Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы использования видеоматериалов при
обучении английскому языку учащихся старших
классов……………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие «видеоматериалы» и их дидактические
возможности………………………………………………………………………6
1.2. Возможности применения видеоматериалов в обучении английскому
языку на старшем этапе……………………………………………...………… 16
Выводы по первой главе………………………………………………………..28
Глава 2. Практическое применение видеоматериалов при обучении
английскому языку учащихся старших классов лингвистической
гимназии………………………………………………………………………… 30
2.1. Примеры видеоматериалов для использования в старших
классах……………………………………………………………………………30
2.2. Организация уроков английского языка с применением
видеоматериалов.…………………………………………………………...........35
Выводы по второй главе….……………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………................47
Список использованной литературы…………………………………………...50
Приложение……………………………………………………………………...56
Процесс информатизации и непосредственно связанная с ним
компьютеризация всех сфер человеческой деятельности являются
важнейшими механизмами реформирования образовательной системы,
направленной на повышение качества, доступности и эффективности
образования, что нашло свое отражение в государственной программе
Российской Федерации «Развитие образования». В проекте о создании
современной образовательной среды для школьников говорится о том, что
необходимо обеспечить доступность и качество общего образования;
совершенствовать и реализовывать процедуры проведения и методик оценки
уровня освоения обучающимися основных образовательных программ;
повышать эффективность инструментов взаимодействия в образовательном
процессе; внедрять и распространять инновации в области развития и
модернизации образования.
В настоящее время, когда английский язык фактически становится
интернациональным и изучается по всему миру, поэтому успешное освоение
учащимися данного предмета является крайне важным. Повысить
эффективность обучения можно благодаря использованию на уроках
видеоматериалов.
Англоязычные видеоматериалы являются ресурсом, который не только
предоставляет нынешним школьникам непосредственный доступ к
ознакомлению с аутентичными материалами, но и знакомит с
социокультурными особенностями стран изучаемого языка [35, c.13].
Большое количество отечественных и зарубежных исследователей
отмечают, что более тщательного усвоения учебного материала, усиления
мотивации, взаимодействия учеников с английским языком за пределами
учебного класса можно добиться благодаря включению видеоматериала в
лингводидактический процесс. Помимо культурных особенностей, в
видеоматериале могут отражаться и языковые реалии, характерные для той 4
или иной эпохи. Видеоматериалы также помогают восполнить отсутствие
языковой среды [24, c.70].
Многие школы уже оснащены техническими средствами обучения,
которые позволяют использовать видео на уроках по английскому языку,
однако в учебно-методические комплекты, используемые в школах, зачастую
не включены видеоматериалы, воздействующие на познавательные
возможности учеников, что определяет актуальность настоящего
исследования.
Объектом исследования является обучение школьников английскому
языку.
Предмет исследования – использование видеоматериалов при
обучении английскому языку учащихся старших классов лингвистической
гимназии.
Целью работы является рассмотрение методики использования
видеоматериалов при обучении английскому языку учащихся старших
классов лингвистической гимназии.
Для осуществления поставленной цели были сформулированы
следующие задачи исследования:
– рассмотреть понятие видеоматериалы и их дидактические
возможности;
– изучить возможности применения видеоматериалов в обучении
английскому языку на старшем этапе;
– описать наиболее удачные видеоматериалы для использования в
старших классах;
– рассмотреть фрагменты уроков с использованием видеоматериалов;
– провести исследование уровня усвоения новой лексики после
проведения уроков с применением видеоматериалов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования: анализ, синтез и обобщение данных, представленных в
методической, лингвистической и психолого-педагогической литературе по исследуемой проблеме; сравнение зарубежных и отечественных
исследований проблемы использования аутентичных видеоматериалов в
обучении английскому языку; классификация критериев отбора и этапов
работы с видеоматериалами.
База исследования: старшие классы лингвистических гимназий.
Практическая значимость: в данной работе представлены фрагменты
уроков, описана практика использования видеоматериалов, а также описан
процесс проведения уроков в дистанционном формате. Представленные
материалы и разработанные способы их использования могут быть полезны
учителям английского языка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена теоретическим основам использования
видеоматериалов при обучении английскому языку учащихся старших
классов. В данной главе раскрывается понятие видеоматериалы и их
дидактические возможности, а также описываются возможности применения
видеоматериалов в обучении английскому языку на старшем этапе.
Во второй главе описывается практическое применение использования
видеоматериалов при обучении английскому языку учащихся старших
классов лингвистической гимназии. В данной главе описываются примеры
видеоматериалов для использования в старших классах, фрагменты уроков с
использованием видеоматериалов. Также приводится исследование уровня
развития навыков говорения после проведения уроков с применением
видеоматериалов.
Перед учителем английского языка стоит важная задача – заинтересовать ученика в изучении другой культуры и мотивировать изучать чуждый для него язык. Известно, что знание иностранного языка и другой
культуры позволяет человеку мыслить шире. Изучение английского языка
является необходимым в современном мире, когда английский язык стал
языком международной коммуникации. Англоязычные фильмы, сериалы и
видеоблоги являются сейчас самыми популярными среди подрастающего
поколения, поэтому целесообразно использовать их при обучении
иноязычной лексике. Показ иностранных фильмов и сериалов позволяет
учащимся лучше понять, в каких ситуациях лучше использовать
иностранные слова, когда уместно один синоним употребить, а когда другой.
