Духовно-нравственное воспитание - приоритетное направление пастырской деятельности
|
Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Духовные основы нравственного воспитания.......................................8
1.1 Религиозные основы нравственности..............................................................8
1.1.1 Христианская этика........................................................................................8
1.1.2 Теоретические предпосылки исследования духовно-нравственного воспитания..............................................................................................................11
1.2 Цель и объект духовно-нравственного воспитания.....................................14
1.2.1 Методологические подходы к исследованию............................................14
1.2.2 Основная задача духовно-нравственного воспитания и его исторический аспект на Руси........................................................................................................16
1.3 Выводы по первой главе.................................................................................20
Глава 2. Роль пастыря по духовно-нравственному воспитанию в современном обществе.................................................................................................................21
2.1 Роль и деятельность священства в духовно-нравственном воспитании....21
2.1.1 Церковная община, литургическая жизнь и христианское служение.....21
2.2 Социальное партнерство государства и Церкви в целях сохранения национальных духовных традиций......................................................................26
2.2.1 Светское и христианское понимание духовно-нравственного воспитания..............................................................................................................26
2.2.2 Задачи, принципы и формы православного просвещения и его значение в современных условиях.......................................................................................39
2.3 Выводы по второй главе.................................................................................42
Глава 3. Богословское творческое наследие по духовно-нравственному воспитанию в трудах современных богословов.................................................44
3.1 Труды современных богословов в свете святоотеческой традиции и в контексте непрерывного образования.................................................................44
3.1.1 Воспитательные аспекты служения священника......................................44
3.1.2 Методы пастырского душепопечения на всех этапах жизненного пути.........................................................................................................................50
3.2 Значение творческого наследия современных богословов по духовно-нравственному воспитанию и его использование в современной системе пастырского попечения.........................................................................................59
3.2.1 Значение старчества и монастырей в духовно-нравственном воспитании.............................................................................................................59
3.3 Выводы по третье главе..................................................................................63
Глава 4. Влияние СМИ на духовно-нравственное воспитание человека.........64
4.1 Виды СМИ........................................................................................................64
4.1.1 Влияние СМИ на духовно-нравственное воспитание современного общества.................................................................................................................64
4.2 Роль СМИ в нравственном и социально-политическом воспитании современного российского населения.................................................................67
4.2.1 Ответственность СМИ за духовно-нравственное состояние народа......67
4.2.2 Современные СМИ – благо или зло для общества?..................................69
Заключение.............................................................................................................77
Список используемой литературы.......................................................................80
Глава 1. Духовные основы нравственного воспитания.......................................8
1.1 Религиозные основы нравственности..............................................................8
1.1.1 Христианская этика........................................................................................8
1.1.2 Теоретические предпосылки исследования духовно-нравственного воспитания..............................................................................................................11
1.2 Цель и объект духовно-нравственного воспитания.....................................14
1.2.1 Методологические подходы к исследованию............................................14
1.2.2 Основная задача духовно-нравственного воспитания и его исторический аспект на Руси........................................................................................................16
1.3 Выводы по первой главе.................................................................................20
Глава 2. Роль пастыря по духовно-нравственному воспитанию в современном обществе.................................................................................................................21
2.1 Роль и деятельность священства в духовно-нравственном воспитании....21
2.1.1 Церковная община, литургическая жизнь и христианское служение.....21
2.2 Социальное партнерство государства и Церкви в целях сохранения национальных духовных традиций......................................................................26
2.2.1 Светское и христианское понимание духовно-нравственного воспитания..............................................................................................................26
2.2.2 Задачи, принципы и формы православного просвещения и его значение в современных условиях.......................................................................................39
2.3 Выводы по второй главе.................................................................................42
Глава 3. Богословское творческое наследие по духовно-нравственному воспитанию в трудах современных богословов.................................................44
3.1 Труды современных богословов в свете святоотеческой традиции и в контексте непрерывного образования.................................................................44
3.1.1 Воспитательные аспекты служения священника......................................44
3.1.2 Методы пастырского душепопечения на всех этапах жизненного пути.........................................................................................................................50
3.2 Значение творческого наследия современных богословов по духовно-нравственному воспитанию и его использование в современной системе пастырского попечения.........................................................................................59
3.2.1 Значение старчества и монастырей в духовно-нравственном воспитании.............................................................................................................59
3.3 Выводы по третье главе..................................................................................63
Глава 4. Влияние СМИ на духовно-нравственное воспитание человека.........64
4.1 Виды СМИ........................................................................................................64
4.1.1 Влияние СМИ на духовно-нравственное воспитание современного общества.................................................................................................................64
4.2 Роль СМИ в нравственном и социально-политическом воспитании современного российского населения.................................................................67
4.2.1 Ответственность СМИ за духовно-нравственное состояние народа......67
4.2.2 Современные СМИ – благо или зло для общества?..................................69
Заключение.............................................................................................................77
Список используемой литературы.......................................................................80
...
