«Конституционно-правовые механизмы охраны и защиты прав и свобод граждан в Российской Федерации»
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И
СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 8
1.1 Конституционные права и свободы: понятие, сущность, принципы 8
1.2 Виды конституционных прав и свобод личности в РФ 12
2 КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1 Понятие и характеристика конституционной защиты прав и свобод в
РФ 20
2.2 Механизмы реализации охраны и защиты прав и свобод личности 25
3 ФОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
РФ 31
3.1 Защита прав и свобод государством и органами местного
самоуправления 31
3.2 Общественные объединения и профессиональные союзы в механизме
зашиты прав и свобод человека и гражданина 41
3.3. Самозащита прав и свобод человека и гражданина 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
1 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И
СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 8
1.1 Конституционные права и свободы: понятие, сущность, принципы 8
1.2 Виды конституционных прав и свобод личности в РФ 12
2 КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1 Понятие и характеристика конституционной защиты прав и свобод в
РФ 20
2.2 Механизмы реализации охраны и защиты прав и свобод личности 25
3 ФОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
РФ 31
3.1 Защита прав и свобод государством и органами местного
самоуправления 31
3.2 Общественные объединения и профессиональные союзы в механизме
зашиты прав и свобод человека и гражданина 41
3.3. Самозащита прав и свобод человека и гражданина 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Права и свободы человека являются высшей ценностью государства. Это положение закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации и отражено в Декларации прав и свобод человека и гражданина. В качестве же гарантий выступает ст. 45 Конституции РФ, которая говорит о том, что «каждому предоставляется возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина провозглашено в качестве основной обязанности государства и в условиях реформирования, необходимо предпринять меры для совершенствования законодательства в этой области. Объективной является необходимость произведения исследования в области защиты нарушенных прав граждан и вопросов, связанных с их восстановлением.
Научная проблема рассматриваемой темы заключается в том, что на сегодняшний день, в условиях роста безработицы, перестройки общества под условия пандемии, внесения изменений в Основной закон страны, необходимо рассмотреть применения дополнительных правозащитных средств и обеспечить выработку новых концептуальных основ государственной политики в области организации правовой защиты.
В качестве объекта исследования выступают проблемы защиты прав и законных интересов личности и гражданина, правоотношения по пресечению правонарушений, посягающих на их права и компенсация неблагоприятных последствий, вызванных этими нарушениями.
Предметом исследования выступает механизм защиты субъективных прав граждан, включающий в себя взаимодействие правовых средств, направленных на реализацию защиты, в случае выявления нарушений.
К целям исследования мы отнесли следующее:
1. Исследовать судебные и внесудебные способы защиты конституционных прав;
2. Рассмотрение функций общественных объединений и профсоюзов, произвести юридический анализ их деятельности;
3. Определение функций Федеральной инспекции труда и её правового статуса в сфере конституционного механизма защиты прав и свобод;
4. Анализ законодательства с точки зрения необходимости его совершенствования для усиления защиты прав граждан;
5. Рассмотрение способов самозащиты.
Конкретизируя общие цели исследования, были поставлены
следующие задачи:
1) дать определения понятиям «конституционное право» и
«конституционная защита»;
2) раскрыть содержание конституционной защиты прав и свобод, ее составных частей и видов;
3) рассмотреть формы реализации защитной функции профсоюзов, Федеральной инспекции труда;
4) исследовать проблемы государственной защиты (судебной и внесудебной);
5) рассмотреть основные способы самозащиты конституционных прав и свобод;
При проведении исследования были использованы общенаучные методы и специальные, такие как: диалектический, логический, метод системного анализа, сравнительно-правовой, а также социологический и формально-юридический.
Нормативную правовую основу исследования составили Конституция РФ, Конвенции и рекомендации Международной организации труда, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, а также законодательство субъектов РФ, подзаконные нормативные акты и др. В работе присутствует правоприменительная практика.
...
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина провозглашено в качестве основной обязанности государства и в условиях реформирования, необходимо предпринять меры для совершенствования законодательства в этой области. Объективной является необходимость произведения исследования в области защиты нарушенных прав граждан и вопросов, связанных с их восстановлением.
