Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников

Работа №159727

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2020
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации работы с художественной литературой на уроках истории 12
1.1. Условия и пути включения художественных произведений в урок истории 12
1.2 Классификация художественной литературы 20
1.3 Специфика межпредметной интеграции истории и литературы...25
1.4 Использование потенциала художественной литературы во внеклассной работе 31
1.5 Использование художественной литературы на уроке истории как способа формирования исторического мышления 42
Глава II. Применение результатов исследования в средних образовательных учреждениях на примере темы «Выступление декабристов» в курсе Отечественной истории (9 класс) 49
2.1. Методическое обоснование применения художественной литературы по теме «Выступление декабристов» 49
2.2 Технологическая карта 56
Заключение 79
Список использованной литературы 81
Приложение 86


Актуальность темы. Современная система образования делает акцент на развитии личности, способной применять имеющиеся у нее знания в реальной жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед современной школой и учителями задачу сформировать у обучающихся «универсальные учебные действия», которые обеспечат им умение учиться, а также позволят школьникам самосовершенствоваться и развиваться. УУД могут сформироваться у индивида путем присвоения ему социального опыта. Все действия, совершаемые учеником осознанно, формируют у него определенные знания, умения, навыки.
Современный мир диктует обществу все более быстрый темп жизни. Человеку для того, чтобы реализовать себя в быстро меняющемся мире, необходимо обладать рядом умений: владеть языками, правильно строить свою речь, быстро ориентироваться и находить нужную информацию, излагать свои мысли в письменной и устной форме, быть тактичным и уметь вести дискуссии, высказываться по той или иной проблеме.
В связи с этим перед современной системой образования стоит важная задача: формирование компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах.
Проблему формирования УУД можно успешно решить путем использования художественной литературы в процессе обучении истории. Применение произведений художественной литературы на уроках истории стало необходимым элементом в процессе обучения истории, так как выполняет три важные функции:
1. Создание художественно-исторического образа, представления, явления.
2. Анализ созданного исторического образа.
З. Деятельное введение учащихся в ситуацию взаимодействия и сопереживания историческим личностям в конкретных исторических событиях.
Одним из важнейших требований ФГОС является требование к предметным результатам освоения основной образовательной программы. Перед учителями стоит важнейшая задача - воспитать в школьниках патриотизм, научить их любить свое Отечество и уважать его, знать историю своей страны и родной язык, культуру народов, проживающих на территории нашей страны, ценности многонационального народа. Реализовать данное требование без применения художественной литературы довольно проблематично, поэтому здесь учитель истории должен умело привлекать художественный материал.
Учитель при построении учебного процесса должен использовать возможности других учебных предметов, реализуя при этом межпредметные связи. Сегодня необходимость использования межпредметных связей в процессе обучения истории не вызывает сомнений. Стоит отметить непосредственную связь литературы с историей. Наиболее ценными для учителей истории являются произведения, созданные в эпоху изучаемых событий, так как они отражают конкретные особенности данного исторического периода. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории.
Художественная литература во многом способствует формированию исторического мышления. Именно поэтому вопрос данного исследования можно считать актуальным.
Объект исследования: художественные произведения на уроках истории.
Предмет исследования: формы и методы работы с художественной литературой на уроках истории.
Степень изученности проблемы: данной теме посвящено множество трудов выдающихся методистов. О проблеме использования произведений художественной литературы на уроках истории написано множество статей, различных руководств и хрестоматий для учителя. Существуют также целые труды, которые посвящены этой теме.
Комплекс имеющейся литературы можно разделить на три группы. Первую группу составляют работы методистов дореволюционной школы. Они уделяли большое внимание чтению учениками книг исторического содержания.
Я.Г.Гуревич, создатель первого учебника по методике преподавании истории, определяя содержание школьного курса истории и форму изложения материала, выделил элементарный и систематический курсы. По мнению методиста, в содержании элементарного курса необходимо включать народные предания, песни, саги, мифы, являющиеся свидетельством народного самосознания. Они способны вызвать интерес школьников благодаря воссоздаваемым живым образам, дающим богатый материал для познания.
