Специфика изучения сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения «щедринских сказок» 6
1.1. Сказки «для детей изрядного возраста» как новый жанр
в русской литературе 6
1.2. Идейно-художественное своеобразие цикла сказок М. Е. Салтыкова-
Щедрина 14
Выводы по I главе 28
Глава 2. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении....30
2.1. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьных программах и учебниках
по литературе 30
2.2. Методика изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный
заяц» в 10 классе 45
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Библиографический список
Глава 1. Теоретические основы изучения «щедринских сказок» 6
1.1. Сказки «для детей изрядного возраста» как новый жанр
в русской литературе 6
1.2. Идейно-художественное своеобразие цикла сказок М. Е. Салтыкова-
Щедрина 14
Выводы по I главе 28
Глава 2. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении....30
2.1. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьных программах и учебниках
по литературе 30
2.2. Методика изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный
заяц» в 10 классе 45
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Библиографический список
Литературная сказка пришла в русскую литературу в 60-х годах XVIII века. Становление литературной сказки происходило, развиваясь вслед за западноевропейской литературой, и потому начиналось с подражаний и перелицовок. Становление литературной сказки как жанра в России связано с именем А. С. Пушкина, который «ввёл сказку в литературу на правах полноправной хозяйки».
В послепушкинский период развитие литературной сказки, по мнению Т. Г. Леоновой [27, с. 24], состоит из двух тенденций: создание сказок в народном и в пародийно-фольклорном стиле. Первая, с точки зрения исследователя, отражена в творчестве В. А. Жуковского и П. П. Ершова. «Сказки-пародии» представлены в творчестве Н. М. Языкова, П. А. Катенина и Н. А. Некрасова. 1870-80-е годы намечается новый период высокого подъёма сказки: появляются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого. Жанр познавательно-дидактической сказки для детей, традиции которой определены В. Ф. Одоевским («Городок в табакерке»), используют Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина - постоянная, наполненная сарказмом и проникновенным лиризмом беседа с читателем, честная и доверительная, остроумная и мудрая, создавались в расчёте на массового читателя. Весь могучий арсенал сатирических приёмов М. Е. Салтыкова-Щедрина остается актуален в современном литературоведении.
Особое внимание работе со сказками уделял В. А. Сухомлинский. Он подчёркивал, что «сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании...» [21, с. 24]. В этой связи сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина располагают особым потенциалом, и в поиске наиболее эффективных приемов постижения учащимися их особенностей мы видим актуальность выпускной квалификационной работы.
В примерной основной программе по литературе в рамках ФГОС основного общего образования одной из компетенций указано умение «воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощённый в нём авторский замысел» [18]. Таким образом, изучение сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в школе поможет развить образное отражение мира, которое даст возможность обучающемуся приобрести особый набор качеств восприятия: творческое воображение, чувство образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимание внутренних психологических мотивов поведения литературных героев.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является процесс изучения сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в школе. Предметом - способы раскрытия идейного своеобразия щедринской сказки в 10 классе.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основании теоретического анализа и практического исследования выявить специфику изучения сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач в ходе исследования:
1) определить природу комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина;
2) рассмотреть идейно-художественное своеобразие цикла сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, основные подходы к классификации сказок;
3) выявить место сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном литературном образовании;
4) предложить методику изучения сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в 10 классе.
Методы исследования, используемые в процессе выполнения выпускной квалификационной работы: анализ литературоведческих, методических и психолого-педагогических трудов по проблеме исследования, педагогического опыта, периодических изданий; герменевтический метод направлен на выявление аксиологических аспектов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина; синтез был использован при определении целостности, а также выявлении периферии, сквозных тем и образов для объединения сказок в единый цикл; структурный метод использован при работе с классификацией, определением места сказок в цикле.
Теоретической базой послужили труды таких ученых-литературоведов, как А. П. Ауэра, В. И. Базановой, А. С. Бушмина, М. С. Горячкиной, С. А. Макашина, М. И. Назаренко и др.; ученых-методистов: В. Я. Коровиной, В. Г. Маранцмана, В. Ф. Чертова, Г. И. Беленького, Г. С. Меркина, анализ программ и учебников для общеобразовательных учреждений по курсу литературы которых был проведён в ходе исследования, а также Д. В. Панченко, Г. В. Пранцовой, Л. Н. Савиной и др..
Теоретическая значимость работы определяется тем, что систематизированы основные подходы к классификации сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина и разработан урок литературы в 10 классе.
Практическая значимость ВКР заключается в том, что предложена методика изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина в 10 классе.
Апробация исследования. Промежуточные результаты выпускной квалификационной работы были апробированы на VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Буслаевские чтения»- 2020 (ФГБОУ ВО «ПГУ») в виде доклада «Аксиологическая проблематика в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина».
