Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы развития культуры в современной России

Работа №15937

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы72
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
772
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты культурного развития России в новейшее время 8
1.1. Тенденции культурного развития России в 1990-х гг 8
1.2. Особенности развития литературного процесса и жанров искусства: архитектура, кинематограф, театр 16
1.3. Влияние средств массовой информации на культуру и массовое сознание 27
Глава 2. Современное состояние культуры в России 35
2.1. Актуальные проблемы культуры современной России 35
2.2. Культура современной России ее роль в мировой культуре ... 40
2.3. Сохранение традиционной культуры народов России (на примере тувинской культуры) 44
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 61


Актуальность темы. Культура как явление сложное и многогранное связано множеством нитей с современным историческим процессом. Именно в ней наиболее ясно высвечиваются все противоречия и сложности развития общества. Поэтому анализ тенденций развития культуры интересен не только сам по себе, но и позволяет лучше понять процессы, протекающие в других сферах жизни общества.
На сегодняшний день в науке существует около трехсот определений культуры. В данной работе культура будет пониматься как форма исторической жизни человека и общества и как центральный элемент цивилизации. В этом случае носителем формы исторической жизни выступает культурно-исторический тип со своей картиной мира и системой ценностей, созданных обществом, в которых отражены присущие представителям каждой цивилизации «привычки сознания», т.е. способ оценки действительности, особенности видения мира и мотивации поведения. Сама картина мира и система ценностей раскрываются через такие категории культуры, как пространство, время, жизнь, смерть, счастье, труд, богатство и т.д.
Объектом данной работы являются развитие культурной жизни России на рубеже XX и XXI вв.
Предметом данной работы является культура России в новейшее время и ее проблемы в современное время.
Цель работы - изучить культуру России в новейшее время и попытаться выявить проблемы современной культуры России.
Задачи:
- рассмотреть культуру России в «постсоветский» период;
- изучить основные направления культурной жизни современной России;
- выявить основные проблемы культуры в современной России;
- рассмотреть роль российской культуры в мировой культуре;
- выявить проблемы сохранения традиционной культуры тувинцев.
Территориальные рамки работы охватывают современную территорию Российскую Федерацию.
Хронологические рамки охватывают с 1991г. по настоящее время.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы историзма и научной объективности. В работе применяется системный подход традиционных исторических методов (описательный, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, текстологический, методы и методика источниковедения, методы историографического анализа) и метод анализа и синтеза.
Научная новизна работы состоит в том, что в рамках исследовательской работы предпринята попытка рассмотреть современное положение российской культуры и ее основные проблемы связанные с становлением и возрождением российской культуры и ее роли в мировой культуре. В рамках данной работы предпринята попытка изучения традиционной культуры тувинского народа, а именно возрождения традиционной культуры.
Историография вопроса. Специальных научных работ, посвященных проблемам новейшей культуры России практически нет. В работах таких ученых как Мухаева Р.Т. , Быкова В. , Шестаков В.А . Малинковича В ., Фортунатов В.В. , Воронцова В.А?, Деркача О ., Омельченко Н.А , и др использовались в основном научные публикации. 
Заметно увеличивается интерес исследователей к проблемам «постсоветского» периода. Так, в частности, диссертации Д. В. Коннычева , О. М. Сазанова , Т. К. Маякина”, посвящены изучению отдельных аспектов современной культуры России.
Вопросы современного состояния культуры нашли отражение в работах таких известных культурологов, как Балакиной Т.И. , Беловой Т. , Кошмана Л.В. , Шульгина В.С. , Зезиной М.Р. , Ильина Т.В., Киселева Г.С.и др.
В данной работе использованы научные труды историков, таких как Л.П. Потапова, С.И. Вайнштейна, В.П. Дьяконовой, Н.А. Алексеева, В.И. Басилова, М.Б. Кении-Лопсана, Д.С. Куулара, Н.Т. Ултургашевой, А.К. Кужугет, Б.И. Татаринцева, Н.Г. Курбатского, З.К. Кыргыс, М. X. Маннай- оола, Ю. Л. Аранчына, Н. А. Сердобова.' и других. В этих работах исследованию подвергнут широкий комплекс проблем, в том числе и социально-культурные отношения в Туве.
Тувинский фольклор исследовали А.К. Калзан, Д.С. Куулар, З.К. Кыргыс, З.Б. Самдан, Г.Н. Курбатский, О.-К. Дарыма, Ч.Ч. Куулар, Л.В. Гребнев, М.А. Хадаханэ, В.Ю. СузукейА М.Б. Кенин-Лопсан,2" СМ. Орус- оол, А.С. Донгак, Ж.М. Юша. Значимость работ этих ученых состоит в том, что позволяет глубже понять культурный контекст истории народной культуры тувинцев.
Весьма существенный вклад в развитие тувинский культуры внесла З.К. Кыргыс, были изучены такие работы как «Тувинское горловое пение».