школ (Е.А. Никитская, О.Л. Янушкявичене, Л.А. Марченко и др.).
В этой ситуации все актуальнее ставится потребность целостного осмысления становления и развития современной системы духовно-нравственного воспитания, а также систематизация большого количества теоретических и методических разработок в этой области.
Однако до сих пор в современной педагогической науке нет работ, направленных на целостное изучение этого процесса.
Цель исследования – проанализировать особенности духовно-нравственного воспитания.
Объект исследования - теория и практика современного духовно-нравственного воспитания; предмет - духовно-нравственное воспитание как компонент общего образования.
Задачи исследования:
- охарактеризовать современное состояние духовно-нравственного воспитания как особого вида воспитания в российском образовании;
- раскрыть смысл, содержание и основные направления развития православной педагогики на переходе тысячелетий;
- проанализировать сущность и идейные позиции субъектов общественной полемики по вопросам духовно-нравственного воспитания в России конца XX - начала XXI вв.;
- выявить и охарактеризовать этапы развития современного духовно-нравственного воспитания на федеральном и региональном уровнях;
- обосновать основные тенденции, направления и оптимальные социально-педагогические условия развития духовно-нравственного воспитания.
Методологическая основа исследования: культурно-исторический и системный подходы, позволяющие сочетать научность с христианским вероучением о цельности и иерархичности мира, общества и человека; положения о единстве религии и воспитания, светской науки и православного богословия в отечественной духовно-педагогической традиции, выражающиеся в их плодотворном взаимодействии и взаимообогащении.
Теоретическая основа исследования сложилась на основе трудов, ориентированных на разработку целостной системы образования и традиционного духовно-нравственного ...
школ (Е.А. Никитская, О.Л. Янушкявичене, Л.А. Марченко и др.).
В этой ситуации все актуальнее ставится потребность целостного осмысления становления и развития современной системы духовно-нравственного воспитания, а также систематизация большого количества теоретических и методических разработок в этой области.
Однако до сих пор в современной педагогической науке нет работ, направленных на целостное изучение этого процесса.
Цель исследования – проанализировать особенности духовно-нравственного воспитания.
Объект исследования - теория и практика современного духовно-нравственного воспитания; предмет - духовно-нравственное воспитание как компонент общего образования.
Задачи исследования:
- охарактеризовать современное состояние духовно-нравственного воспитания как особого вида воспитания в российском образовании;
- раскрыть смысл, содержание и основные направления развития православной педагогики на переходе тысячелетий;
- проанализировать сущность и идейные позиции субъектов общественной полемики по вопросам духовно-нравственного воспитания в России конца XX - начала XXI вв.;
- выявить и охарактеризовать этапы развития современного духовно-нравственного воспитания на федеральном и региональном уровнях;
- обосновать основные тенденции, направления и оптимальные социально-педагогические условия развития духовно-нравственного воспитания.
Методологическая основа исследования: культурно-исторический и системный подходы, позволяющие сочетать научность с христианским вероучением о цельности и иерархичности мира, общества и человека; положения о единстве религии и воспитания, светской науки и православного богословия в отечественной духовно-педагогической традиции, выражающиеся в их плодотворном взаимодействии и взаимообогащении.
Теоретическая основа исследования сложилась на основе трудов, ориентированных на разработку целостной системы образования и традиционного духовно-нравственного ...
Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов.
Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, сначала — к гуманистической, «общечеловеческой», а затем к традиционной — христианской, православной. В основе обеих систем лежат Божественные заповеди, однако между ними имеются существенные различия.
Анализ материалов чтений, публикаций периодической печати, специальной литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания и образования, вышедшей за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.
Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.
Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.
Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания подрастающих поколений, которое находится пока в стадии становления.
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие в том числе и священнослужителей, всей образовательной среды учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.
Пастырь, старец, русское духовенство в целом на протяжении веков являются активными субъектами воспитания русского человека и русского народа. За многие века пастырством и старчеством накоплены эффективные методы духовно-нравственного воспитания. Методы пастырского руководства оказали влияние на весь строй русской педагогики.
Русские монастыри на протяжении веков являлись в России центрами духовно-нравственного просвещения. Влияние монастырей проявлялось, прежде всего, в том, что воспитанное монастырем братство «незаметно изменяло направление ума», перестраивало весь духовно-нравственный строй души русского человека, пробуждало потребность в духовных началах, оказывало глубокое, обновляющее воздействие на русское общество. Мир стремился перенять уклад жизни подвижников. То, что открывалось его [мира] взору, учило его правилам нравственной жизни «не словом или языком, но делом и истиной». Влияние монастырей на народную нравственность, по словам известного историка П.В. Знаменского, ярче всего видно по тому аскетическому оттенку, который отмечается во всех проявлениях древнего русского благочестия.
