ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Теоретические основы коллективной и групповой форм обучения
учащихся 7
1.2. Теоретические основы индивидуального подхода в обучении 11
1.3. Теоретические основы парной формы обучения 14
1.4. Сочетание различных форм обучения в отечественной педагогике и
методике 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОЧЕТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 19
2.1 . Выбор формы организации обучения физике в средней школе в
зависимости от содержания учебного материала 19
2.2 . Методика реализации сочетания различных форм обучения физике 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Одна из важнейших составляющих образовательного процесса - это метод обучения. Готовясь к уроку, педагог обязательно думает о том, как преподнести новый материал, какие средства он будет использовать, чтобы обучающиеся успешно усваивали переданные учителем знания.
Проблема методики обучения уже давно пользуется большой популярностью, представления о методах обучения можно найти в трудах Коменского Я.А, Каптерева П.Ф., Вахтерова В.П.и др.
В учебниках по теории и методике преподавания физики рассматриваются системы методик обучения, но в них не даётся подробного описания этих методов, один метод явно не отличается от другого.
В настоящее время существуют разные подходы к процессу обучения, которые влияют на педагогическую практику, а значит, и на методы обучения. Требования сегодняшнего дня вынуждают учителей постоянно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, стремясь к тому, чтобы каждый ученик был постоянно на виду.
Задача теории и методики обучения физике - это поиск путей повышения эффективности обучения физике на уроках. В то же время многими исследователями неоднократно отмечалось, что учитель, одновременно работая с большими группами обучающихся, далеко не всегда способен учитывать их индивидуальные особенности. Работая одновременно со всеми, учитель неизбежно ориентируется на «среднего» ученика, работает средними темпами, решает с ними среднее число задач и упражнений. Такой подход в обучении может тормозить развитие одних обучающихся и создавать определённые трудности для других.
Проблеме организации форм обучения посвящено большое количество исследований. Диалектика коллектива и личности, влияние коллективных отношений на формирование личности рассматривали В.И. Загвязинский, И.Я. Якиманская и др. Проблемам мышления, механизмам усвоения знаний посвящены работы Л.С. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, и др.
Большинство исследователей анализируют так называемые фронтальные формы обучения, но с элементами индивидуального подхода к обучающимся. Групповая форма обучения применяется в образовательных учреждениях, но еще недостаточно исследована, а сочетание
индивидуальной и групповой форм с коллективной формой обучения учащихся на уроках физики пока не нашло должного научного обоснования. Кроме того, вопросы взаимного обучения и возможности взаимопомощи обучающихся на занятиях, их взаимного влияния друг на друга в процессе учебно-познавательной деятельности, в развитии мышления и, как следствие, в повышении научной организованности, работы педагога и ученика в комплексе, ещё не нашли должного внимания в исследованиях. Эти вопросы остаются одними из основных проблем теории и методики преподавания физике.
Следует подчеркнуть, что существует довольно большое количество исследований, посвящённых индивидуальным, групповым и коллективным формам обучения физике. Однако намного меньше исследований, посвящённых проблемам парной формы организации обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что общение является ведущей деятельностью детей младшего подросткового возраста. Наиболее благоприятная форма обучения для включения в учебный процесс коммуникативной деятельности являются групповые и парные формы. При этом нет единой методики организации парной работы на уроках физики. Как показывают работы Дьяченко В.К., использование парной формы в различных случаях приводит, по существу, к групповой форме, а также к коллективной форме обучения.
Кроме того, все вышерассмотренные формы организации учебнопознавательной деятельности развивают у обучающихся умение сотрудничать и совместно работать с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение владеть устной и письменной речью и т.д. Всё это реализует конктретные требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Актуальность темы нашей выпускной квалификационной работы и определяется противоречиями между требованиями современной концепции образования, заключающимися в необходимости сочетания различных форм обучения физике в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, типа уроков физики и формы обучения, с одной стороны, и отсутствием развития такого подхода в методике обучения физике, с другой.
...
В ходе выполнения данной работы была достигнута поставленная нами цель: теоретически обоснована и разработана методика организации
сочетания коллективной, групповой, парной и индивидуальной форм обучения физике.
Были решены следующие задачи:
1) проведён анализ использования сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм обучения на уроках физики;
2) выявлены возможности использования сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм обучения физике в рамках традиционного обучения с целью повышения уровня познавательной активности обучающихся;
3) разработаны конспекты уроков физики разных видов с учётом использования комбинации различных форм обучения.
1. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб: Питир, 2011.
2. Дьяченко, В. К. Коллективная структура учебного процесса и её развитие.
- М., 2009.
3. Ильина, Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 2013.
4. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, Юрайт, 2009.
5. Маквелов, С.Г., Маквелова О.Н. Основы конструирования урока. - Армавир, 2009.
6. Мухина, С.А. Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Р.-н-Д., 2013.
7. Организационные формы обучения./ Под ред. Ю. А. Малеванного. - Киев, 2011.
8. Педагогика. / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2013.
9. Педагогика./ Под ред. П. И. Пидкаситого. - М., 2010.
10. Сластенин, В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. - М.: Владос, 2009.
11. Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Сборник научных трудов. - Волгоград, 2013.
12. Чередов, И. М. Система форм организации обучения в общеобразовательной школе. - М., 2010.
13. Сластенин, В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика : учеб. пособие для вузов. М.: 2007. - 576 с.
14. Сластенин, В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов пед. профиля. - 4-е изд., стер. М.: Академия, 2006. - 477 с.
16. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии, учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений . М.:Академия, 2004. - 509 с.
... всего 26 источников