Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с растительным миром родного края

Работа №159416

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ РОДНОГО КРАЯ
1.1. Особенности познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Содержание работы в ДОО по познавательному развитию детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности использования знакомства с растительным миром
родного края в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ РОДНОГО КРАЯ
2.1. Исходная диагностика познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с растительным миром родного
края 42
2.3. Определение эффективности проведенной работы в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этот период развития ребенка закладывается позитивное отношение к себе, к окружающим людям и миру.
Образовательная область «Познавательное развитие» основной образовательной программы детского сада содержит раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы, в частности растений [28].
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) дошкольного образования отмечается, что познавательный интерес - это ориентация на понимание предметов, событий, явлений окружающего мира, которая активизирует психические процессы и познавательную деятельность человека [39, с. 49].
Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, в содержание которой входит: развитие
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [там же, с. 50].
Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении этого периода наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции - умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Детский сад - первое самое ответственное звено в общей системе народного образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает их успешное умственное развитие в дальнейшем. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина).
Исследования А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой, выявили, что наиболее значимый период для развития детей - дошкольный (с рождения до семи лет), - а с 4-х до 7-ми пробуждается целенаправленная активность для освоения познавательных приемов [31; 32; 35].
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъем в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлеченность чем-то, тяготение к каким-нибудь определенным видам занятий. Дошкольное детство наиболее подходит для развития всех познавательных аспектов, так как по своим психологическим характеристикам детям присуща подлинность эмоций, подражательность внушаемость [38, с. 28].
Проблеме особенностей познавательного развития дошкольников были посвящены исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.В. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. По их мнению познавательная активность при правильной педагогической организации систематической и целенаправленной деятельности дошкольников может и должна стать устойчивой чертой личности ребенка и оказывать сильное влияние на его развитие. Психологи считают, что побудительным стимулом познавательной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос.
Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой [6; 16; 29; 41; 42].
Формирование познавательных интересов естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей
покровительствовать, беречь ее и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им
соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
«Потребность в красивом, - говорил В.А. Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождает непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому... Зло и подлинная красота несовместимы» [38, с. 36].
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношении детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - знакомство с растительным миром родного края как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить эффективность использования
знакомства с растительным миром родного края в работе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;
2) охарактеризовать особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
3) описать содержание работы в ДОО по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста и возможности использования в этом процессе знакомства с растительным миром родного края;
4) подобрать методику и провести диагностику исходного уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
5) определить и апробировать содержание работы по познавательному развитию старших дошкольников в процессе знакомства с растительным миром родного края;
6) изучить эффективность проведенной работы и сделать соответствующие выводы;
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
• I этап (май-август 2021 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
• II этап (сентябрь 2021 года) предполагал выявление исходных уровней познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
• III этап (сентябрь-декабрь 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на определение и апробацию содержания работы по познавательному развитию старших дошкольников в процессе знакомства с растительным миром родного края;
• IV этап (декабрь 2021 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования нами была сформулирована гипотеза о том, что знакомство с растительным миром родного края является эффективным средством познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы, обобщение педагогического опыта;
2) эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, изучение результатов деятельности дошкольников;
3) обработки данных: количественный и качественный анализ.
Теоретическими основами исследования выступили труды зарубежных и отечественных авторов: О.В. Афанасьевой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.Н. Поддъякова, Ж. Пиаже,
А.И. Савенкова, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что апробированные в ходе исследования материалы могут использовать педагоги в образовательном процессе ДОО.
База исследования: МБДОУ д/с №39 «Гнездышко» г. Пензы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем выпускной квалификационной работы составляет 62 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было посвящено познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста и роли в этом процессе работы по знакомству с растительным миром Пензенского края.
Изучение имеющейся на сегодняшний день методической и педагогической литературы, позволило нам раскрыть понятие, сущность и содержание познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Так, в своем исследовании, мы опирались на определение, которое дает ФГОС ДО: познавательное развитие - это ориентация на понимание предметов, событий, явлений окружающего мира, которая активизирует психические процессы и познавательную деятельность человека [12, с. 9].
На основе анализа современных программ дошкольного образования разработанных в соответствии с ФГОС ДО, мы раскрыли сущность и содержание представлений о растениях родного края, которые возможно сформировать у старших дошкольников.
К содержанию представлений о растительном мире родного края старших дошкольников относятся: связь растительных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития; многообразие живых организмов, использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, охрана и т. д.
Для подтверждения выдвинутой нами в начале исследования гипотезы, в практической части данной работы был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя три этапа.
В ходе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика исходного уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, в ходе которой мы определили, что 24% дошкольников имеют высокий уровень исследуемого компонента, 48% - средний, а 28% - низкий.
На формирующем этапе эксперимента мы провели работу, направленную на знакомство старших дошкольников с растительным миром Пензенского края.
Важное место в получении знаний о многообразии растительного мира родного края занимали методы научного познания природы: наблюдение за объектами и явлениями, изображение натуральных объектов, практическая работа, игры, труд детей в природе.
В ходе проведения экспериментального исследования дети получили представления о многообразии растительного мира Пензенской области, расширили свой кругозор, развили наблюдательность.
На последнем этапе работы мы провели повторную диагностику и определили динамику в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
В ходе контрольной диагностики мы выявили, что высокий уровень познавательного развития детей повысился на 24%, средний - снизился на 15%, а низкий - снизился на 9%, чему способствовала проведенная нами работа.
Таким образом, проведенная работа способствовала повышению уровня познавательного развития старших дошкольников, а, следовательно, доказала эффективность использования знакомства с растительным миром родного края в этом процессе.


1. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. - М.: Мозаика-синтез, 1996. - 149 с.
2. Венгер Л.А. О некоторых проблемах и путях изучения развития умственных способностей ребенка. // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возраста - М.: Педагогика, 1980. - 428 с. - Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/venger-la-i-dr- vospitanie--rebenka-ot-rozhdeniya-do-6-let b38c428.html
3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. Серия «Библиотека программы «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез; 2012. - 77 с.
4. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 с.
5. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.
6. Давыдов В.В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №5 - С. 18-19.
7. Диагностика готовности ребенка к школе. / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 56 с.
8. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 120 с.
9. Жуковская Р.И. Родной край: пособие для воспитателей дет. сада. / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - М.: Просвещение, 2015. - 238 с.
10. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка (занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром). - М.: Просвещение, 2009. - 142 с.

дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 48 с.
12. Иванова А.И. Мир растений: экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 240 с.
13. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2009. - 207 с.
14. Ковтун Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города: автореферат дис. кандидата педагогических наук. - Якутск, 2004. - 24 с.
15. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения (сборник). - М.: НПФ «Смысл», 2009. - 362 с. - Режим доступа: https: //www.livelib .ru/author/15349/top-aleksej -leontev...47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