Методисты В.Токин и В.Желтов в своем труде «Опыт методики элементарного курса русской истории», изданного в 1913 г, отмечали важность исторического чтения. Они утверждали, что именно чтение исторической литературы позволяет сформировать у учеников представление о прошлом в виде «живой картины».
Вторая группа включает труды советских методистов. Советские педагоги понимали важность использования произведений художественной литературы на уроках истории, поэтому данный период отмечен разнообразием работ по этой проблеме.
Одним из первых вопрос об эффективности использования произведений художественной литературы в качестве исторического источника на уроках истории поднял А. В. Предтеченский в своей статье «Художественная литература как исторический источник» в 1964 году. В своем труде методист указывает на познавательную роль художественной литературы. А. В. Предтеченский считает, что, используя художественную литературу в качестве исторического источника, не требуется доказывать реальность фактов. Критерием достоверности, по мнению методиста, является художественная убедительность.
Достаточно полно тема использования художественной литературы в учебном процессе раскрыта в трудах А.А Вагина, в котором представлена методика работы с художественными текстами в процессе обучения истории, предложена достаточно подробная классификация печатных средств обучения.
Труд А.А Вагина содержит примеры произведений, которые учитель может использовать при разработке урока по новой истории.
Использование художественной литературы в процессе обучения истории является актуальной проблемой. В связи с этим в каждом учебнике по методике преподавания истории имеются разделы и пункты, посвященные методике использования художественных произведений в курсе истории. Работа изобилует различными примерами для обеих групп произведений.
Методистами А.И. Назарец, Т.Я. Папенковой, Б.М. Вороновым был составлен труд, предназначенный для учителей истории. Авторы подобрали фрагменты из произведений художественной литературы, освещающие события отечественной истории XIX-XX веков, а также разработали вопросы и задания к отрывкам.
О своем опыте использования художественной литературы в процессе обучения зарубежной истории на уроках в 8-10 классах сообщает Л.М.
Предтеченская. Автор предлагает критерии отбора материала для урока истории. Стоит отметить, особую практическую значимость работы, так как в ней представлены различные варианты заданий и приемов, способствующие развитию логического мышления, организации домашней работы. Л.М.Предтеченская разработала несколько интересных уроков по наиболее трудным темам.
Художественная литература рассматривается многими методистами как исторический источник, из которого можно извлечь достоверные факты. Здесь наиболее ценным для нас является труд И.И. Миронец. В своей работе автор останавливается на проблеме использования произведений художественной литературы, прежде всего, как источника для изучения культурной жизни страны. В работе содержатся рекомендации отбора произведений, в частности, используемые фрагменты должны быть достоверными, реалистичными и высокохудожественными.
Важность внеклассного чтения на уроках истории рассматривает в своих трудах И.З. Озерский. В пособии автор рассматривает роль художественной литературы в процессе обучения истории, принципы руководства чтением, приводит методику работы с разными художественными произведениями. Труд содержит методические рекомендации по развитию у обучающихся навыков работы с книгой.
Огромную практическую значимость имеет работа А.В. Шестакова. Труд содержит отрывки из произведений художественной литературы, освещающие события отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века. Тексты в хрестоматии сгруппированы по темам и разделам, а также адаптированы для учащихся с учетом их возрастных особенностей. Автор разработал вопросы и задания для работы с предлагаемыми отрывками. Данная работа является отличным помощником учителю истории при разработке урока по истории России.
С.О. Шмидт указывал на особую значимость художественной литературы как средства формирования исторического представления у школьников, при этом отмечая, что использование отрывков из произведений помогает лучше усвоить особенности исторических процессов.
Третью группу составляют труды современных методистов. Из современных изданий следует выделить работу М.Т. Студеникина, в которой методист рассматривает варианты применения художественной литературы на уроках истории. Автор в своей монографии дает подробную классификацию произведений, приводит отрывки из художественной литературы по некоторым темам и описывает методику работы с ними.
