Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников

Работа №15973

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2418
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников 6
1.1 Характеристика грамматического строя у/ детей с общим недоразвитием речи 6
1.2 Понятие аграмматической формы дисграфии 13
1.3 Основные принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма 16
1.4 Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников 21
Выводы по первой главе 29
Глава 2 . Экспериментальное исследование по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников 31
2.1 Методы, организация и этапы экспериментального исследования 31
2.2 Содержание методики констатирующего исследования 34
2.3 Определение механизмов и симптоматики aгpaмметочecкoй дисграфии у учащихся младших классов (анализ результатов) 42
Выводы по второй главе 46
Глава 3. Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы 48
3.1 Основные принципы и направления логопедической коррекции
аграмматической дисграфии у младших школьников 48
3.2 Программа, методы и приемы логопедической работы по коррекции
аграмматической дисграфии у младших школьников 50
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 56
Вывод по третьей главе 60
Заключение 61
Список литературы 63



Актуальность исследования. Актуальность данной темы выражается в том, что расстройство письма является более распространенным нарушением речи у младших школьников. Сегодня аспекты симптоматики, механизмов дисграфии, структуры данного нарушения речи, общие методологические подходы и направления, содержание и дифференцированные методы преодоления разных видов дисграфии рассмотрены в работах И.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Е.А. Логиновой, Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, О.А. Токаревой, Н.Н. Яковлевой и т. д.). Вместе с тем, до настоящего момента результативность логопедической работы по преодолению дисграфии недостаточно высока. Как указывает Л.Г. Парамонова, число младших школьников с дисграфией в общеобразовательной школе достигает 30 %.
Расстройства развития письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, нередко вызывают вторичные психические нарушения, дефекты в становлении личности ребенка. Специфическое нарушение письма (дисграфия) приводит к сложностям в усвоении орфографии, в частности при освоении сложнейших орфографических правил.
Кроме того, одной из актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Цель исследования - выявить аграмматическую дисграфию у младших школьников общеобразовательной школы и реализовать работу по ее коррекции.
Объект исследования - особенности аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Предмет исследования - коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования. Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы будет более эффективна при целенаправленной, дифференцированной организации коррекционно-развивающего процесса и соблюдении всех логопедических принципов.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
2. Подобрать методику исследования аграмматической дисграфии у младших школьников.
3. Выявить аграмматическую дисграфию у младших школьников.
4. Разработать и апробировать логопедическую работу по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
5. Оценить эффективность логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и углублении данных об особенностях аграмматической дисграфии у младших школьников, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами общеобразовательных школ в логопедической работе по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» г. Кызыла. В исследовании приняли участие 12 второклассников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу исследования показал, что вопрос о логопедической работе по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников до сих пор остается актуальным.
С целью выявления письменной речи у учащихся младших классов нами проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» г. Кызыла. В исследовании участвовали 12 детей 2 класса в возрасте 8 лет.
На базе осуществленных заданий этого эксперимента мы получили результаты, дающие возможность сделать вывод о том, что учащиеся обладают недостаточным развитием фонематического восприятия, звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, расстройства письма. Эти данные говорят о стойкости имеющихся расстройств письменной речи у младших школьников.
Результаты констатирующего исследования, анализ литературных источников дали возможность разработать и реализовать в формирующем эксперименте логопедическую работу по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
В процессе формирующего эксперимента нами были разработана логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников, которая состояла из следующих направлений:
- различение вербальных единиц (форм слова, структуры предложения в речи);
- автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;
- закрепление верных грамматических форм в письменной речи.
После формирующего эксперимента нами был реализован контрольный эксперимент. Этот эксперимент включал в себя осуществление заданий, аналогичных констатирующему эксперименту. Результаты контрольного этапа исследования сопоставляли с результатами констатирующего эксперимента.
На основе осуществленных заданий контрольного эксперимента, нацеленных на выявление письменной речи у учащихся младших классов, мы обнаружили улучшение количественных и качественных показателей после проведенного формирующего эксперимента: фонематического восприятия, звукопроизношения, языкового анализа, письма, чтения.
Итак, полученные положительные результаты эксперимента в процессе применения разработанной и апробированной методики в логопедической работе по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и позволили реализовать цель исследования: выявить аграмматическую дисграфию у младших школьников общеобразовательной школы и реализовать работу по ее коррекции.