Использование видеоматериалов способствуют лучшему запоминанию
пройденного материала, благодаря тому, что они вызывают эмоциональную
оценку, а также помогают разнообразить учебный процесс. Они
способствуют лучшему усвоению фонетического, грамматического и
лексического материала. Также видео демонстрируют ситуации и диалоги,
которые могут произойти в реальной жизни, что позволяет учащимся понять
в каких случаях используются те или иные слова.
Видеоматериалы полезны при демонстрации новой или уже изученной
лексики в контексте. Они способствуют формированию устной речи, а также
могут являться опорой для монологической и диалогической речи самих
учащихся.
Используемые видеоматериалы должны быть тематически обусловлены и насыщенны страноведческой информацией. Оно должно
передавать особенности менталитета и отражать элементы культуры. Кроме
того, видео должно содержать новую информацию по изучаемой теме. При подборе видеоматериалов следует учитывать знания учащихся, их опыт, а
также их уровень владения языком.
Множество подходящих видеоматериалов можно найти на платформе
YouTube. Например, могут быть использованы лекции “TedTalks”,
отражающие взгляды выдающихся людей на различные проблемы
современного общества, отрывки из документальных фильмов BBC,
рассказывающих о нашей планете и народах, населяющих ее, отрывки из
популярных сериалов, богатых актуальными диалогами и привлекающих
учащихся юмором и интересным сюжетом, таких как “Young Sheldon”.
Помимо видео с YouTube могут быть использованы новостные программы
британских или американских телеканалов, отрывки из вечерних шоу,
специальные образовательные сериалы и шоу о путешествиях.
Были рассмотрены фрагменты уроков с использованием
видеоматериалов по темам “Family”, “School” и “Culture and nationality”. В
каждом фрагменте были представлены три видео ролика, лексика, которая
используется в данных видео и такие задания, как заполнение пропусков в
предложениях и ответы на вопросы. Все материалы были размещены на
платформе Padlet, для того чтобы обеспечить возможность их
дистанционного использования.
Было проведено исследование эффективности использования
иностранных сериалов при обучении английского языка. Исследование
проходило на базе старших классов лингвистических гимназий. В качестве
испытуемых выступали учащиеся 10 и 11 классов в количестве 25 человек.
Для диагностики уровня владения английским языком мы использовали
провели тестирование, с помощью Google Forms. Полученные результаты,
выявили, что у многих учащихся уровень знания английского языка ниже
среднего. У 11 учащихся количество правильных ответов не превышало 50%. После проведения уроков с использованием видеоматериалов, описанных выше, снова было проведено тестирование, показавшее, что результаты
учащихся стали значительно выше.
Таким образов в ходе нашего исследования выяснилось, что
использование иностранных видеоматериалов позитивно влияет на обучение
английскому языку, так как повышает мотивацию к его изучению, помогает
успешно усваивать новую лексику, а также наглядно демонстрирует
использование данной лексики носителями языка. Учащиеся не только
повысили результаты и лучше усвоили лексику по заданным темам, но и
высказали большую заинтересованность в дальнейшем изучении языка.
Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория
и практика обучения языкам): учебное пособие. – Москва: Икар, 2015. – 448
с.
2. Ариас А.М. Художественный фильм как средство формирования
лингвосоциокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку в
вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 8. –
С. 7-13.
3. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания
иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие. –
Минск: Тетра Системс, 2015. – 288 с.
4. Баранова М.В. Совершенствование грамматической стороны
диалогической речи учеников старших классов и студентов в процессе
работы над видеофильмом (Немецкий язык как вторая специальность): дис.
… канд. пед. наук. – СПб, 2016. – 506 c.
5. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи //
Иностранные языки в школе. – 1999. – № 3. – С. 13-19.
6. Богданова О.В. Использование аутентичных видеоматериалов для
формирования коммуникативной и социокультурной компетенции на уроках
английского языка // Молодой ученый. – 2015. – № 2. – С. 46–49.
7. Бондарева А.В. Использование видеоматериалов на уроках
английского языка с целью активизации грамматических навыков // Молодой
ученый. – 2016. – № 14. – С. 521-524.
8. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать,
исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом
по управлению и директором школы: учебное пособие. – М.: Изд-во «5 за
знания», 2017. – 352 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:
учебное пособие. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
10. Даминова С.О. Психолого-дидактические основы аудиовизуального
восприятия информации на иностранном (английском) языке // Известия
высших учебных заведений. Сер.: Гуманитарные науки. – 2015. – № 1. – С.
78-83.
11. Дворжец О.С. Интенсификация процесса обучения на основе
использования аутентичных видеоматериалов // Вестник Омского
университета. – 2004. – № 2. – С. 136-139.
12. Дворжец О.С. Медиаобразование: факторы успешной интеграции
видеозаписей в учебный процесс по иностранному язык: учебное пособие //
Омский научный вестник. – 2006. – № 5. – С. 230-233.
13. Дудина Н.В. Использование аутентичных рекламных видеоматериалов
при обучении студентов неязыковых вузов профессиональной коммуникации
// Вестник ИрГТУ. – 2015. – № 7. – С. 206-210.
14. Иванова Т.В. Теория и методика обучения иностранному языку.
Базовый курс лекций: учебное пособие. – Уфа: БГПУ, 2008. – 95 с.
15. Ильченко Е.В. Использование видеозаписи на уроках английского
языка // Первое сентября, Английский язык. – 2003. – № 9. – С. 7-10.
...
50 источников