Для успешного включения художественного произведения в урок истории необходимо знать критерии отбора фрагментов. О признаках отбора литературы на урок истории в своих трудах говорят методисты П.И. Паршаченко и Е.С. Сенявская.
Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова в своем труде обращают внимание на приемы развития познавательных возможностей обучающихся, в том числе с использованием художественного произведения.
Значительный вклад в исследования по данной проблеме внесли Дворжанская Е. Персанова Е. М. В своем труде методисты рассмотрели специфику использования художественной литературы в курсе истории Пензенского края.
На современном этапе в связи с принятием новых государственных образовательных стандартов изменилась система образования. В основу обучения положен системно-деятельностный подход, который ставит во главу угла развитие личности ученика на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, социального развития обучающихся. Реализация системно-деятельностного подхода дает учителю возможность разрабатывать задания для уроков, используя потенциал других учебных дисциплин, например, литературы. В связи с этим число работ, посвященных использованию художественной литературы на уроках истории, возросло.
Об использовании художественной литературы как способе формирования универсальных учебных действий пишет О.Н. Шапарина. Она рассматривает художественную литературу как один из инструментов, способствующих формированию познавательного интереса к изучению историю. Автор утверждает, что значительная часть УУД формируется благодаря истории и литературы. По мнению О.Н Шапариной, художественные произведения оказывают влияние на личностное восприятие, способствуют формированию оценочных суждений, своего мнения по тому или иному вопросу.
А.Н.Иоффе в своей статье делает акцент на важности художественной литературы в процессе преподавании истории. Автор раскрывает возможности использования произведений на уроках истории и обществознания, а также приводит список рекомендаций произведений, которые необходимо использовать на уроках.
Об использовании художественной литературы для подготовки к сдаче государственных экзаменов в своей работе пишет Л.В. Бычкова
Автор рассматривает художественную литературу как эффективное средство для развития творческой личности. Л.В. Бычкова отмечает, что проблема формирования исторических представлений у школьников успешно решается, если учитель использует потенциал художественной литературы на своих уроках.
М. В. Кулаченко, М. В. Сорокина в своем труде отмечают важность интегрированных уроков как способа формирования межпредметных связей. По мнению авторов, главной целью интегрированных уроков является формирование у учащихся целостной картины событий прошлого.
Стоит отметить работу В.В. Шогана и Е. В. Сторожаковой «Методика преподавания истории в школе». В данном труде представлена новая классификация, рассмотрены приемы работы с художественной литературой и приведены конкретные примеры произведений по различным темам.
Следует также выделить проблему системного кризиса чтения. В исследованиях PISA, проведенных в 2018 г., основное внимание уделялось читательской грамотности и выявлению тенденций ее развития в мире за последние годы. По результатам исследования Российская Федерация оказалась на 31 месте. Исследования показали, что школьники, утратившие в последние десятилетия интерес к чтению, разучились воспринимать текст. Поэтому проблема использования художественной литературы на уроках истории является актуальной.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, количество статей в научно-методических изданиях, посвященных некоторым аспектам применения художественной литературы в преподавании истории, свидетельствует о росте интереса учителей к данной теме. Во-вторых, ощущается отсутствие четко выработанных алгоритмов использования художественных произведений в рамках таких занятий, описания методических условий успешной работы с памятниками эпохи на уроках различной формы.
Целью работы является теоретическое обоснование методики использования художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников.
Реализации данной цели способствуют следующие задачи:
1 . Проанализировать условия и пути включения произведений художественной литературы в урок истории;
2. Представить классификацию художественной литературы.
3. Изучить специфику межпредметной интеграции истории и литературы.
4. Рассмотреть возможности использования произведений художественной литературы во внеклассной работе в школе.
5. Рассмотреть возможности использования художественной литературы на уроках истории как способ формирования исторического мышления.
6. Разработать урок истории по ФГОС с применением художественной литературы при изучении темы 9 класса: «Выступление декабристов»
Источниковая база: при работе над данной темой были использованы, в первую очередь, официальные документы, а именно Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования, историко-культурный стандарт, произведения художественной литературы.
