Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Духовные основы нравственного воспитания.......................................8
1.1 Религиозные основы нравственности..............................................................8
1.1.1 Христианская этика........................................................................................8
1.1.2 Теоретические предпосылки исследования духовно-нравственного воспитания..............................................................................................................11
1.2 Цель и объект духовно-нравственного воспитания.....................................14
1.2.1 Методологические подходы к исследованию............................................14
1.2.2 Основная задача духовно-нравственного воспитания и его исторический аспект на Руси........................................................................................................16
1.3 Выводы по первой главе.................................................................................20
Глава 2. Роль пастыря по духовно-нравственному воспитанию в современном обществе.................................................................................................................21
2.1 Роль и деятельность священства в духовно-нравственном воспитании....21
2.1.1 Церковная община, литургическая жизнь и христианское служение.....21
2.2 Социальное партнерство государства и Церкви в целях сохранения национальных духовных традиций......................................................................26
2.2.1 Светское и христианское понимание духовно-нравственного воспитания..............................................................................................................26
2.2.2 Задачи, принципы и формы православного просвещения и его значение в современных условиях.......................................................................................39
2.3 Выводы по второй главе.................................................................................42
Глава 3. Богословское творческое наследие по духовно-нравственному воспитанию в трудах современных богословов.................................................44
3.1 Труды современных богословов в свете святоотеческой традиции и в контексте непрерывного образования.................................................................44
3.1.1 Воспитательные аспекты служения священника......................................44
3.1.2 Методы пастырского душепопечения на всех этапах жизненного пути.........................................................................................................................50
3.2 Значение творческого наследия современных богословов по духовно-нравственному воспитанию и его использование в современной системе пастырского попечения.........................................................................................59
3.2.1 Значение старчества и монастырей в духовно-нравственном воспитании.............................................................................................................59
3.3 Выводы по третье главе..................................................................................63
Глава 4. Влияние СМИ на духовно-нравственное воспитание человека.........64
4.1 Виды СМИ........................................................................................................64
4.1.1 Влияние СМИ на духовно-нравственное воспитание современного общества.................................................................................................................64
4.2 Роль СМИ в нравственном и социально-политическом воспитании современного российского населения.................................................................67
4.2.1 Ответственность СМИ за духовно-нравственное состояние народа......67
4.2.2 Современные СМИ – благо или зло для общества?..................................69
Заключение.............................................................................................................77
Список используемой литературы.......................................................................80
...
школ (Е.А. Никитская, О.Л. Янушкявичене, Л.А. Марченко и др.).
В этой ситуации все актуальнее ставится потребность целостного осмысления становления и развития современной системы духовно-нравственного воспитания, а также систематизация большого количества теоретических и методических разработок в этой области.
Однако до сих пор в современной педагогической науке нет работ, направленных на целостное изучение этого процесса.
Цель исследования – проанализировать особенности духовно-нравственного воспитания.
Объект исследования - теория и практика современного духовно-нравственного воспитания; предмет - духовно-нравственное воспитание как компонент общего образования.
Задачи исследования:
- охарактеризовать современное состояние духовно-нравственного воспитания как особого вида воспитания в российском образовании;
- раскрыть смысл, содержание и основные направления развития православной педагогики на переходе тысячелетий;
- проанализировать сущность и идейные позиции субъектов общественной полемики по вопросам духовно-нравственного воспитания в России конца XX - начала XXI вв.;
- выявить и охарактеризовать этапы развития современного духовно-нравственного воспитания на федеральном и региональном уровнях;
- обосновать основные тенденции, направления и оптимальные социально-педагогические условия развития духовно-нравственного воспитания.
Методологическая основа исследования: культурно-исторический и системный подходы, позволяющие сочетать научность с христианским вероучением о цельности и иерархичности мира, общества и человека; положения о единстве религии и воспитания, светской науки и православного богословия в отечественной духовно-педагогической традиции, выражающиеся в их плодотворном взаимодействии и взаимообогащении.
Теоретическая основа исследования сложилась на основе трудов, ориентированных на разработку целостной системы образования и традиционного духовно-нравственного ...
Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов.
Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, сначала — к гуманистической, «общечеловеческой», а затем к традиционной — христианской, православной. В основе обеих систем лежат Божественные заповеди, однако между ними имеются существенные различия.
