Введение…
1 Теоретические основы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе…
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме – подготовка детей к обучению школе…
1.2. Психологическая готовность ребенка 6-7 лет как составной компонент общей готовности к обучению в школе
1.3. Возрастные особенности детей 6-7 лет
1.4. Работа педагога дошкольного учреждения по подготовке ребенка к школе в условиях детского сада
Вывод
Глава 2 Исследовательская работа по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях дошкольного образовательного учреждения
2.1 Методики диагностики готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе
2.2 Констатирующий эксперимент по определению уровня психологической готовности к школьному обучению…
2.3. Перспективный план по подготовке детей старшего дошкольного возраста в ДОУ к обучению в школе
2.4. Контрольный эксперимент по определению уровня психологической готовности к школьному обучению
Вывод
Заключение
Библиографический список………………………
Актуальность исследования. В современных условиях, когда перед дошкольным образованием ставятся задачи всестороннего развития личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей становится одной из приоритетных целей. Комбинированные группы, включающие детей с различными уровнями развития, особенностями здоровья и образовательными потребностями, требуют от педагогов внедрения подходов, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса.
Актуальность данного исследования обусловлена несколькими факторами. Так, комбинированные группы включают детей с разными способностями, интересами, темпами развития и особенностями здоровья. Обеспечение равных возможностей для каждого ребенка требует разработки и применения индивидуальных образовательных маршрутов. Реализация принципов инклюзивного образования, заложенных в федеральных образовательных стандартах, обязывает педагогов учитывать особенности каждого ребенка, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, когнитивной и эмоциональной сферы. Учет индивидуальных особенностей позволяет создать благоприятные условия для гармоничного развития каждого ребенка. Индивидуализация помогает педагогу находить подход к каждому ребенку, способствовать раскрытию его потенциала и преодолению возможных трудностей. Современный педагог должен обладать компетенциями в области индивидуализации образовательного процесса, включая навыки планирования, диагностики и мониторинга результатов работы с детьми. Родители и общество ожидают от дошкольных учреждений не только общего развития детей, но и внимания к их индивидуальным интересам и потребностям, что особенно важно в условиях разнообразия состава групп.
Таким образом, исследование индивидуализации образовательного процесса в комбинированных группах является актуальным в контексте совершенствования дошкольного образования, повышения его качества и эффективности, а также реализации современных требований к образовательной деятельности.
Степень изученности темы исследования. Индивидуализация образовательного процесса является одной из ключевых проблем современной педагогической науки, особенно в контексте работы с комбинированными группами дошкольных образовательных организаций. Вопросы индивидуализации разрабатывались и продолжают рассматриваться как в общей теории образования, так и в специфике дошкольного обучения. Однако степень изученности данного аспекта имеет свои особенности.
Основы индивидуализации в образовании были заложены в трудах педагогов-классиков, таких как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, П. П. Блонский. Они рассматривали развитие личности ребенка в процессе обучения, подчеркивая необходимость учета индивидуальных особенностей, возрастных и психофизиологических характеристик.
Л. С. Выготский выделял зону ближайшего развития, что стало основой для разработки индивидуальных траекторий обучения, в том числе и в дошкольной педагогике.
Вопросы индивидуального подхода и развития детей в условиях групповой работы отражены в работах Н. А. Коротковой, Т. И. Бабаевой, Г. М. Ляудис, Е. В. Заика.
Исследования касаются разработки методик диагностики индивидуальных особенностей дошкольников, мониторинга их образовательных успехов и планирования образовательных маршрутов.
Вопросы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и индивидуализации обучения для них широко освещаются в работах Н. М. Назаровой, Л. И. Аксариной.
Проблема работы с разновозрастными группами и группами смешанного состава в условиях инклюзии активно разрабатывается в отечественной и зарубежной педагогике.
Исследования, такие как работы Е. В. Кузьминой, О. С. Газмана, Т. Г. Боровик, посвящены адаптации образовательного процесса к потребностям детей с различными особенностями здоровья.
Проблема индивидуализации образовательного процесса в комбинированных группах дошкольных организаций освещена в научной литературе достаточно широко, однако остаются аспекты, требующие дальнейшей теоретической разработки и практической апробации.
Объект исследования. Процесс дошкольного образования в комбинированных группах, включающих детей с разными уровнями развития, индивидуальными особенностями и образовательными потребностями.