В работе использованы учебные планы, педагогический опыт практикующих учителей истории, материалы периодической печати: «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе».
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: использование произведений художественной литературы на уроках истории в средней школе позволяет получить более высокие результаты обучения, повысить интерес обучающихся к предмету, сформировать историческое представление у школьников.
Методологической основой работы послужили принципы историзма, научности и системный подход. В ходе исследования использовались методы эмпирического исследования: классификация, сравнение; методы теоретического исследования: исторический и логический.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлено влияние художественной литературы на формирование исторических знаний у школьников в процессе обучении истории. Это позволит обогатить педагогическую науку знаниями о предельных возможностях использования художественной литературы в процессе обучения истории.
Практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения истории России. Фактический и теоретический материалы могут быть применены в ходе разработки урока в 9 классе по теме «Выступление декабристов».
Апробация полученных результатов исследования осуществлялась на научной конференции «Лебедевские чтения» в апреле 2020 года, на уроке в 9 «В» классе по теме «Выступление декабристов» МБОУ «Лицей современных технологий управления №2».
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Главной задачей современной системы образования сегодня является формирование компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах. В ходе проведенного исследования выяснилось, что эффективному решению данной задачи способствует использование художественной литературы в процессе обучения истории. По курсам Всеобщей и Отечественной истории литературные произведения привлекаются в качестве выразительного материала на уроке.
Произведения художественной литературы служат для учеников важным ознакомительным источником с историческим прошлым.
В художественных произведениях отражаются политические течения, образы исторических деятелей, культура повседневности различных эпох. Анализ методического наследия показал, что школьной практике учителя истории чаще всего используют художественную литературу создания «живого» образа эпохи.
Требования ФГОС и ИКС обязывают пересмотреть давно сложившиеся стереотипы применения исторической беллетристики на уроках истории, и позволяет учителям по-новому выстраивать учебную ситуацию посредством литературных произведений.
Используя на своих уроках потенциал художественной литературы, учитель формирует у учащихся все виды УУД, что представляет особую важность на современном этапе развития образования.
В ходе исследования были проанализированы условия и пути включения произведений художественной литературы в урок истории. В связи с этим были приведены конкретные примеры использования отрывков произведений на разных этапах урока. Выяснилось, что большего эффекта при формировании исторического мышления можно достичь при помощи исторической беллетристики. Выделим следующие приемы и формы включения художественных произведений в современный урок истории: использование художественных образов с целью яркой, эмоциональной подачи исторического материала; как краткие стихотворные цитаты об исторических личностях, чтение отрывков из произведений художественной и мемуарной литературы для характеристики явлений и событий, исторической эпохи; картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого художественное повествование, объясняющее моральные безнравственное и противоправное поведение.
Современные методисты рассматривают художественную литературу как исторический источник, что определяет применение технологий смыслового чтения и идентичности познавательной роли художественной литературы и исторического источника как такового. Приемы структурного анализа художественного текста предполагают выделение основных вопросов содержания источника, выделение главных мыслей текста, сформировать основных вопросов его содержания. Смысловой исторический анализ художественного текста связан с внутренней критикой источника, с выполнением учениками задания на оценку достоверности приводимых в тексте фактов, на определение соответствия интерпретации автором источника.
Обучающиеся, которые освоили навыки смыслового чтения, получают базу для успешного изучения различных школьных дисциплин. Следует выделить ряд методических условий для результативного использования художественной литературы как исторического источника. Во-первых, это отбор фрагмента литературного произведения. Он должен соответствовать целям и задачам обучения истории; отражать наиболее типичные факты и события эпохи. Также содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было создать учебную ситуацию, посредством постановки познавательных вопросов и заданий; доступен для понимания учащимся по содержанию и объему; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах; оказывать на них определенное эмоциональное воздействие; обладает литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности.
Также, следует отметить перспективность интеграции как способа организации урока истории, что позволяет решать задачи выработать у учащихся специальные умения в ходе проведения интегрированных уроков литературы и истории, в основе которых лежат методы научного исследования общественно-исторических и литературных факторов и закономерностей.
