ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
И МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ...5
1.1 Изучение уровня физического развития 5
1.2 Оценка функционального состояния организма 6
1.3 Тестирование уровня физической подготовленности 10
Глава 2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1 Задачи исследования 16
2.2 Методы исследования 16
Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО¬
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 18
3.1 Двигательная активность как системообразующий фактор организации физического воспитания детей дошкольного возраста. 18
3.2 Особенности построения специально организованного обучения 20
3.2.1 Организационно-методические основы проведения гимнастики..20
3.2.2 Организационно-методические основы проведения
физкультурных занятий 21
3.3 Особенности организации совместной деятельности взрослого
и детей 44
3.3.1 Особенности проведения физкультурных минуток и пауз 45
3.3.2 Особенности закаливания дошкольников 47
3.4 Особенности организации свободной самостоятельной деятельности
детей 50
ВЫВОДЫ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Актуальность. Проблема здоровья нации и повышения эффективности физического воспитания подрастающего поколения в современном обществе стоит очень остро.
Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Воспитание у дошкольника осознанного стремления к здоровому образу жизни способствует сохранению здоровья, данного ему природой.
В последнее время появилось много исследований, посвященных физическому воспитанию детей младшего возраста. Решаются проблемы, связанные с укреплением здоровья, повышением иммунитета, физическим совершенствованием [4, 10, 18, 22, 24, 45, 51]. Особую актуальность при-обретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Однако специфика организации физкультурно-оздоровительной работы в детских дошкольных образовательных учреждениях в научно-методической литературе раскрыта довольно противоречиво. Часто высказываются диаметрально противоположные суждения по той или иной проблеме. Требуется обобщение и систематизация достижений ученых и передового опыта практических работников.
Такое положение явилось основанием выбора объекта и предмета исследования, постановки цели бакалаврской работы.
Объект исследования - физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предметом исследования стал процесс организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель работы - исследовать теоретико-методические и практические аспекты организации физкультурно-оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что исследование современных технологий физкультурно-оздоровительной работы позволит конкретизировать эффективные пути повышения результативности физического воспитания детей дошкольного возраста...
1. Важнейшей задачей современного социума является укрепление здоровья нации. Реализация данной проблемы требует совершенствования физического воспитания подрастающего поколения. Это стимулирует процесс непрерывного поиска новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, совершенствования средств, методов и условий гармоничного развития детей в различные возрастные периоды. Ранний детский и дошкольный возраст рассматривается как значимый этап базовой физической подготовки детей.
2. Становление личности, поддержание на должном уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Основными факторами физического совершенствования растущего индивида является развитие центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Происходящие естественные эволюционные изменения создают предпосылки для обогащения двигательного потенциала в каждом возрастном периоде. Для успешной реализации этих предпосылок необходимо создание соответствующих условий физического воспитания ребенка. Вся физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном об¬разовательном учреждении должна быть направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности, обеспечивать нормальный рост, развитие и функционирование детского организма. Основу физического воспитания составляет специально организованная двигательная деятельность, которая должна быть ориентирована на гармоническое развитие личности и предусматривать акцентированное воздействие, как на развитие двигательной функции, так и на развитие интеллектуальных способностей детей.
3. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детских дошкольных образовательных учреждениях должна быть подчинена результативному решению оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, предусматривающих:
подготовленности ребенка,
• всестороннее развитие его физических качеств, совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья, закаливание организма и повышение его устойчивости к заболеваниям;
• системное формирование необходимых двигательных навыков и умений и связанных с ними элементарных знаний в области физической культуры; представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми;
• воспитание самостоятельности, воли, позитивных качеств характера, эмоциональных, эстетических потребностей детей, а также интереса к активной двигательной деятельности, потребнос-ти в здоровом образе жизни;
4. Основными видами физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях являются: специально организованное обучение, совместная деятельность взрослого и детей, свободная самостоятельная деятельность детей. Наиболее значимыми формами физкультурных занятий представляются физкультурные занятия на воздухе и физкультурно-познавательные занятия...
1. Аветисов, Э. С. Физкультура при близорукости. / Э. С. Аветисов, Е. К. Ливадо, Ю. И. Курпан. - М: Сов. спорт, 1993. - 79 с.
2. Адашкявичене, Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду /
Э. Й. Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1992. - 124 с.
3. Анашкина, Л. П. Повышение двигательной активности детей 5-7 лет на прогулке / Л. П. Анашкина, М. А.. Рунова // Дошк. воспитание. - 1987. - № 12. - С. 7-9.
4. Антонов, А. А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. канд. пед. наук / А. А. Антонов. - СПб., 1997. - 24 с.
5. Буцинская, П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. / П. П Буцинская., В. И. Васюкова, Г. П. Лескова. - М.: Просвещение, 1990. - 146 с.
6. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е. Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 132 с.
7. Вильчковский, Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста: 2-е изд., перераб. и доп / Э. С. Вильчковский. - Киев: Здоровье, 1979. - 154 с.
8. Волина, В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Кн. для учителей и родителей / В. Волина. - М.: Знание, 1994. - 127 с.
9. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В. И. Теленчи. - М.: Просвещение, 1987. - 112 с.
10. Глазырина, Л. Д. Научно-методические основы реализации оздоро-вительного, воспитательного и образовательного направлений программы физического воспитания дошкольников: автореф. дисс. д-ра пед. наук / Л. Д. Глазырина. - Минск, 1992. - 24 с.
11. Губа, В. П. Что может ваш ребенок / В. П. Губа. - М.: Сов. спорт, 1991. - 97 с.
12. Деметер, Р. Бегай, ползай, прыгай / Р. Деметер. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 78 с.
13. Демирчоглян, Г. Г. Гимнастика для глаз. / Г. Г. Демирчоглян, В. И. Янкулин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 89 с.
14. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. - М.: Просвещение, 1986. - 125 с.
15. Зациорский, В. М. Основы спортивной метрологии / В. М.
Зациорский. - М., 1979. - 276 с...54