Проблемы развития культуры в современной России
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты культурного развития России в новейшее время 8
1.1. Тенденции культурного развития России в 1990-х гг 8
1.2. Особенности развития литературного процесса и жанров искусства: архитектура, кинематограф, театр 16
1.3. Влияние средств массовой информации на культуру и массовое сознание 27
Глава 2. Современное состояние культуры в России 35
2.1. Актуальные проблемы культуры современной России 35
2.2. Культура современной России ее роль в мировой культуре ... 40
2.3. Сохранение традиционной культуры народов России (на примере тувинской культуры) 44
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 61
Глава 1. Теоретические аспекты культурного развития России в новейшее время 8
1.1. Тенденции культурного развития России в 1990-х гг 8
1.2. Особенности развития литературного процесса и жанров искусства: архитектура, кинематограф, театр 16
1.3. Влияние средств массовой информации на культуру и массовое сознание 27
Глава 2. Современное состояние культуры в России 35
2.1. Актуальные проблемы культуры современной России 35
2.2. Культура современной России ее роль в мировой культуре ... 40
2.3. Сохранение традиционной культуры народов России (на примере тувинской культуры) 44
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 61
Актуальность темы. Культура как явление сложное и многогранное связано множеством нитей с современным историческим процессом. Именно в ней наиболее ясно высвечиваются все противоречия и сложности развития общества. Поэтому анализ тенденций развития культуры интересен не только сам по себе, но и позволяет лучше понять процессы, протекающие в других сферах жизни общества.
На сегодняшний день в науке существует около трехсот определений культуры. В данной работе культура будет пониматься как форма исторической жизни человека и общества и как центральный элемент цивилизации. В этом случае носителем формы исторической жизни выступает культурно-исторический тип со своей картиной мира и системой ценностей, созданных обществом, в которых отражены присущие представителям каждой цивилизации «привычки сознания», т.е. способ оценки действительности, особенности видения мира и мотивации поведения. Сама картина мира и система ценностей раскрываются через такие категории культуры, как пространство, время, жизнь, смерть, счастье, труд, богатство и т.д.
Объектом данной работы являются развитие культурной жизни России на рубеже XX и XXI вв.
Предметом данной работы является культура России в новейшее время и ее проблемы в современное время.
Цель работы - изучить культуру России в новейшее время и попытаться выявить проблемы современной культуры России.
Задачи:
- рассмотреть культуру России в «постсоветский» период;
- изучить основные направления культурной жизни современной России;
- выявить основные проблемы культуры в современной России;
- рассмотреть роль российской культуры в мировой культуре;
- выявить проблемы сохранения традиционной культуры тувинцев.
Территориальные рамки работы охватывают современную территорию Российскую Федерацию.
Хронологические рамки охватывают с 1991г. по настоящее время.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы историзма и научной объективности. В работе применяется системный подход традиционных исторических методов (описательный, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, текстологический, методы и методика источниковедения, методы историографического анализа) и метод анализа и синтеза.
Научная новизна работы состоит в том, что в рамках исследовательской работы предпринята попытка рассмотреть современное положение российской культуры и ее основные проблемы связанные с становлением и возрождением российской культуры и ее роли в мировой культуре. В рамках данной работы предпринята попытка изучения традиционной культуры тувинского народа, а именно возрождения традиционной культуры.
Историография вопроса. Специальных научных работ, посвященных проблемам новейшей культуры России практически нет. В работах таких ученых как Мухаева Р.Т. , Быкова В. , Шестаков В.А . Малинковича В ., Фортунатов В.В. , Воронцова В.А?, Деркача О ., Омельченко Н.А , и др использовались в основном научные публикации.
Заметно увеличивается интерес исследователей к проблемам «постсоветского» периода. Так, в частности, диссертации Д. В. Коннычева , О. М. Сазанова , Т. К. Маякина”, посвящены изучению отдельных аспектов современной культуры России.
Вопросы современного состояния культуры нашли отражение в работах таких известных культурологов, как Балакиной Т.И. , Беловой Т. , Кошмана Л.В. , Шульгина В.С. , Зезиной М.Р. , Ильина Т.В., Киселева Г.С.и др.
В данной работе использованы научные труды историков, таких как Л.П. Потапова, С.И. Вайнштейна, В.П. Дьяконовой, Н.А. Алексеева, В.И. Басилова, М.Б. Кении-Лопсана, Д.С. Куулара, Н.Т. Ултургашевой, А.К. Кужугет, Б.И. Татаринцева, Н.Г. Курбатского, З.К. Кыргыс, М. X. Маннай- оола, Ю. Л. Аранчына, Н. А. Сердобова.' и других. В этих работах исследованию подвергнут широкий комплекс проблем, в том числе и социально-культурные отношения в Туве.
