Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политика пролетарского интернационализма в первое десятилетие советской власти

Работа №159376

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Внешняя политика СССР и международное коммунистическое движение 10
§1. Роль Коминтерна во внешней политике, его трансформация, основные съезды 10
§2. Западное направление внешней политики 21
§3. Восточное направление внешней политики 30
§4. Пролетарский интернационализм и национальная политика СССР 39
Глава II. Применение результатов исследования в средних образовательных учреждениях на примере преподавания темы «Внешняя политика и
Коминтерн» в курсе Отечественной истории 44
§1. Методическое обоснование применения урока по теме «Внешняя политика и Коминтерн» 44
§2. Материалы, задания и вопросы урока-лекции 55
Заключение 61
Список использованных источников и литературы

Актуальность темы. Одной из важнейших тем, изучаемых в курсе истории России XX века, являются вопросы внешней политики Советской России в самом начале своего образования. Изучая причины прихода к власти большевиков, следует обратить внимание на принцип пролетарского интернационализма. Он предполагал сотрудничество пролетариев в разных странах и совместную борьбу против буржуазии. Конечной целью этих действий должно было стать проведение революции. Большевики, захватив власть, надеялись на мировую революцию и на то, что рабочие стран Европы восстанут против своих угнетателей и совершат пролетарские революции.
Интерес к теме пролетарского интернационализма вызывает и то, что этот принцип являлся один из основополагающих для внешней политики СССР в двадцатые годы XX века. Исходя из установок на мировую революцию, большевики предпринимали подрывную и агитационную деятельность среди рабочих капиталистических стран , надеясь на установление лояльных им режимов.
Данная тема изучается в школьном курсе истории в 10 классе, в качестве одного урока. Сама тема внешней политики СССР в двадцатые годы изучается слабо, больше внимания обращается на преобразования внутри страны. Поэтому для создания у учащихся действительно полной картины исторических событий в этот период, и осмысления внешнеполитической ситуации, а так же положения Советского союза на мировой арене будет не лишним провести разработку дополнительных вопросов и заданий. Следует считать, что доработка урока по теме внешней политике Советского союза в двадцатые годы будет востребована и поможет ученикам лучше подготовиться к государственным экзаменам.
Объектом исследования является внешняя политика СССР в 1920-е гг.
Предметом исследования выступает деятельность советских политических структур по объединению и организации мирового коммунистического движения.
Степень изученности темы.
Само определение пролетарского интернационализма было выдвинуто еще Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. А самый известный лозунг их работ «Пролетарии всех стран соединяйтесь» как раз и отражает идею этой установки («Манифест коммунистической партии»). Классики коммунистической идеологии говорили о возможностях пролетариата взять власть в свои руки, если они будут решительны и не пойдут на сотрудничество с буржуазией. Основатели идеологии считали, что в развитых капиталистических странах, где созрели предпосылки для перехода к социализму, пролетариат не должен останавливаться от участия в революции, когда будут выполнены буржуазно-демократические требования. Буржуазия будет стараться закончить революцию побыстрее, пролетариат же должен продолжать до отстранения имущих слоев от власти, пока сам пролетариат не возьмет в руки государственное управление. Кроме того основоположники марксизма высказывают идею о необходимости сотрудничества с крестьянскими революционными массами.
По мнению западных социал-демократов и меньшевиков относительно пролетарской революции была выражена мысль, что победа социализма возможна лишь после осуществления буржуазно-демократической революции и увеличении числа пролетариата до наибольшей части в стране. Пролетариат при совершении социалистической революции должен бороться с остальными классами и в том числе против крестьянства. В России же при малом числе пролетариев революция потерпит неудачу.
Дальнейшую разработку этой теории продолжил Лев Троцкий. В книге «Перманентная революция» обосновывает идею непрерывности революционного процесса, стремление к максимуму, доведения революции до мировых масштабов. Лев Давидович продолжает обосновывать необходимость участия крестьянских масс в революции, создания в деревне противоборства зажиточных и бедных слоев. Относительно ситуации в России эти предположения оказались верными - нельзя заручиться поддержкой одного лишь рабочего сословия, оно является немногочисленным. Известно что, большевистские агитаторы вели огромную работу, как войсках, так и среди рабочих заводов Петрограда и лишь консолидация этих сил позволила им захватить власть. Даже названия организаций, созданных после революции, отражали идею участия революции для всех слоев, а не только для пролетариев: «Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов», «Рабоче-крестьянская Красная Армия».
