Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование присуждении ученых степеней и званий в российском и зарубежном праве

Работа №15964

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1016
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения присуждения ученых степеней и званий 9
1.1. Нормативная база аттестации научных и научно-педагогических кадров в
Российской Федерации 9
1.2. Порядок присуждения ученых степеней в Российской Федерации 21
Глава 2. Регулирование присуждений ученых степенней и званий в
российском и зарубежном законодательстве 29
2.1. Особенности правового регулирования присуждения ученых степеней и
званий в российском и зарубежном законодательстве 29
2.2. Практика применения присуждения ученых степеней в российских ВУЗах 48
2.3. Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования
присуждения ученых степеней и званий в России 69
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 79


Актуальность темы. В современных условиях динамичного развития законодательства в рамках модернизации российского образования и науки возникает необходимость реформирования системы аттестации научных и научно-педагогических кадров, высших образовательных учреждений Российской Федерации.
На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность современной системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах влияет на перспективы не только экономического, но и духовного развития страны.
Практика как отечественных, так и зарубежных университетов подтверждает, что качественное образование невозможно без науки. Важную роль в подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров играют единство образовательного процесса с научно-исследовательской деятельностью, а также различные научные исследования, проводимые в системе образования.
Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации создана в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров.
За годы перехода страны к новому экономическому укладу отечественная наука и система образования претерпели заметные изменения. Появились проблемы, которые не могли не повлиять на снижение масштабов проведения научно-исследовательских работ, на связи высших учебных заведений и научных учреждений системы образования с промышленностью, социальной сферой страны, отраслевой и академической наукой, активность участия ученых высшей школы в решении проблем отраслей в силу их низкой инновационной восприимчивости и отсутствия эффективных механизмов вовлечения объектов интеллектуальной собственности системы образования в хозяйственный оборот страны и др.
В связи с изменениями, которые происходят в образовательной системе России, и попытками привести ее в соответствие с международными стандартами наиболее остро ставится вопрос о подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Исходя из вышесказанного актуальность темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнений и обусловлена нововведениями присуждения ученых степеней и званий в российском законодательстве в настоящее время. И именно данные факторы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Правовое регулирование ученых степенней и званий в российском и зарубежном праве».
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть источники права, регулирующие отношения в сфере присуждения ученых степеней и званий увидеть пробелы в законодательстве и предложить пути их решения.
К числу основных задач, требующих решение для достижения поставленной цели, относятся:
- исследование нормативной базы аттестации научных и научно-педагогических кадров в Российской Федерации;
- изучить порядок присуждения ученых степеней в Российской Федерации;
- выявить особенности правового регулирования присуждения ученых степеней и званий в российском и зарубежном праве;
- исследовать практику применения присуждения ученых степеней в российских ВУЗах;
- выявить проблемы и разработать пути совершенствования государственного регулирования присуждения ученых степеней и званий в России.
Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в процессе регулирования присуждения ученых степеней и званий в российском и зарубежном праве.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты регулирующие проблемы присуждения ученых степеней и званий в российском и зарубежном праве.
Нормативно-правовую основу работы составили: Конституция РФ, законы и подзаконные нормативные акты, федеральные и региональные программы по реформированию присуждения ученых степеней и званий страны, а также международное законодательство по проблемам обеспечения присуждения ученых степеней на современном этапе. Кроме того, используются аналитические данные, отражающие обстановку в области образования и образовательной политики отдельных государств.
Теоретические основы. Вопросы правового регулирования присуждения ученых степеней и званий в российском и зарубежном праве сложна в силу своей многоаспектности и предполагает предварительную научную проработку как теоретико-методологических вопросов, так и определение основных направлений, форм и методов реализации полученного знания. Большой вклад в разработку проблемы в части анализа общих вопросов присуждения ученых степеней и званий в российском и зарубежном праве внесли такие авторы как: Белоцерковский А.В., Коврякова Е.В., Микульский К.И., Шевцов В.В., Назарова О.В., Назаров А.В., Мацкевич, И.М., Шаршунов В.А., Гулько Н.В., Даргын, Ч. К., Захаров, Н. В., КосинскаА., Дмоховски Т, Тарасова О. А., Томас Т. и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе предпринята попытка концептуального пересмотра проблемы присуждения ученых степеней и званий в российском и зарубежном праве. Кроме того, в данной работе предпринята попытка разработки путей решения проблем регулирования присуждения ученых степеней и званий на современном этапе
проанализированы в контексте общей проблематики, связанной с обеспечением национальной политики в области высшего образования.
