Введение 3
Глава I. Теоретические основы обучения смысловому чтению на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 6
1.1. Чтение как вид речевой деятельности 6
1.2. Умения смыслового чтения как универсальные учебные действия 15
1.3. Возможности смыслового чтения на уроках иностранного
языка 23
Выводы по первой главе 30
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ смыслового чтения на уроках английского языка в 7 классах 31
2.1. Система упражнений по формированию основ смыслового чтения в
УМК по английскому языку «Английский в фокусе» (Spotlight) для 7
класса 31
2.2. Приемы формирования основ смыслового чтения на уроках
английского языка 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию основ
смыслового чтения на уроках английского языка в 7 классах 46
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение 59
Чтение является универсальным видом речевой деятельности, так как позволяет получать новые знания, совершенствовать лексическую, грамматическую стороны речи, расширяет лингвострановедческий и культуроведческий кругозор. Особенно большим потенциалом в этой связи обладает чтение на иностранном языке. Именно тексты являются основным источником иноязычной информации, а чтение, в свою очередь, ведущим видом речевой деятельности, позволяющим совершенствовать говорение. При этом специалисты отмечают, что в современной школе необходимо формировать умения смыслового чтения - чтения, нацеленного на понимание читающим смыслового содержания текста.
В связи с переходом школ на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в которых «процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности», главным критерием качества образования рассматриваются результаты: личностные, метапредметные и предметные [2, с. 6]. Значимость и ценность смыслового чтения заключается в том, что оно относится к метапредметным результатам, составляющие его умения будут в структуре всех универсальных учебных действий. Этим обусловлена актуальность данной работы, посвященной основам обучения учащихся смысловому чтению на уроках английского языка.
Целью исследования является изучение основ обучения смысловому чтению на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
- рассмотреть чтение как вид речевой деятельности;
- доказать, что умения смыслового чтения являются универсальными учебными действиями;
- выявить возможности смыслового чтения на уроках иностранного языка;
- проанализировать упражнения по формированию основ смыслового чтения в УМК по английскому языку «Английский в фокусе» (Spotlight) для 7-го класса;
- раскрыть приемы формирования основ смыслового чтения на уроках английского языка;
- апробировать некоторые приемы формирования основ смыслового чтения на уроках английского языка в 7-ом классе.
Объект исследования: обучение смысловому чтению на уроках английского языка.
Предметом исследования являются приемы обучения смысловому чтению на уроках английского языка в 7-ом классе.
Переход российских школ на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения потребовал пересмотра целей и задач обучения. Главным критерием качества образования сейчас рассматриваются личностные, метапредметные и предметные результаты. Значимость и ценность умений смыслового чтения заключается в том, что они относятся к метапредметным результатам. В связи с этим проблемы обучения смысловому чтению на уроках приобретают особую актуальность.
Особым потенциалом обладают уроки иностранного языка - чтение занимает ведущее место по своей важности и доступности, является целевой доминантой при обучении иностранному языку. В исследовании мы рассмотрели точки зрения различных ученых на сущность чтения на иностранном языке: А.А. Гончарова, З.И. Клычниковой, Р.П. Мильруда, С.К. Фоломкиной, и пришли к выводу, что чтение - это сложнейший вид речевой деятельности. Понимание содержания текста как конечная цель процесса чтения наступает в результате сложных речемыслительных операций с текстом. Для того чтобы понять текст, у читающего должны быть сформированы определённые механизмы чтения, автоматизированные у зрелого чтеца и требующие постепенного формирования у школьников.
Вопросами изучения смыслового чтения занимался А.Г. Асмолов. Этот ученый особо подчеркивает, что целью обучения чтению в школе является формирование и развитие умений смыслового чтения как метапредметного результата, а не обучение видам чтения, которые являются лишь средством для достижения общей цели.
Согласно ФГОСу смысловое чтение относится к метапредметным результатам, поэтому его составляющие будут в структуре всех универсальных учебных действий (УУД). Одним из главных критериев уровня сформированности навыка смыслового чтения является полнота понимания текста.