Источниковая база исследования Нормативно-правовой основой работы являются следующие документы: Государственная программа «Культура России (2012-2018 годы)» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. №186. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг.» , утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, с изменениями от 13 ноября 2006 г.; «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва» ; Межведомственная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Тыва в 2007-2008 гг.» , утвержденной Постановлением Правительством РТ от 21 августа 2006 г. №991; Муниципальная целевая программа «Молодежь Республики Тыва в 2009- 2010 гг.» , утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от 10 сентября 2008 г. №512. 
В работе использованы Интернет-ресурсы: сайт Правительства РФ, электронной библиотеки, государственной статистики РФ, издательства «Просвещение».
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в средней школе на уроках истории, и на практических занятиях по культуре России.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема культуры в России в современное время чрезвычайно актуальна. Несомненно, что культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни, она организует ее и вытесняет инстинктивную деятельность. В нашей стране в ходе перестройки экономических и социальных основ государства желание обрести определенность, уверенность в завтрашнем дне вызвали возникновение новых социальных групп самых разных направленностей - и в экономике, и в культуре, даже на бытовой почве.
Возрастает желание подражать Западу, исчезает духовная самобытность российской культуры, забывается история и культура целых регионов, особенно на Севере и Кавказе. Особенность проблемы положения культуры в том, что вложенные труд и средства дают результат не сразу, а в течение нескольких лет, или даже десятков лет. Ведь и ухудшение ситуации наступает не сразу - стоит вспомнить прошедшие с начала перестройки 15 лет.
Телевидение, кино, радио формируют искаженный вкус у подрастающего поколения - это подтверждено многими исследованиями.
Чтобы восстановить утерянное, потребуется целое поколение талантливых режиссеров, директоров, управляющих по делам культуры.
В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.
Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества в целом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом пути продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. В частности, предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должно ли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдет средства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующая точка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Однако, конкретная реализация этих положений продолжает оставаться под вопросом. Государство, по всей видимости, не вполне сознает, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации. Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния. Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям.
По поводу путей развития культуры в современной России также высказываются разнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного и политического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. Однако, это чревато возвратом к огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществляться автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества, то, с другой стороны, неминуемо ограничится иностранное влияние на культуру, что резко затруднит любые эстетические новации.
С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне в мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» по отношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждых тенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этом случае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляции культуры.
В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов.
В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.
Изучив историю, проблемы сохранения традиционной культуры тувинского народа в современных условиях пришли следующему выводу что, в русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные), принимают упорядоченный характер многообразные отношения и связи этнической целостности с окружающим миром.
Тува имеет богатую историю и самобытную культуру, уходящую своими корнями вглубь веков. История Тувы прошла через определенные стадии социального и духовного развития и внесла свой вклад в развитие народной культуры.



1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX нач. 20 века
2. Т.И. Балакина: отв. ред.О.М. Воснеценская; - М.: Наука, 2000.- 450с.
3. Белова Т.А. Культура и власть./ Т. Белова: отв. ред. М.С. Поляков - М.: Сфера, 2008. - 186 с.
4. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. - М.: Просвещение, 1972.- 180 с.
5. Воронцов В.А. Новейшая история России. Шоки без терапии эпохи Ельцина./ В.А. Воронцов - М.: Академический проект, 2009. - 387 с.
6. Деркач О. В. Переписка переживших перестройку./О. Деркач, В. Быков - М.: ПрозаиК, 2009. - 412 с.
7. Зезина М. Р. История русской культуры. / М.Р. Зезина, Л.В. Кошман, В.С. Шульгин - 2-е изд. - М.: Наука, 2012. - 465 с.
8. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. / Т.В. Ильина - М.: Академия, 2004. - 464 с.
9. Панин В.Д. История государственного управления России: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 348 с.
10. Павленко С. И. История России. Новейшее время. 1945-1999. - М.: ACT, Астрель, Олимп, 2007. - 276 с.
11. Ламина В. А. История Тувы. В 3-х томах - Новосибирск: Наука, 2007.
12. Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев. Структура и трансформации. Кемерово, 2006. - 130 с.
13. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М.: - Наука, 2007. -365 с.
14. Ламажаа Ч. К. Поколения Тувы XX века // Человек. 2008, № 4. 
15. Ламажаа Ч. К. Политическая культура Тувы // ПОЛИС. 2008, № 5.
16. Кужугет А. К. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX начало XX века). - Кызыл, 2003. - 347 с.
17. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001.- 276 с.
18. Куулар Д.С. Сказки // Очерки тувинского фольклора. Кызыл, 1976.- 486 с.
19. Куулар Д.С. Сказки // Очерки тувинского фольклора. Кызыл, 1976. - 387 с.
20. Кыргыс 3. К. Песенная культура тувинского народа. Кызыл, 1992. - 144с. 9 п. л.
21. Кыргыс 3. К. Тувинское горловое пение. Проблемы изучения. Новосибирск: Наука, 2002. - 235с. 16,5 п. л.
