Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Показатели интеллектуального развития студентов с разной учебной мотивацией»

Работа №159752

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Понятие мотива, его структура и связь с потребностями 8
1.2. Мотивация учебной деятельности. Процесс и факторы развития
учебной мотивации студентов вуза 13
1.3. Понятия интеллекта и интеллектуального развития. Различные
подходы к изучению интеллекта 28
Глава 2. Изучение показателей интеллектуального развития студентов с разной учебной мотивацией
2.1. Описание процедуры и методов исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 51
Выводы 64
Заключение 66
Список используемых источников 68
Приложение 73

Сегодня очевидна потребность общества в подготовке личности, способной к адаптации и самоопределению в быстро меняющихся реалиях современного мира. Тенденции социального развития обусловливают обращение к интеллектуальному развитию молодого поколения, определяющему его будущую активную жизнедеятельность и конкурентоспособность на рынке труда.
Интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые её виды. Интеллектуальное развитие является важнейшим компонентом жизнедеятельности человека. Для удовлетворения любой своей потребности человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, запоминать, обдумывать, принимать решения, анализировать, делать выводы и т.п.
К концу школьного обучения завершается формирование когнитивных процессов. Мышление выпускника школы достигает уровня развития взрослого человека. Интеллект, в своем высшем проявлении, становится речевым, а речь интеллектуализированной. Формируется полноценное теоретическое мышление. Приобретают окончательные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающиеся на логику рассуждений и отличающие словесно-логическое, абстрактное мышление от наглядно­действенного и наглядно-образного.
В процессе обучения в вузе идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека. Высокий уровень интеллектуального развития студентов характеризуется переходом познавательной самостоятельности на уровень личности. Обучение в вузе запускает механизмы рефлексивно-смысловой саморегуляции. Уровень саморегуляции процесса познания поднимается до уровня субъекта отношений в познании. Познание приобретает индивидуализированный, творческий характер. Процесс познания превращается в самостоятельную деятельность, которая регулируется познавательными потребностями, предпочтениями, мотивами профессионального выбора и мотивами получения образования.
Термин «мотивация», используемый в широком смысле, применяется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. В этом понятии соединены личностный и деятельностный компоненты, поэтому и сам термин «мотивация» необходимо анализировать как в процессуальном, так и в содержательном аспектах. В первом случае подчеркивается деятельностный компонент мотивации, во втором - личностный.
В психологии известно немало исследований, посвященных изучению профессиональной ориентации, выбору профессии, профессиональной подготовке, профессиональной адаптации. Существенный вклад в это направление психологии должны внести исследования, изучающие мотивационную сферу студентов в ходе их профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.
В период студенчества особенно интенсивно происходит формирование мотивационно-потребностной сферы личности. С момента поступления в вуз молодой человек сталкивается со многими проблемами, связанными с освоением новой социальной роли. Это и адаптация к новой социальной среде, пересмотр представлений о себе, необходимость уточнения текущих и перспективных планов. Большую роль в решении всех этих задач играют учебные мотивы и профессиональные намерения.
Среди мотивов учебной деятельности традиционно выделяют несколько групп, среди которых основными являются социальные мотивы и познавательные.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество все больше нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в том числе мотивационной.
Мотивация учебной деятельности студентов является гарантом формирования познавательной активности, а ее следствием - знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Учебная успешность студентов во много определяется мотивацией учебной деятельности. Среди мотивов учебной деятельности традиционно выделяют несколько групп мотивов, среди которых социальные, познавательные и интерес к содержанию профессии. Эти мотивы по-разному отражаются на результатах учебной деятельности, на процессе профессионального становления. При этом нельзя утверждать, что интерес к содержанию профессии непременно приведет к эффективному формированию профессиональных навыков, а социальные мотивы препятствуют процессу профессионального становления.
Мотивы учебной деятельности студентов чаще исследуются с позиции их влияния на отношение к профессии, удовлетворенности к профессиональному выбору. Гораздо меньше исследований влияния мотивации учебной деятельности на развитие различных сторон личности и интеллектуального развития обучающихся. При этом, интеллектуальное развитие является важнейшим компонентом любой деятельности человека.
В проведенном нами исследовании изучались различия в показателях интеллектуального развития студентов с разной учебной мотивацией.
Полученные диагностические данные свидетельствуют о различиях в показателях интеллектуального развития у студентов с разной учебной мотивацией, которые проявляются в направленности мышления, в уровне развития вербального интеллекта, уровне развития смысловой памяти, а также в таких показателях, коррелирующих с креативностью, как склонность к выбору сложных интеллектуальных задач и склонность к независимости суждений.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в профориентационной работе со старшеклассниками, а также в организации учебного процесса на разных этапах обучения в вузе.


1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Айзенк, Г.Ю. Природа интеллекта битва за разум Текст./ Г. Айзенк, Л. Кэмин - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 2002. - 352 с.
3. Акопов Г.В. Социальная психология образования. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. - 296 с.
4. Алдер Г. Техника развития интеллекта Текст.: - СПб.:Питер,2001.
• 192 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
6. Андерсон Дж. Когнитивная психология Текст .- СПб.:Питер,2002.
• 496 с.
7. Андреева Г.М. Психология социального познания. Текст. М.: Аспект - Пресс, 2000. - 288 с.
8. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С. 149-150.
9. Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория (Мониторинг когнитивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает?) - М.: Педагогический поиск, 2004. - 176 с.
10. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. Избранные психологические труд. / Под ред. A.B. Брушлинского. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. - 688 с.
11. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза / А.Г. Бугрименко // Психология в вузе. - 2006. - № 3. - С. 15-28.
12. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
13. Бутенко И. Что привлекает студентов в учебном процессе? / И. Бутенко // Alma mater. - 2000. - №1. - С. 21-25.
14. Величковский Б.М. Психологические проблемы изучения интеллекта. / Б.М. Величковский, М.С. Капица // Интеллектуальные процессы и их моделирование. - М.: Наука. - С. 120-141.
15. Вербицкий А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А Бакшаева. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 200 с.
... всего 56 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