Л.Д. Троцкий написал немало книг, статей, очерков о первой русской революции. Во многих из них настойчиво проводится мысль, что "мудреное название это ("перманентная революция") выражало ту мысль, что русская революция, перед которой стоят буржуазные цели, не сможет, однако, на них остановиться... Революция не может разрешить свои ближайшие буржуазные задачи иначе, как поставив у власти пролетариат. А этот последний, взявши в руки власть, не сможет ограничить себя буржуазными рамками революции. Взорвав, в силу исторической необходимости, ограниченные буржуазно-демократические рамки русской революции, победоносный пролетариат вынужден будет взорвать ее национально¬государственные рамки, т. е. должен будет сознательно стремиться к тому, чтобы русская революция стала прологом революции мировой . Л.Д.
Троцкий предполагал, что начавшаяся в одной стране пролетарская революция перекинется как пожар на соседние государства, а потом и на весь мир.
Теория перманентной революции предполагала следующее. Во-первых, в ней выражена идея непрерывности революционного процесса. Во-вторых, она не ограничивает себя частными" ступенями и программами, стремясь к максимуму. В-третьих, перманентность революционного процесса предполагает, по Л.Д. Троцкому, наднациональность. Если вначале Л.Д. Троцкий говорил о переходе русской революции на "Европейский Запад", то в большинстве своих трудов он доводит дело до мировой революции, до "межконтинентальных масштабов".
Теория Льва Троцкого предполагает так же и участие крестьянских масс в революционном движении, только совместными усилиями можно одержать победу. Пролетариат будет вносить революционную борьбу в деревню, противопоставляя бедноту земледельческой буржуазии. Следовательно, сам пролетариат захватить власть неспособен в силу своей малочисленности.
Теория была осуждена на пленумах ЦК партии, чтобы дискредитировать Л.Д. Троцкого, кроме того он был осужден как немарксист и меньшевик. Это было вызвано критикой действий Сталина И.В. в Китае, где китайская коммунистическая партия по указанию Москвы вела переговоры о сотрудничестве с буржуазией - Гоминьданом во главе с Чан Кайши.
Построение социализма в отдельно взятой стране, сторонники теории перманентной революции считали ошибкой, отказом от принципов пролетарского интернационализма. Сторонники Л.Д. Троцкого считали, что если на западе пролетарская революция не одержит победу, то СССР произойдет возвращение к капитализму.
В.И. Ленин в работе «О задачах пролетариата в данной революции» и в других своих работах, посвященных этой проблематике, выдвинул тезис о необходимости построения социализма в одной стране, и подверг критике идеи Троцкого Л.Д., И.В. Сталин занял такую же позицию и после 1930-х от идей мировой революции формально отказались.
Критикуя долгие годы "антимарксистский характер" теории перманентной революции, что В.И. Ленин выступал за переход от революции демократической к революции социалистической. Поэтому, естественно, здесь нет ничего антимарксистского. Наоборот: это чисто марксистская концепция. Однако исследователи (как и критики) всегда упускали из виду чрезвычайно важный момент: целесообразность этого перехода. Главное в теории перманентной революции - это тотальность революционного процесса (во времени, масштабах, целях, средствах). Но эта тотальность совсем не учитывает объективных условий: нужен ли такой переход, готовы ли массы к дальнейшему социальному движению и т. д. Изначально революция рассматривается как высшее благо. По сути, теория перманентной революции означает первенство субъективного над объективным. Не единство, а именно первенство. Революция во имя революции. Человек, личность, народ, массы остаются где-то совсем в стороне. Или в лучшем случае являются средством этой тотальной революции. Именно здесь заложено стремление к насилию над эволюцией .
Интересной в изучении данного вопроса является статья «Пролетарский интернационализм и буржуазный космополитизм» Ф.В. Чернова, в которой автор говорит о развитии идеи пролетарского интернационализма к 1950-м годам, о роли КПСС в организации международных движений, а так же о противостоянии западному миру.
В изучении вопросов внешней политики СССР этого периода большой вклад внесла книга «Русская революция от Ленина до Сталина 1917-1929» Эдварда Карра . В работе подробно анализируется деятельность Коммунистического Интернационала в странах западной Европы, а также в странах Азии. Были изучены причины неудач советской политики в развязывании революций и описаны основные международные организации и западные партии, сотрудничавшие с коммунистами. Приведен анализ итогов работы советской дипломатии к концу 1920х годов.
Если подвести вывод, следует отметить что данная тема изучена слабо и небольшим рядом исследователей, причем преимущественно современниками происходивших событий.
Целью исследования является комплексный анализ политики пролетарского интернационализма в деятельности советского государства в 1920-е гг.