Тувинский фольклор исследовали А.К. Калзан, Д.С. Куулар, З.К. Кыргыс, З.Б. Самдан, Г.Н. Курбатский, О.-К. Дарыма, Ч.Ч. Куулар, Л.В. Гребнев, М.А. Хадаханэ, В.Ю. СузукейА М.Б. Кенин-Лопсан,2" СМ. Орус- оол, А.С. Донгак, Ж.М. Юша. Значимость работ этих ученых состоит в том, что позволяет глубже понять культурный контекст истории народной культуры тувинцев.
Весьма существенный вклад в развитие тувинский культуры внесла З.К. Кыргыс, были изучены такие работы как «Тувинское горловое пение».
Источниковая база исследования Нормативно-правовой основой работы являются следующие документы: Государственная программа «Культура России (2012-2018 годы)» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. №186. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг.» , утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, с изменениями от 13 ноября 2006 г.; «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва» ; Межведомственная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Тыва в 2007-2008 гг.» , утвержденной Постановлением Правительством РТ от 21 августа 2006 г. №991; Муниципальная целевая программа «Молодежь Республики Тыва в 2009- 2010 гг.» , утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от 10 сентября 2008 г. №512.
В работе использованы Интернет-ресурсы: сайт Правительства РФ, электронной библиотеки, государственной статистики РФ, издательства «Просвещение».
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в средней школе на уроках истории, и на практических занятиях по культуре России.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
На сегодняшний день в науке существует около трехсот определений культуры. В данной работе культура будет пониматься как форма исторической жизни человека и общества и как центральный элемент цивилизации. В этом случае носителем формы исторической жизни выступает культурно-исторический тип со своей картиной мира и системой ценностей, созданных обществом, в которых отражены присущие представителям каждой цивилизации «привычки сознания», т.е. способ оценки действительности, особенности видения мира и мотивации поведения. Сама картина мира и система ценностей раскрываются через такие категории культуры, как пространство, время, жизнь, смерть, счастье, труд, богатство и т.д.
Объектом данной работы являются развитие культурной жизни России на рубеже XX и XXI вв.
Предметом данной работы является культура России в новейшее время и ее проблемы в современное время.
Цель работы - изучить культуру России в новейшее время и попытаться выявить проблемы современной культуры России.
Задачи:
- рассмотреть культуру России в «постсоветский» период;
- изучить основные направления культурной жизни современной России;
- выявить основные проблемы культуры в современной России;
- рассмотреть роль российской культуры в мировой культуре;
- выявить проблемы сохранения традиционной культуры тувинцев.
Территориальные рамки работы охватывают современную территорию Российскую Федерацию.
Хронологические рамки охватывают с 1991г. по настоящее время.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы историзма и научной объективности. В работе применяется системный подход традиционных исторических методов (описательный, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, текстологический, методы и методика источниковедения, методы историографического анализа) и метод анализа и синтеза.
Научная новизна работы состоит в том, что в рамках исследовательской работы предпринята попытка рассмотреть современное положение российской культуры и ее основные проблемы связанные с становлением и возрождением российской культуры и ее роли в мировой культуре. В рамках данной работы предпринята попытка изучения традиционной культуры тувинского народа, а именно возрождения традиционной культуры.
Историография вопроса. Специальных научных работ, посвященных проблемам новейшей культуры России практически нет. В работах таких ученых как Мухаева Р.Т. , Быкова В. , Шестаков В.А . Малинковича В ., Фортунатов В.В. , Воронцова В.А?, Деркача О ., Омельченко Н.А , и др использовались в основном научные публикации.
Заметно увеличивается интерес исследователей к проблемам «постсоветского» периода. Так, в частности, диссертации Д. В. Коннычева , О. М. Сазанова , Т. К. Маякина”, посвящены изучению отдельных аспектов современной культуры России.
Вопросы современного состояния культуры нашли отражение в работах таких известных культурологов, как Балакиной Т.И. , Беловой Т. , Кошмана Л.В. , Шульгина В.С. , Зезиной М.Р. , Ильина Т.В., Киселева Г.С.и др.
В данной работе использованы научные труды историков, таких как Л.П. Потапова, С.И. Вайнштейна, В.П. Дьяконовой, Н.А. Алексеева, В.И. Басилова, М.Б. Кении-Лопсана, Д.С. Куулара, Н.Т. Ултургашевой, А.К. Кужугет, Б.И. Татаринцева, Н.Г. Курбатского, З.К. Кыргыс, М. X. Маннай- оола, Ю. Л. Аранчына, Н. А. Сердобова.' и других. В этих работах исследованию подвергнут широкий комплекс проблем, в том числе и социально-культурные отношения в Туве.
Тувинский фольклор исследовали А.К. Калзан, Д.С. Куулар, З.К. Кыргыс, З.Б. Самдан, Г.Н. Курбатский, О.-К. Дарыма, Ч.Ч. Куулар, Л.В. Гребнев, М.А. Хадаханэ, В.Ю. СузукейА М.Б. Кенин-Лопсан,2" СМ. Орус- оол, А.С. Донгак, Ж.М. Юша. Значимость работ этих ученых состоит в том, что позволяет глубже понять культурный контекст истории народной культуры тувинцев.
