Психологические факторы академической прокрастинации в юности (Московская Международная Академия)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 82 человек в возрасте от 18 до 23 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…...4
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования психологических факторов академической прокрастинации в юности
1.1 Прокрастинация как предмет психологических исследований……9
1.2 Психологические факторы академической прокрастинации………18
1.3 Особенности психического развития в юности……………...……..23
Вывод по главе I…………………………………………………………40
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических факторов академической прокрастинации в юности
2.1 Организация и методы исследования психологических факторов академической прокрастинации в юности ……42
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования психологических факторов академической прокрастинации в юности……52
Вывод по главе II……………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выборка: 82 человек в возрасте от 18 до 23 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…...4
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования психологических факторов академической прокрастинации в юности
1.1 Прокрастинация как предмет психологических исследований……9
1.2 Психологические факторы академической прокрастинации………18
1.3 Особенности психического развития в юности……………...……..23
Вывод по главе I…………………………………………………………40
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических факторов академической прокрастинации в юности
2.1 Организация и методы исследования психологических факторов академической прокрастинации в юности ……42
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования психологических факторов академической прокрастинации в юности……52
Вывод по главе II……………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования: отметим, что прокрастинация достаточно распространенный феномен в современной жизни. Однако, как научное понятие существует относительно недавно, с конца прошлого века. Актуальность изучения этого феномена определились большей степени уровнем социальных изменений в обществе.
Личность живет в условиях динамично развивающегося общества и дефицита времени, поэтому сегодня наблюдается тенденция использования иррациональных убеждений в целях откладывания дел на поздний срок.
Всё больше молодых людей подвергается влиянию прокрастинации, в то время как современной образ жизни требует от них постоянной мобильности, продуктивности, самостоятельности и ответственности. Следствием прокрастинации является стресс, снижение качества выполняемой работы и др. Данные процессы вызваны из-за того, что личность не ощущает в полной мере реализации своих жизненных целей. Соответственно, прокрастинация как процесс иррационального «откладывания на потом» желаемых целей будет существенно влиять на основные аспекты самоопределения в юношеском возрасте: жизненной, личностной, социальной и профессиональной сфере самоопределения.
В свою очередь, юношеский возраст представляет собой одним из ответственных периодов формирования личности. Ведь именно в подростковом и юношеском возрасте происходит образование нравственных убеждений и самостоятельно в вступление во взрослую жизнь.
Таким образом, прокрастинация сужает спектр возможностей личности, образуя так называемое состояние «жизненного зависания», происходящие из-за ситуативных факторов (непривлекательности задачи, присутствия большого промежутка времени и др.) или индивидуально-психологических факторов (мотивация, страх, перфекционизм, самооценка копинг-стратегии и др). Прокрастинация проявляется практически во всех сферах деятельности человека. Изучение психологических факторов академической прокрастинации в юношеском возрасте является актуальной проблемой исследования в практической значимости.
Цель исследования: выявить психологические факторы академической прокрастинации в юности.
Объект исследования: академическая прокрастинация.
Предмет исследования: психологические факторы академической прокрастинации в юности.
Гипотеза исследования: у прокрастинирующих студентов в качестве психологических факторов академической прокрастинации будет наблюдаться мотивация избегания неудачи, перфекционизм, тревожность и непродуктивные копинг-стратегии.
Частные гипотезы:
1. Предположение о том, что у студентов-прокрастинаторов будет наблюдаться тенденция использования непродуктивных копинг-стратегий в ситуации принятий решений.
2. Предположение о том, что у студентов прокрастинаторов будет преобладать мотивация избегания неудачи.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, были поставлены следующие теоретические и практические задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к изучению феномена прокрастинации в зарубежных и отечественных исследованиях.
2. Рассмотреть психологические факторы прокрастинации.
3. Раскрыть особенности развития личности в юношеском возрасте.
4. Эмпирическим путём исследовать психологические факторы академической прокрастинации в юношеском возрасте.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Идея С.Л. Рубинштейна о психологическом детерминизме. Внешние воздействия преломляется через психику человека и только после этого обуславливает его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, определяет те внешние воздействия, которые оказывают на него влияние. Эта идея составляет основу понимания нами способности личности преобразования окружающей среды для дальнейшего формирования реакции и поведения, в форме прокрастинации.