В процессе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить разработку данной проблемы в отечественной и зарубежной историографии;
- охарактеризовать и выявить основные установки понятия пролетарский интернационализм;
- дать оценку внешней политике Советского союза в период с 1917 по 1930 годы;
- рассмотреть основные направления и проанализировать эффективность работы Коммунистического интернационала;
- разработать урок на тему «Внешняя политика и Коминтерн».
Источниковую базу исследования составили труды классиков марксизма и дипломатические акты советского правительства.
Гипотеза исследования основана на положении о том, что разработка заданий по вопросу роли пролетарского интернационализма во внешнеполитической деятельности Советского Союза позволит учащимся старшей школы расширить свои знания о ситуации на мировой дипломатической арене и понять причины конфликта СССР с западными странами.
Методологической основой работы послужили принципы историзма, научности и системный подход. В ходе исследования использовались методы эмпирического исследования: классификация, сравнение; методы теоретического исследования: исторический и логический.
Научная новизна исследования заключается в том, что подробно изучена деятельность Коминтерна и обоснована советская внешняя политика в 1920 годы, а так же разработаны задания для учащихся по данной тематике.
Практическая значимость состоит в том, что результаты бакалаврского исследования могут быть внедрены в реальную практику преподавания истории в среднем и старшем звене школы.
Теоретический и фактический материал, основные положения и выводы работы можно использовать при составлении конспекта лекций сотрудниками кафедр для студентов ВУЗов по новейшей истории России, а также по методике преподавания истории.
Апробация результатов исследования производилась на научно-практической конференции «XX Лебедевские чтения» в апреле 2019 года, проходившей на историко-филологическом факультете Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета.
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования было выяснено, что молодое подрастающее поколение нуждается в создании адекватной исторической картины событий, происходивших сто лет назад. Было установлено, что данная тема вызывает непосредственный интерес учащихся и позволяет им проследить дальнейший ход истории. Изучение событий внешней политики позволяет выявить особенности политической истории Советского Союза, а также, проследив на протяжении дальнейших уроков всю цепь событий, понять нынешнее положение Российской Федерации на международной арене. Проведение таких уроков в школе является важнейшим элементом формирования универсальных учебных действий и соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.
В ходе исследования было установлено, что внешняя политика Советского Союза развивалась по двум основным направлениям. Первое направление предполагало установление дипломатии, торгово - экономических отношений с другими государствами, а так же упрочение позиций СССР на мировой арене. Второе было связано с надеждами большевиков на мировую революцию.
В результате работы дипломатических ведомств СССР заключил соглашения, как с Европейскими странами, так и с государствами Азиатско- тихоокеанского региона. Были решены вопросы по долгам царского правительства и пограничные споры. Советский Союз принял участие в Генуэзской конференции и в других международных собраниях. В результате к 1930-м годам были установлены отношения почти со всеми развитыми странами.
Большевики, захватив власть, надеялись на мировую революцию. В 1919 году был создан Коммунистический Интернационал, основной задачей которого стал экспорт революций. Под лозунгом пролетарского интернационализма рабочие западных стран призывались к проведению революции и установлению диктатуры пролетариата. В задачи Коминтерна входило как финансирование и поддержка революционных выступлений, так и создание, и руководство коммунистическими партиями. Следует отметить, что активная поддержка восстания в Германии, бастующих шахтеров в Англии провалились. А поддержка китайских коммунистов и партизан, в том числе отрядов Мао Цзэдуна была неэффективной по причине их разрозненности и малочисленности. В результате надежды на мировую революцию не оправдались, а Коминтерн стал лишь одним из внешнеполитических ведомств. Для стабилизации отношений с западными странами попытки раскачки революционных событий было решено прекратить.
Принцип пролетарского интернационализма так же повлиял и на создание СССР, так как страны участницы союза соединялись во многом по экономическим причинам, а рабочее движение играло немалую роль в этих государствах, большевистские организации, придя к власти, могли бы осуществлять агитацию под лозунгами объединения и борьбы с буржуазией.
Практическая ценность данной работы установлена в том, что проведена взаимосвязь между теоретическими вопросами изучения внешней политики и возможностью преподавания этих аспектов в школьном курсе.
Выясним, как были решены поставленные задачи в ходе исследования.
Во-первых, был изучено само появление термина пролетарского интернационализма. А так же рассмотрены основные теории его применения и различные взгляды коммунистических лидеров по этому вопросу.
Во-вторых, подробно изучена историография по проблематике взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами.
В-третьих, изучена роль Коминтерна в определении курса внешней политике Советского Союза в самом начале его возникновения.
В-четвертых, был разработан урок для учащихся старшей школы по вопросам внешнеполитической деятельности СССР и влиянии пролетарского интернационализма на эту деятельность.
