Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение феномена лидера в студенческой среде

Работа №15984

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1011
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Феномен «лидерства» в научной литературе 6
1.1. Понятие лидера в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности студенческого коллектива 16
1.3. Лидерство в студенческих группах 22
Глава II. Исследование феномена группового лидера в студенческой среде 35
2.1. Проведение эмпирического исследовании 35
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3 Рекомендации по формированию лидерских качеств y студентов 425
Заключение 49
Список литературы 51



Актуальность исследования.Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
При формировании студенческого движения, как и любого движения социальных групп, выдвигается лидер. Ему присущи черты и социального лидера, и политического. Он выступает как:
- объединитель студентов,
- защитник их интересов,
- инициатор обновления жизни,
- организатор их деятельности.
Выступая как объединитель студентов, лидер согласовывает различные интересы, объединяет их вокруг сформулированных им общих целей и ценностей, создает в группе дух взаимной доброжелательности, солидарности и сотрудничества, поддерживает непосредственную связь между студентами и администрацией ВУЗа, исполнительной и законодательной властью, органами местного самоуправления.
Выступая как защитник интересов студентов, лидер отстаивает, прежде всего, их социальные права, обобщает, выражает и доводит до сведения органов власти их требования, предлагает пути решения проблем, контролирует ход выполнения принятых решений и соблюдение законности, порядка и демократических принципов. Тем самым он служит гарантом справедливости, обеспечения прав и свобод личности и защиты студентов от произвола бюрократии и беззакония.
Выступая как инициатор обновления жизни, лидер должен своевременно замечать ростки нового, прогрессивного и выступать инициатором обновления и развития общественной жизни.
Выступая как организатор, лидер организует действия людей в своей социальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональное самоуправление. Находя и принимая оптимальные решения, он берет ответственность за их реализацию на себя и мобилизует людей на осуществление намеченных целей. Именно этому и посвящена данная работа.
После анализа заданной темы работы определены: предмет, объект и цель исследования.
Объект исследования феномена лидерства.
Предмет исследования проявлении! лидерских качеств у студентов.
Цель работы - изучение феномена лидерства студентов на примере Кызылского педагогического института.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- изучение отечественной и западной литературы, касающейся феномена лидерства;
- выявить особенности студенческого коллектива;
- проведение эмпирического исследования.
Методы исследования: 1. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы.
Эмпирический метод: 1) тест-опросник Е. Жарикова «Лидер или администратор» ;2. модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; З. опросника «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС)4. тест на оценку самоконтроля в общении М. Скайдера.
Гипотеза: лидерские качества более развиты у студентов-очников, чем у заочников, а именно им свойственно проявлять такие качества лидера как волевые, оптимистичность, инициативность.
Степень изученности: Проблема лидерства изучена многими учеными, как зарубежными, так и отечественными, среди них можно выделить следующих Е.В. Кудряшова, М.Ю. Ананченко, E.JI. Гуничева, И.В. Котляров, которые особое внимание уделяли изучению феномена лидерства в студенческой среде.
База исследования: Кызылский педагогический институт.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента, на формирование лидера. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. При формировании студенческого движения, как и любого движения социальных групп, выдвигается лидер. Именно ему, изучению его проблем была посвящена данная работа.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- изучение отечественной и западной литературы, касающейся феномена лидерства;
- выявить особенности студенческого коллектива;
- проведение эмпирического исследования.
За лидером готовы идти люди. Это человек, который не просто задает направление, в котором необходимо следовать, но и сам идет в этом направлении. Он не просто командует, но и сам выполняет свои же приказы. Да, он является предводителем, но в то же самое время, он не брезгует общаться со своими подчиненными. На нем лежит вся ответственность за проделанную работу всеми его подопечными, понимая, что любая ошибка является его недосмотром. Таков он лидер. Поэтому за ним хотят идти люди.