По теме научного исследования опубликована статья: Нилова В. А. Аксиологическая проблематика в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина // Буслаевские чтения: сб. науч. ст. по материалам VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Пенза, 20 апреля 2020 г.) / под общ. ред. Л.П. Перепелкиной. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. - С. 41-45.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 59 источников.
В послепушкинский период развитие литературной сказки, по мнению Т. Г. Леоновой [27, с. 24], состоит из двух тенденций: создание сказок в народном и в пародийно-фольклорном стиле. Первая, с точки зрения исследователя, отражена в творчестве В. А. Жуковского и П. П. Ершова. «Сказки-пародии» представлены в творчестве Н. М. Языкова, П. А. Катенина и Н. А. Некрасова. 1870-80-е годы намечается новый период высокого подъёма сказки: появляются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого. Жанр познавательно-дидактической сказки для детей, традиции которой определены В. Ф. Одоевским («Городок в табакерке»), используют Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина - постоянная, наполненная сарказмом и проникновенным лиризмом беседа с читателем, честная и доверительная, остроумная и мудрая, создавались в расчёте на массового читателя. Весь могучий арсенал сатирических приёмов М. Е. Салтыкова-Щедрина остается актуален в современном литературоведении.
Особое внимание работе со сказками уделял В. А. Сухомлинский. Он подчёркивал, что «сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании...» [21, с. 24]. В этой связи сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина располагают особым потенциалом, и в поиске наиболее эффективных приемов постижения учащимися их особенностей мы видим актуальность выпускной квалификационной работы.
В примерной основной программе по литературе в рамках ФГОС основного общего образования одной из компетенций указано умение «воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощённый в нём авторский замысел» [18]. Таким образом, изучение сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в школе поможет развить образное отражение мира, которое даст возможность обучающемуся приобрести особый набор качеств восприятия: творческое воображение, чувство образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимание внутренних психологических мотивов поведения литературных героев.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является процесс изучения сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в школе. Предметом - способы раскрытия идейного своеобразия щедринской сказки в 10 классе.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основании теоретического анализа и практического исследования выявить специфику изучения сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач в ходе исследования:
1) определить природу комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина;
2) рассмотреть идейно-художественное своеобразие цикла сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, основные подходы к классификации сказок;
3) выявить место сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном литературном образовании;
4) предложить методику изучения сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в 10 классе.
Методы исследования, используемые в процессе выполнения выпускной квалификационной работы: анализ литературоведческих, методических и психолого-педагогических трудов по проблеме исследования, педагогического опыта, периодических изданий; герменевтический метод направлен на выявление аксиологических аспектов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина; синтез был использован при определении целостности, а также выявлении периферии, сквозных тем и образов для объединения сказок в единый цикл; структурный метод использован при работе с классификацией, определением места сказок в цикле.
Теоретической базой послужили труды таких ученых-литературоведов, как А. П. Ауэра, В. И. Базановой, А. С. Бушмина, М. С. Горячкиной, С. А. Макашина, М. И. Назаренко и др.; ученых-методистов: В. Я. Коровиной, В. Г. Маранцмана, В. Ф. Чертова, Г. И. Беленького, Г. С. Меркина, анализ программ и учебников для общеобразовательных учреждений по курсу литературы которых был проведён в ходе исследования, а также Д. В. Панченко, Г. В. Пранцовой, Л. Н. Савиной и др..
Теоретическая значимость работы определяется тем, что систематизированы основные подходы к классификации сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина и разработан урок литературы в 10 классе.
Практическая значимость ВКР заключается в том, что предложена методика изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина в 10 классе.
Апробация исследования. Промежуточные результаты выпускной квалификационной работы были апробированы на VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Буслаевские чтения»- 2020 (ФГБОУ ВО «ПГУ») в виде доклада «Аксиологическая проблематика в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина».
По теме научного исследования опубликована статья: Нилова В. А. Аксиологическая проблематика в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина // Буслаевские чтения: сб. науч. ст. по материалам VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Пенза, 20 апреля 2020 г.) / под общ. ред. Л.П. Перепелкиной. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. - С. 41-45.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 59 источников.