Практическая значение работы обусловлена потребностями Российской Федерации в области модернизации присуждения ученых степеней и званий, в работе выявлены проблемы и направления государственной политики в области образования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит их введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние время среди научной и вузовской общественности активно обсуждаются вопросы, связанные с переменами в системе аттестации научных и научно-педагогических кадров. В этой области накопилось достаточно проблем и далеко не все в работе системы аттестации устраивает как общественность, так и органы государственного управления. Много нареканий в последние годы вызывала, например, работа Высшей аттестационной комиссии. Хотя определенные меры, призванные повысить качество и эффективность работы по научной аттестации, предпринимались, однако, положа руку на сердце, в самой работе мало что изменилось. По крайней мере, нарекания остаются.
В 2017 году Правительством РФ была осуществлена еще одна попытка внесения изменений в систему аттестации. Как представляется, основной замысел изменений в том, чтобы усилить государственно-бюрократическое начало в аттестации кадров. Делается это под уже апробированными лозунгами борьбы за повышение качества квалификационных работ (диссертационных исследований). Поэтому ужесточаются требования к количеству обязательных публикаций, составу диссертационных советов, процедуре защит и т.п.
Общество меняется, меняются экономические и научные приоритеты, меняется образование. И система аттестации работников высшей квалификации тоже должна меняться.
Проблемы воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации были названы одними из самых важных для всей научно-образовательной сферы. «Совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников должно повысить качество ее работы, открытость и объективность решений в этой сфере.
В настоящее время очень важно, чтобы в предлагаемых решениях, в предлагаемых количественных критериях оценок, у профессионального экспертного сообщества была возможность допускать исключения. И ответственно принимать свое решение.
Наиболее развитые зарубежные государства и вовсе относят образование и науку к числу приоритетных сфер государственных вложений, т.к. немалое число выдающихся ученых вышло именно из среды с невысокими доходами. В России наметилась тенденция на усиление государственной поддержки науки и образования, хотя еще несколько лет назад данная сфера финансировалась по остаточному принципу. В настоящее время ситуация начинает меняться из-за формализации процедуры и усиления требований к новым кандидатам в ученые.
Так, присвоение искомой степени по итогам публичной защиты диссертации осуществляет диссертационный совет, на базе которого состоялась защита. Однако по общему правилу документ установленного образца выдает Минобрнауки России с подписью Министра или его заместителя, если речь идет о степени доктора наук, кандидатские дипломы выдаются на основании решения органа исполнительной власти, но самой организацией, на базе которой прошла публичная защита, с подписью ее руководителя. В этой связи следует обратить особое внимание на то, что ответственность за объективность и обоснованность всех принятых решений лежит на диссертационном совете. Орган исполнительной власти перед выдачей соответствующего диплома или принятием решения о его выдаче, по сути, проверяет только соответствие формальным признакам, установленным действующим нормативно-правовым регулированием.
Правовое регулирование представляет собой целостный комплекс норм права, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга. Инициатива Правительства РФ, направленная на предоставление сначала двум образовательным организациям - Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова и Санкт- Петербургскому государственному университету - полномочий по самостоятельному присуждению ученых степеней, потребует некоторой трансформации нормативных актов.
Для решения ряда проблем, рассматриваемых в данной работе мы исходим из того, что в законодательстве о государственной системе аттестации научных кадров достаточно действующих норм. Новых вводить не нужно, следует тщательно соблюдать имеющиеся.
Таким образом, ужесточение присуждения ученых степеней и званий связи Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 553 который опубликовал перечень университетов и научных организаций, которые смогут самостоятельно присуждать ученые степени кандидата и доктора наук позволит более качественно повысить уровень и качество присуждения ученых степеней и званий.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправки, внесенной законом РФ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (в ред. от 01.05.2017 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53.
3. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 25.05.2016 г. с изм. и доп. вступ. в силу с 01.07.2017 г.) // СЗ РФ. 1996. № 35.
4. Федеральным законом от 23 мая 2016 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» // Справочно-правовая система «Консультант плюс» - режим доступа - consultant.ru.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 553 «Об утверждении Положения о формировании перечня научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права, предусмотренные абзацами вторым - четвертым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» // Справочно-правовая система «Консультант плюс» - режим доступа - consultant.ru.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 237 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации (в ред. от 26.03.2016 г.) // официальный портал Законы, кодексы и нормативно¬правовые акты РФ http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot- 26032016-n-237/.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139 «О порядке присвоения ученых званий» (в ред. 02.08.2016 г.)