2. Идея К. Лэя о том, что прокрастинация является добровольным, иррациональным откладыванием намеченных действий, несмотря нанегативные последствия.Идея Л.Й. Соломона и Е.Д. Роблума о том, что прокрастинация это промедление, задержка в сочетании с субъективным дискомфортом; прокрастинация включает в себя сложное взаимодействие поведенческого, когнитивного и аффективного компонента.
3. Идея Л. Манна и И. Джениса о том, что существуют«условия, определяющие определенный копинг в ситуации принятия решений» .
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы;
2. Методика «Шкала оценки академической прокрастинации PASS (адаптация Зверева М.В.) (оригиналProcrastination Assessment Scale for Students, PASS by L. Solomon & E. Rothblum, 1984);
3. Методика«Мельбурнский опросник принятия решения (МОПР)» (адаптацияТ.В. Корнилова) (оригиналMelbourne decision making questionnaire, MDMQ);
4. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудач (МУН)»;
5. Метод статистической обработки данных:корреляционный анализ (rs коэффициент корреляции Спирмена), а также H-критерий Краскела-Уоллиса.
База эмпирического исследования: исследование проводилось на базе лаборатории экспериментальной психологии и психодиагностики ММА.
Выборка: в исследовании приняли участие 82 респондента юношеского возраста от 18 до 23 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные в дальнейшем могут использоваться в практической деятельности психологов и специалистов близких профессий. Кроме того, данные могут быть использованы в контексте поиска методов оптимизации образовательной системы и снижения уровня прокрастинации у современных молодых людей.
Структура работы: работа состоят из введения; двух глав, где рассматриваются теоретические подходы к исследованию психологических факторов академической прокрастинации в юности, а также результаты эмпирического исследования психологических факторов академической прокрастинации в юности; заключения; списка литературы и приложений.
Личность живет в условиях динамично развивающегося общества и дефицита времени, поэтому сегодня наблюдается тенденция использования иррациональных убеждений в целях откладывания дел на поздний срок.
Всё больше молодых людей подвергается влиянию прокрастинации, в то время как современной образ жизни требует от них постоянной мобильности, продуктивности, самостоятельности и ответственности. Следствием прокрастинации является стресс, снижение качества выполняемой работы и др. Данные процессы вызваны из-за того, что личность не ощущает в полной мере реализации своих жизненных целей. Соответственно, прокрастинация как процесс иррационального «откладывания на потом» желаемых целей будет существенно влиять на основные аспекты самоопределения в юношеском возрасте: жизненной, личностной, социальной и профессиональной сфере самоопределения.
В свою очередь, юношеский возраст представляет собой одним из ответственных периодов формирования личности. Ведь именно в подростковом и юношеском возрасте происходит образование нравственных убеждений и самостоятельно в вступление во взрослую жизнь.
Таким образом, прокрастинация сужает спектр возможностей личности, образуя так называемое состояние «жизненного зависания», происходящие из-за ситуативных факторов (непривлекательности задачи, присутствия большого промежутка времени и др.) или индивидуально-психологических факторов (мотивация, страх, перфекционизм, самооценка копинг-стратегии и др). Прокрастинация проявляется практически во всех сферах деятельности человека. Изучение психологических факторов академической прокрастинации в юношеском возрасте является актуальной проблемой исследования в практической значимости.
Цель исследования: выявить психологические факторы академической прокрастинации в юности.
Объект исследования: академическая прокрастинация.
Предмет исследования: психологические факторы академической прокрастинации в юности.
Гипотеза исследования: у прокрастинирующих студентов в качестве психологических факторов академической прокрастинации будет наблюдаться мотивация избегания неудачи, перфекционизм, тревожность и непродуктивные копинг-стратегии.
Частные гипотезы:
1. Предположение о том, что у студентов-прокрастинаторов будет наблюдаться тенденция использования непродуктивных копинг-стратегий в ситуации принятий решений.
2. Предположение о том, что у студентов прокрастинаторов будет преобладать мотивация избегания неудачи.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, были поставлены следующие теоретические и практические задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к изучению феномена прокрастинации в зарубежных и отечественных исследованиях.
