Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников
|
Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников 6
1.1 Характеристика грамматического строя у/ детей с общим недоразвитием речи 6
1.2 Понятие аграмматической формы дисграфии 13
1.3 Основные принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма 16
1.4 Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников 21
Выводы по первой главе 29
Глава 2 . Экспериментальное исследование по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников 31
2.1 Методы, организация и этапы экспериментального исследования 31
2.2 Содержание методики констатирующего исследования 34
2.3 Определение механизмов и симптоматики aгpaмметочecкoй дисграфии у учащихся младших классов (анализ результатов) 42
Выводы по второй главе 46
Глава 3. Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы 48
3.1 Основные принципы и направления логопедической коррекции
аграмматической дисграфии у младших школьников 48
3.2 Программа, методы и приемы логопедической работы по коррекции
аграмматической дисграфии у младших школьников 50
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 56
Вывод по третьей главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Глава 1 . Теоретические основы проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников 6
1.1 Характеристика грамматического строя у/ детей с общим недоразвитием речи 6
1.2 Понятие аграмматической формы дисграфии 13
1.3 Основные принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма 16
1.4 Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников 21
Выводы по первой главе 29
Глава 2 . Экспериментальное исследование по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников 31
2.1 Методы, организация и этапы экспериментального исследования 31
2.2 Содержание методики констатирующего исследования 34
2.3 Определение механизмов и симптоматики aгpaмметочecкoй дисграфии у учащихся младших классов (анализ результатов) 42
Выводы по второй главе 46
Глава 3. Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы 48
3.1 Основные принципы и направления логопедической коррекции
аграмматической дисграфии у младших школьников 48
3.2 Программа, методы и приемы логопедической работы по коррекции
аграмматической дисграфии у младших школьников 50
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 56
Вывод по третьей главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Актуальность исследования. Актуальность данной темы выражается в том, что расстройство письма является более распространенным нарушением речи у младших школьников. Сегодня аспекты симптоматики, механизмов дисграфии, структуры данного нарушения речи, общие методологические подходы и направления, содержание и дифференцированные методы преодоления разных видов дисграфии рассмотрены в работах И.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Е.А. Логиновой, Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, О.А. Токаревой, Н.Н. Яковлевой и т. д.). Вместе с тем, до настоящего момента результативность логопедической работы по преодолению дисграфии недостаточно высока. Как указывает Л.Г. Парамонова, число младших школьников с дисграфией в общеобразовательной школе достигает 30 %.
Расстройства развития письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, нередко вызывают вторичные психические нарушения, дефекты в становлении личности ребенка. Специфическое нарушение письма (дисграфия) приводит к сложностям в усвоении орфографии, в частности при освоении сложнейших орфографических правил.
Кроме того, одной из актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Цель исследования - выявить аграмматическую дисграфию у младших школьников общеобразовательной школы и реализовать работу по ее коррекции.
Объект исследования - особенности аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Предмет исследования - коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования. Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы будет более эффективна при целенаправленной, дифференцированной организации коррекционно-развивающего процесса и соблюдении всех логопедических принципов.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
2. Подобрать методику исследования аграмматической дисграфии у младших школьников.
3. Выявить аграмматическую дисграфию у младших школьников.
4. Разработать и апробировать логопедическую работу по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
5. Оценить эффективность логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и углублении данных об особенностях аграмматической дисграфии у младших школьников, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами общеобразовательных школ в логопедической работе по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» г. Кызыла. В исследовании приняли участие 12 второклассников.
Расстройства развития письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, нередко вызывают вторичные психические нарушения, дефекты в становлении личности ребенка. Специфическое нарушение письма (дисграфия) приводит к сложностям в усвоении орфографии, в частности при освоении сложнейших орфографических правил.
Кроме того, одной из актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Цель исследования - выявить аграмматическую дисграфию у младших школьников общеобразовательной школы и реализовать работу по ее коррекции.