Предмет исследования. Методы, формы и технологии индивидуализации образовательного процесса, обеспечивающие оптимальные условия для развития каждого ребенка в комбинированных группах дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования. Индивидуализация образовательного процесса в комбинированных группах дошкольной образовательной организации будет эффективной, если:
–образовательный процесс строится на основе учета возрастных, психофизических и когнитивных особенностей каждого ребенка;
–используются дифференцированные методы и приемы обучения, направленные на развитие потенциала детей с различными образовательными потребностями;
–в образовательной среде создаются условия, обеспечивающие развитие индивидуальных способностей и интересов каждого воспитанника;
–осуществляется постоянное взаимодействие между педагогами, родителями и специалистами для комплексной поддержки развития детей.
Цель исследования – разработать и обосновать эффективные методы и подходы к индивидуализации образовательного процесса в комбинированных группах дошкольной образовательной организации, способствующие гармоничному развитию детей с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей и образовательных потребностей.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме – подготовка детей к обучению школе;
2) рассмотреть психологическую готовность ребенка 6-7 лет как составной компонент общей готовности к обучению в школе;
3) рассмотреть возрастные особенности детей 6-7 лет;
4) проанализировать работу педагога дошкольного учреждения по подготовке ребенка к школе в условиях детского сада;
5) провести исследовательскую работу по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно:
– подобрать методики диагностики готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе;
– провести констатирующий эксперимент по определению уровня психологической готовности к школьному обучению;
– предложить перспективный план по подготовке детей старшего дошкольного возраста в ДОУ к обучению в школе;
– провести контрольный эксперимент по определению уровня психологической готовности к школьному обучению.
Методы исследования: В работе использовались теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы, методической литературы, обобщение результатов исследовательской работы), эмпирические методы исследования (беседа, наблюдение, сравнение, количественный, качественный анализ результатов, педагогический эксперимент).
Исследовательская работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения разработанного перспективного плана при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с использованием игровых обучающих ситуаций в дошкольной образовательной организации.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав (теоретической и прикладной частей), заключения, библиографического списка.
В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.
На современном этапе исследование особенностей организации образовательной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию является актуальным с точки зрения соответствия требованиям Федеральной образовательной программы дошкольного образования, согласно которой на этапе подготовки к школе особое внимание уделяется развитию способностей ребенка решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности.
Готовность к школьному обучению – это сложное многокомпонентное явление, включающее физическую, интеллектуальную, психологическую и социальную готовность. Каждая из этих составляющих играет важную роль в успешной адаптации ребенка к новым условиям школьной жизни.
Период подготовки детей к школьному обучению является переходным этапом и предполагает овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной адаптации к школе, по основным направлениям – физиологическому, психологическому, познавательному.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста играют важную роль в процессе формирования готовности. Учет их естественных склонностей к исследованию, активному познанию мира и игровой деятельности позволяет сделать подготовку более успешной.
Роль взрослого в подготовке к школьному обучению заключается в создании условий для всестороннего развития ребенка, помощи в формировании необходимых навыков и умений, а также в поддержании интереса к обучению.
Готовность к школе – это результат систематического педагогического и психологического воздействия, направленного на всестороннее развитие ребенка. Успешная подготовка к школе создаёт основу для дальнейшего обучения, социального развития и личностного роста, что делает данную тему актуальной для педагогической и психологической науки.
Нами была организована и проведена исследовательская работа по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Проведение исследования на констатирующем этапе позволило установить, что в экспериментальной и контрольной группах преобладает средний уровень развития у детей внимания, воображения, памяти, восприятия, интеллектуальной сферы, в контрольной группе дошкольников с низким уровнем развития психологических функций, определяющих уровень подготовки детей к обучению в школе больше, чем в экспериментальной группе более, чем в 2 раза (18% и 38% соответственно).
По завершению формирующего этапа, был проведен контрольный этап с целью выявления динамики в уровне подготовки детей к обучению в школе. Контрольный этап исследования был проведен по тем же заданиям, что и констатирующий. В результате проведения повторной диагностики было выявлено, что в контрольной группе, значительных изменений не наблюдалось. В экспериментальной группе произошло процентное увеличение показателя высокого уровня, низкий уровень показали 6% детей, что в 3 раза меньше, чем на констатирующем этапе.