Иноязычное смысловое чтение положительно влияет на развитие других видов речевой деятельности: уроки чтения можно рассматривать как один из этапов подготовки учеников к самостоятельному воспроизведению мысли, ведь на основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей. Кроме того, чтение обладает значительным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом.
Основным средством формирования основ смыслового чтения являются учебно-методические комплексы. В данной работе мы провели анализ системы упражнений по формированию основ смыслового чтения в УМК по английскому языку «Английский в фокусе» (Spotlight) для 7 класса. К основным особенностям учебника и книги для чтения курса «Английский в фокусе» (Spotlight) в контексте обучения смысловому чтению в целом следует отнести:
• аутентичность языковых материалов;
• тексты разной тематики и разных жанров;
• соответствие структуры учебного материала модулей структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация, постановка цели, деятельность по достижению цели, самоконтроль, самооценка, самокоррекция;
• личностная ориентация содержания текстовых материалов;
• система работы по формированию общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
• наличие грамотно и логично выстроенной системы упражнений по формированию смыслового чтения.
В качестве недостатка в данном учебнике и в книге для чтения можно назвать практически полное отсутствие заданий по обучению учащихся техникам маркировки текста, например, составление плана к тексту, подчеркивание основной информации, составление ментальной карты к тексту, выписывание и систематизация ключевых фраз. Поэтому мы предлагаем дополнить имеющиеся в учебнике упражнения некоторыми дополнительными приемами, направленными на формирование стратегий смыслового чтения: подчеркивание, резюмирование, составление плана, составление майндмэп, фишбоун и другие.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие два седьмых класса в МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов. После проведения входного тестирования мы работали по учебнику, добавляя дополнительные упражнения, направленные на формирование умений смыслового чтения, например, подчеркивание основной информации, составление ментальной карты к тексту, выписывание и систематизация ключевых фраз, „Fishbone“, заполнение таблицы, составление синквейна. Полученные результаты итогового тестирования показали, что в 7 «А» классе, где предлагались дополнительные задания на формирования навыков смыслового чтения, количество учащихся, продемонстрировавших более высокий уровень по сравнению с первым тестированием, увеличилось, тогда как в 7 «Б» классе изменения произошли не такие значительные.
Итак, проведенная работа показала, что в целом учебник „Spotlight“ содержит упражнения на формирование основ смыслового чтения, однако применение дополнительных приемов повышает эффективность этого процесса.
1. Арсланьян В.П., Стюхина Г.А. Материалы курса «ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект)»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 92 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя/ под ред. А.Г Асмолова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
3. Вайсбурд М.П., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности// Иностранные языки в школе,1997. № 1. С. 33-38.
4. Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е., Дули Д., Эванс В. «Английский в фокусе» (Spotlight). М.: Просвещение, 2017. 152 с.
5. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. Английский в фокусе. Spotlight. Книга для чтения «Питер Пэн». 7 класс. М.: Просвещение, 2017. 64 с.
6. Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е., Дули Д., Эванс В. Английский в фокусе. Spotlight. 7 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2017. 72 с.
7. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов, обучающ. по спец. «Теория методика преподавания иностр. яз. и культур» 5-е изд. М. : Академия, 2008. 334 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти-Глосса, 2000. 165 с.
9. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. М.: Высш. школа. 373 с.
10. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
11. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 207 с.
12. Круговых Н.В. Через уроки чтения к воспитанию и развитию//Начальная школа, 2000. № 6. С. 44-46.
13. Леонтьев А.А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. М.: Издательство МГУ, 1971. 40 с.
14. Лозицкая А. И. Формирование и развитие стратегий смыслового чтения при просмотровом чтении // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 86-88.
15. Мильруд Р.П., Гончаров А.А.Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста// Иностранные языки в школе, 2003. № 1. С.12-18...35