ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Агрессивность старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Средства профилактики агрессивного поведения старших
дошкольников 12
1.3. Коллективные игры как средство профилактики агрессивного
поведения детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР
2.1. Изучение уровня агрессивного поведения детей старшего
дошкольного возраста 33
2.2. Организация работы по профилактике агрессивного поведения
старших дошкольников средствами коллективных игр 45
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников средствами коллективных игр 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Одна из самых острых проблем в современной отечественной педагогике - повышенная агрессивность у детей. Рост уровня детской преступности и детей, предрасположенных к агрессивным формам поведения, актуализируют задачу по изучению социально-педагогических условий, порождающих эти опасные явления и организацию профилактики агрессивности. Несмотря на большое число исследований в данной области, ключевые вопросы, связанные с истоками и природой агрессивности, пока что остаются открытыми. Проблематика профилактики агрессивного поведения уже более века выступает предметом пристального внимания представителей психологического, медицинского, а также педагогического знания.
Происходящие в последнее время изменения социально¬экономического положения в обществе приводят к увеличению агрессии, что отражается также и на детской популяции, ведь поведение детей является отражением мира взрослых. К сожалению, агрессия в детской среде - это явление повседневное, свое внутреннее напряжение дети выплескивают в различных агрессивных действиях. Дети испытывают удовлетворение от причиненной боли окружающим, сверстникам, животным, применяют такие средства агрессии, как непослушание, порча имущества, воровство, игнорирование и др. Невозможность ребенком проявить свою злость и агрессию вследствие запрета либо силового подавления агрессивных действий у ребенка часто может вызвать аутоагрессию, психосоматические заболевания, невротические реакции. Следует учитывать, что проявления детской агрессии требуют неотложного вмешательства со стороны взрослых, оно должно быть нацелено на избегание или уменьшение подобного поведения в конфликтных, напряженных ситуациях. Важно обучить ребенка не сдерживать, а контролировать и адекватно выражать возникшую агрессию; защищать свои интересы и права, не ущемляя права и интересы других, отстаивать себя социально адекватными способами, не нанося ущерба окружающим людям.
Коллективные игры - это один из способов профилактики агрессии детей, поскольку они помогают ребенку-агрессору эмоционально осознать свое поведение, выразить открыто это состояние и выпустить необузданную, разрушительную энергию в рамках игры, и, как следствие, снизить уровень напряжения. Кроме того, коллективные игры содействуют формированию чувства близости с другими детьми, повышению уровня произвольного контроля, помогают преодолеть неуверенность в себе.
В связи со всем вышесказанным, выбранную тему выпускной квалификационной работы можно считать актуальной и интересной для исследования.
Объект исследования: профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: раскрыть значение коллективных игр как средства профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть средства профилактики агрессивного поведения старших дошкольников;
3) проанализировать коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
4) провести диагностику исходного уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать комплекс игр, направленных на профилактику агрессивного поведения старших дошкольников, и методические рекомендации по их проведению;
6) проанализировать проведенную опытно-экспериментальную работу по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников средствами коллективных игр.
Методы исследования:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической
литературы по проблеме исследования;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы
воспитателей; педагогический эксперимент.
Теоретическими основами исследования являются труды следующих авторов. Психологический феномен агрессии человека был комплексно исследован в многочисленных работах представителей социономического подхода, таких, как А. Ардри, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, Д. Зилманн, К. Лоренц. Проблемы детской агрессивности были исследованы в трудах Дж. Боубли, К. Бютнера, В.В. Ковалева, Г. Паренса, Э. Эриксона. Детерминанты агрессивности отношений между детьми и родителями определены в работах А. Адлера, К. Бютнера, А.Я. Варга, В.В. Столина, Дж. Уотсона, Э. Фромма, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Запорожец) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.
Особенности, истоки, способы и условия преодоления агрессивного поведения у детей, возможности использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы по данной проблеме исследовали Л.И. Божович, Г.Э. Бреслав, С.Л. Колосова, Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе с детьми: психокоррекционой, развивающей и профилактической работе с детьми.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад «Спутник».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрели проблему агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, позволило нам сделать следующие выводы.
Агрессия признается основным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, и не имеет значения, в какой форме она при этом проявляется. Данный факт ведет к серьезным последствиям.
На основании анализа психолого-педагогической работы, жалобы на появление детской агрессивности - одно из наиболее распространенных явлений у родителей и педагогов. В последнее время серьезную тревогу общественности вызывает большой рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков.
К сожалению, исторически сложилось так, что проблема детской агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Детское агрессивное поведение изучалось только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей.
Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста, которые может применить воспитатель в условиях ДОО, являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия (обсуждение по сказке, задаются вопросы), аутогенная тренировка (упражнения «Мешочек для криков» или игра «Обзывалки», «Листок гнева»); упражнения на устойчивость к стрессу.
Предлагается шесть ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить профилактическую работу со стороны воспитателя:
1. Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.
3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
4. Снижение уровня личностной тревожности.
5. Формирование осознания собственных эмоций, чувств других людей.
6. Развитие позитивной самооценки.
7. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способам, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.
Диагностика проявления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста наиболее эффективна при комплексном использовании различных методов. Поэтому в диагностическом исследовании использовались следующие методики: опросник агрессивности А.А. Романова для педагогов, целью которого является определение уровня детской агрессивности; анкета для родителей «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко, тест руки Э. Вагнера, направленный на изучение агрессивного отношения к окружающим; а также наблюдение за детьми для выявления агрессивных проявлений в их поведении.
Проведя диагностическую работу и проанализировав полученные результаты, был сделан вывод о том, что в группе детей проявляются признаки агрессивного поведения, в частности вербальная и физическая агрессия, направленная на сверстников.
