. наукам. РАН. - М.: Интелвак, 2003. - 1600 с.
29. Лотман Ю. М., Минц З. Г., Мелетинский Е. М. Литература и мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 томах. - М., 2012. - С. 220-226
30. М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. - М., 1975. 430 с.
31. М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. - М., 2009. - 639 с.
32. М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в 20 томах / Под ред. А. С. Бушмина, В. Я. Кирпотина, С. А. Макашина, Е. И. Покусаева, К. И. Тюнькина. - М.: Художественная литература, 1974. - Т. 16. - Кн. 1. - 528 с.
33. Макашин С. А. Глупов и глуповцы перед судом сатиры («История
одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) / Вершины. / Сост. В. И.
Кулешова. - М., 1983. - С. 68-84.
34. Макашин С. А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860 годов. Биография. - М.: Художественная литература, 1972. - 600 с.
35. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: МПСИ, 2004. - 512 с.
36. Мысляков В. А. Искусство сатирического повествования: Проблема рассказчика у Салтыкова-Щедрина. - Саратов, 2006. - 298 с.
37. Назаренко М. И. Мифопоэтика М. Е. Салтыкова-Щедрина («История
одного города», «Господа Головлевы», «Сказки») [Электронный ресурс] // Г1Ь.ш/Классика:Проект «Собрание классики». 2002. URL:
http://az.lib.rU/s/saltykow_m_e/text_0278.shtml(дата обращения: 25.02.2020).
38. Николаев Д. П. М. Е. Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество: Очерк. - М.: Детская литература, 2015. - 175 с.
39. Нилова В. А. Аксиологическая проблематика в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина // Буслаевские чтения: сб. науч. ст. по материалам VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Пенза, 20 апреля 2020 г.) / под общ. ред. Л.П. Перепелкиной. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. - С. 41-45.
40. Ольминский М. С. Статьи о Салтыкове-Щедрине. - М.: Гослитиздат, 1999. - 210 с.
41. Панченко Д. В. Формирование у учащихся седьмого класса понятия
«гротеск» как средства оценки сатирической колористики сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-uchaschihsya-sedmogo-klassa- ponyatiya-grotesk-kak-sredstva-otsenki-satiricheskoy-koloristiki-skazok-m-e- saltykova-1(дата обращения: 27.03.2020)
42. Покусаев Е. И., Прозоров В. В. М. Е. Салтыков-Щедрин: Биография писателя. - СПб., 2007. - 200 с.
43. Пранцова Г. В. Методика обучения литературе: практикум: учебное пособие / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. - 3-е изд. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 272 с.
44. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования по русскому языку и литературе ФГОС. [Электронный ресурс] URL: http://lershkola-5.ucoz.ru/ycheb_process/pdf2016-2017/primernaja_
programma_ po_russkomu_jazyku_i_literatu.pdf (дата обращения: 23.03.2020).
45. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
46. Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. - М., 2008. - 170 с.
47. Прокофьев Н. И. Формирование понятий по теории литературы в старших классах. - М.: Изд-во АН РСФСР, 1961. - 48 с.
48. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. [Электронный ресурс]
URL: http://drevne-rus-lit.mv.ru/drevne-rus-lit/propp-morfologiya-volshebnoj-
skazki/index.htm (дата обращения: 23.03.2020).
49. Савина Л. Н. Реализация внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе: современная проза и традиции русской классики // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2011. - № 8 (62). - С. 165-169.
50. Сайт учителя. Примерные программы ФГОС [Электронный ресурс] URL: https://sitephilologist.jimdofree.com/фгос-программы/ (дата обращения: 27.02.2020).
51. Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки / Отв. ред. С. А. Макашин. - Л.: Наука, 1988. - 280 с.
52. Трофимов И. Т. М. Е. Салтыков-Щедрин о реализме русской
литературы: пособие для учителя Гос.Учебно-педагогическое изд-во
Министерства просвещения РСФСР. 2005. - 205 с.
53. Турков А. М. Салтыков-Щедрин. - М.: Советская Россия, 1981. - 304 с.
54. Тюнькин К. И. Салтыков-Щедрин. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 455 с.
55. Тюпа В. И. От поэтики к риторике. Нарратология как аналитика повествовательного искусства. - Тверь, 2001. - 58 с.
56. Федотова Е. В. Знакомство с творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина в
современной школе: проблемы и решения. [Электронный ресурс]
URL:http://docs.tverlib.ru/sov_kraevedenie/_layout/ll0000009/files/assets/basic- html/page-319.html(дата обращения: 27.03.2020)
57. Хазагеров Г. Г. Риторика тоталитаризма: становление, расцвет, коллапс (советский опыт). - Ростов н/Д., 2012. - 276 с.
58. Эльсберг Я. Е. Стиль Салтыкова Щедрина. - М.: Политиздат, 1940. - 464 с.
59. Якобсон Р. О. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 110-132.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