В-пятых, была доказана сама необходимость проведения такого урока в школе.
Установлено, что урок на тему «Внешняя политика и Коминтерн» формирует целостную структуру УУД. Ученики получают возможность научиться анализировать дополнительную литературу, приобретают навыки анализа исторических источников, получают возможность развивать коммуникативные навыки. Приобретают способности самоконтроля и самопроверки, стремятся дать справедливую оценку историческим событиям, учатся прослеживать взаимосвязи, осознают значимость и цели проведенного урока. Ученики понимают необходимость изучения истории не только на уроках в школе, но и самостоятельно для саморазвития и расширения кругозора.
Безусловно, поставленная в бакалаврском исследовании цель была достигнута и решены все поставленные задачи и подтверждена гипотеза.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. Принцип пролетарского интернационализма, сформулированный еще классиками марксизма, вызвал жаркие споры среди их последователей, каждый из которых понимал возможности его применения по-разному.
2. Эта идея созданная Марксом и Энгельсом и продолженная Лениным и Троцким оказала большое влияние на мировые события и в частности в России, где большевики, надеясь на мировую революцию, решились взять власть в свои руки.
3. В дальнейшем именно принцип пролетарского интернационализма определял ход советской политики на протяжении первого десятилетия существования государства.
4. Изучение данной темы в школьном курсе очень важно, так как позволяет формированию устойчивых представлений учащихся о событиях в мире между Первой и Второй Мировыми войнами.
Итак, применение данного урока в школе перспективно, так как формирует различные УУД, позволяет реализовать системно-деятельностный подход и соответствует требованиям ФГОС, выдвигаемым к современному школьному образованию.



1. Советское содружество народов (Объединительное движение и
образование СССР). Сборник документов. 1917-1922. - М.:
Издательство политической литературы, 2010. - 336 с.
2. Маркс, К., Энгельс, Ф. Собрание сочинений. 2-е издание. Т. 7. М.,1956. - 702 с.
3. Манифест Коммунистического Интернационала к пролетариям всего мира. - М., 1919. - 14 с
4. Документы внешней политики СССР. Том 01. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — 773 с.
5. Документы внешней политики СССР. Том 02. М.: Государственное издательство политической литературы, 1958. — 805 с.
6. Документы внешней политики СССР. Том 03. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. — 725 с.
II Монографии и статьи по теме исследования
7. Мухаметов, Р.С. Внеш.неполитические концепции СССР:
от пролетарского интернационализма до нового мышления / Р.С. Мухамедов // Вестник Челябинского государственного университета. -
2012. - № 3 - С. 20-28 

между пролетарским интернационализмом и славянской идеей (1917-1941) / М.Ю. Достань // Славянский альманах. - 2007. - № 2 - С. 11-23.
1. Чернов, Ф.В. Пролетарский интернационализм и буржуазный космополитизм // Стенограмма публичной лекции. М., 1951.
2. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929: Пер. с англ. Л. А. Черняховской. - М., "Интер - Версо", 1990. - 208 с.
3. Голотик, С.И., Евсеева, Е.Н.,Зимина, В.Д. Советская Россия (СССР)
в системе международных отношений в 20-е гг. // Журнал "Новый исторический вестник", № 3, 2001, - 40с.
4. Волкогонов Д.А. Троцкий: В 2 кн. /. - М.: АСТ: Новости, 1998. - 457 с.
5. Троцкий, Л.Д.. История русской революции: В 2 т. Т. 1: Февральская революция. — М.: «Терра», «Республика», 1997. — 387 с.
6. Троцкий, Л.Д.. Перманентная революция. Сборник. — М.: «Аст», 2005. - 573 с
7. Трапезников С. П. На крутых поворотах истории. (Из уроков борьбы за научный социализм против ревизионистских течений.) — М., «Мысль», 1972. - 374 с.
8. Какурин Н.Е. Как сражалась революция. Том 2. 1919-1920 годы 2-е изд., уточн. М.: Политиздат, 1990. - 431 с
9. Боханов, А.Н. Новейшая история России: Учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; Под ред. А.Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2013. - 480 с.
10.Захаревич А.В. История отечества: учебник / А.В. Захаревич. - М.:
Дашков и Ко, 2007. - 768 с.
11.Земцов, Б.Н. История России. IX- начало XXI в: учебник / Б.Н. Земцов.
- М.: Изд. Универ. книга, 2012. - 552 с.
12.Золотарев, В.А. Военная история России / В.А. Золотарев, О.В. Саксонов, С.А. Тюшкевич. - М.: Кучково поле, 2012. - 736 с.