Сделав сводную таблицу по итогам диагностического исследования, была определена экспериментальная группа детей, которым свойственны такие особенности агрессивного поведения, как:
- не воспринимают собственные агрессивные действия, как таковые (не реагируют на замечания взрослых, не извиняются перед детьми, которых обидели, не возникает чувство вины после агрессивных действий);
- слабо контролируют свои эмоции (кричат во время игры, нарушают правила, выкрикиваю на занятиях);
- неудачи вызывают у детей сильное раздражение, желание найти виноватых;
- положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы, добиваются результата.
Для преодоления агрессивности дошкольниками нами были подобраны и проведены в группе с детьми в экспериментальной группе комплекс коллективных игр и упражнений:
1) коллективные игры: «Жужа», «Обзывалки», «Тух-тиби-дух», «Волк - волчишко, пусти переночевать», «Мышь и мышеловка», «Уходи, злость, уходи», «Два барана» и др.;
2) коллективные упражнения: «Музыка шаров», «Мимика», «Доброе животное», «Я хороший», «Посочувствуй другому», «Слепой и поводырь» и другие.
По окончании реализации комплекса игр был проведен контрольный эксперимент с целью оценки влияния коллективных игр на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста. В ходе контрольного эксперимента проведена повторная диагностика признаков агрессивного поведения детей экспериментальной группы, которая показала, что в экспериментальной группе детей показатели агрессивности на конец исследования стали гораздо ниже, чем были в начале, коррекционная работа позволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении.
Можно сделать вывод, что целенаправленное систематичное использование коллективных игр снижает агрессивность детей старшего дошкольного возраста, корректирует их поведение.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проведенная с детьми программа коррекции агрессивного поведения посредством коллективных игр является эффективной.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб, пособие для студентов педвузов. - М.: Аспект-Пресс, 2017. - 363 с.
2. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. Введение в психологию: учебник для университетов, / Под ред. В. П.Зинченко. - М.: Тривола, 2013. - 729 с.
3. Болотникова О.П. Психология девиантного развития и поведения: учеб.-метод. пособие. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 59 с.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 2014. - 528 с.
5. Венгер Л.А. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. - М.: Гензис, 2017. - 160 с.
6. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Мозайка-синтез, 2010. - 304 с.
7. Данченкова С.Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 261-263
8. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 49 с.
9. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. / Сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2011. - 87 с.
10. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. / Сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2018. - 98 с.
11. Косолапова Н.Г. Становление позитивной Я-концепции дошкольников. // Журнал известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - М.: 2018. - № 75. - С. 212-219.
12. Ласкин А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 6. - С. 119-124.
13. Лесина С.В., Попова Г.П., Снисаренко Т.Л. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. / Сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2018. - 45 с.
14. Лютова Е.К. Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, СПб.: Речь, 2016. - 192 с.
15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - М: Речь, 2015. - 190 с.
16. Марзан Н.В., Мамедова Л.В. Психолого-педагогическая программа по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12-2. - С. 205-208.
17. Матвеева Е.В., Амехина Л.В., Клипикова И.В., Ремизова Л.Р. Развитие дружеских взаимоотношений у дошкольников в подвижных играх. // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 2 (62). - С. 118-125.
18. Методика и технологии работы социального педагога: учеб, пособие для вузов. / Под ред. М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2017. - 191 с.
19. Мичурина Ю.А., Сарафанникова Н.С. К проблеме агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 56-59.
20. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. - М.: Когито-Центр, 2018. - 184 с.
21. Пасечник В.Н. Агрессивное поведение дошкольника. // Дошкольное воспитание. - 2018. - №5. - С.73-78.
22. Педагогика и психология современного образования: теория и
практика: материалы научно-практической конференции «Чтения
Ушинского».- Том 1. - Часть 2. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017 - 263 с.
23. Попов Г.Н., Шевелёва Н.В. Игра как средство коррекции агрессивного поведения учащихся младших классов. // Вестник ТГПУ. -
2014. - №1 (142). - С. 117-121.
24. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (ред. от
21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013N 30384) [Электронный источник] Режим доступа:http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.09.2019)
25. Психолог в дошкольном учреждении: Методические
рекомендации к практической деятельности. / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Издательство «Гном и Д», 2016. - 144 с.
26. Реан А. А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
27. Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи. // Дефектология. - 2012. - №1. - С. 62¬68.
28. Смирнова Е.О. Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты. // Современное дошкольное образование. - 2009. - №2. - С. 28-35.
29. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 17-26.
30. Солманидина М.Б. Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. // Молодой ученый. -
2015. - №5. - С. 533-536.
31. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - М.: Речь, Сфера, 2017. - 176 с.
32. Строгонова Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? // Воспитание школьников. - 2017. - № 5. - С. 38-42.
33. Тимошок А.В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 25-27.
34. Тронина С.В., Баженова В.В. Профилактика агрессивного поведения у дошкольников посредством игровой деятельности. // Воспитание будущего учителя-исследователя: сборник материалов по итогам научной сессии студентов «Студенческая наука: на пути к профессии». - 2017. - С. 128-132.
35. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2019. - 251 с.
36. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2017. - 408 с.
37. Хасанова Н.М. Влияние коллективных игр на профилактику агрессивности у детей дошкольного возраста. // Ставропольский государственный педагогический институт (Филиал в г. Железноводске). - 2018. - № 11.7 (26). - С. 265-269.
38. Чернушевич В.А. Народные игры как ресурс в профилактике агрессивного поведения. // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом: сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 1187-1195.
39. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль.: Академия развития, 2015. - 160 с
40. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 272 с.
41. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. - М.: Академпроект, 2013. - 303 с.