22. Кыргыс 3. К. Музыкальное исполнение тувинских сказок // Тувинские народные сказки, (сост. 3. Б.Самдан). Новосибирск: Наука, 1994. С.35-48. 0,7 п. л. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). Том №9).
23. Кыргыс 3. К. О тувинских эпических напевах // Тувинские героические сказания. (Сост. С. М. Орус-оол). Новосибирск: Наука, 1994. С. 39-52. 1 п. л. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Том № 12).
24. Кыргыс 3. К. Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии // Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста. Новосибирск, 1992.-С. 3-5. 0.1 п. л.
25. Кыргыс 3. К. Хоомей - памятник самобытной культуры тувинского и других народов Азии // Мелодии хоомея. Кызыл, 1994. - С. 13-16. 0,1 п. л.
26. Кыргыс 3. К. Тувинская музыка наших дней // УЗ ТНИИЯЛИ, вып. 17. Кызыл, 1975. - С. 140-147. 0,1 п. л.
27. Кыргыс 3. К. Тувинская музыка // БЭС. М., 1981. Т. 5. - С. 558. 0,1 п. л.
28. Кыргыс 3. К. Звукоподражания голосам животных и птиц в вокальной и инструментальной музыке тувинцев // Традиционный и современный
фольклор Приуралья и Сибири. Свердловск, 1979. - С. 12-32. 0,8 п. л.
29. Кыргыс З.К. Приемы звукообразования хоомея // Конгресс национальных систем образования ЮРТА. Традиционное жилище кочевых народов Азии. Кызыл, 2004. - С.4-22. 0,7 п. л.
30. Маннай-оол М.Х. Тувинцы: происхождение и формированиетувинского этноса. Новосибирск, 2004.
31. Москаленко Н. П. Этнополитическая история Тувы в XX веке. М.,
32. Мышлявцев Б. А. Современная Тува: нормативная культура (конец XX - начало 201 вв.). Автореферат... к.и.н. Новосибирск, 2002.
33. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России./ Р.Т. Мухаев - М.: Юнити-Дана, 2007. - 396 с.
34. Омельченко Н.А. История государственного управления в России./ Н.А. Омельченко - М.: Проспект, 2009. - 414 с.
35. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России. / Н.А. Омельченко - М.: Гардарики, 2007. - 386 с.
36. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций./Л.И. Семеникова - М., Наука, 2004 - 238с.
37. Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России/ Е.Ю. Сидоров - М.: Полис,2008. -С. 106-113.
38. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. / Е.М. Сковорцова - М.: Юнити, 2009. - 470с.
39. Сухомлинский В.А. Современная историография новейшей истории России и истории СССР. - М.: РИВШ, 2007. - 412 с.
40. Трофимов, А. В. Отечественная история, учеб, пособие : в 4 ч. / А. В.
41. Трофимов, И. В. Борзихина - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун¬та, 2009.
42. Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008. - СПб.: Питер, 2009. - 453 с.
43. Шевякин А.П. Разгром советской державы. От «оттепели» до «перестройки». - М.: Вече, 2009. - 349 с. 
44. Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: ACT, Астрель, ВКТ, 2008.-508 с.
Дополнительная литература
45. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. - М., 1990
46. Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Попытка осмысления опыта советской истории./ Г.С. Киселев - М., Альтернатива - 2010. - 256 с.
47. История мировой журналистики. / отв. Ред. Беспалова А.Г.- Ростов-на- Дону., 2003. - 78 с.
48. Малинкович В. Три революции и две перестройки. Этюды на темы советской истории./ В. Малинкович - М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2008. - 341 с.
49. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.
50. СССР после распада / Под редакцией О. Маргания. - М.: Экономическая школа, Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), Экономикус, 2007. - 349 с.
Периодическая печать
51. Симонов А. Лики цензуры // Журналист. 1993. № 6.- С. 45
52. Шульгин В.С. Новейшая история культуры России. //Общественные науки и современность - № 3. - 2008.
53. Люди Центра Азии. - Кызыл, 2003. - Т. 2. - С.45-47.
54. Сазанов О.М. Творчество И.Д. Сазанова в контексте русской литературы конца XIX - начала 20 века. - диссертация на соискание ученой степени - 2008 - Волгоград
55. Маякин Т.К. Военно-музыкальная культура России. - диссертация на соискание ученой степени - 2010- Нижний Новгород 
56. Мышлявцев Б.А. Русские и тувинцы: образ «другого». Проблема взаимодействия культур. Сибирский этнографический вестник. Лв 1- (15 Новосибирск, 2003
57. Конычев Д.В. Политическое участие в культуре: На примере российского регионального избирательного процесса- диссертация на соискание ученой степени - 2000 - Саратов
Интернет- ресурсы
57. http://librusec.boooka.ru/ сайт электронной библиотеки
58. http://www.gks.ru/ сайт государственной статистики России
59. htpp://www.prosv.ru/ — сайт издательства «Просвещение».
60. htpp://www.kremlin.ru/ - сайт Правительства Российской Федерации.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