Введение 3
1 Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии промыш-ленного предприятия 8
1.1 Теоретико-методические основы стратегического маркетинга,
роль и содержание маркетинговой стратегии в составе функциональ¬ных стратегий предприятия 8
1.2 Методологический инструментарий разработки маркетинговой
стратегии промышленного предприятия 18
1.3 Методы оценки эффективности маркетинговой стратегии
промышленных предприятий 31
2 Анализ практики разработки маркетинговой стратегии предприятий
машиностроительной отросли 40
2.1 Исследование современного состояния, тенденций и проблемы
развития рынка машиностроительной отросли 40
2.2 Анализ деятельности АО «Земетчинский механический завод» на
рынке машиностроительной отрасли 50
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности на
АО «Земетчинский механический завод» 59
3 Разработка маркетинговой стратегии предприятий машиностроитель¬ной отросли в современных условиях 70
3.1 Разработка алгоритма построения маркетинговой стратегии пред¬
приятия машиностроительной отросли в условиях нестабильности внешней среды 70
3.2 Формирование мероприятий, направленных на разработку марке-тинговой стратегии АО «Земетчинский механический завод» 77
3.3 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 90
Заключение 99
Список использованных источников 104
Приложения А Перечень выставок для машиностроительных предприя¬тий на 2024-2025 гг
Актуальность темы исследования. Тяжелое машиностроение - отрасль экономики, включающая в себя различные сферы производства, специализи-рующиеся на изготовлении различного технологического оборудования, его деталей, машин и механизмов.
На сегодняшний день тяжелое машиностроение является одной из наибо-лее динамично развивающихся отраслей промышленности и играет серьез-ную роль в развитии экономики Российской Федерации и формировании экономической безопасности страны. Оно снабжает оборудованием другие отрасли, а, следовательно, от его уровня развития зависят результаты работы смежных областей. Данный сектор обеспечивает обороноспособность страны и является плацдармом для внедрения достижений научно-технического про¬гресса. Структурно машиностроение входит в комплекс производств обраба¬тывающей промышленности.
Развитие данной отрасли определяет экономический потенциал государ-ства, поскольку выпускаемая продукция используется практически во всех сферах. В последние годы спрос на продукцию отечественного машиностро-ения возрастает, что связано с закрытием границ и поставкой многих ком-плектующих и оборудования из-за границы.
На российском рынке лишь небольшая часть машиностроительных пред-приятий имеет разработанную маркетинговую стратегию, что не позволяет провести обширный анализ и изучить опыт в данной сфере, что значительно усложняет процесс исследования данной области.
Цель маркетинговых стратегий для машиностроительного предприятия заключается в том, чтобы увеличить осведомленность о продукции компа-нии, привлечь новых клиентов, удержать существующих клиентов, разрабо-тать и продвигать конкурентоспособные продукты, а также дифференциро-вать предложение на рынке. Это также помогает установить долгосрочные отношения с клиентами и улучшить общее финансовое положение предприя-тия.
Степень изученности проблемы. Вопросы разработки маркетинговой стратегии рассматривались такими авторами как В. А. Алексуниной, Д. О. Аникиной, Н. С. Грековым, В. С. Дударем, Д. А. Ермилиной, А. А. Исаевым, С. И. Маймановой и др. Применение инструментария при разработке и реа-лизации маркетинговой стратегии рассматривались в трудах: Т. А. Арбени-ной, А. А. Бятовой, В. Ф. Гранкина, И. А. Денисенко и др.
Несмотря на стремительное развитие и практическое применение многи-ми предприятиями машиностроительной отрасли маркетинговых стратегий, в связи с относительной молодостью данного веяния в управлении подобными компаниями, точной конкретизации, особенностей применения в рамках научной литературы достаточно мало. Тем самым обуславливается актуаль¬ность выбранной темы магистерской диссертации.
Научная гипотеза проводимого исследования. В современных условиях хозяйствования конкурентоспособность машиностроительных предприятий зависит от разработки и внедрения эффективной маркетинговой стратегии, учитывающей особенности развития рынка, глобальные изменения в эконо-мике и обществе.
Цель и задачи исследования. Цель исследования: формирование научно-практических рекомендаций по разработке и внедрению маркетинговой стра-тегии для предприятий машиностроительной отрасли в современных услови-ях хозяйствования...
В современных условиях маркетинговая стратегия играет ключевую роль для промышленных предприятий, поскольку помогает им развивать конкурентные преимущества, адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям и удовлетворять потребности клиентов. Маркетинговая стратегия для промышленного предприятия включает в себя анализ рынка, определе-ние целевой аудитории, разработку продуктов и услуг, определение ценооб¬разования, выбор каналов распределения, а также создание коммуникацион¬ных стратегий для продвижения продукции.