Художественная литература используется и во внеурочной работе по истории в школе. В ходе проведенной работы были определены формы внеклассной работы и приведены примеры использования потенциала художественной литературы во внеурочной деятельности. Наряду с традиционным внеклассным чтением, потенциал художественной литературы может быть использован в организации работы исторического кружка, в историко-биографических экскурсиях, в организации исторических вечеров. Использование художественной литературы позволяет разнообразить формы внеклассной работы, повысить интерес обучающихся и углубить имеющиеся знания по различным темам. Художественная литература делает внеклассную работу познавательной, увлекательной и плодотворной.
По итогу проделанной работы был разработан урок истории по ФГОС с применением художественной литературы в изучении темы класса: «Выступление декабристов» на основе произведений художественной литературы (памятники изучаемой эпохи и историческая беллетристика).
Апробация урока в МБОУ СОШ ЛСТУ № 2 показала, что разработанный урок отвечает требованиям ФГОС. Установлено, что урок по теме «Выступление декабристов» формирует целостную структуру УУД.
Использование художественной литературы позволило углубить материал учебника, раскрыть мотивы деятельности декабристов, создать благоприятную эмоциональную обстановку на уроке, сформировать межпредметные связи.
Исходя из всего вышеперечисленного, следует отметить, что цель бакалаврского исследования выполнена. Поставленные задачи достигнуты.
Таким образом, использование художественной литературы на уроках истории является обязательных элементом в процессе формирования исторических знаний у школьников, так как способствует формированию формирование компетентного выпускника, способного реализовать себя в различных потенциально значимых сферах общества, а значит, отвечает требованиям ФГОС, предъявляемым к современному школьному образованию


1.Андреевская Т. История России к учебнику А.В. Торкуновой. 10 класс. Поурочные рекомендации. (ФГОС). - М.: Просвещение, 2015. - 243 с.
2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №792-р от 15.05.2013г. [Электронный ресурс] - Москва, 2013.- Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15- Г оспрограммаРазвитие_образования_2013-2020.pdf.
4. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс] - Москва, 2013. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/348.
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09¬3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] - Москва, 2015. - Режим доступа: http://www.garant.ru/doc/71187190.
6. Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 года. [Электронный ресурс] - Москва, 2011. - Режим доступа: http:// www. garant.ru/doc/55071318.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.В. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
8. Пушкин А.С. Полтава [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //ilibrary.ru/text/447/р. 1 /index.html
9. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2... - М.: Художественная литература, 1986. - 527 с.
10. Пушкин А.С. Борис Годунов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:ZZilibrary.ru/text/465Zp.1Zindex.html
11 .Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1850/index.html
12. Толстой Л.Н. Война и мир. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //ilibrary.ru/text/11/index .html
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (с изменениями на 1 февраля 2012 года), 77 утвержден приказом Минобрнауки №1312 от 9.03.2004 г. [Электронный ресурс]. - М., 2012. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901895864(дата обращения: 10.02.2018).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] - Москва, 2010. - Режим доступа: httpV/минобрнауки .рф/документы/93 8.
14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Российская академия наук, Российская академия образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова - 4-е изд., доработанное - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
II. Монографии и статьи по теме исследования
15. Артамонов. М.А Приемы мотивации на уроках истории. //
Преподавание истории в школе. - 2019. - №8. - С. 42-45.
16. Бычкова, Л. В. Методические аспекты использования художественной литературы на уроках обществознания в V-VI классах для подготовки к ГИА / Л. В. Бычкова // Преподавание истории в школе. -2016. - № 5. - С. 14 - 19.
17. Вагин А. А. Художественная литература в преподавании новой истории. (1640-1917): Хрестоматия. Пособие для учителей / А. А. Вагин. - М.: Просвещение, 1966. - С.4
18. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.:Просвещение, 1968. - 431 с.
19. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова . - М.: «ВЛАДОС», 2003. - 384 с.
20. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. - 3-е изд. - Тула, 2010. - 14 с.
21. Гугнина.О.В К вопросу о формировании универсальных учебных действий на уроке истории. // Преподавание истории в школе. - 2019. - №4. - С. 55.
22. Гуревич Я. Г. Опыт методики истории
/ Я. Г. Гуревич // Педагогический сборник. - 1877. Кн. IV. - С. 526-527.
23. Даровских И.С. Формирование представлений по истории России у подростков во внеурочной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / И.С.Даровских. - Йошкар-Ола, 2015. - 168 с.
24. Джумакаева Н. К. Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе // Молодой ученый. - [Электронный ресурс] - URL https://moluch.ru/archive/62/9611/(дата обращения: 10.12.2019).
25. Долгина Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС // Молодой ученый. - [Электронный ресурс] - URL https://moluch.ru/archive/93/20695/(дата обращения: 26.12.2019).
26. Дышлюк И.С. Смысловое развитие учащихся средствами межпредметной интеграции // Российский психологический журнал. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-razvitie- uchaschihsya-sredstvami-mezhpredmetnoy-integratsii(дата обращения: 04.05.2020).
27. Желтов В., В. Токин. Опыт методики элементарного курса Русской истории. - М.: М.Д. Наумов, 1913. - 172 с.
28. Куприянова Д. В. Формирование исторического мышления на уроках истории // Молодой ученый. - [Электронный ресурс]. - URL https://moluch.ru/archive/131/36563/(дата обращения: 23.12.2019).
29. Миронец, И. И. Художественная литература как исторический источник: к историографии вопроса / И. И. Миронец // История СССР. - 1976. - № 1. - С. 125-141
30.Озерский И.З. Руководство внеклассным чтением по истории: пособие для учителей / И. З. Озерский. - М.: Просвещение, 1979. - 80 с.
31.Осипова. Т.Г. Уроки истории-уроки жизни: постановка и решение воспитательных задач урока // Преподавание истории в школе. 2016. №6. - С. 5
32. Паршаченко П. Художественная литература на уроках
истории.//Преподавание истории в школе. - 2001. - №5-6. - C.15.
33. Попова И.Н.Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah- realizatsii-fgos(дата обращения: 12.05.2020).
34. Предтеченский, А. В. Художественная литература как исторический источник [Текст] / А. В. Предтеченский // Вестник Ленинградского университета. - 1964. - № 14. - С. 76-85.
35. Преображенский, А.А. Теория и методика преподавания истории и обществознания / А.А. Преображенский. - М.: «DIRECTMEDIA», 2014. - 378 с.
36. Радугина А. Л. Психология и педагогика: учеб. пос. для вузов. - М.: Центр, 2002. - 252 с.
37. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе: Методическое пособие. - М.: АПН РСФСР, 1961. - С. 7¬ 12.
38. Сенявская Е. С. Художественная литература как исторический источник // История: Еженедельное приложение к газете 1 сентября. - 2001. - № 44. - С. 7-13.
39. Соловьева Ю.А. Самостоятельная работа учащихся. - СПб.: Европейский дом, 2009. - 214 с.
40. Стрелова О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие: / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. - М.: Русское слово, 2016. - 73 с.
41. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. - М.: «ВЛАДОС», 2000. - 239 с.
42. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. Л.: РГПУ, 1989. - 94 с.
43. Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе: конкурсы, викторины, олимпиады / Н.И.Харьковская. - Изд.3-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 205 с.
44. Шапарина О.Н, Карасева. А.О.Задания к отрывкам из художественной произведений как один из приемов формирования УУД школьников по истории // Преподавание истории в школе. - 2019. - №1. - С. 41- 46
45. Шестаков А.В. История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII века. - М.: Просвещение, 1985. - 240 с.
46. Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. - [Электронный ресурс]. - URL: https://urait.ru/bcode/456197(дата обращения: 04.04.2020).
47. Шоган В. В. Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. - [Электронный ресурс]. - URL: https://urait.ru/bcode/447788(дата обращения: 19.05.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