Изучение феномена лидера в студенческой среде
|
Введение 3
Глава I . Феномен «лидерства» в научной литературе 6
1.1. Понятие лидера в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности студенческого коллектива 16
1.3. Лидерство в студенческих группах 22
Глава II. Исследование феномена группового лидера в студенческой среде 35
2.1. Проведение эмпирического исследовании 35
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3 Рекомендации по формированию лидерских качеств y студентов 425
Заключение 49
Список литературы 51
Глава I . Феномен «лидерства» в научной литературе 6
1.1. Понятие лидера в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности студенческого коллектива 16
1.3. Лидерство в студенческих группах 22
Глава II. Исследование феномена группового лидера в студенческой среде 35
2.1. Проведение эмпирического исследовании 35
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3 Рекомендации по формированию лидерских качеств y студентов 425
Заключение 49
Список литературы 51
Актуальность исследования.Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
При формировании студенческого движения, как и любого движения социальных групп, выдвигается лидер. Ему присущи черты и социального лидера, и политического. Он выступает как:
- объединитель студентов,
- защитник их интересов,
- инициатор обновления жизни,
- организатор их деятельности.
Выступая как объединитель студентов, лидер согласовывает различные интересы, объединяет их вокруг сформулированных им общих целей и ценностей, создает в группе дух взаимной доброжелательности, солидарности и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между студентами и администрацией ВУЗа, исполнительной и законодательной властью, органами местного самоуправления.
Выступая как защитник интересов студентов, лидер отстаивает, прежде всего, их социальные права, обобщает, выражает и доводит до сведения органов власти их требования, предлагает пути решения проблем, контролирует ход выполнения принятых решений и соблюдение законности, порядка и демократических принципов. Тем самым он служит гарантом справедливости, обеспечения прав и свобод личности и защиты студентов от произвола бюрократии и беззакония.
Выступая как инициатор обновления жизни, лидер должен своевременно замечать ростки нового, прогрессивного и выступать инициатором обновления и развития общественной жизни.
Выступая как организатор, лидер организует действия людей в своей социальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональное самоуправление. Находя и принимая оптимальные решения, он берет ответственность за их реализацию на себя и мобилизует людей на осуществление намеченных целей. Именно этому и посвящена данная работа.
После анализа заданной темы работы определены: предмет, объект и цель исследования.
Объект исследования феномена лидерства.
Предмет исследования проявлении! лидерских качеств у студентов.
Цель работы - изучение феномена лидерства студентов на примере Кызылского педагогического института.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- изучение отечественной и западной литературы, касающейся феномена лидерства;
- выявить особенности студенческого коллектива;
- проведение эмпирического исследования.
Методы исследования: 1. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы.
Эмпирический метод: 1) тест-опросник Е. Жарикова «Лидер или администратор» ;2. модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; З. опросника «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС)4. тест на оценку самоконтроля в общении М. Скайдера.
Гипотеза: лидерские качества более развиты у студентов-очников, чем у заочников, а именно им свойственно проявлять такие качества лидера как волевые, оптимистичность, инициативность.
Степень изученности: Проблема лидерства изучена многими учеными, как зарубежными, так и отечественными, среди них можно выделить следующих Е.В. Кудряшова, М.Ю. Ананченко, E.JI. Гуничева, И.В. Котляров, которые особое внимание уделяли изучению феномена лидерства в студенческой среде.
База исследования: Кызылский педагогический институт.
При формировании студенческого движения, как и любого движения социальных групп, выдвигается лидер. Ему присущи черты и социального лидера, и политического. Он выступает как:
- объединитель студентов,
- защитник их интересов,
- инициатор обновления жизни,
- организатор их деятельности.
Выступая как объединитель студентов, лидер согласовывает различные интересы, объединяет их вокруг сформулированных им общих целей и ценностей, создает в группе дух взаимной доброжелательности, солидарности и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между студентами и администрацией ВУЗа, исполнительной и законодательной властью, органами местного самоуправления.
Выступая как защитник интересов студентов, лидер отстаивает, прежде всего, их социальные права, обобщает, выражает и доводит до сведения органов власти их требования, предлагает пути решения проблем, контролирует ход выполнения принятых решений и соблюдение законности, порядка и демократических принципов. Тем самым он служит гарантом справедливости, обеспечения прав и свобод личности и защиты студентов от произвола бюрократии и беззакония.
Выступая как инициатор обновления жизни, лидер должен своевременно замечать ростки нового, прогрессивного и выступать инициатором обновления и развития общественной жизни.