2. Рассмотреть психологические факторы прокрастинации.
3. Раскрыть особенности развития личности в юношеском возрасте.
4. Эмпирическим путём исследовать психологические факторы академической прокрастинации в юношеском возрасте.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Идея С.Л. Рубинштейна о психологическом детерминизме. Внешние воздействия преломляется через психику человека и только после этого обуславливает его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, определяет те внешние воздействия, которые оказывают на него влияние. Эта идея составляет основу понимания нами способности личности преобразования окружающей среды для дальнейшего формирования реакции и поведения, в форме прокрастинации.
2. Идея К. Лэя о том, что прокрастинация является добровольным, иррациональным откладыванием намеченных действий, несмотря нанегативные последствия.Идея Л.Й. Соломона и Е.Д. Роблума о том, что прокрастинация это промедление, задержка в сочетании с субъективным дискомфортом; прокрастинация включает в себя сложное взаимодействие поведенческого, когнитивного и аффективного компонента.
3. Идея Л. Манна и И. Джениса о том, что существуют«условия, определяющие определенный копинг в ситуации принятия решений» .
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы;
2. Методика «Шкала оценки академической прокрастинации PASS (адаптация Зверева М.В.) (оригиналProcrastination Assessment Scale for Students, PASS by L. Solomon & E. Rothblum, 1984);
3. Методика«Мельбурнский опросник принятия решения (МОПР)» (адаптацияТ.В. Корнилова) (оригиналMelbourne decision making questionnaire, MDMQ);
4. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудач (МУН)»;
5. Метод статистической обработки данных:корреляционный анализ (rs коэффициент корреляции Спирмена), а также H-критерий Краскела-Уоллиса.
База эмпирического исследования: исследование проводилось на базе лаборатории экспериментальной психологии и психодиагностики ММА.
Выборка: в исследовании приняли участие 82 респондента юношеского возраста от 18 до 23 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные в дальнейшем могут использоваться в практической деятельности психологов и специалистов близких профессий. Кроме того, данные могут быть использованы в контексте поиска методов оптимизации образовательной системы и снижения уровня прокрастинации у современных молодых людей.
Структура работы: работа состоят из введения; двух глав, где рассматриваются теоретические подходы к исследованию психологических факторов академической прокрастинации в юности, а также результаты эмпирического исследования психологических факторов академической прокрастинации в юности; заключения; списка литературы и приложений.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы исследования психологических факторов академической прокрастинации в юношеском возрасте. В результате проведенного теоретического анализа мы можем сформировать следующие выводы:
На данный момент принято считать два подхода по объяснению причин возникновения прокрастинации: 1) возникновение прокрастинации связано с внешними условиями, т.е. характеристиками задачи или действия; 2) возникновение прокрастинации связано с внутренними условиями, т.е. личностными характеристиками человека.
Согласно теории С.Л. Рубинштейна, поведение человека определяется внешним миром через его психическую деятельность. При этом личностные характеристики, как внутренние условия, трансформируются в процессе развития и сами обуславливают внешние воздействия. С.Л. Рубинштейну говорил: «Отношение внешних условий к внутренним и внутренним условиям к результатам образует единый процесс и взаимодействует в нем» .
Под прокрастинацией понимают сознательное откладывание выполнения намеченных действий, промедление чего-либо, несмотря на появления определенных проблем.
В свою очередь, личности, склонные медлить в принятии решений, оттягивать и откладывать выполнение различных работ «на потом» являются прокрастинаторами. Принято выделять активных прокрастинаторов (кто стремится получить острые переживания) и пассивных прокрастинаторов (кто стремится избежать неприятного дел).
Анализ литературы показал, что прокрастинацияявляется комплексным и неоднородным феноменом, состоящий из когнитивных, поведенческих и психодинамических процессов и проявляющаяся во всех сферахжизни. Отсюда вытекает понятие академическая прокрастинация – сознательное откладывание выполнения намеченных действий, которая проявляется в учебной деятельности личности.
Сегодня дискуссия о связи различных факторов с академической прокрастинацией продолжает быть актуальной. Наиболее востребованные в изучении такие психологические факторы, как: мотивация, страх, перфекционизм, копинг-стратегии, а также тревожность. В данной работе мы будем изучать данные факторы, относительно нашей выборки, для установления связи академической прокрастинации и психологических факторов.