Весьма существенный вклад в развитие тувинский культуры внесла З.К. Кыргыс, были изучены такие работы как «Тувинское горловое пение».
Источниковая база исследования Нормативно-правовой основой работы являются следующие документы: Государственная программа «Культура России (2012-2018 годы)» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. №186. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг.» , утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, с изменениями от 13 ноября 2006 г.; «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва» ; Межведомственная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Тыва в 2007-2008 гг.» , утвержденной Постановлением Правительством РТ от 21 августа 2006 г. №991; Муниципальная целевая программа «Молодежь Республики Тыва в 2009- 2010 гг.» , утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от 10 сентября 2008 г. №512.
В работе использованы Интернет-ресурсы: сайт Правительства РФ, электронной библиотеки, государственной статистики РФ, издательства «Просвещение».
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в средней школе на уроках истории, и на практических занятиях по культуре России.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Проблема культуры в России в современное время чрезвычайно актуальна. Несомненно, что культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни, она организует ее и вытесняет инстинктивную деятельность. В нашей стране в ходе перестройки экономических и социальных основ государства желание обрести определенность, уверенность в завтрашнем дне вызвали возникновение новых социальных групп самых разных направленностей - и в экономике, и в культуре, даже на бытовой почве.
Возрастает желание подражать Западу, исчезает духовная самобытность российской культуры, забывается история и культура целых регионов, особенно на Севере и Кавказе. Особенность проблемы положения культуры в том, что вложенные труд и средства дают результат не сразу, а в течение нескольких лет, или даже десятков лет. Ведь и ухудшение ситуации наступает не сразу - стоит вспомнить прошедшие с начала перестройки 15 лет.
Телевидение, кино, радио формируют искаженный вкус у подрастающего поколения - это подтверждено многими исследованиями.
Чтобы восстановить утерянное, потребуется целое поколение талантливых режиссеров, директоров, управляющих по делам культуры.
В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.
Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества в целом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом пути продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. В частности, предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должно ли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдет средства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующая точка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Однако, конкретная реализация этих положений продолжает оставаться под вопросом. Государство, по всей видимости, не вполне сознает, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации. Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния. Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям.
По поводу путей развития культуры в современной России также высказываются разнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного и политического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. Однако, это чревато возвратом к огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществляться автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества, то, с другой стороны, неминуемо ограничится иностранное влияние на культуру, что резко затруднит любые эстетические новации.
С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне в мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» по отношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждых тенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этом случае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляции культуры.
В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов.
В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.
Изучив историю, проблемы сохранения традиционной культуры тувинского народа в современных условиях пришли следующему выводу что, в русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные), принимают упорядоченный характер многообразные отношения и связи этнической целостности с окружающим миром.
Тува имеет богатую историю и самобытную культуру, уходящую своими корнями вглубь веков. История Тувы прошла через определенные стадии социального и духовного развития и внесла свой вклад в развитие народной культуры.
Возрастает желание подражать Западу, исчезает духовная самобытность российской культуры, забывается история и культура целых регионов, особенно на Севере и Кавказе. Особенность проблемы положения культуры в том, что вложенные труд и средства дают результат не сразу, а в течение нескольких лет, или даже десятков лет. Ведь и ухудшение ситуации наступает не сразу - стоит вспомнить прошедшие с начала перестройки 15 лет.
Телевидение, кино, радио формируют искаженный вкус у подрастающего поколения - это подтверждено многими исследованиями.
Чтобы восстановить утерянное, потребуется целое поколение талантливых режиссеров, директоров, управляющих по делам культуры.
В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.
Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества в целом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом пути продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. В частности, предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должно ли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдет средства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующая точка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Однако, конкретная реализация этих положений продолжает оставаться под вопросом. Государство, по всей видимости, не вполне сознает, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации. Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния. Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям.
По поводу путей развития культуры в современной России также высказываются разнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного и политического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. Однако, это чревато возвратом к огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществляться автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества, то, с другой стороны, неминуемо ограничится иностранное влияние на культуру, что резко затруднит любые эстетические новации.
С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне в мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» по отношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждых тенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этом случае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляции культуры.
В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов.
В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.
Изучив историю, проблемы сохранения традиционной культуры тувинского народа в современных условиях пришли следующему выводу что, в русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные), принимают упорядоченный характер многообразные отношения и связи этнической целостности с окружающим миром.
Тува имеет богатую историю и самобытную культуру, уходящую своими корнями вглубь веков. История Тувы прошла через определенные стадии социального и духовного развития и внесла свой вклад в развитие народной культуры.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛАГРАНД»
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4560 р. Год сдачи: 2016 - Формирование и развитие страхового рынка в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Общешкольный фестиваль народных культур и традиций «Калейдоскоп национальностей» как средство развития культуры межнационального общения младших подростков
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Предложение на рынке труда в современной России (Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2020 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