В тоже время, было выявлено, что среди студентов очной и заочной форм обучения 2 и 3 курсов направления подготовки Психолого-педагогическое образование и Начальное образование, есть следующий процент лидерства: НПО ЗФО - 0%, НО ОФО- 10%. При этом, было важно выявить, какие ценности присущи студентам и студентам лидерам. В результате показатель следующий: у студентов-лидеров были выявлены терминальные ценности - самореализации, саморазвития, материально-обеспеченная жизнь. Инструментальные ценности - эффективность в делах, образованность, воспитанность.



1. Алыпова И.А. Взаимосвязь лидерского потенциала и самоактуализации взрослых людей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Выпуск 3. С. 35 - 39.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. 384 с.
3. Анисимов О.С. Креативная акмеология. М.: Изд-во РАГС, 2007. 276 с.
4. Антонов В.Г., Серебрякова Г.В. Лидерство: типы и стили // Маркетинг,
2013. №5((^^). С. 100- 125.
5. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах - Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. 197 с.
6. Бендас Т.В. Методика выявления лидеров группы // Вестник практической психологии образования. 2008. № 4(17). С. 113 - 117.
7. Блейк P.P., Моутон Д. Научные методы управления. Киев, 1990.
8. Валеева А.Ф., Илларионов М.Г. Студенческое лидерство как фактор профессионального мастерства и карьерного роста / [электронный ресурс] http://kpfu.ru/staff_files/F90047052/STATjJa_YALJeJeYQIILLARIQNQYA.
pdf (дата обращения 23.02.2016).
9. Васильев В.К. Потенциал лидерства. - М.: Проспект, 1999.
10. Гайдар К.М. Особенности студенческой группы как субъекта самовосприятия // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. №4(20).
11. Громыко Ю.В. Политическая антропология: руководство для управленцев и педагогов - Москва: НИИ инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский ин-т, 2012. 527 с.
12. Гуничева E.JI. Формирование лидерского потенциала студенческого актива // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 53. том 22. 2007.
13. Деркач А.А. Социальная психология М.: Академия, 2001. 600 с.
14. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. АкмеологияСПб.: Питер, 2003. 256 с.
15. Дроздова Е.В. Социально-психологические особенности значимых других, оказывающих влияние на самооценку внешнего облика членов студенческих групп // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. №10/2. С. 15 - 19
16. Дроздова П.П. Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения. Дис. канд. психол. наук: 19.00.05. Ростов-на-Дону, 2003. 169 с.
17. Дроздова П.П., Капитанова Е.В. Социально-психологические факторы статуса личности в студенческой группе // Инженерный вестник Дона.2014. №4-1. ТомЗЕ
18. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза - Красноярск, СибГТУ, 2006. 154 с.
19. Евтихов О.В. Компоненты лидерского потенциала организационного лидера // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №4(51). С. 3-^.
20. Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: монография. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. 288 с.
21. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. 238 с.
22. Евтихов О.В. Структурная модель лидерских качеств организационного лидера // Вестник высшей школы, 2011. №5. С. 41 - 49.
23. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: монография СПб.: Речь, 2007. 256 с.
24. Емельянова М.Н. Развитие лидерского потенциала детей в процессе исследовательской деятельности, дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2001.
25. Ефимчук О.С. Лидерский потенциал как особое качество современного специалиста // Ученые записки Орловского государственного университета, 2012. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Выпуск №1.
26. Жданова Н.Е., Кружкова О.В. Психологические компоненты лидерского потенциала студентов в образовательном пространстве высшего учебного заведения // Педагогическое образование в России, 2015. Выпуск № 2. С. 32-37.
27. Занковский А.Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры - автореф. насоиск. учен степени доктора, психол. наук (19.00.03) Москва, 2012. 52 с.
28. Занковский А.Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме: монография М.: Институт психологии РАН. 2011. 296 с.
29. Иванова А.Б. Активизации лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности - автореф. насоиск. учен степени канд. педаг. наук (13.00.08) Челябинск, 2010. 20 с.
30. Иванова В.М. Социально-психологические механизмы формирования корпоративной культуры студентов высшего учебного заведения // Инженерный вестник Дона, 2012, №4
31. Ильин В.А. Психология лидерства М.: Юрайт, 2015. 311 с.