Анализ материалов чтений, публикаций периодической печати, специальной литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания и образования, вышедшей за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.
Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.
Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.
Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания подрастающих поколений, которое находится пока в стадии становления.
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие в том числе и священнослужителей, всей образовательной среды учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.
Пастырь, старец, русское духовенство в целом на протяжении веков являются активными субъектами воспитания русского человека и русского народа. За многие века пастырством и старчеством накоплены эффективные методы духовно-нравственного воспитания. Методы пастырского руководства оказали влияние на весь строй русской педагогики.
Русские монастыри на протяжении веков являлись в России центрами духовно-нравственного просвещения. Влияние монастырей проявлялось, прежде всего, в том, что воспитанное монастырем братство «незаметно изменяло направление ума», перестраивало весь духовно-нравственный строй души русского человека, пробуждало потребность в духовных началах, оказывало глубокое, обновляющее воздействие на русское общество. Мир стремился перенять уклад жизни подвижников. То, что открывалось его [мира] взору, учило его правилам нравственной жизни «не словом или языком, но делом и истиной». Влияние монастырей на народную нравственность, по словам известного историка П.В. Знаменского, ярче всего видно по тому аскетическому оттенку, который отмечается во всех проявлениях древнего русского благочестия.
Русское старчество, монашество, методы и средства пастырского руководства заложили основы отношений «учитель-ученик» в системе русской школы, старцы и пастыри оказали огромное влияние на русское общество, явились связующим звеном между Русской Православной Церковью и народом.
Предметом общественных дискуссий в СМИ является весь спектр общественно-религиозной и педагогической проблематики в нашей стране. Содержательно в нем выделяются четыре направления:
1) сущностно-религиозное, показывающее позитивное значение традиционных религий в жизни общества и человека, духовной и культурной жизни общества и образования;
2) общественно-религиозное, анализирующее взаимодействие общества и церкви;
3) культурно-религиозное, описывающее взаимодействие культуры, науки, искусства с религией;
4) воспитательно-религиозное, изучающее сущность и пути духовно-нравственного воспитания в России. В последнем сложилось три подхода: атеистический, отрицающий бытие Бога и, соответственно, необходимость духовно-нравственного воспитания, основанного на религиозной культуре; либеральный - исходящий из того, что религия является частным делом каждого человека, и поэтому не должна быть предметом общественного духовно-нравственного воспитания; позитивный (разделяют не только религиозные, но и многие деятели науки, культуры и образования), доказывающий необходимость построения духовно-нравственного воспитания на основе системы традиционных религиозных ценностей.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»
3. Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. М., Самшит-издат, 2002.
4. Государственно- церковные отношения в сфере образования: Информационно-методический сборник / Авт.-сост.С.И.Ильинский. – Ижевск: Изд-во ИУУ УР, 2000.
5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков; Учебное иэдание. – М.: Просвещение, 2009.
6. Девятова С. Великие старцы XX столетия (М.: Артос-Медиа, 2007).
7. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. М., 2004.
8. Зеньковский В.В. Педагогика. Клин, 2004.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя - М., Логос, 2004.
10. Иисус Христос и его ученики. – Переиздание. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.
11. Левчук Д.Г. «Духовно — нравственное воспитание детей и молодежи России» ЧМ. «Планета 200» 2003г.
12. Маслов Н.В. Основы русской педагогики: Православное воспитание как основа русской педагогики / Н.В.Маслов. – М.: Самшит-издат, 2007.
13. Матецкая А.В. Религиоведение (краткий курс) / А.В.Матецкая, С.И.Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
14. Музафарова Н.И. История религий / Н.И.Музафарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
15. Никандров С.Ф. «Православная культура» М. «Покров» 2003г.
16. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 2005.
17. Основы религиоведения : Учеб. / Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др;Под ред. И.Н.Яблокова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк.,2008.
18. Основы религиоведения : Учеб. / Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др;Под ред. И.Н.Яблокова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк.,2008.
19. Петракова Т.И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации/ Петракова Т.И., Евладова Е.Б., Макеева С.Г. – М.: Импэто, 2004.
20. Писманик М.Г. Религиоведение : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение» / М.Г.Писманик. – М.: ЮНИТИ-ДАИР, 2009.