В результате работы по изучению специфики сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина мы пришли к следующим выводам:
1) природа комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина состоит в несоответствии идеала и реальности, желаемого и действительного. В «Сказках для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин показывает, насколько духовно скудной и порочной оказывается человеческая жизнь, утратившая высшее предназначение. Используя такие приемы создания комического эффекта, как аллегорию, гиперболу и гротеск, писатель поднимает не только конкретно-исторические проблемы последних двух десятилетий девятнадцатого века, но и общечеловеческие, вневременные - проблемы нравственного выбора, смысла жизни, предназначения человека;
2) идейно-художественное своеобразие жанра «сказок для взрослых» заключается в том, что они насыщены аксиологической проблематикой. В основе щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, совести и т.п. в их общечеловеческом смысле. У сатирика толчком к освобождению - или хотя бы осознанию происходящего - становится не смех, а стыд;
3) общепринятой является классификация сказок М. Е. Салтыкова- Щедрина, предпринятая А. С. Бушминым, мы дополнили ее с опорой на исследования таких ученых-литературоведов, как С. А. Макашин и А. П. Ауэр, добавив в нее сказки автобиографические и аксиологические;
4) изучение литературной сказки в современной российской школе представлено в основном обращением к творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. В среднем на работу с произведениями этого автора в различных программах выделяется от трёх до пяти уроков, в ходе которых рассматриваются такие сказки как «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь»; также выяснилось, что ни в одном УМК не предлагаются к изучению сказки аксиологического и автобиографического тематических блоков, что свидетельствует о том, что у обучающихся не складывается полного представления о щедринских сказках, как о цикле (в учебнике по литературе 10 класса под редакцией В. Я. Коровиной упоминается «Рождественская сказка» и говорится, что она содержит христианские мотивы, но эта сказка не предлагается для изучения). Исходя из методических рекомендаций, среди ряда сложных литературоведческих понятий во всех примерных программах рекомендуется обратить особое внимание на гротеск, без знания которого невозможно полностью осмыслить антиномию «комическое-трагическое». Учёные-методисты предлагают ряд методов и приёмов по изучения сказок: слово учителя, беседы с элементами дискуссии, викторина, инсценирование в рамках одного урока нескольких сказок, составление хронологической таблицы или пирамиды признаков сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.. Выбор методов и приёмов деятельности учителя по освоению понятия должен варьироваться в соответствии с этапами работы и включать создание положительной мотивации и эмоционального фона изучения литературных сказок, сочетание письменных и устных видов работы при чтении и анализе текстов;
5) основываясь программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной, опираясь на перечисленные особенности сказок, выделенные методы и приёмы, была разработана методика изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц» в 10 классе.
1) природа комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина состоит в несоответствии идеала и реальности, желаемого и действительного. В «Сказках для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин показывает, насколько духовно скудной и порочной оказывается человеческая жизнь, утратившая высшее предназначение. Используя такие приемы создания комического эффекта, как аллегорию, гиперболу и гротеск, писатель поднимает не только конкретно-исторические проблемы последних двух десятилетий девятнадцатого века, но и общечеловеческие, вневременные - проблемы нравственного выбора, смысла жизни, предназначения человека;
2) идейно-художественное своеобразие жанра «сказок для взрослых» заключается в том, что они насыщены аксиологической проблематикой. В основе щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, совести и т.п. в их общечеловеческом смысле. У сатирика толчком к освобождению - или хотя бы осознанию происходящего - становится не смех, а стыд;
3) общепринятой является классификация сказок М. Е. Салтыкова- Щедрина, предпринятая А. С. Бушминым, мы дополнили ее с опорой на исследования таких ученых-литературоведов, как С. А. Макашин и А. П. Ауэр, добавив в нее сказки автобиографические и аксиологические;
4) изучение литературной сказки в современной российской школе представлено в основном обращением к творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. В среднем на работу с произведениями этого автора в различных программах выделяется от трёх до пяти уроков, в ходе которых рассматриваются такие сказки как «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь»; также выяснилось, что ни в одном УМК не предлагаются к изучению сказки аксиологического и автобиографического тематических блоков, что свидетельствует о том, что у обучающихся не складывается полного представления о щедринских сказках, как о цикле (в учебнике по литературе 10 класса под редакцией В. Я. Коровиной упоминается «Рождественская сказка» и говорится, что она содержит христианские мотивы, но эта сказка не предлагается для изучения). Исходя из методических рекомендаций, среди ряда сложных литературоведческих понятий во всех примерных программах рекомендуется обратить особое внимание на гротеск, без знания которого невозможно полностью осмыслить антиномию «комическое-трагическое». Учёные-методисты предлагают ряд методов и приёмов по изучения сказок: слово учителя, беседы с элементами дискуссии, викторина, инсценирование в рамках одного урока нескольких сказок, составление хронологической таблицы или пирамиды признаков сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.. Выбор методов и приёмов деятельности учителя по освоению понятия должен варьироваться в соответствии с этапами работы и включать создание положительной мотивации и эмоционального фона изучения литературных сказок, сочетание письменных и устных видов работы при чтении и анализе текстов;
5) основываясь программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной, опираясь на перечисленные особенности сказок, выделенные методы и приёмы, была разработана методика изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц» в 10 классе.
Подобные работы
- Ономастикой сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - ПОЭТИКА ПРОЗАИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ ИЛЬИ ИЛЬФА И
ЕВГЕНИЯ ПЕТРОВА
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - СЕМАНТИЧЕСКИЕ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВА «ТАК» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Своеобразие жанра памфлета в книге «Война» И. Эренбурга: материалы к элективному курсу
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