Юношеский возраст представляет собой одним из ответственных периодов формирования личности. Наряду с подростковым возрастом, в юношеском возрасте происходит формирование личных убеждений и самостоятельность в построение своего пути по жизни.
Общество постоянно находится в динамике своего развития, как и молодые люди. При этом с каждым годом общество больше предъявляет обязательств и требований человеку как самостоятельной единице. Кто-то лучше справляется, а у кого-то труднее происходит адаптация к внешним условиям, прибегая к различным способам.
Одним из таких способов стал новый феномен в научном мире – прокрастинация, как процесс переноса важных дел «на потом», зародившиеся в конце прошлого столетия. При этом проблема откладывания важных дел существовал многие тысячелетия.
В юношеском возрасте данная проблематика остро встает, так как не каждый готов принять ответственность и самостоятельность. В свою очередь, прокрастинация сужает спектр возможностей личности, образуя так называемое состояние «жизненного зависания». Прокрастинация проявляется практически во всех сферах деятельности человека, а в юношеском возрасте учебная деятельность продолжает быть актуальной, отсюда вытекает академическая прокрастинация, откладывание дел на потом в учебной деятельности.
Во второй главе нами было проведено эмпирическое исследование по изучению психологических факторов академической прокрастинации в юношеском возрасте.
В результате проведения эмпирического исследования психологических факторов академической прокрастинации в юношеском возрасте, мы можем сделать вывод, что юношескому возрасту характерна академическая прокрастинация, как процесс сознательного откладывания выполнения намеченных действий, промедление чего-либо, несмотря на появления определенных проблем.
Большинство молодых людей руководствуются продуктивным копингом-стратегии «бдительность» в ситуации принятий решений, в том числе прокрастинаторы, данная характеристика говорит о том, что молодые люди уточняют цели и задачи, ищут различные способы их решения, усвоение без предубеждений и мониторинг ситуации перед выбором.
Также большинству молодых людей характерен тип мотивации к успеху. Это говорит о том, что они активны и инициативны. Если перед ними возникает препятствие, тогда они проявляют свою бдительность, ища способы их преодоления. Они отличаются настойчивостью в достижении цели.
В ходе сравнения групп по «частоте прокрастинирующих» мы можем говорить, что у «много прокрастинирующих» студентов выражена социальная тревожность, лень и избегание неудачи, как непродуктивный копинг; у «средне прокрастинирующих» студентов выражен копинг прокрастинация; у «мало прокрастинирующих» студентов наблюдается выраженность мотивации к успеху. Отсюда мы можем говорить, что «много прокрастинирующие» студенты подвержены к избеганию неудачи, а «мало прокрастинирующие» студенты мотивированы к достижению успеха.
В ходе выявления корреляции между психологическими факторами и академической прокрастинации мы можем говорить о том, чем выше академическая прокрастинация, тем выше социальная тревожность и лень, тем ниже организованность, прокрастинация и избегание неудачи как копинг-стратегия в ситуации принятия решений.
Следовательно, мы можем говорить, у прокрастинирующих студентов в качестве психологических факторов академической прокрастинации будет наблюдаться мотивация избегания неудачи, тревожность и непродуктивные копинг-стратегии. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотезы нашли свое эмпирическое подтверждение.
На данный момент принято считать два подхода по объяснению причин возникновения прокрастинации: 1) возникновение прокрастинации связано с внешними условиями, т.е. характеристиками задачи или действия; 2) возникновение прокрастинации связано с внутренними условиями, т.е. личностными характеристиками человека.
Согласно теории С.Л. Рубинштейна, поведение человека определяется внешним миром через его психическую деятельность. При этом личностные характеристики, как внутренние условия, трансформируются в процессе развития и сами обуславливают внешние воздействия. С.Л. Рубинштейну говорил: «Отношение внешних условий к внутренним и внутренним условиям к результатам образует единый процесс и взаимодействует в нем» .
Под прокрастинацией понимают сознательное откладывание выполнения намеченных действий, промедление чего-либо, несмотря на появления определенных проблем.