21. Писманик М.Г. Религиоведение : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение» / М.Г.Писманик. – М.: ЮНИТИ-ДАИР, 2009.
22. Понкин Ж.В. Правовые основы преподавания православной культуры. М. Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца 2003г.
23. Потаповская О.М. Подарок к празднику. Программа духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно — продуктивной деятельности. 2003г.
24. Православная культура в России: прошлое и настоящее (по материалам II Свято-Филаретовских чтений) (М.: Пашков дом, 2007).
25. Свт. Феофан Затворник. Основы православного воспитания. – Киев: Общество любителей православной литературы Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2002.
26. Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе: Методическое пособие. – М.: Самшит, 2000.
27. Силантьева О. В. Основы православного мировоззрения. М., «Планета» 2003г.
28. Симогаев Ф.Е. Православная культура. М. «Покров»2003г.
29. Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. ПСТГУ, Москва, 2006.
30. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. – Клин, фонд Христианская жизнь, 2000.
31. Феоктистова Г.П. Духовно — нравственное воспитание старших дошкольников. М., 2000г.
32. Харитонова О.X. Основы православной культуры. М. «Покров» 2000г.
33. Шестун Георгий, протоиерей. Православная педагогика. М., 2001.
34. Янушкявичене О.Л. «Духовное воспитание. История и современность». Москва, Про-пресс, 2009.
35. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие для школьников и студентов. – М.:ПРО-Пресс, 2000.
36. Вульфсон Б.Л. Религия, церковь и образование / Б.Л.Вульфсон // Педагогика. – 2007. -№ 4.
37. Выступление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании президиума Российской академии образования // Воспитание школьников. – 2010. - №2.
38. Гаямова Л. От милосердия к гражданственности ( из опыта работы) / Л.Гаямова // Воспитание школьников. – 2008. - № 5.
39. Дивногорцева С.Ю. Культуросообразность православного воспитания / С.Ю.Дивногорцева // Педагогика. – 2009. - № 1.
40. Забота о воспитании и образовании святое дело ( Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл ) // Профессиональное образование. Столица. – 2010. - № 1.
41. Игумен Георгий ( Е.В.Шестун) Духовно-нравственное становление личности в православной традиции / Игумен Георгий ( Е.В.Шестун) // Педагогика. – 2006. –№4.
42. Из выступления Святейшего Патриарха и всея Руси Кирилла на открытии ХVIII Международных Рождественских образовательных чтений. – 2010. // Вестник образования. – 2010. - № 4.
43. Киляшова Т.И. Духовное возрождение через познание прошлого / Т.И.Киляшова // Халах шкуле.- 2006. - № 2.
44. Никандров Н.Д. Духовно-нравственная культура и российская школа / Педагогика. – 2009. - № 3.
45. Никифорова В.Н. Осмысление духовно-нравственных проблем на «Рождественских чтениях» / В.Н.Никифорова // Халах шкуле. – 2006. - № 1.
46. Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования ( материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко на ХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях) // Вестник образования. – 2010. - № 4.
47. Религиозное ( конфессиональное) воспитание // Школьные технологии. – 2002. - № 3.
48. Рыбин В.А. Религиозная идея в современной педагогике / В.А.Рыбин // Педагогика. – 2007. - № 4.
49. Свет веры и добра : сотрудничество образования и русской православной церкви. // Народное образование. – 2006. - № 3.
50. Степанов В. Духовное просвещение – основа развития этноса и государства / В.Степанов // Халах шкуле. – 2006. - № 1.
51. Хуторской А.В. Заповеди Христа: духовно-нравственное образование / А.В.Хуторской // Школьные технологии. – 2009. - № 3.
52. Чмелёва Е.В. Концепция религиозного воспитания М.М.Манасеиной / Е.В.Чмелёва // Педагогика. – 2007. - № 3.
53. Шапошников Л.Е. Эволюция и современное состояние православного духовного образования в России / Л.Е.Шапошников // Педагогика. – 2008. - № 8.
54. Шмелев В. Религиоведение в школе : что показал мониторинг / В. Шмелев // Директор школы. – 2010. - № 2.
55. Ямбург Е.А. Религия, образование, культура / Е.А. Ямбург // Завуч. – 2007. - № 8.