32. Касимова С.Г., Соловьев Р.И. Развитие лидерского потенциала старшеклассников // Концепт. 2014. № 04. С. 1-9.
33. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. М.: ACT, 2010. 448 с.
34. Котляров И.В. Лидерство в историческом нарративе (социологический дискурс) // Социологический альманах. 2015. №6. С. 16 - 43.
35. Котрухова Р.И. Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14(152). Специальный выпуск. С. 54 - 558.
36. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация / Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 140-150.
37. Кудряшова Е.В., Ананченко М.Ю. Ценности лидерства и лидерство ценностей: лидерство как предмет социально-философского анализа: монография - Архангельск: Поморский университет, 2004. 296 с.
38. Маркелова Ю.В. Проблема формирования лидерского потенциала в высшей школе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2012. №6 8^8). С. 80-83.
39. Маркелова Ю.В. Ступени профессионализма лидера студенческой группы в системе высшей школы // Вестник Оренбургского государственного университета 2013. №5(154). С. 68 - 71.
40. Менегетти А. Психология лидера М., 2004. 256 с.
41. Милорадова НТ. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9.
42. Мизде К., Балабанова Н.В. Исследование лидерских компетенций: портрет глобального лидера // Менеджмент в России и за рубежом, 2012. №2. С. 111 - 119.
43. Орел В.Е., Сенин ИТ. Личностный опросник NEO PI-R. Руководство по применению. - Ярославль: НПЦ Психодиагностика, 2006. 34 с.
44. Орел В.Е., Сенин ИТ. Опыт адаптации зарубежного опросника:
организационный и содержательный аспект // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2008. №33 (133). С. 71 77.
45. Парыгин Д.Б. Социальная психология - СПб.:СПбТУП, 2003. 615 с.
46. Практикум по экспериментальной и практической психологии / Л. И. Вансовская, В.К. Еайда, В.К. Еербачевский и др. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1997. 312 с.
47. Примаченко Я.В. Лидерский потенциал как основа профессионального отбора перспективных руководителей РЖД - автореф. насоиск. учен степени канд. психол. наук (19.00.03) Хабаровск, 2010. 23 с.
48. Прутченков А.С. Подготовка лидеров М ., 2009.
49. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
50. Савченко Ю.Ю. Развитие лидерского потенциала организации на основе комплексной оценки профессионально-личностных характеристик руководителей - автореф. насоиск. учен степени канд. эконом, наук (08.00.05) - Барнаул, 2005. 22 с.
51. Селезнева Е.В. Лидерство - М.: Юрайт, 2013. 429 с.
52. Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. - М.: Просвещение, 1980. 191 с.
53. Тайкова Л.В. Лидерство у студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №4 (15). С. 193 - 195.
54. Тайкова Л.В. Формирование лидерских качеств у будущих педагогов дошкольного образования в вузе - дисс. насоиск. учён, степени канд. педаг. наук (13.00.08) - Великий Новгород, 2014. 166 с.
55. Творогова Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. 1981. №4. С. 119-123
56. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: изд-во института психотерапии, 2002. - 339 с.
57. Ходаева Е.П. Психолого-акмеологические условия и факторы раскрытия лидерского потенциала политика: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.
58. Черток Т.В. Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе // Известия
Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. № 2-1. Том 14. С. 188 -182.
59. Шалагинова JI.B. Психология лидерства. СПб.: Речь, 2007. 464 с.
60. Fiedler F.E., Potter Г.Н. Dynamics of Leadership effectiveness // Small group and social interaction. V.I., London, 1983.
61. Greenlctil'R. Servant Leadership. Indianapolis, 1991
62. Hersey P., Blanchard K. So You Want to Know Your Leadership Style? // Training and Development Journal. 1974. February. P. 1- 15.
63. Kuczmarski S., Kuczmarski Th. Values-Based Leadership. Englewood Cliffs, NJ, 1995. P. 185-191.
64. Stogdill R.M. Handbook of Leadership. A Survey of Theory and Research. - New York: The Free Press, 1974/
65. Фетискин Н.П., Козлов B.B., Мануйлов L.M. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. С.316-320.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