Таким образом, количественный и качественный анализ результатов проведенного исследования показал положительную динамику в развитии готовности старших дошкольников к школьному обучению. Непосредственное включение детей в познавательно-исследовательскую и творческую деятельность, системное участие старших дошкольников в интеллектуальных мероприятиях, решении математических заданий, викторин, квестов, логических игр, головоломок у детей способствовало повышению познавательной и речевой активности, любознательности посредством использования на занятиях разноуровневых игровых заданий, групповых и парных форм работы. Это оказало существенное влияние на установление продуктивного взаимодействия детей при выполнении диагностических заданий.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что для эффективной реализации задач по формированию готовности старших дошкольников на этапе подготовки к школе педагогу необходимо использовать технологии работы, способствующие активизации детского творчества и познания. Занимательный игровой материал, конструирование, элементарное программирование, дополнительные упражнения для нейробики, логического запоминания, ассоциативного мышления, развития межполушарного взаимодействия, а также зрительно-моторной координации – основы достижения такого уровня сформированности готовности старшего дошкольника, который обеспечивает успешное продолжение обучения по программам начальной школы.
1. Алиева К.Х. Особенности адаптации детей дошкольного возраста к условиям начальной школы / К.Х. Алиева, Е.А. Балыгина, К.Б. Пюрвеева [и др.] // Социальные отношения. – 2021. – №2 (37). – С. 6-17.
2. Алиева К.Х. Проблемы и причины недостаточной адаптированности дошкольников к обучению в начальной школе / К.Х. Алиева, А.А. Балашова, И.О. Глебович [и др.] // Социальные отношения. – 2021. – №1 (36). – С. 6-17.
3. Алиева С.А., Абдуллаева Н.А., Цахаева А.А. Методический арсенал духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современных условиях // Успехи современной науки. –2016. –Т. 2. –№ 6. – С. 78-81.
4. Алисов Е.А. Дидактическая имитационная игра как современный метод формирования интеллектуальной готовности детей к школе // Образование в 21 веке. – 2023. – 2(4). – С.59-70.
5. Алисов Е.А. Дидактическая имитационная игра как современный метод формирования интеллектуальной готовности детей к школе // Образование в 21 веке. –2023. –№ 2. – С. 59-70.
6. Анастази А. Психологическое тестирование: кн. 2 / под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М. 1982. – 217 с.
7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Academia, 2016. – 303 с.
8. Белолуцкая А.К., Патаракин Е.Д., Вачкова С.Н. Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик // Образование и саморазвитие. – 2023. – № 2(19). – С. 37-55.
9. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопр. психол. ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995.– 119 с.
10. Бойкина М.В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению / М.В. Бойкина // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии пост дипломного педагогического образования. – 2014. – № 2 (25). – С. 40-42.
11. Бойкина М.В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению // Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2014. – № 2. – С. 40-42.
12. Болдарева О.А., Степанова Г.А. Содержательные компоненты готовности детей к школьному обучению // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. –2022. –№4. – С. 14-17.
13. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Знание, 1994.– 207 с.
14. Воронова Л.Б. Факторы, влияющие на интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению // Молодой ученый. – 2018. – №38(224). – С. 82-86.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология: под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. – 511 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин; под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. − 433 с.
17. Габдулхаков В.Ф. Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования // Современное дошкольное образование. – 2024. – № 1.– С. 32-43.
18. Гелло Т.А., Гелло В.А. Организационно-методические основы подготовки детей к школе. Ч. 2. Оптимизация педагогического процесса смежных уровней образования: учебно-методическое пособие. –Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2020. –116 с.
19. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О. Гонина. – 2-е изд.,стер. – М.: Издательство «Флинта», 2015. – 272с.
20. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие. –Москва: Флинта. 2015. – 214 с.
21. Гулбахор Д.Н., Ситора Д.Н. Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе // Scientific progress. –2021. –№7.– С. 4-7.
22. Денисенкова Н.С., Нисская А.К. «Свет мой, зеркальце, скажи…», или Непростые вопросы будущего первоклассника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 6.– С. 40-45.
23. Долгова В.И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, О.А. Конурова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56-60.
