ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАКОМСТВА С ОБЫЧАЯМИ И ТРАДИЦИЯМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Толерантность как психолого-педагогическое явление 8
1.2. Формирование толерантности к представителям других
национальностей у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 22
1.3. Роль обычаев и традиций в формировании толерантности у детей
старшего дошкольного возраста 31
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЗНАКОМСТВУ С ОБЫЧАЯМИ И ТРАДИЦИЯМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня толерантности у детей старшего дошкольного
возраста 41
2.2. Организация работы по знакомству с обычаями и традициями
разных народов как средству формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста 51
2.3. Определение эффективности использования обычаев и традиций в работе по формированию толерантности у детей старшего дошкольного
возраста 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. В обществе продолжает нарастать социальная напряжённость, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности нашей страны и её населению.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность всё больше распространяется в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в детские сообщества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей [14].
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Каждый народ велик своей историей и культурой, своей неповторимостью. Общечеловеческие ценности усваиваются не абстрактно, а через познание, усвоение национальных традиций, обычаев, многовековой культуры своего народа. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей. Ребёнок не рождается ни русским, ни марийцем, ни татарином или мордвином, но он живёт и воспитывается в определённой этнической среде.
Первый человек, с которым ребёнок вступает общение - это мать. Он слышит её речь, язык, узнаёт других членов семьи, познаёт окружающий его мир. Постепенно ребёнок познаёт традиции, обычаи, устои своей семьи, а потом и своего народа. Он усваивает определённые нормы поведения, даёт оценку окружающему миру и самому себе. Лишь хорошо зная национальные традиции, многовековую культуру своего народа, человек сумеет понять и оценить, научиться уважать культуру других народов [9].
Воспитание толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности, дошкольное образование. Именно в дошкольном возрасте у ребёнка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо реализовывать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимоотношении их с «другими» детьми, отличающимися от них.
Актуальность воспитания толерантности у подрастающего поколения обусловлена спецификой современной ситуации, которая характеризуется динамичным развитием, ускоренными темпами нарастания информации, противоречивостью точек зрения на одно и то же явление. В зависимости от мотивов, установок, представлений личности, поставленных целей, избранных способов взаимодействия и поведения в конкретной ситуации может приобрести и конструктивный, и деструктивный характер.
Данные психолого-педагогических исследований показывают, что шестой год жизни является сензитивным для формирования нравственных ориентиров ребёнка. Именно в этом возрасте осмысливаются и усваиваются моральные установки, идеалы нравственного поведения, развиваются способы отношения к себе, другим людям, природе и культуре (Л.И. Божович, Е.И. Исаев, В.С. Мухина, В.И. Слободчиков и др.). Л.С. Выготский доказал, что основные факторы психического развития ребёнка связаны с его социальными отношениями, характер которых определяет протекание его индивидуальной или совместной деятельности. У ребёнка 6-го года жизни формируется опыт выражения отношения к миру, которое может иметь различную модальность, поэтому воспитание толерантности у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.
Все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной нами темы исследования.
Объект исследования - процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - знакомство с обычаями и традициями разных народов как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности знакомства с обычаями и традициями разных народов в работе по формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста...
В последнее время проблема воспитания толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости, жестокости по отношению к людям других национальностей. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства авторов, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на дошкольном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребёнка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости формирования толерантности у старших дошкольников.
В нашей работе мы рассмотрели понятие толерантности, особенности формирования толерантности к представителям других национальностей у детей старшего дошкольного возраста; раскрыли роль обычаев и традиций разных народов в формировании толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Для проверки эффективности данных средств мы провели исследование...
1. Абдулкаримов Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности. // Дополнительное образование. - 2002. - №2. - С. 38-40.
2. Абсалямова А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: Творчество, 2005. - 92 с.
3. Адеенко Т.Р. Психология развития ребёнка. - М.: 2010. - 341 с.
4. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. - М.: Мемориал, 2001. - С. 61-63.
5. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность». // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. - С. 8-18.
6. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого. // Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - №2. - С. 23.
7. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История. Первое сентября. - 2002. - №33. - С. 29; №34. - С. 24.
8. Голынкина В.Д. А как жить в такой злобе (разговор о доброте)? // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 18-28.
9. Гроссман А.Д. Психология личности ребёнка. - Курск, 2008. - 392 с.
10. Дерманова И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: метод. рекомендации. - СПб.: Питер, 2001. - 78 с.
11. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное
образование, 2002. - 54 с.
12. Дуюнова О.В. Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов у детей старшего дошкольного возраста. // Молодой учёный.
- 2016. - №12. - С. 34-37. - URL: https://moluch.ru/archive/116/31987/
13. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. - Тольятти: Издательство ТФСамГПУ, 2001. - 157 с.
14. Захарова Л.М. Использование дидактических игр в этнокультурном
воспитании дошкольников. // Начальная школа. Плюс до и после. - 2010. - №3. - С. 70-73. - URL: http://school2100.com/upload/iblock/0c4/0c449e08
debba54f768d58b191a857fe.pdf
15. Захарова Л.М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX вв.): автореф. дисс.. канд. пед. наук. - М., 2001...38
- 17 с.