Объект исследования - особенности аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Предмет исследования - коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования. Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы будет более эффективна при целенаправленной, дифференцированной организации коррекционно-развивающего процесса и соблюдении всех логопедических принципов.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
2. Подобрать методику исследования аграмматической дисграфии у младших школьников.
3. Выявить аграмматическую дисграфию у младших школьников.
4. Разработать и апробировать логопедическую работу по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
5. Оценить эффективность логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и углублении данных об особенностях аграмматической дисграфии у младших школьников, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами общеобразовательных школ в логопедической работе по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» г. Кызыла. В исследовании приняли участие 12 второклассников.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу исследования показал, что вопрос о логопедической работе по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников до сих пор остается актуальным.
С целью выявления письменной речи у учащихся младших классов нами проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» г. Кызыла. В исследовании участвовали 12 детей 2 класса в возрасте 8 лет.
На базе осуществленных заданий этого эксперимента мы получили результаты, дающие возможность сделать вывод о том, что учащиеся обладают недостаточным развитием фонематического восприятия, звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, расстройства письма. Эти данные говорят о стойкости имеющихся расстройств письменной речи у младших школьников.
Результаты констатирующего исследования, анализ литературных источников дали возможность разработать и реализовать в формирующем эксперименте логопедическую работу по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
В процессе формирующего эксперимента нами были разработана логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников, которая состояла из следующих направлений:
- различение вербальных единиц (форм слова, структуры предложения в речи);
- автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;
- закрепление верных грамматических форм в письменной речи.
После формирующего эксперимента нами был реализован контрольный эксперимент. Этот эксперимент включал в себя осуществление заданий, аналогичных констатирующему эксперименту. Результаты контрольного этапа исследования сопоставляли с результатами констатирующего эксперимента.
На основе осуществленных заданий контрольного эксперимента, нацеленных на выявление письменной речи у учащихся младших классов, мы обнаружили улучшение количественных и качественных показателей после проведенного формирующего эксперимента: фонематического восприятия, звукопроизношения, языкового анализа, письма, чтения.
Итак, полученные положительные результаты эксперимента в процессе применения разработанной и апробированной методики в логопедической работе по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и позволили реализовать цель исследования: выявить аграмматическую дисграфию у младших школьников общеобразовательной школы и реализовать работу по ее коррекции.
С целью выявления письменной речи у учащихся младших классов нами проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» г. Кызыла. В исследовании участвовали 12 детей 2 класса в возрасте 8 лет.
На базе осуществленных заданий этого эксперимента мы получили результаты, дающие возможность сделать вывод о том, что учащиеся обладают недостаточным развитием фонематического восприятия, звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, расстройства письма. Эти данные говорят о стойкости имеющихся расстройств письменной речи у младших школьников.
Результаты констатирующего исследования, анализ литературных источников дали возможность разработать и реализовать в формирующем эксперименте логопедическую работу по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
В процессе формирующего эксперимента нами были разработана логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников, которая состояла из следующих направлений:
- различение вербальных единиц (форм слова, структуры предложения в речи);
- автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;
- закрепление верных грамматических форм в письменной речи.
После формирующего эксперимента нами был реализован контрольный эксперимент. Этот эксперимент включал в себя осуществление заданий, аналогичных констатирующему эксперименту. Результаты контрольного этапа исследования сопоставляли с результатами констатирующего эксперимента.
На основе осуществленных заданий контрольного эксперимента, нацеленных на выявление письменной речи у учащихся младших классов, мы обнаружили улучшение количественных и качественных показателей после проведенного формирующего эксперимента: фонематического восприятия, звукопроизношения, языкового анализа, письма, чтения.
Итак, полученные положительные результаты эксперимента в процессе применения разработанной и апробированной методики в логопедической работе по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и позволили реализовать цель исследования: выявить аграмматическую дисграфию у младших школьников общеобразовательной школы и реализовать работу по ее коррекции.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЯВЛЕНИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Проявления аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022



