Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ гендерных различий в потребительской мотивации 7
1.1 Теоретический анализ потребительской мотивации как
социально-психологического феномена 7
1.2 Гендерные особенности поведения потребителей 14
1.3 Психологические особенности студенчества 23
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование потребительской мотивации студентов вуза с различными гендерными характеристиками 33
2.1 Описание процедуры исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация эмпирических данных 38
Выводы 92
Заключение 95
Список используемых источников 97
Приложения 101
Для отечественной психологической науки разработка проблематики потребительского поведения и его исследование только начинается. В настоящее время в фокусе внимания исследователей - факторы потребительского выбора, этапы и компоненты принятия потребительского решения, мотивация и ценности потребителей, социально-психологическая типология потребителей, потребительская социализация, а также перцептивные процессы. Также изучаются детерминанты поведения потребителей - как социально обусловленные, так и индивидуальные .
В условиях роста конкуренции у производителя возрастает необходимость действовать в соответствии с учетом интересов целевой аудитории. Модели и образцы экономического поведения могут быть различными для потребителей, имеющих разный пол, возраст, уровень образования, место проживания, размер собственности, и т.д. Среди разного рода психологических, социальных, демографических и экономических характеристик, психологическая категория «гендер» является очень важной. По мнению В.Ю. Мамаевой, появление результатов исследований, посвященных гендерной проблематике, «заставило признать категорию «гендер» одним из структурообразующих экономических понятий»; а также отмечено, что «...потребительское поведение обусловлено множеством факторов, среди которых есть гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерные черты» . Сегодня можно говорить о том, что мы наблюдаем переоценку гендерных ценностей в обществе,а также отмечаем тенденцию к пересмотру существовавших ранее гендерных стереотипов,и этот факт также обосновывает актуальность изучения данной проблематики.
Многими исследователями обосновывается необходимость гендерного подхода к анализу поведения потребителей. В этой связи изучение психологически обусловленных закономерностей поведения потребителей выходит за рамки практического интереса и может иметь статус научной проблемы.
Потребительская мотивация человека находится во взаимосвязи в том числе с факторами существующих гендерных различий. Важно отметить, что механизм влияния гендерных характеристик на потребительское поведение на сегодняшний день изучен еще недостаточно.
Изучение гендерных характеристик позволяет маркетологам выстраивать маркетинговую политику таким образом, чтобы наиболее точно дифференцировать товары и услуги по гендерному признаку (что позволяет увеличивать объемы продаж и получать максимально возможную прибыль).
В этой связи анализ гендерно обусловленной потребительской мотивации имеет не только теоретическое, но и практическое значение (например, в сфере рекламы) - учет гендерных характеристик позволяет производителю более эффективно строить рекламное сообщение, воздействующее на потенциального потребителя, совершенствовать методы повышения результативности рекламных кампаний.
Целью исследования является выявление гендерных различий в потребительской мотивации студентов вуза для использования диагностических данных в практической деятельности психолога при решении вопросов эффективного построения рекламного сообщения, а также при оказании помощи рекламным компаниям для повышения их эффективности.
Объектом данного исследования является потребительская мотивация студентов вуза.
Предмет исследования - потребительская мотивация студентов вузас различными гендерными характеристиками.
Гипотеза исследования: потребительская мотивация у студентов с фемининными, маскулиннымии андрогинными гендерными характеристиками различается по следующим параметрам: ориентация на рациональные факторы потребительского выбора - практичность при выборе товаров, ориентация на рекламу, запланированность или спонтанность покупок.
...
В условиях роста конкуренции у производителя возрастает необходимость действовать в соответствии с учетом интересов целевой аудитории. Модели и образцы экономического поведения могут быть различными для потребителей, имеющих разный пол, возраст, уровень образования, место проживания, размер собственности, и т.д. Среди разного рода психологических, социальных, демографических и экономических характеристик, психологическая категория «гендер» является очень важной.
Целью нашего исследования было выявление гендерных различий в потребительской мотивации студентов вуза для использования диагностических данных в практической деятельности психолога при решении вопросов эффективного построения рекламного сообщения, а также при оказании помощи рекламным компаниям для повышения их эффективности.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи: проанализирована научная литература по вопросам гендера и гендерных различий, психологических аспектов потребительской мотивации; особенностей студенчества; разработан диагностический комплекс для изучения гендерных различий в потребительской мотивации студентов вуза, сформирована выборка исследования; проведены диагностические процедуры, проанализированы полученные данные, интерпретированы выявленные связи и сформулированы выводы.
В связи с тем, в потребительской мотивации студентов вуза не было выявлено значимых различий по гендерному признаку, выдвинутая гипотеза о существующих гендерных различиях в потребительской мотивации студентов вуза не была подтверждена. Однако полученные результаты могут быть применены в практической деятельности психолога при решении вопросов эффективного построения рекламного сообщения.
Согласно результатам анкетирования, студенты вуза относятся к рекламе нейтрально, и не склонны ориентироваться на рекламу при выборе товара, однако при этом склонны обращать внимание на товары-новинки. При этом большинство студентов вуза обладают андрогинными гендерными характеристиками и являются представителями неполотипизированной Я- концепции. Поэтому рекомендации при построении рекламного сообщения для целевой аудитории студенческого возраста будут иметь следующий характер:
1. Не включать в рекламное сообщение, адресованное студенческой аудитории, гендерные стереотипы.
2. Иметь в виду, что представителям данной целевой аудитории интересны товары, являющиеся новинками - таким образом, данную аудиторию можно привлечь, ориентируясь на этот фактор потребительского выбора.
3. Студенты вуза являются рациональными потребителями - при выборе товаров склонны ориентироваться на сочетание таких характеристик как качество, оптимальная цена, проверенный производитель.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2010; 288 с.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс. 2000; 288 с.
3. Багоцци Р. П., Гёрхан-Канли Ц., Пристер Й. Р. Социальная психология потребителя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Пер. с англ. А. В. Александровой, С. А. Семеновой; науч. ред. рус. текста Т. В. Фоломеева. - М.: Академия, 2008. 282 с.
4. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 336 с.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
6. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 - 320с.
7. Беспанская-Павленко Е.Д. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности - Минск: БГУ, 2013.
8. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино. 2001. 212 с.
9. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
10. Винокуров Ф. Н. Опыт эмпирического исследования потребительской лояльности к бренду // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 1. С. 155-161.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб: Перспектива, 2018. - 224с.
12. Громова, О. А. Социально-психологические критерии типологии потребительских групп :автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. А. Громова. - М., 2001. - 29 с.
13. Грошев И.В. Психология половых различий: Дис. д-ра психол. наук: Москва, 2002. - 523 c.
14.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000. - 385с.
15. Ивченко М.М. Гендерные различия и интернет в рекламе для женщин// Маркетинговые коммуникации. 2007.№4. с.49-54
16. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии - СПб, 2003. - С.277-280.
... всего 42 источника