24. Долгова В.И., Кондратьева О.А., Конурова О.А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 31. – С. 56-60.
25. Дьячкова Е.С. Основные компоненты готовности старших дошкольников к обучению в школе // Вестник науки. –2023. –№ 8. –С. 51-57.
26. Екшембеева Г.Н. Интеллектуальная готовность дошкольника к школе: сущность и критерии / Г.Н. Екшембеева, Р.М. Кулкаева // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки Материалы XXV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; Научный редактор И.А. Рудакова. – М., 2014. – С. 61-63.
27. Екшембеева Г.Н., Кулкаева Р.М. Интеллектуальная готовность дошкольника к школе: сущность и критерии. В: Актуальные вопросы современной науки: Материалы XXV Международной научно-практической конференции (Таганрог, 20 октября 2014 года).2014. С. 61-63.
28. Запорожец А.В. Избр. психол. тр. –М., 1986.– 337 с.
29. Игнатович И.И. К вопросу об интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 7-2. – С. 14-17.
30. Игнатович И.И. К вопросу об интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 7-2. – С. 90–92.
31. Кац Е.М. Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 7-8 лет. –Москва: Изд-во МЦНМО. 2015. – 210 с.
32. КлимаковаМ.В, Кочетова Ю. А., Сакаданова А.Э. Представления современных родителей о психологической готовности к школе / Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10, № 3. – С. 6.
33. Кононенко Н.Н. Подготовка детей к обучению в школе в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н.Н. Кононенко// Наука и образование: новое время. – 2016. – № 6. – С. 481-487.
34. Кононенко Н.Н. Подготовка детей к обучению в школе в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Наука и образование: новое время. – 2016.– № 6. – С. 481-487.
35. Коняхина Е.С. Дидактические игры как средство развития интеллектуальной готовности детей 7 лет к школе / Е.С. Коняхина, Н.А. Шинкарева // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3 – С. 25.
36. Коняхина Е.С., Шинкарева Н.А. Дидактические игры как средство развития интеллектуальной готовности детей 7 лет к школе // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. – С. 25-25.
37. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.– 94 с.
38. Кривых С.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия /С.В. Кривых, М.В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2010. – №2. – С. 75-86.
39. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75–86.
40. Кудрявцева И.А. Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе // Вестник магистратуры. –2020. –№ 4-2 (103). –С. 93-93.
41. Махеева М.В. Формирование готовности ребенка к обучению в школе как важная задача дошкольного образования // Форум молодых ученых. –2019. –№ 4 (32). –С. 705-709.
42. Милосердова Г.В. Готов ли ребенок к школе? – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –169 с.
43. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975.– 207 с.
44. Новиков П.В. Пути оптимизации готовности дошкольников к обучению в школе / П.В. Новиков // Казанский педагогический журнал. – 2020. – №1 (138). – С. 192-198.
45. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2013. – 319 с.
46. Огольцова Е.Г. Формирование у дошкольников готовности к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. –2023. –№ 3 (100). –С. 275 – 277.
47. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. общей и пед. психол. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.– 114 с.
48. Парамзина Е.И. Интеллектуальная готовность детей младшего школьного возраста как один из факторов готовности к учебной деятельности // Известия института педагогики и психологии образования. –2019. –№ 3.– С. 53-57.
49. Парамзина Е.И. Интеллектуальная готовность детей младшего школьного возраста как один из факторов готовности к учебной деятельности // Известия института педагогики и психологии образования. – 2019. – № 3. – С. 53-57.
50. Печатнова Н.Б. Формирование интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе / Н.Б. Печатнова // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Том 17. – № 3. – С. 22-31.
51. Печатнова Н.Б. Формирование интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе. Вестник практической психологии образования. – 2020. – № 17(3). – С. 22-31.
52. Плаксина Н.И., Сорокина А.А. Предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста // Территория науки. –2016. –Т 1. –№ 4. –С. 141-144.
53. Пономарева Е. В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях // Молодой ученый. – 2019. – № 35 (273). – С. 145-149. – URL: https://moluch.ru/archive/273/62181/ (дата обращения: 12.12.2024)
54. Пономарева Е.В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях // Молодой ученый. –2019. –№ 35 (273). –С. 145 – 149.
55. Распопова С.Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе. В сборнике: Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2013. – С. 58-59.