Научная проблема рассматриваемой темы заключается в том, что на сегодняшний день, в условиях роста безработицы, перестройки общества под условия пандемии, внесения изменений в Основной закон страны, необходимо рассмотреть применения дополнительных правозащитных средств и обеспечить выработку новых концептуальных основ государственной политики в области организации правовой защиты.
В качестве объекта исследования выступают проблемы защиты прав и законных интересов личности и гражданина, правоотношения по пресечению правонарушений, посягающих на их права и компенсация неблагоприятных последствий, вызванных этими нарушениями.
Предметом исследования выступает механизм защиты субъективных прав граждан, включающий в себя взаимодействие правовых средств, направленных на реализацию защиты, в случае выявления нарушений.
К целям исследования мы отнесли следующее:
1. Исследовать судебные и внесудебные способы защиты конституционных прав;
2. Рассмотрение функций общественных объединений и профсоюзов, произвести юридический анализ их деятельности;
3. Определение функций Федеральной инспекции труда и её правового статуса в сфере конституционного механизма защиты прав и свобод;
4. Анализ законодательства с точки зрения необходимости его совершенствования для усиления защиты прав граждан;
5. Рассмотрение способов самозащиты.
Конкретизируя общие цели исследования, были поставлены
следующие задачи:
1) дать определения понятиям «конституционное право» и
«конституционная защита»;
2) раскрыть содержание конституционной защиты прав и свобод, ее составных частей и видов;
3) рассмотреть формы реализации защитной функции профсоюзов, Федеральной инспекции труда;
4) исследовать проблемы государственной защиты (судебной и внесудебной);
5) рассмотреть основные способы самозащиты конституционных прав и свобод;
При проведении исследования были использованы общенаучные методы и специальные, такие как: диалектический, логический, метод системного анализа, сравнительно-правовой, а также социологический и формально-юридический.
Нормативную правовую основу исследования составили Конституция РФ, Конвенции и рекомендации Международной организации труда, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, а также законодательство субъектов РФ, подзаконные нормативные акты и др. В работе присутствует правоприменительная практика.
...
Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина возлагает на законодателя ряд публично-правовых обязательств, к числу которых относится не только установление системы обеспечения правового статуса личности, но и гарантирование функционирования указанной системы. Как выяснилось, на настоящий момент судебная защита является основным способом защиты прав граждан, хоть и она не исключает массу проблем, значительно снижающих эффективность защиты.
1. Исследование форм и методов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина позволило нам прийти к выводу о том, что правотворческая форма деятельности местного самоуправления в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан носит подзаконный характер, что не означает невозможность установления в муниципальных правовых актах специфических льгот и гарантий для отдельных групп местного населения.
На основании изложенного, предлагаем отказаться от исчерпывающего характера перечня прав муниципальных образований на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, закрепленных в ст.ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Следует признать не соответствующей нормам Конституции РФ принятую практику признания объединения граждан нежелательной в Российской Федерации. В настоящий момент такое признание осуществляется Генеральным прокурором РФ. Предлагается внести изменения в Федеральный закон N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», установив только судебный порядок указанного признания.
Совершенствование законодательства в этой сфере требует внесения изменений в Положение о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, в частности о том, чтобы планы законопроектной деятельности Правительства формировались с учетом предложений общественных объединений. Поддержка гражданских инициатив должна осуществляться и на региональном, и на местном уровне, для чего необходимо внести изменения в соответствующие федеральные акты.
3. Другим существенным недостатком имеющегося в России государственного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина является чрезмерно обобщенный характер нормы части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Если сравнить эту статью с нормативным содержанием Конвенции о защите прав и свобод человека и гражданина, то обнаруживается существенное методологическое расхождение. В Конвенции каждое конституируемое субъективное право сопровождается конкретным перечнем допустимых правоограничений, применимых только к этому субъективному праву и ни к какому другому. В Российской Федерации часть 3 статьи 55 Конституции имеет весьма общий характер и подлежит применению в отношении всех конституционных прав, указанных в главе 2 Конституции России. В результате законодательные, исполнительные и судебные органы приобретают весьма широкие пределы усмотрения, которые нередко и приводят к нарушениям правового статуса личности. Указанные недостатки государственного правозащитного механизма современной России восполняются ролью местного самоуправления и гражданского общества в реализации прав и свобод человека и гражданина.