В свою очередь, личности, склонные медлить в принятии решений, оттягивать и откладывать выполнение различных работ «на потом» являются прокрастинаторами. Принято выделять активных прокрастинаторов (кто стремится получить острые переживания) и пассивных прокрастинаторов (кто стремится избежать неприятного дел).
Анализ литературы показал, что прокрастинацияявляется комплексным и неоднородным феноменом, состоящий из когнитивных, поведенческих и психодинамических процессов и проявляющаяся во всех сферахжизни. Отсюда вытекает понятие академическая прокрастинация – сознательное откладывание выполнения намеченных действий, которая проявляется в учебной деятельности личности.
Сегодня дискуссия о связи различных факторов с академической прокрастинацией продолжает быть актуальной. Наиболее востребованные в изучении такие психологические факторы, как: мотивация, страх, перфекционизм, копинг-стратегии, а также тревожность. В данной работе мы будем изучать данные факторы, относительно нашей выборки, для установления связи академической прокрастинации и психологических факторов.
Юношеский возраст представляет собой одним из ответственных периодов формирования личности. Наряду с подростковым возрастом, в юношеском возрасте происходит формирование личных убеждений и самостоятельность в построение своего пути по жизни.
Общество постоянно находится в динамике своего развития, как и молодые люди. При этом с каждым годом общество больше предъявляет обязательств и требований человеку как самостоятельной единице. Кто-то лучше справляется, а у кого-то труднее происходит адаптация к внешним условиям, прибегая к различным способам.
Одним из таких способов стал новый феномен в научном мире – прокрастинация, как процесс переноса важных дел «на потом», зародившиеся в конце прошлого столетия. При этом проблема откладывания важных дел существовал многие тысячелетия.
В юношеском возрасте данная проблематика остро встает, так как не каждый готов принять ответственность и самостоятельность. В свою очередь, прокрастинация сужает спектр возможностей личности, образуя так называемое состояние «жизненного зависания». Прокрастинация проявляется практически во всех сферах деятельности человека, а в юношеском возрасте учебная деятельность продолжает быть актуальной, отсюда вытекает академическая прокрастинация, откладывание дел на потом в учебной деятельности.
Во второй главе нами было проведено эмпирическое исследование по изучению психологических факторов академической прокрастинации в юношеском возрасте.
В результате проведения эмпирического исследования психологических факторов академической прокрастинации в юношеском возрасте, мы можем сделать вывод, что юношескому возрасту характерна академическая прокрастинация, как процесс сознательного откладывания выполнения намеченных действий, промедление чего-либо, несмотря на появления определенных проблем.
Большинство молодых людей руководствуются продуктивным копингом-стратегии «бдительность» в ситуации принятий решений, в том числе прокрастинаторы, данная характеристика говорит о том, что молодые люди уточняют цели и задачи, ищут различные способы их решения, усвоение без предубеждений и мониторинг ситуации перед выбором.
Также большинству молодых людей характерен тип мотивации к успеху. Это говорит о том, что они активны и инициативны. Если перед ними возникает препятствие, тогда они проявляют свою бдительность, ища способы их преодоления. Они отличаются настойчивостью в достижении цели.
В ходе сравнения групп по «частоте прокрастинирующих» мы можем говорить, что у «много прокрастинирующих» студентов выражена социальная тревожность, лень и избегание неудачи, как непродуктивный копинг; у «средне прокрастинирующих» студентов выражен копинг прокрастинация; у «мало прокрастинирующих» студентов наблюдается выраженность мотивации к успеху. Отсюда мы можем говорить, что «много прокрастинирующие» студенты подвержены к избеганию неудачи, а «мало прокрастинирующие» студенты мотивированы к достижению успеха.
В ходе выявления корреляции между психологическими факторами и академической прокрастинации мы можем говорить о том, чем выше академическая прокрастинация, тем выше социальная тревожность и лень, тем ниже организованность, прокрастинация и избегание неудачи как копинг-стратегия в ситуации принятия решений.
Следовательно, мы можем говорить, у прокрастинирующих студентов в качестве психологических факторов академической прокрастинации будет наблюдаться мотивация избегания неудачи, тревожность и непродуктивные копинг-стратегии. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотезы нашли свое эмпирическое подтверждение.
Подобные работы
- КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