Русское старчество, монашество, методы и средства пастырского руководства заложили основы отношений «учитель-ученик» в системе русской школы, старцы и пастыри оказали огромное влияние на русское общество, явились связующим звеном между Русской Православной Церковью и народом.
Предметом общественных дискуссий в СМИ является весь спектр общественно-религиозной и педагогической проблематики в нашей стране. Содержательно в нем выделяются четыре направления:
1) сущностно-религиозное, показывающее позитивное значение традиционных религий в жизни общества и человека, духовной и культурной жизни общества и образования;
2) общественно-религиозное, анализирующее взаимодействие общества и церкви;
3) культурно-религиозное, описывающее взаимодействие культуры, науки, искусства с религией;
4) воспитательно-религиозное, изучающее сущность и пути духовно-нравственного воспитания в России. В последнем сложилось три подхода: атеистический, отрицающий бытие Бога и, соответственно, необходимость духовно-нравственного воспитания, основанного на религиозной культуре; либеральный - исходящий из того, что религия является частным делом каждого человека, и поэтому не должна быть предметом общественного духовно-нравственного воспитания; позитивный (разделяют не только религиозные, но и многие деятели науки, культуры и образования), доказывающий необходимость построения духовно-нравственного воспитания на основе системы традиционных религиозных ценностей.
Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, сначала — к гуманистической, «общечеловеческой», а затем к традиционной — христианской, православной. В основе обеих систем лежат Божественные заповеди, однако между ними имеются существенные различия.
Анализ материалов чтений, публикаций периодической печати, специальной литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания и образования, вышедшей за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.
Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.
Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.
Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания подрастающих поколений, которое находится пока в стадии становления.
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие в том числе и священнослужителей, всей образовательной среды учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.
Пастырь, старец, русское духовенство в целом на протяжении веков являются активными субъектами воспитания русского человека и русского народа. За многие века пастырством и старчеством накоплены эффективные методы духовно-нравственного воспитания. Методы пастырского руководства оказали влияние на весь строй русской педагогики.
Русские монастыри на протяжении веков являлись в России центрами духовно-нравственного просвещения. Влияние монастырей проявлялось, прежде всего, в том, что воспитанное монастырем братство «незаметно изменяло направление ума», перестраивало весь духовно-нравственный строй души русского человека, пробуждало потребность в духовных началах, оказывало глубокое, обновляющее воздействие на русское общество. Мир стремился перенять уклад жизни подвижников. То, что открывалось его [мира] взору, учило его правилам нравственной жизни «не словом или языком, но делом и истиной». Влияние монастырей на народную нравственность, по словам известного историка П.В. Знаменского, ярче всего видно по тому аскетическому оттенку, который отмечается во всех проявлениях древнего русского благочестия.
Русское старчество, монашество, методы и средства пастырского руководства заложили основы отношений «учитель-ученик» в системе русской школы, старцы и пастыри оказали огромное влияние на русское общество, явились связующим звеном между Русской Православной Церковью и народом.
Предметом общественных дискуссий в СМИ является весь спектр общественно-религиозной и педагогической проблематики в нашей стране. Содержательно в нем выделяются четыре направления:
1) сущностно-религиозное, показывающее позитивное значение традиционных религий в жизни общества и человека, духовной и культурной жизни общества и образования;
2) общественно-религиозное, анализирующее взаимодействие общества и церкви;
3) культурно-религиозное, описывающее взаимодействие культуры, науки, искусства с религией;
4) воспитательно-религиозное, изучающее сущность и пути духовно-нравственного воспитания в России. В последнем сложилось три подхода: атеистический, отрицающий бытие Бога и, соответственно, необходимость духовно-нравственного воспитания, основанного на религиозной культуре; либеральный - исходящий из того, что религия является частным делом каждого человека, и поэтому не должна быть предметом общественного духовно-нравственного воспитания; позитивный (разделяют не только религиозные, но и многие деятели науки, культуры и образования), доказывающий необходимость построения духовно-нравственного воспитания на основе системы традиционных религиозных ценностей.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1995-2016 ГОДАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1995-2016 ГОДАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ГУБКИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ, НАУЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА А. А. ДМИТРИЕВСКОГО В КИЕВСКИЙ ПЕРИОД ЕГО ЖИЗНИ (1884-1907 гг.)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Социальное служение православного духовенства юго-восточных уездов Курской губернии в 1866 - 1914 годах
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА КУРСА КАТЕХИЗАЦИИ ДЛЯ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОСЛЕ РАЗЛИЧНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДИСКУССИЯ О БОГОСЛУЖЕБНОМ ЯЗЫКЕ В РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016 - МЕНТАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛАТИНСКИХ ХРИСТИАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ IV-VI ВВ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