4. Также подробно была рассмотрена деятельность Федеральной инспекции труда. Выяснили то, что инспекция привлекает работодателей к ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Правда на практике встречается необоснованность решений, в связи с чем работодателям приходится прибегать к обжалованию их в судебном порядке. На наш взгляд, для решения данной проблемы может занять большое количество времени, поэтому необходимо уже сейчас детально анализировать деятельность инспекций, затем создать контроль над её действиями и таким образом сократить количество незаконных и необоснованных решений, ведь косвенно они влияют и на работников. На данный момент происходит перестройка деятельности инспекции. Повышается уровень оказания таких услуг как информирование и консультирование.
...
1. Исследование форм и методов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина позволило нам прийти к выводу о том, что правотворческая форма деятельности местного самоуправления в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан носит подзаконный характер, что не означает невозможность установления в муниципальных правовых актах специфических льгот и гарантий для отдельных групп местного населения.
На основании изложенного, предлагаем отказаться от исчерпывающего характера перечня прав муниципальных образований на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, закрепленных в ст.ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Следует признать не соответствующей нормам Конституции РФ принятую практику признания объединения граждан нежелательной в Российской Федерации. В настоящий момент такое признание осуществляется Генеральным прокурором РФ. Предлагается внести изменения в Федеральный закон N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», установив только судебный порядок указанного признания.
Совершенствование законодательства в этой сфере требует внесения изменений в Положение о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, в частности о том, чтобы планы законопроектной деятельности Правительства формировались с учетом предложений общественных объединений. Поддержка гражданских инициатив должна осуществляться и на региональном, и на местном уровне, для чего необходимо внести изменения в соответствующие федеральные акты.
3. Другим существенным недостатком имеющегося в России государственного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина является чрезмерно обобщенный характер нормы части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Если сравнить эту статью с нормативным содержанием Конвенции о защите прав и свобод человека и гражданина, то обнаруживается существенное методологическое расхождение. В Конвенции каждое конституируемое субъективное право сопровождается конкретным перечнем допустимых правоограничений, применимых только к этому субъективному праву и ни к какому другому. В Российской Федерации часть 3 статьи 55 Конституции имеет весьма общий характер и подлежит применению в отношении всех конституционных прав, указанных в главе 2 Конституции России. В результате законодательные, исполнительные и судебные органы приобретают весьма широкие пределы усмотрения, которые нередко и приводят к нарушениям правового статуса личности. Указанные недостатки государственного правозащитного механизма современной России восполняются ролью местного самоуправления и гражданского общества в реализации прав и свобод человека и гражданина.
4. Также подробно была рассмотрена деятельность Федеральной инспекции труда. Выяснили то, что инспекция привлекает работодателей к ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Правда на практике встречается необоснованность решений, в связи с чем работодателям приходится прибегать к обжалованию их в судебном порядке. На наш взгляд, для решения данной проблемы может занять большое количество времени, поэтому необходимо уже сейчас детально анализировать деятельность инспекций, затем создать контроль над её действиями и таким образом сократить количество незаконных и необоснованных решений, ведь косвенно они влияют и на работников. На данный момент происходит перестройка деятельности инспекции. Повышается уровень оказания таких услуг как информирование и консультирование.
...
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ МЕХАНИЗМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Конституционно-правовые механизмы охраны и защиты прав и интересов несовершеннолетних
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Конституционный суд в системе защиты прав и свобод человека и гражданина
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИКО-
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Институт правоохранительной деятельности в механизме защиты конституционных прав и свобод граждан в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2021 - Понятие и виды гарантий конституционного статуса личности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023