13. Исаев, М.А. История российского государства и права: Учебник / М.А. Исаев. - М.: Статут, 2012. - 840 с.
14. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие / В.В. Кириллов. - М.: Юрайт, 2013. - 663 с.
15. Маркова, А.Н. Экономическая история России: Учебник для студентов / Ю.К. Федулов, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 319 с.
16. Мунчаев, Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: НОРМА, 2011. - 736 с.
17. Осипов Г.В., Кара-Мурза С.Г. История модернизации на Западе и в СССР / Г.В. Осипов, С.Г. Кара-Мурза. - М.: Книжный дом, 2013 - 368 с.
18. Орлов, А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2013. - 528 с.
19. Павленко, Н.И. История России / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. - М.: Абрис, 2014. - 661 с.
20. Парсамов, В.С. История России: XVIII - начало XX века: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.С. Парсамов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 480 с.
21. Ратьковский, И.С. Новейшая история России. 1914-2009: учебник / И.С. Ратьковский. - М.: Юрайт, 2010. - 532 с.
22. Сафразьян, А.Л. История России. Конспект лекций: учебник / А.Л. Сафразьян. - М.: Проспект, 2014. - 96 с.
23. Семин, В.П. История России: Учебник / В.П. Семин. - М.: КноРус,
2013. - 440 с.
24. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди, события, даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013. - 592 с.
25. Бартольд, В.В. История изучения Востока в Едвропе и России / В.В. Бартольд. - М.: Ленанд, 2014. - 328 с.
26. Дворниченко, А.Ю. История России: Учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 453 с.
27. Вовина-Лебедева, В.Г. История России. XVI-XVII вв.: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.Г. Вовина-Лебедева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 240 с.
28. Зуев, М.Н. История России: Учебное пособие для бакалавров / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2013. - 655 с.
29. Козьменко, В.М. История международных отношений и внешней политики России (1648-2010) - М.: Аспект Пресс, 2012. - 384 с.
30.33. Кузьбожев, Э.Н. История государственного управления в России: Учебник для бакалавров / Э.Н. Кузьбожев, И.А. Козьева. - М.: Юрайт, 2013. - 470 с
31. Матюхин, А.В. История России: Учебник / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, Р.Е. Ализабаева. - М.: МФПУ Синергия, 2016. - 336 с.
32. Семенникова, Л.И. История России: Учебное пособие / Л.И. Семенникова и др. - М.: КДУ , 2012. - 400 с.
33. Сергеев, А.П. История России (для бакалавров) / А.П. Сергеев. - М.: КноРус, 2013. - 440 с.
34. Чураков, Д.О. История россии: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Д.О. Чураков, С.А. Саркисян. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 431 с.
35. История России: Учебник. / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2016.
- 687 с.
36. История отечества с древнейших времен до начала XXI века / Под редакцией М.В. Зотовой. - М.: АСТ, Астрель, 2004. - 528 с.
37. Нестеренко, Е. И. История России / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. - М.: Инфра - М., Вузовский учебник, 2010. - 304 с.
38. Сахаров, А.Н. Новейшая история России. Учебник / А.Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2017. - 583 с.
39. Семенникова, Л.И. История России. Учебник. В 2 частях. Часть 2. ХХ - начало XXI века / Л.И. Семенникова. - Москва: Огни, 2016. - 120 с.
40. Воплощение идей ленинизма во внешнеэкономических связях СССР. - М.: Внешторгиздат, 1983. - 128 с.
41. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1987. - 720 с.
42. Покровский, М.Н. Внешняя политика России в XX веке. Популярный очерк / М.Н. Покровский. - Москва: Мир, 2011. - 506 с.
43. Пушкарев, Борис Сергеевич Две России ХХ Века. Обзор Истории 1917-1993 Гг. / Пушкарев Борис Сергеевич. - Москва: Мир, 2008. - 592 с.
44. Рабочий класс в Октябрьской революции и на защите ее завоеваний 1917 - 1920 гг. - М.: Наука, 1984. - 496 с.
45. Эндрю, Кристофер КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева / Кристофер Эндрю , Олег Гордиевский. - М.: Nota Bene, 1992. - 768 с.
46. Кузнецов, Н. Д. История СССР. М.: Высшая школа, 1978. 326 с.
47. Ленин, В.И. «О задачах пролетариата в данной
революции» .М. ,Политиздат,1972. 24с.
48. Троцкий, Л.Д. Проблемы международной пролетарской
революции. Коммунистический Интернационал. Сочинения. Том 13. Москва-Ленинград, 1926. 342с.
49. Левандовский А.А. История России, ХХ - начало ХХ1 века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 2017


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