1. Агопян Э.С. О некоторых видах логопедической работы при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников / Э.С. Агопян // Практическая психология и логопедия. - 2014. - № 1. - С. 49-51.
2. Амонашвили, Ш.А. Механизм письменной речи и методика обучения письму / Ш.А. Амонашвили // Научное творчество Л. С. Выготского и современной психологии. - М. : Просвещение, 2008. - 234 с.
3. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям / М.М. Безруких - М.: Просвещение, 2013. - 234 с.
4. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций / Г.М. Вартапетова. - М. : Владос, 2012. - 242 с.
5. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня / О.М. Вершина // Логопед. - 2014. - № 1. - С.34- 40.
6. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Визель. - М.: Астрель, 2010. - 127 с.
7. Горюнова Т.П. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития / Т.П. Горюнова, В.С. Минашина, Н.И. Сереброва // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2012. - 231 с.
8. Грибова О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи / О.Е. Грибова. - М.: Эксмо, 2013. - 356 с.
9. Грушевская М.С. Нарушения письма у младших школьников / М.С. Грушевская // Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 12-19.
10. Гуадзе Т.В. Приемы работы с ребенком- страдающим дисграфией, на пропедевтическом этапе логопедической работы / Т.В. Гуадзе // Школьный логопед. - 2010. - № 2. - С.25-32.
11. Елецкая О.В . Логопедическая- помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - СПб.: Издательство «Речь», 20012. - 180 с.
12. Ефименкова ЛИ . Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 335 с.
13. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 2011. - 234 с.
14. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) / Г.И. Жаренкова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи: сб. науч. работ. - М.: Просвещение, 2011. - С.103-111.
15. Жукова Н.С . Учимся писать без ошибок - Н.С . Жукова - М: : ЭКСИМО - Пресс, 2011. - 80 с.
16. Завдщнко Н.Н . Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции / Н.Н. Заваденко. - М. : Соверо-пресс, 2013. - 63 с.
17. Зикеев А.Г . Развитие речи учащихся специ^тьных образовательных учреждений / А.Г Зикеев. - М.: Академия, 2010. - 200 с.
18. Пвановскш- О.Г . Дисграфия и дизорфография . изучение, методика, сказки / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева, С.Ф. Савченко. - СПб.: КАРО, 2010. - 544 с.
19. Пншакова О.Б . Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О.Б. Иншакова. - СПб.: Акцидент, 2011. - 134 с.
20. Кирина Т.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей / Т.А. Кирина. - М.: Просвещение, 2013. - С. 213-228.
21. Климов Г.А. Дислексия и дисграфия у детей / Г.А. Климов. - СПб.: Акцидент, 2015. - 275 с.
22. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие / О.М. Коваленко. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. - 157 с.
23. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - М.: Просвещение, 2010. - 252 с.
24. Лалаева Р.И. Дисграфия / Р.И. Лалаева // Хрестоматия по логопедии. - М. : ВЛАДОС, 1997. - С.120-128.
25. Лалаева Р.И. Нарушение и письма у младших
школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс, 2010. - 246 с.
26. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2012. - 254 с.
27. Логинова Е.А. Нарушения иЕ^^маЕи: учебное пособие / Е.А. Логинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 208 с.
28. Лукашенко М.Л . Дисграфия : исправление ошибок при письме / М.Л. Лукашенко, Н.Г. Свободина. - М. : Эксмо, 2014. - 126 с.
29. Ляпидевский С.С. Дисграфии у детей и их патофизиологический анализ / С.С. Ляпидевский // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - Вып. - № 3. - М.: Учпедгиз, 2013. - С.57-62.
30. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Микляева // Дефектология. - 2011. - № 2. - С.23¬29.
31. Никашина Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников / Н.А. Никашина. - М.: Владос, 2014. - 265 с.
32. Никашина Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи / Н.А. Никашина // Научная сессия по вопросам дефектологии, 4-ая: тез. доте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 164¬166.
33. Новикова М.Л. Нарушения письменной речи учащихся начальной школы / М.Л. Новикова // Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 16-19.
34. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонениями в развитии. Тетрадь № 4 / Е.В. Мазанова. - М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2014. - 40 с.
35. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления / Г.Г. Мисаренко // Логопед. - 2012. - №4. - С. 13--25.
36. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 128 с.
37. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 256 с.
38. Сиротюк М.В. Смешанная дисграфия — миф или реальность? / М.В. Сиротюк / Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 26-30
39. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
40. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма / Л.Ф. Спирова // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2015. - С.33-45.
41. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О.А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 2012. - С.190-212.
42. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы / И.Е. Токарь. - М.: Просвещение, 2015. - 80 с.
43. Туманова Т.В. К проблеме преодоления нарушений письма у школьников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. - М.: Изд-во МСГИ, 2010. - С. 263¬269.
44. Фомичева, М.Ф. К вопросу о дисграфиях у детей / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2010. - С. 254-259.
45. Хватцев М.Е. Аграмматизм / М.Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 / Под ред. Л. С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 656 с.
46. Цветкова Л.С. Диагностика и коррекция нарушений письменной речи у детей: методическое пособие для логопедов / Л.С Цветкова. - М.: Просвещение, 2011. - 211с.
47. Шурыгина И.А. Коррекция нарушений письмаа у учащихся младших классов с недоразвитием произвольной психической деятельности в общеобразовательной школе / И.А. Шурыгина. - СПб. : Акцидент, 2013. - 205 с.
48. Юрова Е.В. Коррекция письменной речи / Е.В. Юрова. - М. : Просвещение, 2011. - 265 с.
49. Яковлев С.Б . К вопросу об аграмматизмах на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи / С.Б. Яковлев // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - СПб. : Акцидент, 2012. - С.66-74.
50. Яковлев С.Б . Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у yчащиxся школя для дстйй с тяжёлыми нарушениями речи / С.Б. Яковлев. - СПб. : Акцидент, 2014. - 226 с.
51. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста / Е.А. Яструбинская // Логопедия. - 2014. - № 2. - С.60-70.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