// Справочно-правовая система «Консультант плюс» - режим доступа:
http//consultant.ru
8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (в ред. от
08.08.2016 г.) // СЗ РФ. 2013. № 40.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2014 г. № 557 «О порядке включения иностранных научных организаций и образовательных организаций в перечень иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26.
10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1035 «О федеральной информационной системе государственной научной аттестации» (в ред. от 14.03.2017 г.) // СЗ РФ. 2013. № 48.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» (в ред. от 13.04.2017 г.) // СЗ РФ. 2013. № 23.
12. Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1393 «Об утверждении Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации» (в ред. от 10.12.2015 г.) // Российская газета. № 51. 05.03.2014.
13. Приказ Минобрнауки России от 28 марта 2014 г. № 247 «Об утверждении Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня» // Российская газета. № 145. 02.07.2014.
14. Приказ Минобрнауки России от 12 декабря 2016 г. № 1586 «Об утверждении правил формирования в уведомительном порядке перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук и требований к рецензируемым научным изданиям для включения в перечень
рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» // Зарегистрировано в Минюсте России 26 апреля 2017 г. № 46507.
15. Приказ Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 59 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» (в ред. от 14.12.2015 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 20.
16. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1369 «Об утверждении формы свидетельства о признании ученой степени, ученого звания, полученных в иностранном государстве, и технических требований к нему» // Российская газета. № 34. 14.02.2014 г.
17. Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2014 г. № 1620 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента» (в ред. от 09.06.2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:
http://www.pravo.gov.ru.
2. Научная и учебная литература:
18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Проспект, 2006. 249 с., 608 с.
19. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. кол. и отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2005. 221 с., 896 с.
20. Реформа высшего образования в Европе (Болонский процесс) [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.skachatreferat.ru, свободный.
21. Шаршунов В.А., Гулько Н.В. Как подготовить и защитить диссертацию: история, опыт, методика и рекомендации [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: www.aspirinby.org, свободный.
22. Тарасова, О. А. Система народного образования в Великобритании // Образование в современном мире: достижения и проблемы: коллективная монография / под ред. Академика ГАН РАО Ю. С. Давыдова. - М.; Пятигорск: РАО-ПГАУ, 2009.
3. Периодическая печать
23. Белоцерковский А.В. Присуждение ученых степеней в России: защита от кого и от чего // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 37 - 44.
24. Даргын, Ч. К., Захаров, Н. В. От обучения к науке: о статусе кандидатских и докторских диссертаций в российском и западном образовании // Человеческий потенциал России: информационно¬исследовательский портал Московского гуманитарного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. Hdirussia.ru, свободный.
25. Коврякова Е.В. Проблема реализации права на образование в России и за рубежом // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права: Сб. статей, посвящ. 75-летию со дня рождения акад. О.Е. Кутафина / Отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Элит, 2012. 277 с., 368 с.
26. Косинска, А. Интеграция Польши в Болонский процесс: плюсы и минусы / А. Косинска, Т. Дмоховски // Казанский государственный технологический университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: oms.kstu.ru/rus/information/ Poland.htm, свободный.
27. Сторожильская Л.И. Аттестация научных и научно-педагогических работников высшей квалификации // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
28. Шевцов В.В., Назарова О.В., Назаров А.В. О престижности научного труда // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 8-3. С.116 - 118.
4. Интернет ресурсы
29. Studieren in Deutschland = Учиться в Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.study-in-germany.de, свободный.
30. Ученые степени и звания за рубежом // Вузтест: учиться легко. Образование и самообразование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vuztest.ru, свободный.
31. Федеральное государственное бюджетное учреждение: федеральный центр образовательного законодательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lexed.ru, свободный.
32. Скандинавская школа. Высшее образование в Норвегии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nordicschool.ru, свободный.
33. Томас Т. Системы профессионального образования в Великобритании
и в мире / Gaap.ru: теория и практика финансового учета. Портал GAAP.RU [Электронный ресурс] - 24 ноября 2011. - Режим доступа:
gaap.ru/articles/124081/, свободный.
34. Department for Education=Департамент образования в Великобритании [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.education.gov.uk/, свободный.
35. Global dialogs: обучение и образование за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.globaldialog.ru, свободный.
36. Academconsult. Образование за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: academconsult.ru, свободный.
37. Международная стандартная классификация образования 2011. Институт статистики ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: www.ifap.ru/pr/2012/n120123a.pdf, свободный.
38. Информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № ГТ-447/13 «О самостоятельном присуждении организациями ученых степеней» // официальный интернет-портал Минобрнауки РФ http://xn--80abucjiibhv9a.xn.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