Выступая как организатор, лидер организует действия людей в своей социальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональное самоуправление. Находя и принимая оптимальные решения, он берет ответственность за их реализацию на себя и мобилизует людей на осуществление намеченных целей. Именно этому и посвящена данная работа.
После анализа заданной темы работы определены: предмет, объект и цель исследования.
Объект исследования феномена лидерства.
Предмет исследования проявлении! лидерских качеств у студентов.
Цель работы - изучение феномена лидерства студентов на примере Кызылского педагогического института.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- изучение отечественной и западной литературы, касающейся феномена лидерства;
- выявить особенности студенческого коллектива;
- проведение эмпирического исследования.
Методы исследования: 1. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы.
Эмпирический метод: 1) тест-опросник Е. Жарикова «Лидер или администратор» ;2. модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; З. опросника «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС)4. тест на оценку самоконтроля в общении М. Скайдера.
Гипотеза: лидерские качества более развиты у студентов-очников, чем у заочников, а именно им свойственно проявлять такие качества лидера как волевые, оптимистичность, инициативность.
Степень изученности: Проблема лидерства изучена многими учеными, как зарубежными, так и отечественными, среди них можно выделить следующих Е.В. Кудряшова, М.Ю. Ананченко, E.JI. Гуничева, И.В. Котляров, которые особое внимание уделяли изучению феномена лидерства в студенческой среде.
База исследования: Кызылский педагогический институт.
Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента, на формирование лидера. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. При формировании студенческого движения, как и любого движения социальных групп, выдвигается лидер. Именно ему, изучению его проблем была посвящена данная работа.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- изучение отечественной и западной литературы, касающейся феномена лидерства;
- выявить особенности студенческого коллектива;
- проведение эмпирического исследования.
За лидером готовы идти люди. Это человек, который не просто задает направление, в котором необходимо следовать, но и сам идет в этом направлении. Он не просто командует, но и сам выполняет свои же приказы. Да, он является предводителем, но в то же самое время, он не брезгует общаться со своими подчиненными. На нем лежит вся ответственность за проделанную работу всеми его подопечными, понимая, что любая ошибка является его недосмотром. Таков он лидер. Поэтому за ним хотят идти люди.
В тоже время, было выявлено, что среди студентов очной и заочной форм обучения 2 и 3 курсов направления подготовки Психолого-педагогическое образование и Начальное образование, есть следующий процент лидерства: НПО ЗФО - 0%, НО ОФО- 10%. При этом, было важно выявить, какие ценности присущи студентам и студентам лидерам. В результате показатель следующий: у студентов-лидеров были выявлены терминальные ценности - самореализации, саморазвития, материально-обеспеченная жизнь. Инструментальные ценности - эффективность в делах, образованность, воспитанность.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- изучение отечественной и западной литературы, касающейся феномена лидерства;
- выявить особенности студенческого коллектива;
- проведение эмпирического исследования.
За лидером готовы идти люди. Это человек, который не просто задает направление, в котором необходимо следовать, но и сам идет в этом направлении. Он не просто командует, но и сам выполняет свои же приказы. Да, он является предводителем, но в то же самое время, он не брезгует общаться со своими подчиненными. На нем лежит вся ответственность за проделанную работу всеми его подопечными, понимая, что любая ошибка является его недосмотром. Таков он лидер. Поэтому за ним хотят идти люди.
В тоже время, было выявлено, что среди студентов очной и заочной форм обучения 2 и 3 курсов направления подготовки Психолого-педагогическое образование и Начальное образование, есть следующий процент лидерства: НПО ЗФО - 0%, НО ОФО- 10%. При этом, было важно выявить, какие ценности присущи студентам и студентам лидерам. В результате показатель следующий: у студентов-лидеров были выявлены терминальные ценности - самореализации, саморазвития, материально-обеспеченная жизнь. Инструментальные ценности - эффективность в делах, образованность, воспитанность.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА И РАДИКАЛИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Экстремизм в студенческой среде (на примере НИУ «БелГУ»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Функции профсоюзных студенческих организаций в реализации молодежной политики
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Сильное государство в политических представлениях студенческой молодежи Екатеринбурга
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ДИСКРЕДИТАЦИЯ И ЗАЩИТА РЕПУТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В
СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА: МЕТОДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материалах Самарской и Саратовской областей)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Образ лидера зарубежного государства в американских средствах массовой информации: на примере Президента Российской Федерации В.В. Путина
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ
ТЬЮТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ
ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018