Особенно важным аспектом маркетинговой стратегии для промышлен¬ного предприятия является учет технологических инноваций и требований клиентов. Это включает в себя применение цифрового маркетинга, адапта¬цию к новым требованиям потребителей, повышение уровня персонализации продукции и уделение внимания устойчивому развитию. Маркетинговая стратегия должна быть органично встроена в стратегию развития предприя¬тия и учитывать как внутренние, так и внешние факторы, чтобы обеспечить успешное выстраивание отношений с клиентами и достижение поставленных целей роста и развития предприятия.
На сегодняшний день, существует огромный перечень методологиче-ских инструментов разработки маркетинговой стратегии промышленного предприятия. Из анализа данного вопроса, был сделан вывод о том, что вы¬бор того или иного инструмента и метода зависит от поставленных целей пе¬ред развитием предприятия в рамках маркетинговой стратегии, масштабов деятельности компании, отрасли и т.д. В то же время, использование опреде¬ленного набора инструментов непосредственно зависит от этапа разработки маркетинговой стратегии предприятия, на котором он используется. Подводя итог, можно выделить общие группы инструментов, используемые в процес¬се разработки маркетинговой стратегии промышленного предприятия: ин¬струменты по выделению целей и задач (дерево целей, баланс карта); ин¬струменты по анализу и генерации новых идей («круглый стол», «мозговой штурм» и метод Дельфи, опрос и др.); инструменты по анализу внутренней и внешней среды (SWOT-анализ, модель «5 сил Портера», матрица БГК, SNW- анализ, цепочка ценностей М. Портера, PEST-анализ, карта стратегических групп и др.); инструменты по выделению целевой аудитории и ее потребно¬стей (фокус-группы, интервью, анкетирование, социальные медиа, наблюде¬ние); инструменты формирования бюджета маркетинговой стратегии (QuickBook, PlanGuru, Adaptive Insights и др.). Все эти инструменты могут быть использованы при разработке любого типа маркетинговой стратегии промышленного предприятия. Так как лишь комплекс различных инструмен¬тов обеспечит разработку наиболее эффективного и экономически целесооб¬разного проекта, с задачей повысить имидж и улучшить конкурентное поло¬жение компании...
1 Акмаева Р. И. Стратегический менеджмент : учебное пособие. - М. : Русайнс, 2023. - 251 с.
2 Аксенов Ю. В. Стратегическое маркетинговое планирование: сущ-ность, этапы, виды маркетинговых стратегий // Современная наука и моло-дые учёные : сборник статей II Международной научно-практической конфе¬ренции (Пенза, 10 мая 2020 года). - Пенза : Наука и Просвещение, 2020. - С. 70-73.
3 Алексунин В. А. Маркетинг : учебник. - 6-е изд., стер. - М. : Дашков и К°, 2019. - 199 с.
4 Алексютина О. А., Буравко Ю. А. Маркетинговая стратегия предпри¬ятия малого бизнеса // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки : материалы VIII национальной научно-практической конференции (Брянск, 20 декабря 2021 года). - Брянск : Брянский государственный уни¬верситет имени академика И.Г. Петровского. - 2021. - С. 14-19.
5 Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 400 с.
6 Аникин Д. О. Разработка маркетинговой стратегии конкурентной стратегии // Научный электронный журнал меридиан. - 2019. - № 12(30). - С. 87-89.
7 Антонов Г. Д., Иванова О. П., Тумин В. М. Стратегическое управле¬ние организацией : учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 239 с.
8 Анцупов А. Стратегическое управление : монография. - М. : Про-спект, 2020 - 344 с.
9 Арбенина Т. И., Михинова Н. В., Ровнушкина Н. А. Разработка ин-струментария контроля реализации стратегии развития организации // Human Progress. - 2022. - Т. 8. - № 1. - С. 23-29.
10 Аронов И. З., Подболотова Е. В., Теплицкий А. А. Стратегиче-ский маркетинг как основа обеспечения качества продукции // Методы ме-неджмента качества. - 2019. - № 12. - С. 54-59.
11 Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д Теория экономиче¬ского анализа : учебник для студентов экономических специальностей. - изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 534 с.
12 Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Маркетинг : учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2022. - 233 с.
13 Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник. - М. : КноРус, 2023. - 676 с.
14 Боброва Е. А. Обобщение сущностных основ понятия «стратегия» для современной компании // Вестник научных конференций. - 2017. - № 2¬4(18). - С. 24-25.
15 Бятова А. А. Методы оценки эффективности маркетинговой стра¬тегии // Актуальные проблемы современной науки : сборник статей между¬народной научной конференции (Санкт-Петербург, 21 апреля 2023 года). - Санкт-Петербург : Частное научно-образовательное учреждение дополни¬тельного профессионального образования Гуманитарный национальный ис¬следовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ». - 2023. - С. 43-48...118