56. Распопова С.Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе. В: Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2013. – 133 с.
57. Русакова В.А. Современные аспекты подготовки детей к обучению в школе в условиях детского сада // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 1. – С. 22-31.
58. Русакова В.А. Современные аспекты подготовки детей к обучению в школе в условиях детского сада // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 1. – С. 22-31.
59. Савенков А.И. Технологии проведения мониторинга основных образовательных программ дошкольного образования основным положениям ФГОС ДО / А.И. Савенков, А.Н. Ганичева, Н.С. Муродходжаева, О.В. Цаплина, Н.Б. Полковникова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2019. – № 3. – С. 49-62.
60. Савенков А.И. Чем писать дошкольнику и первокласснику / А.И. Савенков, А.В. Калинченко, О.Е. Курлыгина // Начальная школа. – 2023. – № 1. – С. 23-26.
61. Савенков А.И., Алисов Е.А., Кривова В.А., Цаплина О.В., Организация исследовательского и проектного обучения в условиях преемственности ступеней общего образования. –М.: МГПУ, 2016. – 207 с.
62. Савенков А.И., Ганичева А.Н., Муродходжаева Н.С., Цаплина О.В., Полковникова, Н.Б. Технологии проведения мониторинга основных образовательных программ дошкольного образования основным положениям ФГОС ДО // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2019. – № 3. – С. 49-62.
63. Савенков А.И., Калинченко А.В., Курлыгина О.Е. Чем писать дошкольнику и первокласснику // Начальная школа. – 2023. – № 1. – С. 23-26.
64. Савенков, А.И., Алисов, Е.А., Кривова, В.А., Цаплина, О.В. Организация исследовательского и проектного обучения в условиях преемственности ступеней общего образования. –Москва: МГПУ. 2016. – 119 с.
65. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
66. Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для педагогов ДОУ и НОО / Г.В. Яковлева, Т.А. Сваталова, Н.Е. Скрипова [и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 96 с.
67. Содержание современного предшкольного образования: баланс инноваций и традиций: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Томск, 6 декабря 2019 г.) / ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»; науч. ред. Г. Х. Вахитова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2020. – 160 с.
68. Солдатенко К.Ю. Исследование развития логического мышления дошкольников в совместной деятельности по математике // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2022. – Вып. 74. Ч. 1. – С. 233-236.
69. Солдатенко К.Ю. Исследование развития логического мышления дошкольников в совместной деятельности по математике // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74. – С. 233-236.
70. Солдатенко К.Ю. Математика на английском языке: аспекты интегрированного обучения дошкольников // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки, –2023. – № 11/2. – С. 93-96.
71. Солдатенко К.Ю. Теория и методика математического развития дошкольников: учебно-методическое пособие / К. Ю. Солдатенко. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2022. – 62 с.
72. Солдатенко К.Ю. Теория и методика математического развития дошкольников: учебно-методическое пособие. – Орехово-Зуево: ГГТУ. 2022. –
73. Тесленко С.Б., Охмак И.Н., Борзых О.А., Татаринова О.В. Основные аспекты формирования готовности к школьному обучению // Актуальные исследования. –2021. –№ 6 (33). –С. 34-36.
74. Чепина М.И., Вдовина Н.А. Развитие интеллектуальной готовности первоклассников к обучению в школе средствами развивающих занятий // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-3. – С. 332-335.
75. Чикова И.В., Мантрова М.С. Особенности и динамика формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе // АНИ: педагогика и психология. – 2018. – № 1. – С. 4-9.
76. Шалина А.А. Проблемно-игровые коммуникативно-познавательные ситуации – технология развития дошкольника как субъекта нравственного выбора // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 1. – С. 249-250.
77. Шаталова О.А. Готовность детей 6-7 лет к школе в свете требований ФГОС: диагностический инструментарий для педагога-психолога. Методическое пособие. –Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2016. –140 с.
78. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978. – 319 с.
79. Шинкарева Н.А., Пушкина Н.Г. Дидактические игры как средство развития у старших дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе. // Карельский научный журнал. – 2023. – № 12(1). – С. 4-7.
80. Яковлева Г.В., Сваталова Т.А., Скрипова Н.Е. Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для педагогов ДОУ и НОО. – Челябинск: ЧИППКРО. 2019. – 114 с.